/
Результат поиска


Кострюков А. А. О некоторых условиях служения военного духовенства в годы Первой мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 24-46.
PDF
В статье рассматриваются некоторые из тех условий, в которых протекало служение военного духовенства в годы Первой мировой войны, в том числе духовное состояние русской армии, фактически переставшей к 1917 г. быть «христолюбивым воинством»; давление государственной бюрократической системы, материальные проблемы военно-духовного ведомства, а также крайний недостаток в армии военных священников, вследствие чего пастырь не мог активно воздействовать на настроение войск и препятствовать революционной агитации.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Проблемы истории Русской Православной Церкви в XX веке на XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (20-22 января 2005 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 231-234.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Конференция "Религиозная деятельность русского Зарубежья" в Всероссийской Государственной библиотеке иностранной литературы. 9-10 ноября 2005 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 19. С. 343-345.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Участие епископа Серафима (Соболева) в реорганизации заграничного церковного управления в 1922-1923 годах // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 20. С. 47-59.
PDF
Настоящая статья посвящена малоисследованному периоду жизни известного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева). В годы своего пребывания в лоне Зарубежной Церкви владыка Серафим участвовал в обсуждении различных вопросов, связанных с каноническим положением церковных структур за рубежом. В cтатье исследован вопрос, каково было отношение архипастыря к известному указу № 348/349 об упразднении Высшего церковного управления за границей в 1922 году. Данный указ вызвал много споров в зарубежной среде. Высказал свое мнение об указе и о дальнейших принципах управления Русской Зарубежной Церковью и владыка Серафим. Статья написана на основании архивных материалов.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Конференция "Жизнь и деятельность митрополита Антония (Храповицкого)" в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. 6-7 октября 2006 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 1 (22). С. 134-138.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Конференция "Жизненный путь и наследие митрополита Евлогия (Георгиевского). К 60-летию со дня кончины" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 1 (22). С. 139-142.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы русской церковной истории XX века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 171-176.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. "Истины Христовой светлые служители" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 183-187. — Рец. на кн.: Доненко Николай, протоиерей. Новомученики Бердянска: священномученики Михаил Богословский, Виктор Киранов, Александр Ильенков; Город в годы воинствующего атеизма, 1919—1939. – Феодосия; М.: Издат. дом «К
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Принятие в юрисдикцию Московского Патриархата священнослужителей Русской Зарубежной Церкви в Югославии в 1945 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 2 (27). С. 75-84.
PDF
В статье А. А. Кострюкова рассмотрены события 1945 г., связанные с принятием в Московский Патриарха клириков, ранее принадлежавших к Русской Зарубежной Церкви. Автором были исследованы документы архива Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата, а также материалы периодической печати. Автор исследовал, как решался вопрос о клириках Зарубежной Церкви в Югославии, где их присоединением занимался епископ Сергий (Ларин). Автор попытался понять, почему в Югославии, в отличие от других стран, клирики РПЦЗ были приняты через покаяние.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России как начало зарубежной церковной власти // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 50-60.
PDF
В статье рассматривается вопрос о создании Временного высшего церковного управления (ВВЦУ) на Юго-Востоке России в мае 1919 г. и его деятельности до ноября 1920 г. Уделено внимание отношению ВВЦУ к московской церковной власти, к известному посланию Патриарха ихона от 8 октября 1919 г. и к политическим разногласиям внутри белых армий. Понимая, что Святейший Патриарх Тихон находится в тяжелых условиях, ВВЦУ Юго-Востока России взяло на себя вопросы внешнецерковной деятельности, а также вопросы, связанные с назначением и перемещением духовенства за границей. Таким образом, переезд ВВЦУ из России в Европу практически ничего не изменил в характере его деятельности.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А., Тягунова Н. Ф. Новые документы по истории взаимоотношений между Патриархом Тихоном и Карловацким Синодом // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 119-125.
PDF
Публикуемые документы проливают свет на обстоятельства появления распоряжения Патриарха ихона № 106 от 8 ноября 1923 г. относительно деятельности Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Данное распоряжение в годы разделения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью приводилось для доказательства отрицательного отношения Патриарха Тихона к Зарубежному Синоду. В действительности, как показывает анализ публикуемых документов, антикарловацкое распоряжение Патриарха Тихона стало следствием давления ГПУ на членов Синода — архиепископов Серафима (Александрова) и Тихона (Оболенского).
Кострюков Андрей Александрович
Тягунова Наталья Федоровна
Кострюков А. А. Конференция "Император Николай II и его время" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 3 (28). С. 147-149.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кривошеева Н. А., Кострюков А. А. Новые документы к жизнеописанию архиепископа Сергия (Ларина). Воспоминания епископа Василия (Родзянко) и М. Е. Губонина // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 123-150.
