/
Результат поиска


Крейдун Ю. Стилистический анализ храмов Алтайской духовной миссии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 158-173. DOI: 10.15382/sturV201520.158-173
Архитектурно-художественный образ богослужебных и других церковно-миссионерских строений юга Западной Сибири создавался путем обращения к опыту народной жилой архитектуры и образцовым проектам церковного зодчества второй половины ХIХ — нач. ХХ в., а также под влиянием местных художественных вкусов и пространственного мышления мастеров-строителей. В статье представлены результаты исследования храмов и школ Алтайской духовной миссии (ХIХ — нач. ХХ в.) на предмет выявления стилистических особенностей указанных строений.
архитектура, церковная, Алтайская духовная миссия, региональные особенности, миссионерские храмы, миссионерские школы
1. Вереш С. В. Храм — образ Вселенной: о путях развития архитектуры русского православного храма. М., 2010.
2. Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник // Советская археология. 1954. № 19. С. 44–67.
3. Громова Е. Б. Модуль сакрального пространства / Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004. С. 27–35.
4. Крейдун Ю. А. Комплекс Бийского архиерейского дома и катехизаторского училища // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3(15). С. 39–42.
5. Крейдун Ю. А., Шарова Е. В. Архитектура и история строительства храма Всемилостивого Спаса в Улале // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5(17). С. 71–74.
6. Крейдун Ю. А. Майминский Духосошественский храм — первое каменное миссионерское строение на Алтае // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). С. 45–49.
7. Крейдун Ю. А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D-модели. Барнаул: Алт. дом печати, 2013.
8. Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество // Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987. С. 99–126.
9. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония: образы деревянного зодчества России / Под ред. Н. В. Евстигнеева. М., 1998.
10. Павлова А. Л. Облик храма. Соборные храмы в русской архитектуре середины — второй половины XIX в. // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 95–104.
11. Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. 1957. № 1. С. 83–112.
12. Савельев Ю. Р. Храмоздатели. Князья — строители храмов средневековой Руси // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 59–87.
13. Стародубцев О. В. Символика православного храма (URL: http://www.pravoslavie.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
14. Сулименко С. Д. Архитектура и диалог культур (на примере символизации формы завершений русского православного храма). 2004 (URL: www.raai.sfedu.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
15. Чернов А. Ю. Хроники изнаночного времени. СПб., 2006.
Крейдун Юрий, протоиерей
Крейдун Ю. А. К вопросу о религиозных связях Афона и Алтая в XIX - нач. XX-го века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 52-63. DOI: 10.15382/sturII201881.52-63
К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне целесообразно оценить степень влияния духовных традиций Святой Горы на отдельные регионы, в частности Алтай, где с 1830 г. начала свою деятельность Алтайская духовная миссия. Афон и Алтай со второй половины XIX в. связывают тесные религиозные контакты. Это обстоятельство было одним из важных факторов распространения православия среди коренных жителей. Цель статьи — на основе архивных источников раскрыть и проанализировать духовные связи афонитов и верующих Алтая. Начало активного духовного взаимодействия Алтая и Афона связано с иконой великомученика и целителя Пантелеимона, привезенной на Алтай в 1879 г. Постепенно авторитет афонского подвижничества стал важной составляющей духовной жизни новокрещеных. С разных уголков на Афон шли пожертвования. Вместе с тем попытки насадить традиции афонского монашества в миссионерских монастырях Алтая оказались неудачными. Неотмирность афонского подвижничества слишком диссонировала с принципом миссионерской открытости обителей Алтая. Исследование показало, что духовные связи Алтая и Афона проявлялись в различных формах религиозной жизни: паломничество сотрудников Алтайской миссии, приезд афонских постриженников в монастыри Алтая, пожертвования на афонские обители, публикации и распространение духовно-просветительской литературы. Но наиболее значимой оказалась традиция заказа писаных икон. Ежегодно для миссионерских станов шли заказы икон на Афоне. Прибытию таких икон сопутствовали церковные торжества.Афонские иконы становились местночтимыми святынями. К ним совершались паломничества, что способствовало новым обращениям язычников к Церкви и укреплению веры ранее крещеных. Афонские образы способствовали почитанию избранных святых. Такую же роль играли частицы мощей святых, которые хотя и в меньшем количестве, чем иконы, также были присылаемы с Афона.
