/
Результат поиска


Куприянов Б. В. Первый опыт романтических чувств и отношений у советских подростков в пионерском лагере в 60–80-х гг. ХX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 82-94. DOI: 10.15382/sturIV201851.82-94
В тексте на основе результатов обследования около полутора сотен респондентов в возрасте 43–65 лет осуществляется социально-педагогическая реконструкция опыта романтических переживаний и дружбы советских школьников в пионерских лагерях в 60–80 гг. ХХ в.Анализ и интерпретация интервью лиц, отдыхавших в детстве в пионерских лагерях, позволяет утверждать, что романтические переживания и отношения четко дифференцируются респондентами и квалифицируются как «симпатия» (эмоция или чувство), «романтическая дружба мальчика и девочки» (взаимоотношения и взаимодействие в паре), влюбленность (взаимное чувство или без взаимности). В пионерском лагере могла происходить эволюция романтических переживаний и отношений (от взаимной симпатии к романтической дружбе, от романтической дружбы к влюбленности одного или обоих подростков). Ситуация, когда романтические чувства и эмоции были без взаимности, не всегда воспринималась подростками как негативная, нередко романтическое переживание было самодостаточным. Романтические чувства возникали у небольшой части подростков, а романтические отношения еще реже, наибольшая доля пионеров впервые испытывала романтические чувства в 14–16 лет. Симпатия, романтическая дружба и влюбленность могли связывать двух подростков, отдыхающих в пионерском лагере; девочку, отдыхающую в лагере, и мальчика из расположенного рядом с лагерем поселка (села); подростка, отдыхающего в пионерском лагере, и вожатого (вожатую). В проявлении романтических переживаний и в своих романтических отношениях подростки демонстрировали разные стратегии, различающиеся в настойчивости обрести взаимность. По длительности романтические чувства и отношения советских подростков в пионерских лагерях в массе своей были кратковременными — завершались окончанием лагерной смены, исключения встречались достаточно редко. Репертуар проявления романтических чувств и отношений включал общение во время парных медленных танцев; сидение рядом на мероприятиях; совместное участие в играх и развлечениях; переписка через лагерную игровую почту; уединенные встречи (прогулки). Романтические переживания и отношения не вербализировались подростками. В отношении пар, чьи отношения были известны в группе сверстников, окружающие создавали поддерживающее и оберегающее приватное пространство.
летний лагерь, история детства в СССР, дружба и влюбленность подростков, история внешкольной повседневности школьников, романтические отношения подростков, мемуары о детстве в СССР
  1. Бочавер К. А. Романтические отношения в юношеском возрасте: представления о преодолении трудностей: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.
  2. Екимчик О. А. Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
  3. Кон И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. М., 1996.
  4. Малгатаева М. М. Психологическая и социальная сущность феномена симпатии // Исследования и разработки в перспективных научных областях. Новосибирск, 2017. С. 81–86.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Психология личности и межличностных отношений. М., 2001.
  6. Нышпора М. А. Теоретико-методологическая концептуализация дружбы как комплекса форм социального взаимодействия: на примере студенческой дружбы: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2017.
  7. Петрова А. А. Роль симпатии в преодолении подросткового одиночества: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тамбов, 2011.
  8. Пятилетова Л. В., Ростовцев А. К. Эротическая любовь и влюбленность как феномены человеческого бытия // Ф¢н-наука. 2012. т. 1. № 9 (12). С. 32–35.
  9. Раззаков Ф. И. Наше лучшее детство. М., 2017.
  10. Розенова М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
  11. Третьяков В. Т. Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1. Ч. II и III. М., 2014.
  12. Шафигуллин И. Ф. Психология симпатии в формировании имиджа делового человека // Будущее науки-2017: Сб. науч. ст. 5-й Междунар. молодежн. науч. конф.: в 4 т. Т. 4. 2017. С. 270–272.
Куприянов Борис Викторович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский городской педагогический университет;
Должность: профессор департамента педагогики Института педагогики и психоологии образования;
ORCID: 0000-0002-1041-6056;
Электронный адрес: boriskuprianoff2012@yandex.ru.
Автор выражает благодарность Ирине Дмитриевне Демаковой, которая поддержала идею антропологического исследования.Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00890а