/
Результат поиска


Лаврентьев А. В. Проблема историчности Бога в работах Вольфхарта Панненберга (философские, догматические и экуменические аспекты) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 43-58. DOI: 10.15382/sturI201452.43-58
Обсуждается проблема историчности Бога, которая стала предметом исследования в богословии истории немецкого протестантского теолога Вольфхарта Панненберга (род. в 1928 г.). Анализируются философские, догматические и экуменические аспекты данной проблематики, представленные в работах Панненберга. Рассмотрение философского аспекта затрагивает такие вопросы, как божественная трансцендентность и имманентность по отношению к миру, вечная история Бога в Себе, зависимость Бога от мировой истории. В дискурсивное поле вовлечены философы Г.В.Ф. Гегель и С. Кьеркегор, а также теолог К. Барт. Богословско-догматический аспект связан с учением о Божественном Откровении и Пресвятой Троице. Рассматривается обоснование Панненбергом связи исторического Откровения троичного Бога с внутренним (имманентным) Божественным бытием Троицы. Обсуждаются представления Панненберга об историко-сотериологических действиях Лиц Пресвятой Троицы и характере Их внутренних взаимоотношений, явленных в области икономии (центральными икономическими актами здесь являются Крест и Воскресение Иисуса Христа), а также взгляд Панненберга на вопрос о перихоретическом единстве Божественных Лиц. Исследуется развитая в поздних сочинениях Панненберга эсхатологическая перспектива Божественной икономии, связанная с Откровением грядущего и уже предвосхищенного Царства Божьего и бытием Пресвятой Троицы. Представлен экуменический аспект артикулированной Панненбергом проблемы соотношения имманентной и икономической триадологии, являющейся предметом дискуссий в межконфессиональном христианском диалоге. Излагается аргументация западных теологов, отождествляющих имманентную и икономическую Троицы, а также позиция современных православных богословов (прот. И. Мейендорфа и А. Влециса) по этому вопросу.
Вольфхарт Панненберг, современный немецкий протестантизм, историчность Бога, имманентная и икономическая триадология, панентеизм.
1. Bart K. Kirchliche Dogmatik, Zürich, 1976, vol. IV/1.
2. Barth K. Die christliche Dogmatik im Entwurf. Die Lehre vom Worte Gottes, München, 1927.
3. Jenson J. W. The Triune Identity, Philadelphia, 1982.
4. Jüngel E. 1972 “Vom Tod des lebendigen Gottes (1968)” in: Idem. Unterwegs zur Sache. Theologische Bemerkungen, München, 1972, pp. 105–125.
5. Jüngel. Gott als Geheimnis der Welt, Tübingen, 1977.
6. Kasper W. Der Gott Jesu Christi, Mainz, 1982.
7. Macquarrie J. 1995 “Panenteismus” in: Theologische Realenzyklopädie, Berlin, 1995, vol. 25, pp. 611–615.
8. Moltmann J. Der gekreuzigte Gott, München, 1972.
9. Moltmann J. “Festvortrag für Wolfhart Pannenberg” in: Wege zu einer trinitarischen Eschatologie. Ansprachen anlässilich des Festaktes zur Feier des 75. Geburtstages von W. Pannenberg, München, 2004.
10. Moltmann J. 1975 “Gedanken zur «trinitarischen Geschichte Gottes»” in: Evangelische Theologie. 1975, vol. 35, pp. 208–223.
11. Moltmann J. Trinität und Reich Gottes, München, 1980.
12. Pannenberg W. Grundfragen Systematischer Theologie, Göttingen, 1980. vol. 2.
13. Pannenberg W. 1988 “Die Welt als Geschichte Gottes und die Einheit des göttlichen Wesens” in: Systematische Theologie, Göttingen, 1988, vol. 1.
14. Pfeil H. 1980 “Die Frage nach der Veränderlichkeit und Geschichtlichkeit Gottes” in: Münchener Theologische Zeitschrift, 1980, vol. 1, pp. 243–255.
15. Rahner K. 1960 “Bemerkungen zum dogmatischen Traktat «De Trinitate»” in: Schriften zur Theologie, Einsiedeln, 1960, vol. 4, pp. 103–133.
16. Schleiermacher F. Der christliche Glaube, nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhange dargestellt, Berlin, 19607, vol. 2.
17. Vletsis A. 2009 “Die immanente Trinität ist die «doxologische Trinität»” in: Una Sancta, 2009, vol. 1, pp. 8–28
18. Wendebourg D. Geist oder Energie. Zur Frage der innergöttlichen Verankerung des christlichen Lebens in der byzantischen Theologie, München, 1980.
20. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. М., 1977. Т. 2.
21. Зайцев В. Учение В. Лосского о теозисе. М., 2007.
22. Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости. М., 2009.