PDF
В данной публикации содержатся воспоминания епископа Василия (Родзянко) и церковного историка М. Е. Губонина, посвященные архиепископу Сергию (Ларину). Личность архиепископа Сергия (Ларина) пока еще не стала предметом отдельного исследования, хотя и заслуживает определенного внимания. Будучи неоднозначной фигурой, иерарх, тем не менее, был ярким человеком, чья жизнь была связана и с красным обновленчеством, и с епархиальным служением в годы коммунистического безбожия, и с трудами на поприще церковной дипломатии.
обновленческий раскол, Русская Православная Церковь, Московская Патриархия, Сербская Православная Церковь, Сербская Патриархия, богослужение, церковное пение
Кривошеева Наталия Александровна
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Вопросы национально-религиозной политики на конференции "Гражданская война на Востоке России" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 1 (30). С. 153-155.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 2 (31). С. 135-141. — Рец. на кн.: Беглов Алексей. В поисках «безгрешных катакомб». Церковное подполье в СССР. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, «Арефа», 2008. 352 с.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3 (32). С. 161-164. — Рец. на кн.: Корнилов А. Монах от Оптиной до Платины. Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича). Нижний Новгород, 2008.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Предпосылки участия архиепископа Серафима (Соболева) во Всеправославном Совещании 1948 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 2 (35). С. 52-60.
PDF
Статья посвящена предыстории Всеправославного Совещания, состоявшегося в Москве в 1948 году. В настоящее время это мероприятие малоизучено, и представление о нем достаточно схематично. В Совещании принимал участие архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), управлявший русскими приходами в Болгарии. Причины, по которым архиепископ Серафим был вызван в Москву, до настоящего времени не рассматривались. В статье исследуются предпосылки участия иерарха во Всеправославном Совещании. Удалось установить, что основной причиной приглашения в Москву архиепископа Серафима стала позиция Экзарха Болгарской Церкви митрополита Стефана (Шокова), который был настроен категорически против осуждения экуменических контактов. Поскольку это осуждение было предрешено политическим руководством СССР, поведение митрополита Стефана могло создать дискуссию на Совещании. Итоги этой дискуссии могли быть невыгодны государственному руководству. В статье рассмотрены попытки митрополита Стефана не допустить осуждения экуменизма, а также меры, принятые Советом по делам Русской Православной Церкви и Московской Патриархией против действий Экзарха Болгарской Церкви. Одной из таких мер и стало привлечение к участию в мероприятии архиепископа Серафима, который, хотя и не был противником межконфессиональных контактов, тем не менее неоднократно выступал против того, чтобы эти контакты выходили за рамки канонов.
Всеправославное совещание 1948 г., архиепископ Серафим (Соболев), митрополит Стефан (Шоков), экуменическое движение, вопросы церковного управления, церковная администрация
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Проблемы церковной истории XX в. на конференции "Православие в судьбе Урала и России" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 3 (36). С. 141-143.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь и автокефалия Польсокй Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 17-27.
PDF
Статья посвящена взаимоотношениям между Русской Зарубежной Церковью и Польской Церковью в 1920–1927 гг. В литературе можно встретить утверждение, что Русская Зарубежная Церковь достаточно быстро вступила в общение с Польской Церковью и фактически признала ее незаконную автокефалию. Однако такое представление является неверным. Документы показывают, что Зарубежный Синод вплоть до 1927 г. отказывался от общения с Польской Церковью. Молитвенное единство РПЦЗ и Польской Церкви, наступившее в 1927 г., не было признанием автокефалии, которую, в соответ ствии с решением Архиерейского Собора РПЦЗ 1927 г., должна была даровать Всероссийская Церковь. Кроме того, примирение было частично обусловлено административным разрывом РПЦЗ с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), а также его высказываниями, в которых он допускал принципиальную возможность предоставления Польской Церкви самостоятельности.
Русская Зарубежная Церковь, Польская Православная Церковь, Патриарх Тихон, митрополит Дионисий (Валединский), митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Сергий (Страгородский)
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской митрополией в 1933 г. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 46-58.
PDF
Статья посвящена событиям, предшествующим разделению между Московской Патриархией и Североамериканской митрополией, а также последующим событиям. Имеющиеся документы позволяют сделать вывод, что Североамериканская митрополия во главе с митрополитом Платоном (Рождественским) в начале 1930-х гг. находилась в тяжелом положении, связанном с конфликтами с Вселенским Престолом и Русской Зарубежной Церковью. В этих условиях митрополит Платон был вынужден подчеркивать свое подчиненное положение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому). Причиной конфликта с митрополитом Сергием (Страгородским) стали политические требования со стороны Московской Патриархии и нетактичные действия ее представителя архиепископа Вениамина (Федченкова). Его дальнейшее управление патриаршими приходами также нельзя назвать успешным.