афонское монашество, иконы афонского письма, чудотворные иконы, Алтай, Алтайская духовная миссия, Русская Православная Церковь
  1. Крейдун Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XIX — начале XXI в. Барнаул, 2010.
Крейдун Юрий Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Барнаульская духовная семинария; Российская Федерация, 656058, г. Барнаул, ул. Шумакова, 25А;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0746-8875;
Электронный адрес: krey70@mail.ru.
Крейдун Ю. А., Талашкин А. В. Декоративное оформление колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 163-180. DOI: 10.15382/sturV201935.163-180
Статья посвящена декоративному оформлению колоколов тюменского завода «П. И. Гилёва сыновей». Купцы Гилёвы — крупнейшая в Сибири династия колокольных мастеров, на протяжении 200 лет отливавшая колокола для всего региона. На данный момент обнаружены 50 атрибутированных колоколов Гилёвых и 25 колоколов предположительно гилёвского производства. Работы завода отмечены наградами на международной и всероссийской промышленной выставках, а также благодарностью государя императора Николая II. Декоративное оформление изделий представлено широким спектром типичных орнаментов, вариативно сочетающихся при оформлении разных групп колоколов. Наиболее богато украшены крупные колокола, где при декорировании использовались орнаментальные фризы, профессионально изготовленные иконные изображения, надписи. В статье определены временные периоды в развитии художественного оформления колоколов, поставлены вопросы заимствования декоративных элементов других производителей, наиболее характерные обнаруженные декоративные элементы систематизированы и поименованы. Особое внимание уделяется вопросу цветового решения фрагментов или всего изделия целиком. Атрибуция сибирских колоколов представляет серьезную проблему, поскольку большинство из сохранившихся изделий не подписаны авторами. Приведенные в статье фотографии декоративных элементов завода тюменских купцов Гилёвых позволяют не только получить представление об оформлении изделий, но и атрибутировать вновь обнаруженные неподписанные колокола.
колокол, Гилёв, Кондаков, колокола в Сибири, декор колокола, цвет металла, орнамент
  1. Безрукова Н. А. История моего рода и его вклад в развитие Сибири с середины XVII в. до наших дней. М., 2013.
  2. Глушецкий А. А. Колокольное дело в России во второй половине XVIII — начале ХХ века. Энциклопедия литейщиков. М., 2010.
  3. Деревянная резьба Тюмени. Свердловск, 1984.
  4. Козлов З., свящ. Описание прихода села Мужей, Березовскаго уезда, Тобольской епархии (до 1902 года) // Тобольские епархиальные ведомости. Отд. неоф. Тобольск, 1903. № 14. С. 346.
  5. Костина И. Д. Колокола XIV–XIX веков. М., 2015.
  6. Объявление. Колокольный завод // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1895. № 21. С. 370.
  7. Отчет XI очередной сельскохозяйственной и промышленной выставки Императорского Доно-Кубано-Терского общества сельского хозяйства в Ростове-на-Дону с 12 по 28 сентября 1907 года. Ростов н/Д., 1908.
  8. При сем номере прилагается объявление колоколо-литейного завода // Тобольские епархиальные ведомости. Тобольск, 1906. № 24. С. б/н.
Крейдун Юрий Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Барнаульская духовная семинария; Российская Федерация, 656058, г. Барнаул, ул. Шумакова, 25А;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0746-8875;
Электронный адрес: krey70@mail.ru.
Талашкин Алексей Владимирович
Место работы: Сибирский центр колокольного искусства; 630083, Российская Федерация, Новосибирск, ул. Большевистская, 229, к.1;
Должность: заместитель руководителя;
ORCID: 0000-0002-4633-8723;
Электронный адрес: talashkin@mail.ru.