/
Результат поиска


Костина Т. В. К вопросу о численности и статусе первых академических студентов в Петербурге (1725-1732 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 32-44. DOI: 10.15382/sturII201668.32-44
Статья посвящена изучению практических последствий заложенной в «Проекте [положения об учреждении Академии наук и художеств]» (1724) омонимичности понятия «студент». В работе впервые проводится разграничение двух разных групп лиц, существовавших в 1725–1732 гг. в Академии и именуемых в документах «студентами»: слушателей лекций в Академическом университете и младших сотрудников Академии наук. С помощью опубликованных и архивных источников составлен список из 50 студентовслушателей. Изучены критерии формирования этой группы в рассматриваемый период. Исследованы табели о выплате жалованья сотрудникам Академии за 1724–1734 гг., штат Академии за 1730 г. и проект штата за 1731 г., из которых следует, что только 15 лиц из сотрудников назывались в них студентами до 1729 г., когда такая практика была прекращена. Студенты вновь появляются в штатах Академии в 1735 г., но уже в измененном статусе. Таким образом, устанавливается, что в первые годы существования Академии круг слушателей профессорских лекций был шире, чем круг сотрудников Академии, и не совпадал с ним. Однако часть сотрудников Академии вместе со слушателями повышала свой уровень образования в университете, что соответствовало формулировке «Проекта…». В приложениях к статье публикуются: список студентов, прослушавших университетские курсы лекций при Академии наук в 1725–1732 гг.; список сотрудников Академии наук, названных студентами при получении жалованья в 1724–1729 гг.
Академия наук, университет, образование, Россия, XVIII век, студенты, адъюнкты, история понятий
1. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
2. Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1977.
3. Копелевич Ю. Х. Первые академические студенты // ВИЕТ. 1996. № 2. С. 4–15.
4. Костина Т. В. Пространство Академических гимназии и университета: материалы к истории. 1724-1805 гг. // КЛИО. 2013. № 10 (82). С. 6–15.
5. Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М.; Л., 1962.
6. Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу. Л., 1988.
7. Материалы для истории Императорской Академии наук. СПб., 1885–1900. Т. 1–10.
8. Оправдание Президента Академии, Л. Блюментроста, пред Правительствующим Сенатом в январе 1733 года // Ученые записки ИАН по первому и третьему отделениям. СПб., 1855. Т. III. С. 672–688
9. Миллер Г. Ф. Избранные труды / Сост., ст. и примеч. С.С. Илизарова. М., 2006.
10. Осипов В. И. Анахин (Анохин) Филипп Львович // Словарь русских писателей XVIII века. Л., 1988. Вып. 1: А–И. С. 29.
11. Пекарский П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге. СПб., 1870. Т. 1.
12. Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 год. СПб., 1897. Т. 1.
13. Толстой Д. А. Академический университет в XVIII столетии. СПб., 1885.
14. Успенский Б. А. Вокруг Тредиаковского: Труды по истории русского языка и русской культуры. М., 2008.
15. Уставы Российской Академии наук. 1724–2009. М., 2009.
16. Феофанов А. М. Студенты Московского университета второй половины XVIII — первой четверти XIX века: Биобиблиографический словарь. М., 2013.
Костина Татьяна Владимировна