Православная Церковь в Америке, Московская Патриархия, Русская Зарубежная Церковь, митрополит Платон (Рождественский), митрополит Вениамин (Федченков)
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Проблемы церковной истории на ХХI ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 149-152.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Конференция «Церковь, наука и образование в России: история и перспективы» в Московской духовной академии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 139-142.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Единство Церкви в эпоху богоборчества (ХХI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 2 (39). С. 142-147.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Вопросы церковно-государственных отношений на XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 147-150.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 141-145. — Рец. на кн.: Корнилов А. А. «Переправимся на ту сторону…» Деятельность православного духовенства в лагере перемещенных лиц Шляйсгайм (1945– 1951 гг.). Н. Новгород; Мюнхен, 2011.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65-118.
PDF
Публикуемый документ — доклад сотрудника Московской Патриархии Л. Н. Парийского по результатам его поездки в Северную Америку. Поездка комиссии в составе митрополита Григория (Чукова) и Л. Н. Парийского состоялась в 1947 г. Цель поездки заключалась в решении вопросов, касающихся восстановления общения между Московским Патриархатом и Североамериканской митрополией. Одним из документов, характеризующих церковную ситуацию в Америке, стал доклад Парийского. В документе освещена ситуация, в которой находились приходы Московской Патриархии в Северной Америке, а также даны характеристики основным лидерам русского православия в США и Канаде.
Североамериканская митрополия, Русская Православная Церковь заграницей, Североамериканский экзархат Московского Патриархата, митрополит Григорий (Чуков), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Феофил (Пашковский)
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 2 (51). С. 142-145. — Рец. на кн.: Щеглов Г. Э. Хранитель. Жизненный путь Федора Михайловича Морозова. Минск: Врата, 2012
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. К вопросу о подготовке канонизации царской семьи в Русской Зарубежной Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3 (52). С. 42-51.
PDF
В статье рассмотрена деятельность представителей Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по ознакомлению западных христиан с положением дел в Православной Церкви. Выявлена литература, издаваемая и переводимая русскими богословами и церковными деятелями для западных христиан в 1871–1880 гг., определены методы работы. Обращено внимание на ответную реакцию западных богословов, проявившуюся в издании трудов о Восточной Церкви. Автор делает вывод, что, несмотря на недолгий период указанной деятельности, представителям Санкт-Петербургского отдела удалось выполнить намеченные задачи — максимально осветить современное им положение Русской Церкви, ее историю, догматику и дух представителям Западных Церквей, принося пользу диалогу между западными и восточными богословами
Русская Православная Церковь заграницей, император Николай, новомученики Российские, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Анастасий (Грибановский)
1. Semenenko-Basin. I.V. 2009. Religiovedenie, no. 3, pp. 28-38.
2. Mark, arhiep. 1997. Rus' pravoslavnaya, no. 5, p. 8.
3. Evfimiy (Logvinov), ierom. 2005. XV Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsia PSTGU, pp. 305-311.
4. Kosik V.I. Russkaya Tserkov' v Yugoslavii (20-40-e gg. XX veka). (The Russian Church in Yugoslavia (1920-1940 yy.). Moscow. 2000.
5. Bogdanova T. A. N. N. Glubokovskiy. Sud'ba hristianskogo uchenogo. (N.N. Glubokovskiy. The Destiny of a Christian scholar). St. Petersburg. 2010.
6. Svjatitel' Ioann (Maximovich) i Russkaya Zarubezhnaya Tserkov (St. Ioann (Maximovich) and the Russian Orthodox Church). New-York. 1996.








Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. ХХIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ и проблемы церковной истории ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3 (52). С. 147-150.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Экзарх Болгарской Церкви митрополит Стефан и Московская Патриархия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5 (54). С. 31-43.
PDF
Статья посвящена последнему периоду церковно-административной деятельности митрополита Софийского Стефана (Шокова). Приводятся свидетельства современников о характере и личных качествах этого противоречивого иерарха. В 1945–1948 гг. митрополит Стефан был экзархом Болгарской Православной Церкви, принял участие в Совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г. Особенно важными и интересными представляются обстоятельства увольнения митрополита Стефана и его последующей ссылки. Переломным событием в судьбе экзарха стало совещание 1948 г. Являясь сторонником экуменизма, митрополит Стефан безуспешно пытался убедить в своей правоте патриарха Алексия и не допустить осуждения экуменических контактов Московским совещанием. Однако в Москве в те годы смотрели на экуменизм иначе. Советское руководство стремилось к созданию в Москве центра мирового православия, старалось противопоставить Московский Патриархат Константинополю, находившемуся под влиянием США и Великобритании. Поскольку Вселенский престол одобрял участие в экуменическом движении, то Московская Патриархия была вынуждена занять противоположную позицию. В этой связи участие Русской Церкви в экуменическом движении было невозможно. Митрополит Стефан, высказываясь за первенство Московского Патриархата в мировом православии, выступал за активное участие всех Поместных Церквей в экуменическом движении. Коммунистическое руководство приложило максимум усилий к тому, чтобы со стороны экзарха не прозвучало нежелательных заявлений на совещании. После окончания этого мероприятия судьба митрополита Стефана была решена. В том же 1948 г. он был уволен на покой и отправлен в ссылку. При этом Московская Патриархия не исключала возможности переезда митрополита Стефана в Россию и поселения его в каком-либо монастыре. Однако митрополит Стефан остался в Болгарии. Судьба экзарха лишний раз подтверждает, что независимая позиция иерарха в те годы грозила ему полным устранением от церковно-общественной жизни.