23. Лаврентьев А. В. Историзм и историко-критический метод в теологии В. Панненберга // Вестник ПСТГУ I. 2012. Вып. 3 (41). С. 7–18.
24. Мейендорф И., протопр. Святая Троица в паламитском богословии // Пасхальная тайна: статьи по богословию. М., 2013. С. 605–620.
25. Мейндорф И., протопр. По поводу «Единства Триединого Бога» Юргена Мольтмана // Пасхальная тайна: статьи по богословию. М., 2013. С. 738–744.
26. Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. М., 2014.
27. Сравнительное богословие: немецкий протестантизм XX в. Тексты с комментариями / К. Гестрих, сост.; К. И. Уколов, пер., вст. ст. М., 2009. С. 432–490.
28. Уколов К. И. Богословская антропология Вольфхарта Панненберга // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 2 (34). С. 34–46.
29. Чепурин К. В. Антропология, христология и эсхатология Гегеля: современный взгляд // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 2 (40). С. 95–110.
Лаврентьев Андрей Валентинович
Лаврентьев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 143-148. — Рец. на кн.: Dittrich L. Antiklerikalismus in Europa. Off entlichkeit und Sakularisierung in Frankreich, Spanien und Deutschland (1848–1914). Vandenhoeck&Ruprecht, 2014
PDF
Лаврентьев Андрей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры культурологии и религиоведения философского факультета КФУ;
Электронный адрес: email: receiver.a@bk.ru.
Лаврентьева Е. С. Восстановление Храма Гроба Господня крестоносцами: определение этапов строительства, постановка новых вопросов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 33-47. DOI: 10.15382/sturV201624.33-47
В данной работе рассматривается проблема определения временных рамок строительства кафоликона Храма Гроба Господня в XII в., которая связана с несколькими этапами строительства и с покровительством восстановительному процессу главной святыни христианского мира. Постановка новых вопросов особенно необходима для дальнейшего изучения архитектурного устройства комплекса Храма Гроба Господня, так как в обширной исследовательской литературе многие вопросы намечались пунктиром и не получали должного освещения.
Святая земля, Храм Гроба Господня, архитектура крестоносцев, архитектура Леванта, Ротонда Анастасис, кафоликон Храма Гроба Господня
1. Беляев Л. А. Храм Гроба Господня (Воскресения Христова), Храм в Иерусалиме // Православная энциклопедия. URL: www.pravenc.ru/text/168155.html (дата обращения: 16.01.2016).
2. Avril F. et al. Le Temps des Croisades. P., 1982.
3. Bahat D. Carta’s historical atlas of Jerusalem: an illustrated survey. Jerusalem, 1976.
4. Bahat D. Does the Holy Sepulchre Church Mark the Burial of Jesus? // Biblical Archeology Review. 1986. Vol. XII. P. 26–45.
5. Biddle M. Jerusalem: The Tomb of Christ // Current Archaeology, 11. 1991. P. 107–112.
6. Biddle M. The Tomb of Criste // The Illustrated London News. 1990. P. 83–86.
7. Boase T. S. R. Ecclesiastical Art in the Crusader States in Palestine and Syria // A History of the Crusades. 1977. № IV. P. 77. Figure 2.
8. Borg A. Lection “The Crusader Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem”. London, 1977. [не опубликована] // Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land… P. 213, 226–227, 533 [nt. 18], 535 [nt. 27, 31], 536–538 [nt. 35, 40, 44, 49, 52, 56], 539–540 [nt. 76, 77, 79, 80], 543 [nt. 108].
9. Borg A. Observations on the Historiated Lintel of the Holy Sepulchre, Jerusalem // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1969. P. 25–40.
10. Borg A. The Holy Sepulchre Lintel // Journal of the Warburg and Courtauld Fergusson. 1972. № 35. P. 389–390.
11. Buschhausen H. Die Fassade der Grabeskirche zu Jerusalem // Crusader Art in the Twelfth Century. 1982. P. 85–86 [nt. 11].
12. Buschhausen H. Die sьditalienische Bauplastik im Kцnigreich Jerusalem von Kцnig Wilhelm II. Wien, 1978.
13. Clapham A. W., Newnum E. G. The Church and Priory of the Holy Sepulcher, Jerusalem // The Antiquaries Journal. 1921. Vol. I. Pl. 1. P.
14. Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture: 800–1200. Baltimore, 1966.
15. Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Jerusalem, 1981–1982. 3 vols.
16. Corbo V. C. Richerche Archeologiche Al Monte Degli Ulivi. Jerusalem, 1965.
17. Couasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem, 1972; L., 1974.
18. Durliat M. L’Art Roman. P., 1982.
19. Enlart C. Les Monuments des Croises dans le Royaume de Jerusalem: Architecture religieuse et civile. P., 1925–1928. 2 vols and album.
