/
Результат поиска


Критский Б. Д. Художественно-педагогическая интерпретация музыкального текста (на материале занятий в классе дирижирования) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 199-212.
PDF
В статье представлена авторская концепция вероятностной модели интерпретации, основанной на резонансной природе музыкально-художественных текстов и вытекающие из нее типы интерпретации: имитационный, эскизный (ситуативный) и порождающий. Но эти типы раскрываются на примере обучения студентов в классе хорового дирижирования.
Критский Борис Дмитриевич
Критский Б. Д. А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 146-156. DOI: 10.15382/sturV201518.146-156
Статья посвящена 125-летию со дня рождения мастера. На основе опыта, полученного во время обучения в Московском государственном хоровом училище, автор анализирует вокально-хоровое творчество А. В.Свешникова, которое сформировалось под непосредственным воздействием церковно-певческих традиций. Сохраняя верность отечественным традициям, педагог-дирижер приумножил их в руководимых им коллективах, подняв культуру хорового звучания на недосягаемую высоту. Уникальность свешниковской методы обучения состоит в том, что она ориентирована на культурную память отечественной школы хорового пения, которая держится на двух столпах — народном и церковном пении. Свешниковым выстроена система эстетических взглядов, которая определила его художественно-исполнительскую, педагогическую и организационную деятельность. Ее анализ позволил автору рассматривать вокально-хоровое звучание как особый текст, который характеризует эстетические свойства музыкально-интонационного, чувственно воспринимаемого материала. Он несет художественно-образную информацию, выполняя важную коммуникативную функцию. В вокально-хоровом тексте автор различает постоянные и переменные параметры звучания. Они отрабатывались Свешниковым в процессе овладения специальными способами деятельности: постоянные свойства — на вокальных упражнениях, переменные — непосредственно при разучивании и исполнении музыкальных произведений. В результате культура звучания, вокально-хоровая инструментовка исполняемых произведений обретали многослойную художественную семантику.
Свешников, вокальный педагог, исполнитель, церковно-певческие традиции, культура хорового звучания, постоянные и переменные вокально-хорового текста
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация / Избр. труды. Т. V. М.: АПН СССР, 1957.
2. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1951.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. М., 1998.
4. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для муз. вузов. 3-е изд. М.: Музыка, 1986.
5. Юрлов А. А. Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора: Дис. … канд. искусств. М., 1953.
Критский Борис Дмитриевич
Критский Б. Д., Драмбян А. Хормейстер и регент. Грани профессионального мастерства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 152-161. DOI: 10.15382/sturV201726.152-161
Авторы анализируют хормейстерскую и регентскую деятельность с позиции стиля. Если деятельность «дирижера хора» и «регента» сходны по своему значению, то стилевое наполнение этой деятельности остается различным. В процессе сопоставления светского и церковно-певческого хорового искусства дается толкование термина «исполнительский стиль», раскрывается связь вокально- хорового интонирования с религиозным опытом верующих как характерной особенностью церковного стиля хорового пения. Авторы выделяют учительскую функцию регента, привлекают внимание к духовно-практической стороне стилевой атрибуции, основанной на взаимодействии различных сенсорных модальностей, формирующих многоуровневые связи и отношения.
хормейстер, регент, исполнительский, церковно-певческий стиль, традиции, религиозный опыт, слово в церковно-певческом и светском вокально-хоровом интонировании, символика, звуковое пространство, учительские функции регента, сенсорные модальности
Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988.
Краткий обзор воспитательного плана для поющих церковное пение (как в гигиеническом, так и в музыкальном отношении). Посвящается Гг. церковным старостам учителем пения Г-мъ Пекокомъ. М.: Типография Т. Рись, у Яузской ч., Л. Медынцевой, 1875. С. 9.
Музыкальная энциклопедия. Т. 2: Гондольера — Корсов / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1974.
Музыкальная энциклопедия. Т. 4: Окунев — Симович / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978.
Н. К. Заметки регента // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 13–14.
Критский Борис Дмитриевич
Драмбян Аэлита