Русская Православная Церковь, Болгарская Православная Церковь, Патриарх Алексий I, митрополит Стефан (Шоков), Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 г., Совет по делам РПЦ
1. Bojkikeva A. Bolgarskaja Pravoslavnaja Cerkov'. Istoricheskij ocherk (Bulgarian Orthodox Church. Historical Survey). Sofija: 2005.
2. Blhova M. (2009) “Bolgarskaja Pravoslavnaja Cerkov' (1945-1953): rol' Jekzarha Stefana v vozrozhdenii Cerkvi” (Bulgarian Orthodox Church (1945–1953): Role of Exarch Stefan in the Rebirth of the Church), in Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii i za rubezhom, 2009, vol. 2, pp. 191-214.
3. Blhova M. (2009) “Jekzarh Stefan i novaja vlast': primirenie i protivostojanie” (Exarch Stefan and the New Power: Reconciliation and Confrontation), in Cerkov' v istorii Rossii, M., 2009, vol. 8, pp. 378-387.
4. Jovanovich M. Russkaja jemigracija na Balkanah 1920-1940 (Russian Emigration on Balkans 1920–1940). M., 2005.
5. Kadkandzhieva D. Blgarskata Pravoslavna Crkva i drzhavata: 1944-1953 (Bulgarian Orthodox Church and State). Sofija. 1997;
6. Kosik V. (2003) “Russkaja Cerkov' v Bolgarii (1940-1950-e gody)” (Russian Church in Bulgaria (1940–1950)), in Slavjanovedenie. 2003. № 6.
7. Kostrjukov A. (2010) „Predposylki uchastija arhiepiskopa Serafima (Soboleva) vo Vsepravoslavnom soveshhanii 1948 goda“ (Premises of Participation of Archbishop Serafim (Sobolev) in the Allorthodox Council of 1948), in Vestnik PSTGU: II, 2010, vol. 2 (35).
8. Lazov D. Ekzarh Stefan I: zhivot, apostolstvo i tvorchestvo (Exarch Stefan I: Life, Apostoly and Work). Sofija. 1947.
9. Pantev A. i dr. 100-te naj vlijatelni blgari v nashata istorija (Centenary of Bulgarian Influence in Our History). Sofija. 1997;
10. Pis'ma Patriarha Aleksija I v Sovet po delam Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi pri Sovete narodnyh komissarov — Sovete ministrov SSSR. 1945-1963 gg. (Letters of Patriarch Alexiy I to the Council for Cases of Russian Orthodox Church by Council of People’s Ministers of USSR, 1945–1963), vol. 1. M., 2009.
11. Stefan, mitr. (1938) „Nel'zja bol'she molchat'“ (We Can Keep Silence Any More), in Cerkovnaja zhizn'. 1938, vol. 2.
12. Shkarovskij M. Istorija russkoj cerkovnoj jemigracii (History of Russian Church Emigration). SPb, 2009.
13. Shpiller I. Vospominanija ob o. Vsevolode Shpillere (Memoires about f. Vsevolod Shpiller).
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. К истории воссоединения с Московским Патриархатом приходов Западноевропейского экзархата в послевоенные годы (1945–1946) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 72-84.
