/
Результат поиска


Лебедев В. В. Лексемы со значением «Бог» в богослужебных книгах арабов-христиан // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 46-58.
PDF
Объектом исследования в данной статье являются лексемы со значением «Бог» во всех их словоформах, встречающихся в богослужебных текстах арабов-христиан, целью исследования — уточнение их грамматической идентификации и семантики. В статье затрагиваются также отдельные вопросы функционирования арабского языка как знаковой системы и некоторые особенности арабской языковедческой традиции, имеющие отношение к объекту исследования.
Бог, арабы-христиане, система знаков, лексема, словоформа, контекст
1. Ahmad Sulajman Jakut. Zjahirat al-i ^ b fi-n-nahv al-'arabijj, Algeria, 1983.
2. Gabuchan G. M. Teorija artiklja i problemy arabskogo sintaksisa (Theory of Article and Problems of Arabic Syntax), Moscow, 1972.
3. Gabuchan G. M. Arabskoe slovoizmenenie: Dis... d-ra filol. nauk (Arabic Inflection: Dissertation), Moscow, 2000.
4. Zhurinskaja M. A. 1990 “Posessivnost'” (Possessivity), in Lingvisticheskij jenciklopedicheskij slovar', Moscow, 1990, p. 389.
5. al-Klmus al-dzhadid li-t-tullab, Tunis, Algeria, 1985.
6. Lebedev V. V. Uchis' chitat' Koran po-arabski (Learn how to Read Quran in Arabic), Moscow, 2002.
7. as-Sa ^ as-saharijja... Hidmat al-Kudads al-Ilahijj li-l-kiddis Juhan t az-Zahabijj al-fam, Amman, 2003.
8. Tammam Hassan. Al-Luga al-'arabijja: Ma'naha va-mabnaha, Kasablanka, [s.a.].
9. al-Fjruzabadj. Al-^mu s al-Muhit, Bejrut, 1993.
Лебедев Владимир Васильевич
Лебедева-Емелина А. В. Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 85-112. DOI: 10.15382/sturV201416.85-112
Крепостной музыкант Лев Степанович Гурилев (отец композитора Александра Львовича Гурилева, известного более всего как автора романсов) был одним из значительных композиторов — современников Бортнянского. Был домашним капельмейстером графа Владимира Григорьевича Орлова, младшего брата фаворита императрицы Екатерины II. Орлов имел крепостной театр, оркестр, хоровую капеллу в усадьбе Семеновское-Отрада. Духовно-музыкальное творчество Льва Гурилева сохранилось в единичных произведениях. Хоровой концерт «На божественней стражи» представляет собой один из ярких примеров концертного жанра эпохи Екатерины II. Произведение написано для двух хоров, состоит из трех частей. Публикуется полностью.
Лев Гурилев, русская хоровая музыка XVIII века, духовный концерт, публикация нот, крепостной композитор В. Г. Орлова, усадьба Семеновское-Отрада
1. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. М., 1963.
2. Дроздов А., Трофимова Т. Русская старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946.
3. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 328–334.
4. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009.
5. Натансон В. И. Прошлое русского пианизма. М., 1960. С. 178–195.
6. [Орлов-Давыдов В.] Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. Составлен внуком его, графом Владимиром Орловым-Давыдовым. Т. II. СПб., 1878.
7. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. II. М.; Л., 1929.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Лебедева-Емелина А. В., Наумов А. А., Виноградова А. С. Загадки духовного творчества Мусоргского (об авторстве песнопения «Ангел вопияше») // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 157-169. DOI: 10.15382/sturV201517.157-169
В наследии великого классика Модеста Петровича Мусоргского долгое время находилось песнопение «Ангел вопияше» для смешанного хора. Атрибуция сочинения возникла в регентской среде, в научный обиход его ввел Е. М. Левашев. Автограф композитора считался утерянным. В 1990-е гг., благодаря публикации в Интернете, всплыло настоящее авторство - Николая Уварова, оренбургского композитора. Ноты с его автографом хранились в личной библиотеке епископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, сначала в Харбине, затем в Сиднее. В статье предпринята попытка обрисовать портрет неизвестного композитора. Публикуются два хора Николая Уварова.
задостойник Пасхи, Мусоргский, Уваров, предводитель дворянства Л. И. Шотт, епископ Мефодий (Герасимов), православные церкви в Харбине, Сиднее
1. Левашев Е. М. Неизвестное сочинение // Советская музыка. 1981. № 3. С. 111–112.