20. Focillon H. The Art of the West, I, Romanesque Art. L., 1963.
21. Folda J. The Art of the Crusaders in the Holy Land, 1098–1187. Cambridge University Рress, 1995.
22. Folda J. The Church of Saint Anne // The Biblical Archaeologist. 1991. Vol. 54, № 2. P. 88– 96.
23. Freeman-Grenville G. S. P. The Basilica of Holy Sepulchre, Jerusalem: History and Future // Journal of the Royal Asiatic Society. 1987. P. 187.
24. Harvey W. Church of the Holy Sepulcher, Jerusalem; Structural Survey, Final Report. L., 1935.
25. Katsimbinis C. The Uncovering of the Eastern Side of the Hill of Calvary and Its Base: New Lay-out of the Area of the Canons’ Refectory by the Greek Orthodox Patriarchate // Liber Annuus, 27. 1977. P. 197–208.
26. Kenaan N. Symbolic Meaning in Crusader Architecture // Cahiers Archeologiques. 1986. № 34. P. 109–117.
27. Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Baltimore, 1986.
28. Krautheimer R. Introduction to an ‘Iconography’ // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. P. 1–33.
29. Kubach H. E. Romanesque Architecture. N. Y., 1975.
30. Kuhnel B. From the Earthly to the Heavenly Jerusalem: Representations of the Holy City in Christian Art of the First Millenium. Rome, 1987.
31. Lehmann K. The Dome of Heaven // The Art Bulletin. 1945. № 27. P. 1–27.
32. Lyman T. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons, and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 69–73.
33. Lyman T. W. The Counts of Toulouse, the Reformed Canons and the Holy Sepulcher // The Horns of Hattin. 1992. P. 63–80.
34. Mango C. The art of the Byzantine Empire, 312–1453. Toronto; Buff alo; L., 1986. Ousterhout R. Architecture as Relic and the Construction of Sanctity: The Stones of the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 2003. Vol. 62, № 1. P. 4–23.
35. Ousterhout R. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origine al periodo crociato by Virgilio C. Corbo // Journal of the Society of Architectural Historians. 1984. Vol. XLIII. P. 266–267.
36. Ousterhout R. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre // Journal of the Society of Architectural Historians. 1989. Vol. 48, № 1. P. 66–78.
37. Ousterhout R. The Church of Santo Stefano: A ‘Jerusalem’ in Bologna // Gesta. 1981. Vol. 20, № 2. P. 311–321.
38. Ousterhout R. The Temple, the Sepulchre, and the Martyrion of the Savior // Gesta. 1990. Vol. 29, № 1. P. 44–53.
39. Prawer J. The Crusaders' Kingdom: European Colonialism in the Middle Ages. N. Y., 1972.
40. Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Age. L., 1973.
41. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Cambridge. 1993–2008. Vols. 1–4.
42. Schmaltz K. Mater Ecclesiarum: Die Grabeskirche in Jerusalem. Leipzig, 1984. Smith E. B. The Dome of Heaven. Princeton, 1950.
43. Vincent L.-H., Abel F. M. Jerusalem: Recherche de Topographie, d’Archeologie et d’Histoire. P., 1914. Vol. II. Fascs. I and II; P., 1922. Fasc. III; P., 1926. Fasc. IV.
44. Voguе M., de. Les Eglises de la Terre Sainte. Toronto and Buffalo, 1973.
45. Wilkinson J. Jerusalem pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977.
46. Wilkinson J. The Church of the Holy Sepulchre // Archaeology. Vol. 31, № 4. P. 6–13.
47. Wilkinson J., Hill J., Ryan W. F. Jerusalem pilgrimage, 1099–1185. L., 1988.
48. Zarnecki G. Art of the Medieval World. N. Y., 1975. P. 330–333.
Лаврентьева Елена Сергеевна
Ореханов Ю. Л., Лаврентьев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 146-151. — Рец. на кн.: Streib H., Keller B. Was bedeutet Spiritualität? Befunde, Analysen und Fallstudien aus Deutschland. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015.
PDF
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: проректор по международной работе;
ORCID: 0000-0002-1492-5974;
Электронный адрес: georgorehanov@mail.ru.
Лаврентьев Андрей Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Российский православный университет им. св. Иоанна Богослова, Российская Федерация, 127473, г. Москва, переулок Чернышевского, д. 11 А, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-4533-8972;
Электронный адрес: receiver.a@bk.ru.
