/
Результат поиска


Кустова Е. В. К вопросу об именовании монастырских храмов в Вятском крае в конце XVI‒XVII в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 21-34. DOI: 10.15382/sturII201670.21-34
В статье на основе как опубликованных, так и архивных источников впервые рассматриваются вопросы формирования религиозных ландшафтов вятских монастырей. В центре внимания автора — слабо изученная в отечественной историографии на общероссийском уровне проблема именования монастырских храмов в конце XVI–XVII в. В ходе исследования были выявлены и проанализированы названия храмов всех вятских монастырей, существовавших в то время, что позволило создать целостную картину. В частности, выявляются факторы и причины посвящения как отдельных престолов, так и формирования из них определенных идейных линий. Автор приходит к выводу, что храмы получали название в зависимости от местных условий создания монастыря, времени закладки или освящения храма, наличия церквей на этом месте в предшествующее время. Велика была роль при именовании престолов монахов-строителей или ктиторов. Освящение первого храма нередко было обусловлено особенностями появления монастыря, в частности его связями с чтимыми иконами, домом Романовых и пр. В исключительных случаях именования отдельных храмов и престолов выстраивались в целые идейные линии, создавая уникальные «пространственные иконы».
Вятский край, монастыри, сакральные пространства, именование храмов, освящение престолов, ктиторы, Романовы, Трифон Вятский, чтимые иконы.
1. Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины — второй половины XVI века // Русское искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Cб. научных трудов. М., 1993.
2. Брунов Н. И. Храм Василия Блаженного в Москве. М., 1988.
3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования. О православных монастырях в Российской империи. СПб., 1879. Кн. 3.
4. Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006.
5. Иеротопия: Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2008.
6. Лидов А. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009.
7. Манькова И. Л. Маркеры российской государственности в православном ландшафте Урала и Сибири (конец XVI–XVII вв.) // Уральский исторический вестник. 2013. № 3. С. 40–46.
8. Манькова И. Л. Роль царей Романовых в формировании православного ландшафта Зауралья в XVII в. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. Вып. 1 (5). С. 39–48.
9. Манькова И. Л. Формирование православного ландшафта Зауралья в XVII в. // Уральский исторический вестник. 2008. № 4. С. 83–97.
10. Мохова Г. А. Икона святого преподобного Михаила Малеина (к проблеме бытования на Вятской земле) // Герценка: Вятские записки. Киров, 2011. Вып. 18. С. 130–134.
11. Низов В. В. Управление Вятской землей во второй половине XVI — начале XVII века // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 100–113.
12. Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств. М., 2009.
13. Тинский А. Г. Деревянные клетские и шатровые церкви // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура. Киров, 1996. С. 35–36.
14. Тинский А. Г. Успенская многошатровая церковь Трифонова монастыря // Энциклопедия земли Вятской. Т. 5: Архитектура. Киров, 1996. С. 48–50.
15. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994
Кустова Елена Витальевна