/
Результат поиска


Лифинцева Н. И. К. Д. Ушинский о формах взаимного соотнесения и гармонии веры и научного знания в образовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 29-38.
PDF
Сегодня в философии и истории науки, при всем многообразии позиций и учений, утвердилось понимание того, что наука принципиально не может обойтись без веры. Вера и знание не только не взаимоисключают, но предполагают друг друга. В научном познании вера играет важную роль не только в процессе выдвижения парадигм, теорий, гипотез, но и в ходе их принятия научным сообществом. Автор утверждает, что вера, как фундаментальная установка доверия, «встроена» в нашу познавательную деятельность, является ее необходимым компонентом и делает возможным сам процесс познания. Современная научная психология признает, что вера конституирует человеческую идентичность, образует само ядро личности, выступает своеобразным конструктом, системой отсчета и оценки личностью мира и определяет всю психологическую организацию человека, его внутренний мир, структурирует и трансформирует его картину мира. Если нерелигиозная вера (научная, обыденная) определяет и обусловливает текущие деятельности, то религиозная вера по своей сути «восходит» и определяет связь с «предельными» вопросами жизни и смерти человека, завершает и удерживает духовную сферу человека как вершину его облика. Научное образование призвано сформировать научную картину мира у школьников, что является основной целью обучения в современной школе. Однако известно, что научное понимание мира не является изолированным от других способов его познания, которые во многих случаях оказываются приоритетными. К тому же наука никогда не могла дать окончательного ответа на вопрос, как устроен мир. Религиозное познание, религиозные искания относительно человека, его природы и смыслов существования часто оказываются глубже и тоньше, нежели научные подходы и конструкции. Не случайно проблемы веры, религиозного сознания чрезвычайно важны были для крупнейших ученых мира, в том числе психологов и педагогов, что определяло не только их личную жизнь, но и построение научных концепций.
Лифинцева Нина Ивановна
Лифинцева Н. И. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования целостного образа мира развивающегося человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 53-61.
PDF
В статье актуализируется проблема психологического содержания и механизмов духовно-нравственного воспитания личности; проблематизируется содержание понятий «целостный образ мира», «образ развития», «психологический механизм духовного воспитания»; обозначаются источники и психологическое содержание духовно-нравственного воспитания развивающегося человека в контексте педагогического учения К. Д. Ушинского.
целостный образ мира, психологический механизм воспитания, образ развития, психологическое содержание духовно-нравственного развития
Лифинцева Нина Ивановна
Лифинцев Д. В., Анцута А. Н. Цели и функции социальной работы в экосистемной перспективе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 75-81.
PDF
Статья посвящена описанию основных целей и функций социальной работы в экосистемной перспективе. Особое внимание уделяется функциональному содержанию процесса социальной работы и деятельности социального работника.
социальная работа, экосистемная перспектива, структурно-функциональная теория социального действия
Siporin M. Introduction to Social Work Practice, New York, 1975.
Parsons T. 1965 “Obshheteoreticheskie problemy sociologii” (General Theoretical Problems of Sociology), in Sociologija segodnja: Problemy i perspektivy, Moscow, 1965.
Parsons T. 1960 “Pattern Variables Revisited”, in American Sociology Review, 1960, vol. 25, pp. 457–483.
Glasser P., Garvin Ch. 1977 “Social Group Work: The organizational and environmental approaches”, in Encyclopedia of Social Work, Washington, 1977, pp. 1338–1350.
Konopka G. Social Group Work: A Helping Process, Englewood Cliffs, New York, 1972.
Shwarz W. 1961 “The Social Worker in the Group”, in Social Welfare Forum, New York, 1961, pp. 146–171.
Anderson R., Powell M. 1980 “Social services in School”, in Gilbert N., Specht H. (eds.) Handbook of Social Services, New York, 1980, pp. 234–249.
Erlich J., Rivera F. 1980 “Community Organizing and Community Development”, in Gilbert N., Specht H. (eds.) Handbook of Social Services, New York, 1980, pp. 472–489.
Gilbert N., Specht H. 1977 “Social Planning and Community Organization: Approaches”, in Encyclopedia of Social Work, Washington, 1977, pp. 1412–1424.
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Анцута Анна Николаевна
Лифинцева Н. И. Святоотеческое наследие как источник формирования смыслового пространства современной педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 69-83.