PDF
В статье рассматриваются обстоятельства объединения между Московским Патриархатом и Западноевропейским экзархатом приходов русской традиции в 1945 г. Проведен анализ последующих обстоятельств, приведших стороны к разрыву в 1946 г. На основании ранее не публиковавшихся документов сделан вывод об изначальной непрочности объединения, совершенного поспешно и без учета специфических юрисдикционных особенностей экзархата. Серьезные проблемы на пути к единству были заметны еще в августе 1945 г., когда представитель Московского Патриархата митрополит Николай (Ярушевич) прибыл в Париж. Возражения против объединения основывались прежде всего на том, что Церковь в Отечестве продолжает находиться в порабощении атеистической государственной власти. Сторонники объединения на встрече с митрополитом Николаем аргументировали свою позицию, как правило, речами митингового характера. Несмотря на аргументы противников объединения, митрополит Евлогий согласился войти в состав Московского Патриархата. В последующие месяцы позиции противников единства серьезно укрепились, тем более что митрополит Евлогий оставался одновременно экзархом Вселенского и Московского Патриархов. Уже в феврале 1946 г. при рукоположении епископа Никона (Греве) последний присягнул не Московскому, а Константинопольскому патриарху. Серьезным ударом по единству стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1945 г. о предоставлении гражданства русским эмигрантам во Франции. В экзархате началось размежевание между теми, кто принял советское гражданство, и теми, кто от него отказался. При этом епархиальный совет, опасаясь ущемления свободы, готовил почву для будущего отделения от Московского Патриархата. В июле 1946 г. епархиальный совет составил меморандум о том, что политика дальнейшего сближения с СССР и Московской Патриархией грозит экзархату расколом. После смерти митрополита Евлогия разделение стало свершившимся фактом.
гонения против Русской Православной Церкви, Валаамское подворье в Москве, закрытие храмов и монастырей, Валаамский монастырь, обновленчество, репрессии.
1. Kosik V. Russkoe cerkovnoe zarubezh'e (Russian Church Emigration). M., 2008.
2. Niv'er A. Pravoslavnye svjashhennosluzhiteli, bogoslovy i cerkovnye dejateli russkoj jemigracii v zapadnoj i central'noj Evrope. 1920–1955 (Orthodox Clerics, Theologians and Church Figures of Russian Emigration in Western and Central Europe. 1920–1955). M.; Parizh, 2007.
3. Popov A. Rossijskoe pravoslavnoe zarubezh'e: istorija i istochniki (Russian Orthodox Emigration: History and Sources). M., 2005.
4. Solov'ev I. Cerkovno-istoricheskij vestnik, 1999, vol. 4–5.
5. Cypin V., prot. Istorija Russkoj Cerkvi 1917–1997 (History of Russian Church 1917–1997). M., 1997.
6. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' v XX veke (Russian Orthodox Church in XX Century). M., 2010.
7. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve (Russian Orthodox Church by Stalin and Khrushchev). M., 2005.

Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Конференция «Подвиг новомученикови исповедников Церкви Русской XX века» в Ярославле // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 159-161.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Епископ Нолинский Александр (Малинин): забытый исповедник // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 82-89. DOI: 10.15382/sturII201457.82-89
Статья посвящена жизненному пути викария Вятской епархии епископа Нолинского Александра (Малинина). В настоящее время судьбы многих архиереев, рукоположенных в 1920–1930-е гг., еще не исследованы. Одной из проблем жизнеописания епископа Александра стала ошибка митрополита Елевферия (Богоявленского), в книге «Неделя в Патриархии», назвавшего этого иерарха Иоанном. В результате во всех справочниках по русской иерархии епископ Александр оказался упомянут дважды — под своим именем и под именем «епископа Глазовского Иоанна». Жизненный путь епископа Александра до недавнего времени был практически неизвестен. Тем не менее удалось в целом восстановить его биографию. Согласно следственному делу, через две недели после архиерейской хиротонии, в ночь с 10 на 11 декабря, он был арестован, причем поводом для ареста стало его неосторожное высказывание во время наречения во епископа. В своей речи архипастырь сказал о гонениях на Церковь и об арестах архиереев. Отягчающим обстоятельством стало то, что речь была произнесена в присутствии зарубежного иерарха — архиепископа Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского). Епископ Александр был обвинен в попытке передать за границу сведения о гонениях на Православную Церковь, приговорен к трем годам концентрационного лагеря и умер вскоре после прибытия к месту заключения. В статье делается вывод о том, что к источникам личного происхождения, каковым, в частности, является книга «Неделя в Патриархии», необходимо подходить с особой осторожностью. Кроме того, автор обращает внимание, что до недавнего времени имя епископа Александра отсутствовало в мартирологах жертв коммунистических репрессий, что говорит о необходимости более активных исследований подвигов Новомучеников и исповедников Российских.
Московская Патриархия, Казанская духовная академия, московский Покровский монастырь, Новомученики, книга «Неделя в Патриархии», патриарх Сергий (Страгородский), митрополит Елевферий (Богоявленский), митрополит Мануил (Лемешевский), епископ Александр
1. Емельянов Н. 30 000 за Христа пострадавших в Базе данных ПСТГУ. Анализ подвига русского народа // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М.: ПСТГУ. 2008. С. 221–231.
2. История иерархии Русской Православной Церкви. М.: ПСТГУ, 2006. С. 141, 676.
3. Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно) / Сост. М[итрополит] М[ануил]. Куйбышев, 1966.
