/
Результат поиска


Крючков Т. О. Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 30-49. DOI: 10.15382/sturI201771.30-49
Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю. Малкова проведен критический анализ опытов современных русских богословов и философов по поиску противоречий учения об энергийной природе имени и представлений об энергии как агенте сущности. Затрагивается ряд аспектов, связанных с видением в концепции имениэнергии магизма, якобы позволяющего через знание имени Божиего детерменировать Бога. Нашли отражение вопросы о понимании энергии как символе, т. е. категории, предполагающей иноприродный по отношению к сущности, к которой относится энергия, элемент. Учение об энергии как агенте сущности не означает, что конкретное лицо лишено статуса действующего. При этом в контексте споров с моноэнергистами и монофелитами такое атрибутирование энергии сущности призвано было указать на характер действия, но не на отсутствие у ипостаси связи с энергией. Это лишает почвы отождествление имяславия, видящего энергийность именно в личных именах, с моноэнергистскими концепциями действия. Анализ текстов свт. Григория Паламы показывает противоречивость попыток современных богословов противопоставить идею об имени как энергии позициям, выработанным в ходе паламитских споров в XIV в. в вопросе о связи категорий «энергия» и «ипостась». Приведенные тексты свт. Григория Паламы показывают, что они не исключают категориальную связь понятий ипостаси и энергии.
Имяславие, имя, энергия, ипостась, сущность, меон, моноэнергитизм, диэнергитизм, символ, исихазм
Брейе Э. Как я понимаю историю Философии // Он же. Философия Плотина. СПб., 2012. С. 277–288.
Лосев А. Ф. Имяславие // Он же. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 226–238.
Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Начала. 1995. № 1–4. С. 206–214.
Малков П. Ю. Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 136–154.
Малков П. Ю. Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 120–135.
Месяц С. В. Есть ли «ипостась» у Первоначала / ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 318–337.
Петров В. В. ΥΠΑΡΧΩ и ΥΦΙΣΤΗΜΙ // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 339– 375.
Петров В. В. Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в «Ареопагитском корпусе» // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М., 2013. С. 264–317.
Хоружий С. С. Имяславие и культура серебряного века: феномен московской школы христианского неоплатонизма» // Булгаков С. Н. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 191–207.
Шуфрин А. Развитие понятия «ипостась» у Василия Великого // Проблемы теологии. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 3–28.
Крючков Тимофей Олегович
Место работы: аспирант Философского факультета МГУ им. Ломоносова 119234, Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: email: timofeusk@yandex.ru.