PDF
В статье актуализируется проблема источников формирования и развития профессионально-педагогического сознания, его смыслового содержания. Автор обосновывает актуальность обращения современной педагогики к христианско-антропологическому святоотеческому наследию, опыту духовного становления человека, поскольку именно святоотеческое учение содержит и понимание, и пророческое отношение к будущему. В статье рассматриваются феномены, составляющие содержание и механизмы рождения и преобразования души развивающегося человека, его духовного «пробуждения» в процессе воспитания. Рассматривается роль воспитания в условиях утверждения постмодернистских ценностей, «коммерциализации» образования; отмечаются последствия превращения знания и образования в товар для психологического и духовного здоровья развивающегося человека. На основании методологии целостного, системно-деятельностного подхода к развитию человека, его личностному, духовному восхождению автор делает вывод о том, что современная педагогическая практика и педагогика как наука и искусство воспитания и образования человека должны быть «освещены» культурными (человеческими) смыслами и в идеале ориентированы на «предельные» (высшие) смыслы человеческого бытия. Анализ духовных источников показывает, что без Божественного просвещения человеческое знание ничего более, как рационализм; наука не только может, но и должна быть использована в духовной жизни, если способствует одухотворению человека. В статье подчеркивается, что актуальной проблемой современной педагогики является разработка адекватной концепции духовно-нравственного воспитания и развития человека, его внутреннего образования, образования души, духовного преобразования.
смысловое пространство педагогики, педагогическое сознание, воспитание, образование человека, психологическое здоровье, человек «обыденный», образованность, образовательные услуги
1. Antony Surozhskij. Duhovnaya zhizn (Spiritual Life), Kiev, 2008.
2. Archimandrit Ioann (Maslov). Simfoniya. Po tvoreniyam Svyatitelya Tihona Zadonskogo (The Concordance. After Works by Tihon Zadonskiy), Moscow, 1996.
3. Bachtin M. M. Estetika slovesnogo tvorcestva (The Aesthtics of Verbal Creative Work), Moscow, 1986.
4. Bim-Bad B. M. Put k spaseniyu: pedagogicheskaya anropologiya I. Kanta (The Way to Salvation: Pedagogical Anthropology of I. Kant), Moscow, 1994.
5. Ilin I.A. Put k ochevidnosti (The Way to Evidence), Moscow, 1993, vol. 2.
6. Leontev D. A. 2011, in Voprosy psichologii (The Issues of Psychologi), vol. 1, pp. 10-12.
7. Mamardaschvili M.K. Kak ya ponimayu filosofiyu (How I Understand Philosophy), Moscow, 1990.
8. Porfirij Kavsokalivit. Tsvetoslov sovetov (The Antologion of Advices), Moscow, 2008.
9. Puzypej A. A. Psychologiya. Psychotechnika. Psychagogika (Psychology. Psychotechnics. Psychogogy), Moscow, 2005.
10. Uschinskij K. D. Pedagogicheskie sochineniya (Selected Pedagogical Works), Moscow, 1950, vol. 10.
11. Zenkovskij V. V. 2003, in Voprosy filosofii, vol. 12.
12. Zinchenko V. P. Zhivoe znanie: psichologicheskay pedagogika (The Live Knowledge: Psychological Pedagogics), Samara, 1996.
Лифинцева Нина Ивановна
Лифинцев Д. В., Анцута А. Н. Социальная реабилитация в контексте биопcиxоcоциальной модели здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 50-60.
PDF
В статье рассматривается значение, которое имеет для практики деятельности социальных работников биопсихосоциальная модель здоровья. Проанализированы современные подходы к социальной реабилитации пациентов, основной акцент в которых делается на психологических или социальных аспектах выздоровления. Показано, что начиная с 1980-х гг. в научных исследованиях, посвященных социальной реабилитации и социальным аспектам здоровья, накапливается все больше эмпирических свидетельств в пользу эффективности моделей медицинской и психиатрической помощи. Принципы биопсихосоциального подхода к медицинской помощи, предложенные американским врачом Джорджем Энджелом, предлагают учитывать и использовать для организации этой помощи пациентам комплекс социальных и психологических факторов, которые не принимаются во внимание в рамках понимания болезни как биохимического нарушения. Дальнейшее развитие биопсихосоциального подхода способствовало смещению акцентов в интерпретации проблем физического и психического благополучия человека. В статье проанализированы две тенденции, которые можно обнаружить в развитии биопстхосоциальной модели медицинской помощи. Первая тенденция — это включение в системы данной помощи форм и методов работы, способных повлиять на субъективные репрезентации болезни и сопутствующие ей жизненные обстоятельства в рамках психологического консультирования и психотерапевтического сопровождения лечения. Вторая тенденция — это организация эффективной системы социально-медицинской профилактики и социальной реабилитации за счет влияния на экосистемные факторы жизнедеятельности человека, направленной на снижение уровня жизненного стресса. В статье предлагается вывод, что особую роль в развитии подходов к социальной реабилитации в сфере психического и физического здоровья начинают играть именно методы работы с сетями социальных контактов индивида, способы активации его естественных систем поддержки и создания мультибригадных форматов социальной помощи, важную роль в которых должны играть высококвалифицированные социальные работники.
