/
Результат поиска


Крейдун Ю. Стилистический анализ храмов Алтайской духовной миссии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 4 (20). С. 158-173. DOI: 10.15382/sturV201520.158-173
Архитектурно-художественный образ богослужебных и других церковно-миссионерских строений юга Западной Сибири создавался путем обращения к опыту народной жилой архитектуры и образцовым проектам церковного зодчества второй половины ХIХ — нач. ХХ в., а также под влиянием местных художественных вкусов и пространственного мышления мастеров-строителей. В статье представлены результаты исследования храмов и школ Алтайской духовной миссии (ХIХ — нач. ХХ в.) на предмет выявления стилистических особенностей указанных строений.
архитектура, церковная, Алтайская духовная миссия, региональные особенности, миссионерские храмы, миссионерские школы
1. Вереш С. В. Храм — образ Вселенной: о путях развития архитектуры русского православного храма. М., 2010.
2. Воронин Н. Н. Архитектурный памятник как исторический источник // Советская археология. 1954. № 19. С. 44–67.
3. Громова Е. Б. Модуль сакрального пространства / Культура и пространство. Славянский мир. М., 2004. С. 27–35.
4. Крейдун Ю. А. Комплекс Бийского архиерейского дома и катехизаторского училища // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3(15). С. 39–42.
5. Крейдун Ю. А., Шарова Е. В. Архитектура и история строительства храма Всемилостивого Спаса в Улале // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5(17). С. 71–74.
6. Крейдун Ю. А. Майминский Духосошественский храм — первое каменное миссионерское строение на Алтае // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). С. 45–49.
7. Крейдун Ю. А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D-модели. Барнаул: Алт. дом печати, 2013.
8. Лисенко Л. М. Русское деревянное зодчество // Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987. С. 99–126.
9. Ополовников А. В., Ополовникова Е. А. Дерево и гармония: образы деревянного зодчества России / Под ред. Н. В. Евстигнеева. М., 1998.
10. Павлова А. Л. Облик храма. Соборные храмы в русской архитектуре середины — второй половины XIX в. // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 95–104.
11. Рыбаков Б. А. Архитектурная математика древнерусских зодчих // Советская археология. 1957. № 1. С. 83–112.
12. Савельев Ю. Р. Храмоздатели. Князья — строители храмов средневековой Руси // Светильникъ. Церковное искусство и археология. М., 2001. Вып. 1. С. 59–87.
13. Стародубцев О. В. Символика православного храма (URL: http://www.pravoslavie.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
14. Сулименко С. Д. Архитектура и диалог культур (на примере символизации формы завершений русского православного храма). 2004 (URL: www.raai.sfedu.ru. (дата обращения: 15.10.2011)).
15. Чернов А. Ю. Хроники изнаночного времени. СПб., 2006.
Крейдун Юрий, протоиерей
Крейдун Ю. А. К вопросу о религиозных связях Афона и Алтая в XIX - нач. XX-го века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 52-63. DOI: 10.15382/sturII201881.52-63
К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне целесообразно оценить степень влияния духовных традиций Святой Горы на отдельные регионы, в частности Алтай, где с 1830 г. начала свою деятельность Алтайская духовная миссия. Афон и Алтай со второй половины XIX в. связывают тесные религиозные контакты. Это обстоятельство было одним из важных факторов распространения православия среди коренных жителей. Цель статьи — на основе архивных источников раскрыть и проанализировать духовные связи афонитов и верующих Алтая. Начало активного духовного взаимодействия Алтая и Афона связано с иконой великомученика и целителя Пантелеимона, привезенной на Алтай в 1879 г. Постепенно авторитет афонского подвижничества стал важной составляющей духовной жизни новокрещеных. С разных уголков на Афон шли пожертвования. Вместе с тем попытки насадить традиции афонского монашества в миссионерских монастырях Алтая оказались неудачными. Неотмирность афонского подвижничества слишком диссонировала с принципом миссионерской открытости обителей Алтая. Исследование показало, что духовные связи Алтая и Афона проявлялись в различных формах религиозной жизни: паломничество сотрудников Алтайской миссии, приезд афонских постриженников в монастыри Алтая, пожертвования на афонские обители, публикации и распространение духовно-просветительской литературы. Но наиболее значимой оказалась традиция заказа писаных икон. Ежегодно для миссионерских станов шли заказы икон на Афоне. Прибытию таких икон сопутствовали церковные торжества.Афонские иконы становились местночтимыми святынями. К ним совершались паломничества, что способствовало новым обращениям язычников к Церкви и укреплению веры ранее крещеных. Афонские образы способствовали почитанию избранных святых. Такую же роль играли частицы мощей святых, которые хотя и в меньшем количестве, чем иконы, также были присылаемы с Афона.
афонское монашество, иконы афонского письма, чудотворные иконы, Алтай, Алтайская духовная миссия, Русская Православная Церковь
  1. Крейдун Ю. А. Храмы Горно-Алтайска и его предместий в XIX — начале XXI в. Барнаул, 2010.
Крейдун Юрий Александрович, протоиерей
Ученая степень: кандидат богословия;
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: Барнаульская духовная семинария; Российская Федерация, 656058, г. Барнаул, ул. Шумакова, 25А;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0746-8875;
Электронный адрес: krey70@mail.ru.