4. Православное церковное сопротивление в СССР: Биографический справочник. 1927–1988 гг. / Авт.-сост. М. В. Шкаровский и Д. П. Анашкин. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013.
5. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. Кн. 9. М., 1997.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. «Памяти Господней добрый хранителю» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 157-160. — Рец. на кн.: Бирюкова Ю. А., Овчинников П., свящ. Подвиг служения священномученика Захарии (Лобова), епископа Аксайского, архиепископа Воронежского и Задонского (1865–1937). Ростов-на-Дону: Антей, 2014
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. «Чужой хлеб больше чем горек» Письма архимандрита Феодосия (Мельника) архимандриту Антонию (Синькевичу) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 5 (66). С. 115-140. DOI: 10.15382/sturII201566.115-140
Архимандрит Феодосий (Мельник) в течение 27 лет был келейником главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого). На протяжении всего этого времени о. Феодосий неотлучно находился возле своего духовника и учителя, разделяя с ним скорбь изгнания. Центром Русской Зарубежной Церкви в те годы был город Сремские Карловцы в Сербии. Живя здесь, архимандрит стал свидетелем важных церковных событий в русском зарубежье и в Сербской Православной Церкви. Ниже публикуются письма, написанные о. Феодосием в 1933–1938 гг., когда жизнь митрополита Антония склонялась к закату. Последнее письмо написано уже после его смерти. В письмах изложены сведения о жизни митрополита Антония. Заслуживают внимания оценки, которые дает архимандрит Феодосий современникам — митрополиту Анастасию (Грибановскому), архиепископу Нестору (Анисимову), протоиерею Михаилу Польскому, Ю. П. Граббе, П. С. Лопухину. В письмах отражены некоторые важные события из жизни Русской Зарубежной Церкви, например Карловацкий Собор 1921 г., примирение Зарубежной Церкви с митрополитом Евлогием (Георгиевским) и митрополитом Платоном (Рождественским) в 1936 г., подготовка Второго Карловацкого Собора 1938 г. Адресат писем — архимандрит Антоний (Синькевич). В 1930-е гг. он служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии архимандрит Антоний стал архиепископом Лос-Анджелесским и Западноамериканским. Подлинники писем (автографы) хранятся в архиве Русской духовной миссии в Иерусалиме (Московского Патриархата).
Русская Зарубежная Церковь, Сербская Православная Церковь, Карловацкий Собор, Второй Всезарубежный Собор, Русская духовная миссия в Иерусалиме, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Нестор (Анисимов), митрополит
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. К истории взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Константинопольской Патриархией в 1920-1924 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6 (43). С. 58-69.
PDF
В статье говорится о взаимоотношениях зарубежного церковного управления c Константинопольской Патриархией. До 1923 г. эти отношения были дружественными. Зарубежный Синод не протестовал против претензий Вселенского престола на всемирную юрисдикцию. Со своей стороны Вселенская Патриархия выступала против гонений на Церковь в России и поддерживала Зарубежный Синод. Ситуация изменилась после того, как Патриарх Григорий VII стал предъявлять иерархам РПЦЗ политические требования, подразумевавшие отказ от поминовения Патриарха Тихона и прекращение обличения большевизма.
Русская Православная Церковь заграницей, Константинопольский Патриархат, Сербская Церковь, Патриарх Мелетий IV, Патриарх Григорий VII, «Всеправославный конгресс» 1923 г., обновленческий раскол
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. О некоторых причинах неудачи православия западного обряда // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 2 (69). С. 80-98. DOI: 10.15382/sturII201669.80-98
Статья посвящена истории православия западного обряда. Движение в сторону Православной Церкви во Франции наметилось в 1930-е гг., когда в Православную Церковь перешел римо-католический священник Л. Винарт. Этот священнослужитель заинтересовался православием и увлек за собой группу духовенства. Вместе с Винартом в православие были приняты и его последователи. Эта группа использовала латинское богослужение с некоторыми изменениями. Впоследствии западный обряд распространяли два священнослужителя — архимандрит Дионисий (Шамбо) и священник Евграф Ковалевский. Часть православных западного обряда оказалась в ведении Русской Зарубежной Церкви, часть — в ведении Московского Патриархата. Однако распространение западного обряда в послевоенные годы остановилось. В статье анализируются причины неудачи этого миссионерского проекта. Среди них: отсутствие помощи со стороны Московского Патриархата, конфликты между ветвями русского православия в эмиграции. Еще одна причина — грубые ошибки, допущенные протоиереем Евграфом Ковалевским (епископом Иоанном).
Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, «Французская Православная Церковь», западный обряд в православии, святитель Иоанн (Максимович), преподобный Силуан Афонский, архимандрит Ириней (Винарт), архимандрит Дионисий (Шамбо),
1. Бурега В. Жизнь и церковная деятельность архимандрита Дионисия (Шамбо) // Церковь и время. 2006. № 3 (36). С. 116–162.