2. Рахманова М. П. «…Я не служитель религиозного культа, а член Профсоюза…» (Дело Драмсоюза) // Искусство музыки: теория, история. 2013. № 7. С. 23–46. URL: http:// sias.ru/upload/iblock/d6f/rahmanova.pdf. (дата обращения: 17.12.2015).
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Наумов Алексей Александрович
Виноградова Анна Сергеевна
Лебедева-Емелина А. В., Малинина Г. М. Загадки рукописи из Berliner Sing-Akademie (к вопросу о духовном творчестве М. С. Березовского) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 100-125. DOI: 10.15382/sturV201623.100-125
Долгое время многие церковные произведения Максима Созонтовича Березовского считались утраченными. В реституционном фонде в Киеве, ранее принадлежавшем Берлинской Певческой академии (Berliner Sing-Akademie), были найдены манускрипты, содержащие практически все известные хоровые сочинения на православные тексты Галуппи и Березовского. Эти песнопения в манускриптах были записаны без указания авторства. В статье исследуется судьба певческих рукописей, выдвигаются новые гипотезы их датировки и принадлежности.
Березовский, Галуппи, манускрипты, гипотезы, Sing-Akademie
1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. С. 34–67.
2. Антоненко Е. Ю. «Немецкая обедня» Д. С. Бортнянского: история создания сочинения в свете новейших исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 3 (23). С. 126–150.
3. Антоненко Е. Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения: Дис. … канд. искусствоведения. М.: Моск. консерватория, 2013.
4. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем Академиею. Киев, 1856. Ч. 2. С. 535–536.
5. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. М.; Магнитогорск, 1996.
6. Беликов П. Е. Березовский Максим Созонтович // Энциклопедический лексикон / Сост. Г. Геннади. Т. 5. СПб., 1836. C. 359.
7. Блажков И. Новая музыка — это продолжение дороги, проложенной классикой. Интервью Юлии Бенти // День. Киев. 2011. № 175. Интернет-версия: URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/igor-blazhkov-novaya-muzyka-eto-prodolzhenie-dorogiprolozhennoy-klassikoy
8. Болховитинов Е., митрополит. Березовский // Друг просвещения. СПб., 1805. Июнь. С. 224–225.
9. Болховитинов Е., митрополит. Словарь русских светских писателей. Т. 1. М., 1838. С. 87–88.
10. Васильчиков А. А. Семейство Разумовских. Т. 1–5. СПб.: Изд. А. Брикнера, 1880–1894.
11. Воротников П. М. Березовский и Галуппи // Библиотека для чтения. Журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод. СПб., 1851. Т. 105. С. 109–115 (Березовский). С. 116–122 (Галуппи).
12. [Гене Х. Б.] Реестр музыкального магазина Х. Б. Гене в Москве под № 3 // Московские ведомости. 1804. № 80. 5 октября.
13. Грязнов А. Ф. Ярославская Большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. М., 1910. С. 133–149.
14. Зинькевич Е. С. Киевская судьба нотной коллекции Berliner Sing-Akademie: мифы и реальность // Liber amicorum Людмиле Ковнацкой. СПб.: БиблиоРоссика, 2016. С. 81–88.
15. Ивченко Л. В. Дело № 907 // Музика. Київ, 2001. № 4/5. С. 28–30; № 6. С. 25–26.
16. Историческая хрестоматия церковного пения / Под ред. М. А. Лисицына. Вып. VI. СПб.: Изд. П. К. Селиверстова, [1903–1904].
17. Карабиць І. До питання вивчення нотної колекції з фондів Центрального державного архіву-музею літератури і мистецтв України (Карабиц И. К вопросу изучения нотной коллекции из фондов Центрального государственного архива-музея литературы и искусств Украины) // Київське музикознавство. Київ, 2002. Вип. 8. С. 71–75.
18. Кириллина Л. Великий Бах — сын великого Баха // Музыкальная жизнь. 2014. № 3. С. 47–49.
19. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: Изд-во Всесоюзной Книжной палаты, 1959; 2-е изд.: Филиграни на бумаге русского производства XVIII — начала ХХ века. М.: Наука, 1978.
20. Лебедева-Емелина А. В. К публикации неизвестных хоровых концертов Д. С. Бортнянского [статья]. Комментарии // Бортнянский. Неизвестные духовные концерты. М.: Музыка, 2009. C. 5–17.
21. Лебедева-Емелина А. В. «Немецкая обедня» Бортнянского: первая публикация произведения // Множественность научных концепций в музыкознании. Сборник статей, нотные публикации к 60-летию Е. М. Левашева. Мат-лы междунар. конференции «Келдышевские чтения — 2005». М.: Композитор, 2009. С. 135–144 (текст), 406–440 (ноты).
22. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825). М.: Прогресс-традиция, 2004. С. 15–45.
23. Левашев Е. М., Полехин А. В. М. С. Березовский // История русской музыки. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 132–160.
24. Максим Березовський. Хоровi духовнi твори / Укладач. ред. М. Юрченко. Київ, 1995.
25. Малинина Г. М. Венская находка: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Музыковедение. 2008. № 7. С. 21–27.
26. Малинина Г. М. Музыкальная россика XVIII века в Национальной библиотеке Австрии // Наследие. Вып. 1. М.: МГК, 2009. С. 37–46.
27. Малинина Г. М. Рукопись из Херрнхута, или Написал ли Бортнянский Преждеосвященную Литургию? // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 163–166.
28. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М., 1868. Вып. 2. С. 224–231.
29. Реестр магазина Ивана Заикина // Московские ведомости. 1819. № 53.
30. Рожен А. Украина откроет дни культуры в Берлине: украшение программы — архивы Баха // Зеркало недели. Киев. 2000. 20 октября. Интернет-версия статьи: URL: http://gazeta.zn.ua/CULTURE/ukraina_otkroet_dni_kultury_v_berline_ukrashenie_programmy__arhivy_baha.html
31. Рыцарева М. Г. Максим Березовский. Жизнь и творчество композитора. СПб.: Композитор, 2013.
32. Штелин Я., фон. Известия о музыке в России // Музыка и балет в России XVIII века / Пер. и вст. ст. Б. И. Загурского. Л.: Тритон, 1935. C. 49–143.
33. Шумiлiна О. А. Стильова динаміка української духовної музики XVII — XVIII ст. За матеріалами рукописних колекцій. Донецьк, 2012.
34. Юрченко М. С. Максим Березовський в Iталii // Українська музична спадщина. Статтi. Матерiали. Документи. К.: Музична Україна, 1989. Вип. 1. С. 67–69.
35. Юрченко М. С. Невiдомий концерт Максима Березовського // Музика. Київ, 1985. № 6. С. 18–21.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Малинина Галина Михайловна
Лебедева-Емелина А. В. Духовные концерты C. А. Дегтярева в свете музыкальной риторики XVIII в. (к 250-летию со дня рождения композитора) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 25. С. 49-64. DOI: 10.15382/sturV201725.49-64
В 2016 г. в Киеве и Белгороде состоялись празднования 250-летия со дня рождения С. А. Дегтярева. Композитор являлся крепостным музыкантом графа Н. П. Шереметева. Известность Дегтяреву принесла оратория «Минин и Пожарский», но его перу принадлежит не менее 135 хоровых концертов, из которых опубликовано немногим более половины. Концерты Дегтярева — яркое явление музыкального классицизма. В статье дается анализ двух хоровых концертов с точки зрения применения автором законов музыкальной риторики.
Дегтярев, духовные концерты, музыкальная риторика
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов из рукописного сборника конца XVIII — начала XIX века / Реконструкция и редакция Антона Вискова. М.: ВМОМК им. М. И Глинки, 2015. Вып. 1.
[Висков А. О.] Шестнадцать духовных хоровых концертов из рукописных сборников конца XVIII — начала XIX веков / Реконструкция и редакция Антона Вискова. М.: ВМОМК им. М. И. Глинки, 2016. Вып. 2.
Горяйнов Ю. С. России славу пел. Воронеж, 1987. 2-е изд.
Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев. Белгород: Везелица, 1993.
Дегтярев Степан. Хоровые концерты. К 225-летию со дня рождения / Публикация, составление, научная реконструкция, редакция, фортепианное переложение и комментарии к концертам 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, к концертам 9—12 Н. И. Тетериной. М., 1991.
Дегтярев Степан. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения: монографическое нотное издание / Предисловие, комментарии и научная реконструкция концертов № 1—8 А. В. Лебедевой-Емелиной, № 9–12 Н. И. Тетериной. М.: Изд. «Живоносный источник» в Царицыно, 2006.
Захарова О. И. Оратория С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» // Дегтярев С. Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы: Оратория в трех действиях: Партитура. М.: ГЦММК им. М. И. Глинки, 2006.
Захарова О. И. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII века: Принципы, приемы. М., 1983.
Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 359–439.
Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. Т. 4. С. 184–208.
Манфредини В. Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке / Пер. на рус. яз. С. А. Дегтярева. СПб., 1805.