Лаврентьева Е. С. Восстановление храма Гроба Господня после пожара 1808 года: реставрация Н. Калфаса Комниноса // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 112-129. DOI: 10.15382/sturV201829.112-129
30 сентября 1808 г. в храме Гроба Господня случился пожар, который длился два дня и уничтожил почти две трети здания. Когда встал вопрос о восстановлении святыни, власти Оттоманской империи дали разрешение на проведение работ архитектору греческого происхождения, служившему при дворе султана, Николаосу Калфасу Комниносу. Пожар нанес колоссальный урон зданию, и восстановить его без конструктивных дополнений было невозможно. Прежде пожар такой величины в храме случался несколько раз, согласно письменным источникам: в 614 г. во время завоевания Иерусалима персами и в 1008(9) г. по указу халифа аль-Хакима. Храм перестраивался в 1-й пол. XII в., предположительно с 1119 по 1149 г., под покровительством латинских королей Иерусалимского государства крестоносцев. Во время пожара 1808 г. полностью сгорел деревянный купол ротонды Воскресения: наполовину обрушился ее барабан, повредив колонны и мраморный пол. Серьезные повреждения были нанесены внешнему виду кувуклии. В кафоликоне почти полностью обрушилась восточная стена, повредив пространство деамбулатория и алтарное пространство апсиды. Были повреждены стены центрального нефа кафоликона, а также малый каменный купол и поддерживающие его четыре опоры. Горел придел Голгофы на втором ярусе: пожар уничтожил лестницы, деревянную ризницу, мраморную лепнину, почти не сохранилось мозаичное убранство. В данной работе рассматриваются этапы восстановления храма в 1809–1810 гг., а также то, как был воспринят обновленный облик здания.
реставрация храма Гроба Господня, Николаос Калфас Комнинос, кафоликон, Анастасис, архитектура Иерусалима
  1. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении. Издание второе. СПб.: Типо-Литография А. Е. Ландау, Демидов пер. № 5. 1875.
  2. Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб.: Издание Императорской Академии наук, 1904.
  3. Baldi P. La questione dei Luoghi Santi in generale. Torino: Tip. V. Bona, 1919.
  4. Boré E. Question des Lieux Saints. Paris: J. Lecoff re et Ce, Libraires-Editeurs, 1850.
  5. Chateaubriand F-R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem / J.-C. Berchet, ed. P.: Gallimard, 2005. P. 336.
  6. Chateaubriand F. R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l’Égypte, la Barbarie et l’Espagne, 1811.
  7. Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Aspetti archeologici dalle origini al periodo crociato. Parte I, Testo. Jerusalem: Franciscan Printing Press, 1982. 235 p.
  8. Degout B. The Holy Sepulchre Reconstructed. Chateaubriand, from Pilgrimage to Book // Trésor du Saint-Sépulcre: ouvrage publié à l'occasion de l'exposition “Trésor du Saint-Sépulcre. Présents des cours royales européennes à Jérusalem” présentée au Château de Versailles et à la Maison de Chateaubriand (Châtenay-Malabry), du 16 avril au 14 juilet 2013 / sous la direction scientifi que de Bernard Degout. Milan: Silvana ed.; Châtenay-Malabry: Maison de Chateaubriand, 2013. P. 93–101.
  9. Krautheimer R. Introduction to an Iconography of Medieval Architecture // Journal of the Courtald and Warburg Institutes. 1942. № 5. P. 1–33.
  10. Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Vol. III: The City of Jerusalem. N. Y.: Cambridge University Press, 2007.
  11. Vincent L. H., Abel F. M., Vogüé Ch. J. M., de. Jerusalem, recherche de topographie, d’archeologie et d’histoire. Tome second, Jérusalem nouvelle. Fascicule I et II: Aelia Capitolina — Le Saint-Sépulcre — Les sanctuaires du mont des Oliviers. P.: J. Gabalda et Compagnie, 1914.
  12. Vaulx S. M., de. Les Gloires de Terre Sainte: histoire de ses héros, de ses martyrs, de ses pèlerins. 2 tomes. P., 1899.
  13. Vogüé Ch.-J. M., de. Les Églises de la Terre Sainte: Fragments d'un voyage en Orient. P.: Librairie de Victor Didron, 1859.
  14. Μητρόπουλος Θ. Γ. Ο πανίερος ναός της Αναστάσεως Ιεροσολύμων: Το έργο του Κάλφα Κομνηνού 1808–1810. Θεσσαλονίκη: Ευρωπαϊκό Κέντρο Βυζαντινών και Μεταβυζαντινών Μνημείων, 2009.
  15. Σκαρλακιδησ Χ. K. Αγιον Φωσ: το Θαυμα του Φωτοσ τησ Αναστασεωσ στον Ταφο του Χριστου. Εβδομηντα Ιστορικεσ Μαρτυριεσ (4οσ — 16οσ Αι.). Αθήνα: Ελαια, 2014. Σ. 218.
Лаврентьева Елена Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания»; Российская Федерация, 125000, г. Москва, Козицкий пер., д. 5;
Должность: аспирант сектора древнерусского искусства;
ORCID: 0000-0002-9634-0282;
Электронный адрес: lena_lavr@inbox.ru.