2. Жуньеви К. Попытка создания галликанской Церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ЕСОF). Историческая справка // Альфа и Омега. 2002. № 4 (34). С. 328–345.
3. Ковалевский Е., прот. Православие во Франции // Церковная жизнь. 1962. № 1–6. С. 44–52.
4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
5. Мазырин А., диак. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935–1937 гг. // ХVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы: В 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 161–172.
6. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе 1920–1995. М.: Русский путь;YMCAPress, 2007.
7. Пучкин Д. Латинский обряд в Православной Церкви (URL: http://www.spasi.ru/biblt/pch1.htm (дата обращения: 20.12.2015)).
8. Слесарев А. Православие западного обряда: исторический путь от церковной миссии к расколу (URL: http: //rusk.ru/st.php?idar=113631 (дата обращения 20.12.2015)).
9. Слесарев А. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924–2008). М., 2009.
10. Kovalevsky M. Orthodox et Occident: Renaissance d’une eglise locale. P., 1990.
11. Sidenko A. L’archimandrite Denis Chambault: un Français au sein de l’orthodoxie occidentale. P., 2015.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке в свете документов церковных архивов // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 93-103. DOI: 10.15382/sturII201670.93-103
В 1970 г. Московский Патриархат даровал автокефалию Православной Церкви в Америке. Это событие недостаточно отражено в литературе, а многие документы по этому вопросу недоступны. На основании материалов российских и зарубежных архивов показаны некоторые подробности предоставления автокефалии. В частности, Московская Патриархия долгое время отказывалась от примирения с Североамериканской митрополией на ее условиях. В конце 1960-х гг. ситуация изменилась. В Москве стали опасаться, что Североамериканская митрополия пойдет на сближение с Вселенским Патриархом Афинагором. В этих условиях московская церковная власть пошла на уступки Североамериканской митрополии. Кроме того, после хрущевских антицерковных реформ Московскому Патриархату было невыгодно содержать свои американские приходы. Руководство Русской Церкви считало, что передача этих приходов в Американскую Церковь решит многие проблемы, в том числе и финансовые.
Православная Церковь в Америке, Московский Патриархат, Патриарх Афинагор, Патриарх Алексий I, митрополит Ириней (Бекиш), митрополит Никодим (Ротов), протоиерей А. Шмеман, протопресвитер И. Мейендорф.
1. Гуревич А. Опыт создания временной самостоятельной архиепископии Православной Церкви Франции и Западной Европы: уроки истории // Проблемы истории Русского зарубежья: Материалы и исследования. М., 2008. Вып. 2. С. 135–152.
2. Жизненный путь архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского), его личные воспоминания и переписка / Авт.-сост. архим. Павел (Фокин). М., 2007.
3. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1925–1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011.
4. Л. Н. Парийский о церковной ситуации в Америке в середине 1940-х гг. / Публ. А. А. Кострюкова // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 6 (49). С. 65–118.
5. Русская Православная Церковь в Северной Америке. Историческая справка. Джорданвилль, 1954 (на обложке указан 1955).
6. Скурат К. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Ч. 2.
7. Ювеналий, митр. Человек Церкви. М., 1998.
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. ≪Нам не нужны ни старая, ни новая Церковь…≫ // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 3 (70). С. 141-145. — Рец. на кн.: Церковные расколы в Донской области в 1920–1930-е гг.: Сборник документов и материалов / Л. В. Табунщикова, А. В. Шадрина. — Ростов-на-Дону: Антей, 2015
PDF
Кострюков Андей Александрович
Кострюков А. А. "Церковь снова будет светом во тьме" // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 76. С. 141-144. — Рец. на кн.: Ершова А. А. "В тюрьме в 1920 году". Воспоминания. М.: Культурно-просветительский фонд "Преображение". Свято-Филаретовский православно-христианский институт. 2017
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Кострюков А. А. Святитель Серафим (Соболев) и «Дело князя Лобанова-Ростовского» // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 107-134. DOI: 10.15382/sturII201882.107-134
Архиепископ Серафим (Соболев), причисленный к лику святых в 2016 г., известен как защитник православной веры и подвижник благочестия. Настоящая публикация относится к неисследованному эпизоду из жизни этого иерарха. Во время конфликта между руководством Русской Зарубежной Церкви и главой Западноевропейской епархии митрополитом Евлогием (Георгиевским) получила распространение брошюра «Карловацкая смута». Среди различных обвинений в адрес Русской Зарубежной Церкви в брошюре содержались выпады против епископа Серафима (Соболева), в частности автор обвинял его в несправедливом отлучении от причастия князя И. Н. Лобанова-Ростовского. На основании переписки Лобанова-Ростовского, выявленной в Государственном архиве Российской Федерации, автор публикации пришел к выводу, что обвинения в адрес святителя не являются справедливыми. Поводом для конфликта стала борьба мирян за влияние на Никольском приходе в Софии. И. Н. Лобанов-Ростовский, недовольный тем, что епископ Серафим сошелся с семьей М. В. Зызыкина, вел нетактичные разговоры. Они бросали тень на самого епископа Серафима, а также на его младшего брата, иеромонаха Сергия. Результатом стало отлучение от причастия И. Н. Лобанова-Ростовского впредь до принесения покаяния. Конфликт разбирался Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви в 1925 г. Решительно поддержал епископа Серафима глава РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий). Сторону епископа занял и Архиерейский Синод, признавший его действия правильными. Конфликт завершился в начале лета 1925 г. примирением епископа Серафима и князя И. Н. Лобанова-Ростовского.