Насонов Р. А. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца // Научный вестник Московской консерватории. М., 2013. № 1. С. 162–168.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Сидорова М. П., Лебедева-Емелина А. В. Песнопения Дегтярева в дореволюционных изданиях: проблема доверия к нотным источникам // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 81-111. DOI: 10.15382/sturV201832.81-111
В статье рассматриваются хоровые концерты Степана Аникиевича Дегтярева, анализируются дореволюционные издания его музыки, степень их приближения или удаления от рукописных источников. Рассматривается богослужебный контекст концерта «Гряди, гряди от Ливана, невесто» и редактура его поэтического текста. Определяется историческое значение найденных в церковных собраниях г. Курска духовных концертов Дегтярева.
Дегтярев, хоровой концерт, библиотека архиерейского хора г. Курска, издания Селиверстова, Киреева, Гольтисона, регентские списки, редактура песнопений
  1. Артемова Е. Г. Духовно-музыкальная культура Петербурга рубежа XIX–XX веков. М.: Перо, 2015.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. История. Т. 2. Нью-Йорк, 1982.
  3. Гольтисон М. А. Памяти Петра Климентьевича Селиверстова // Музыка и пение. СПб., 1905. № 12. С. 2–3.
  4. Желтов М. С., Правдолюбов Сергий, прот. Богослужение Русской Церкви. X–XX вв. URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1132
  5. Каталог нот, изданный музыкальным магазином П. К. Селиверстова. СПб., 1908.
  6. Каталог нотных дешевых изданий музыкального магазина П. К. Селиверстова. СПб., 1911.
  7. Кутасевич А. В. Духовно-музичні твори Степана Дегтярьова у київських рукописних нотних зібраннях. До 250–річчя від дня народження Степана Дегтярьова // Часопис Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. 2016. № 4 (33). С. 4–24.
  8. Кутасевич А. В. Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования и вопросы авторства сочинений // Вестник ПСТГУ. 2014. Сер. V. Вып. 1 (13). С. 104–119.
  9. Кутасевич А. В. Стильова диференціація духовно-музичних спадщин Степана Дегтярьова та Артема Веделя: питання авторства творів суперечливої атрибуції: Дис. … канд. мистецтвознавства. Київ: Нац. муз. акад. України ім. П. І. Чайковського, 2014.
  10. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765–1825): Каталог произведений. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 353–457.
  11. Левашев Е. М. С. А. Дегтярев // История русской музыки. М.: Музыка, 1986. С. 184—208.
  12. Лопухин А. П. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/
  13. Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Церковнославянский язык: Учебное издание для общеобразовательных учебных заведений, духовных училищ, гимназий, воскресных школ и самообразования. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
  14. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов // Русская духовная музыка в документах и материалах / С. Г. Зверева, вступ. ст., подготовка текста и коммент. М.: ЯСК, 2002. Т. III.
  15. Привалов Н. И. М. А. Гольтисон. Некролог // Музыка и пение. 1914. № 5. С. 1–2.
  16. Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. СПб.: Композитор, 2006.
  17. Семенов Д. С. Словарь православного русского церковного пения // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IX. Кн. 1. Ч. 2 / М. П. Рахманова, науч. статьи, коммент. М.: ЯСК, 2015. С. 944–947.
  18. Смоленский С. В. О собрании древнепевческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения // РМГ. 1899. № 5.
  19. Трушин Анатолий, свящ. С. А. Дегтярев. К 250-летию со дня рождения композитора. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/91/2177
  20. Тургенев А. И. Концерт г. Дехтярева // Журнал драматический на 1811 год, издаваемый любителем театра. М.: в тип. Ф. Любия, 1811. Ч. 1. № 4. Апрель. С. 261. Подп.: Т.
  21. Чернышева Т. А. Деятельность архиерейского (митрополичьего) хора в конце XIX — начале ХХ вв. // Христианское чтение. 2015. № 2. С. 251–295.
Сидорова Марина Павловна
Место работы: Курская духовная семинария; Российская Федерация, 305021, г. Курск, ул. Прогулочная, д. 71 а;
Должность: заведующая регентским отделением;
ORCID: 0000-0001-8517-527X;
Электронный адрес: marina.sidorova.00@list.ru.
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-0803-6879;
Электронный адрес: lebedeva-emelina@list.ru.
Благодарность ключарю Архиерейского подворья Введенской церкви города Курска, регенту архиерейского хора протоиерею Александру Лобанову, а также регенту Вознесенского храма города Курска, руководителю детско-юношеского хора «Вознесение» Светлане Николаевне Костиной за предоставленные нотные материалы. Благодарность Алексею Александровичу Наумову.