социальная реабилитация, социальная работа, психическое здоровье, социальные факторы благополучия, биопсихосоциальная модель здоровья, социальное функционирование, социальные сети, социальная поддержка, мультипрофессиональные бригады в системе социальной
1. Frolova Ju. G. Medicinskaja psihologija (Medical Psychology), Minsk, 2011.
2. Berkman L., Glass T., Brissette I., Seeman T. 2000 “From social integration to health: Durkheim in the new millennium”, in Social Science and Medicine, 2000, vol. 51/6, pp. 843—857.
3. Borrell-Garrio Fr., Suchman A. L., Epstein R. M. 2004 “The Biopsychosocial Model 25 Years Later: Principles, Practice, and Scientific Inquiry”, in Annals of Family Medicine, 2004, vol. 2/6, pp. 576—582.
4. Engel G. 1977 “The Need for a New Medical Model: A Challenge for Biomedicine”, in Science, 1977, vol. 196, pp. 129—136.
5. Falloon I., Fadden G. Integrated Mental Health Care, Cambridge, 1993.
6. Kinderman P. 2005 “A psychological model of mental disorder”, in Harvard Review of Psychiatry, 2005, vol. 13, pp. 206—217.
7. Kinderman P., Tai S. 2006 “Clinical Implications of a Psychological Model of Mental Disorder”, in Behavioral and Cognitive Psychotherapy, 2006, vol. 35, pp. 1—14.
8. Kinderman P. 2009 “Understanding and Addressing Psychological and Social Problems: the Mediating Psychological Processes Model”, in International Journal of Social Psychiatry, 2009, vol. 55, p. 464.
9. Marsden P., Friedkin N. 1994 “Network studies of social influence”, in Wasserman S., Galaskiewicz J. (eds.) Advances in social network analysis: Research in the social and behavioral sciences, Thousand Oaks, CA, 1994, pp. 3—26.
10. Uchino B. Social Support and Physical Health: Understanding the Health Consequences of Relationships, New Haven, CT, 2004.
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Анцута Анна Николаевна
Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Анцута А. Н. Социальная поддержка: сопоставительный анализ политико-правового и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 7-14. DOI: 10.15382/sturIV201641.7-14
В статье выделено два подхода к пониманию социальной поддержки, которые основаны на ее понимании как политико-правового и социально-психологического феномена. Показано, что в рамках политико-правового подхода социальная поддержка как понятие не имеет четких границ, а ее содержание в законодательных документах не отделено от других понятий, регулирующих социальную политику («социальная помощь», «социальная защита», «социальное обеспечение»). В социально-правовой интерпретации субъектом социальной поддержки является государство, а реципиентом — население, понимаемое как недифференцированный объект для государственного управления. С точки зрения социально-психологического подхода поддержка рассматривается как коммуникативный феномен, основным содержанием которого является обмен между людьми необходимой им для решения жизненных проблем информацией, эмоциями, различными формами заботы и практической помощи. Социальная поддержка как психологический феномен рассматривает индивидуальное благополучие как следствие устойчивых отношений со своим ближайшим социальным окружением. Утверждается, что психологический взгляд на поддержку легче интегрировать в повседневные практики помощи в социальной работе, поскольку он ближе к естественным формам организации жизни в семье, малых группах и сообществах.
межличностная коммуникация, политико-правовой подход, социальная поддержка, социально-психологический подход.
1. Бутаев Г. Р. Концептуальные основы реформирования конституционно-правового института социального государства на современном этапе // Современное право. 2011. № 1. С. 19–23.
2. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2000. № 2. С. 46–59.
3. Карданова И. В. К вопросу об определении понятия «социальная поддержка» (конституционно-правовой аспект) // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010. № 4. С. 40–42.
4. Кирилловых А. А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 72–83.
5. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Ю. А. Дмитриев, ред. М., 2009.
6. Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.
7. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как психологический феномен // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 105–117.
8. Охохонин Е. М. Генезис идей социального государства // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010. № 25 (201). С. 6–10.
9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М., 2001.
10. Carstensen L. L. 1991 “Socioemotional and selectivity theory: Social activity in life-span context”, in Annual Review of Gerontology and Geriatrics, 1991, vol. 11, pp. 195–217.
11. Cohen S. E., Wills T. A. 1985 “Stress, Social Support, and the Buffering Hypothesis”, in Psychological Bulletin, 1985, vol. 98/2, pp. 310–357.
Лифинцев Дмитрий Валентинович
Серых Анна Борисовна
Анцута Анна Николаевна