святитель Серафим (Соболев), митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), М. В. Зызыкин, И. Н. Лобанов-Ростовский, русская эмиграция в ХХ в., Русская Православная Церковь Заграницей, Болгарская Православная Церковь, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, русский храм свт. Николая в Софии
  1. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. СПб., 1996.
  2. Кострюков А. Архиепископ Серафим (Соболев): Жизнь, служение, идеология. М., 2011.
  3. Кострюков А. Пламень огненный: Жизнь и наследие архиепископа Серафима (Соболева). М., 2015.
  4. Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. Наступает время творческого собирания всех живых духовных сил // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 149-152. — Рец. на кн.: Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919 года / Сб. документов под ред. Ю. А. Бирюковой. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2018.
PDF
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.
Кострюков А. А. "Врачу, исцелися сам" (Лук. 4, 23). Профессор С. В. Троицкий против «восточного папизма» Константинополя // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 141-148. DOI: 10.15382/sturII201987.141-148
Сергей Викторович Троицкий — известный богослов и канонист, доктор богословия Белградского университета. Наследие этого ученого в настоящее время востребовано, хотя многие его статьи неизвестны широким читательским кругам. Публикуемое письмо относится к важному событию в истории Церкви. В 1965 г. Константинопольский патриарх Афинагор (Спиру) исключил из своей юрисдикции Экзархат Русских православных приходов Западной Европы, которым управлял архиепископ Георгий (Тарасов). В указе патриарха Афинагора содержался совет архиепископу Георгию перейти в подчинение патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Могло показаться, что это событие стало важной победой московской дипломатии. Однако современники, в том числе и С. В. Троицкий, обращали внимание на формулировки указа Константинопольской Патриархии. Согласно этим формулировкам Константинополь утверждал свое право на диаспору во всем мире. С. В. Троицкий в письме председателю ОВЦС митрополиту Никодиму (Ротову) указывал на несостоятельность претензий Константинопольской Церкви. Вместе с тем он говорил об опасности новой политики Фанара. Например, православным будет труднее вести диалог с англиканами и старокатоликами, которые в свое время ушли из Римской Церкви именно из-за претензий Рима на всемирную власть. Теперь такая же ситуация сложилась и в православии. С. В. Троицкий предлагал подготовить брошюру с критикой политики Константинопольской Церкви. Такая брошюра была бы востребована, так как статьи С. В. Троицкого на эту тему были рассеяны по разным зарубежным журналам и к тому времени забыты. С. В. Троицкий рассуждал также о канонических мерах, которые следовало применить к архиепископу Георгию (Тарасову), отказавшемуся присоединиться к Московскому Патриархату.
патриарх Московский Алексий I, патриарх Константинопольский Афинагор, митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Георгий (Тарасов), архимандрит Силуан (Стрижков), С. В. Троицкий, Константинопольская Церковь, Московский Патриархат, Западноевропейский экзархат приходов русской традиции, диаспора, русская эмиграция
  1. Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь // Церковные ведомости. 1924. № 15–16. С. 16–17; № 17–18. С. 8–9; № 21–22. С. 6–9; № 23–24. С. 8–10.
  2. Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры. Сремские Карловцы, 1937.
  3. Троицкий С. Размежевание или раскол. Париж, 1932.
  4. Троицкий С. Христианская философия брака. Париж, 1933.
  5. Троицкий С. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «Диаспору» // ЖМП. 1947. № 11. С. 34–45.
  6. Троицкий С. По поводу неудачной защиты ложной теории // ЖМП. 1949. № 12. С. 29–54.
  7. Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры // Церковные ведомости. 1923. № 11–12. С. 7; № 17–18. С. 8–12.
Кострюков Андрей Александрович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6/1, комн. 219;
Должность: вед. науч. сотр. Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ; доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права;
ORCID: 0000-0003-4334-1035;
Электронный адрес: a.kost@mail.ru.