/
Результат поиска


Коростиченко Е. И. Истоки организованного свободомыслия в Германии. Свободно-религиозные общины // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 75-88. DOI: 10.15382/sturI201560.75-88
Автор изучает историю духовной и практической деятельности так называемых свободно-религиозных общин (freireligiösen Gemeinden), созданных первоначально не зависимыми, оппозиционными по отношению к католической и протестантской ортодоксии движениями — «немецкими католиками» и протестантскими «друзьями света» в 40-х гг. XIX в. в Германии. В результате анализа представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения — от его возникновения в домартовский период, активной деятельности в годы революции 1848–1849 гг., периода реакции, последующего вскоре после подавления революции, а также окончательного запрета при националсоциалистах вплоть до наших дней. Значительное место в работе уделено предшествующей традиции немецкого свободомыслия и ее связи со свободно-религиозным движением. В ходе исследования показано, что особенностью свободно-религиозного движения в целом является неоднородная мировоззренческая ориентация идеологов тех или иных свободных общин. Это ставит его в особое положение, промежуточное между религией и светским мировоззрением. В результате анализа автор приходит к выводу, что идеология свободно-религиозного движения характеризуется как переплетением религиозных и политических мотивов в его программе, так и отклонением взглядов его приверженцев от ортодоксального христианства к пантеизму и даже материализму. Свободно-религиозное движение являлось довольно своеобразным феноменом, который стал началом формирования самых разных в мировоззренческом и политическом плане организаций немецких свободомыслящих.
свободомыслие, атеизм, антиклерикализм, Германия, свободно-религиозное движение, социально-политическое движение, революция 1848–1849 гг., свободные общины, «немецкие католики», «протестантские друзья света», Иоганн Ронге
1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Свободные общины // Энциклопедический словарь. СПб., 1890–1907. С. 184–185.
2. Володарский В. Германия. Ч. II // Православная энциклопедия (URL: http://www.pravenc.ru/text/529064.html (дата обращения: 14. 06. 2015)).
3. Гулыга А. Анонимные атеистические трактаты. М., 1969.
4. Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма (последняя треть XVIII века). М., 1962.
5. Матвеев В. Ф. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Германии и Англии. СПб., 20042 (URL: http://allpravo.ru/library/ doc117p0/instrum2988/item3034.html).
6. Немецкие демократы XVIII века / Б. Б. Томашевский, ред. М., 1956.
7. Салимова К. И. Борьба за народное образование в чартистском движении. М., 1960.
8. Тажуризина З. Свободомыслие в отношении религии // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 961–962.
9. Baur W. Religious Life in Germany During the Wars Of Independence: A Series of Historical and Biographical Sketches, London, 1870, vol. 1.
10. Bronder D. 1959 “Die Geschichte des Bundes Freireligiöser Gemeinden bis 1945“, in Die Freireligiöse Bewegung: Wesen und Auftrag, Mainz, 1959.
11. Gärtner C., Pollack D., Wohlrab-Sahr M. Atheismus und religiöse Indifferenz, Heidelberg, 2013.
12. Graf F. W. Die Politisierung des religiösen Bewußtseins: die bürgerlichen Religionsparteien im deutschen Vormärz, das Beispiel des Deutschkatholizismus, Stuttgart, 1978.
13. Groschopp H. Dissidenten. Freidenkerei und Kultur in Deutschland, Berlin, 1997.
14. Groschopp H. “Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen)“, in Fowid, in http://fowid.de/fi leadmin/textarchiv/Groschopp_Horst/Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf (Date: 11. 11. 2014)).
15. Hallberg В. Die Jugendweihe: zur deutschen Jugendweihetradition, Göttingen, 1978.
16. Kahl J., Wernig E. Freidenker: Geschichte und Gegenwart, Köln, 1981.
17. Kampe F. Geschichte der religiösen Bewegung der neueren Zeit, Leipzig, 1860, vol. 4.
18. Paletschek S. Frauen und Dissens: Frauen im Deutschkatholizismus und in den freien Gemeinden 1841–1852, Göttingen, 1990.
19. Rampelmann K. Im Licht der Vernunft: Die Geschichte des deutsch-amerikanischen Freidenker-Almanachs von 1878 bis 1901, Stuttgart, 2003.
20. Ronge J. Johannes Ronges Brief an Bischof Arnoldi von Trier, Frankfurt am Main, 1908.
21. Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen: eine Einführung, Neustadt am Rübenberge, 1999.
22. Weir T. H. Secularism and Religion in Nineteenth-Century Germany: The Rise of the Fourth Confession, Cambridge, 2014.
Коростиченко Екатерина Игоревна
Коростиченко Е. И. Эволюционный гуманизм и религия в интерпретации Михаэля Шмидта-Саломона // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 79. С. 56-73. DOI: 10.15382/sturI201879.56-73
В статье критически проанализирована концепция современного немецкого теоретика и популяризатора эволюционного гуманизма Михаэля Шмидта-Саломона. Помимо оригинальных текстов автора в рассмотрение включена критика его идей. Показано, что концепция Шмидта-Саломона, хотя и отталкивается от идей основоположника эволюционного гуманизма Дж. Хаксли, а также других теоретиков гуманистического и антиклерикального толка, представляет собой самостоятельную конструкцию, последовательную в своем натуралистическом подходе и направленности на практическое применение. Многие положения сближают автора с Р. Докинзом, но Шмидту-Саломону удается избежать чрезмерного биологизаторства в рассмотрении человека. Заслуживает внимания концепция «доминирующей культуры», с помощью которой автором формулируется задача распространения мировоззрения эволюционного гуманизма и ее предполагаемое решение. Недостаточная тщательность в разработке вопросов этики не мешает рассматривать эволюционный гуманизм Шмидта-Саломона в качестве примера современной практической философии.
гуманизм, эволюционный гуманизм, религия, антиклерикализм, секуляризм, свободомыслие, этика, Докинз, Шмидт-Саломон
  1. Докинз Р. Бог как иллюзия / Н. Смелкова, пер. М., 2008.
  2. Докинз Р. Эгоистичный ген / Н. Фомина, пер. М., 2013.
  3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Гараджа В. И. Религиеведение. М., 1995. С. 36–42.
  4. Каримов А. Р. Ценности современного светского гуманизма // Гуманизм и современность: материалы Международной научно-образовательной конференции (8–9 ноября 2013 года) / Т. М. Шатунова, ред. Казань, 2013. С. 47–51.
  5. Конашев М. Б. Эволюционисты и религия. СПб., 2012.
  6. Коростиченко Е. И. Организации немецких свободомыслящих в современную эпоху (вторая пол. ХХ — нач. ХХI в.) // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 3. С. 83–99.
  7. Кротов В. Культура человечности или новая партийность? // Здравый смысл. 1997. № 4. С. 82–85.
  8. Куртц П. Совместимы ли наука и религия? // Здравый смысл. 2003. № 1 (26). С. 31–34.
  9. Mаркс К. К критике Гегелевской философии права // Mаркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 19552. Т. 1.
  10. Трофимова З. П. Английское свободомыслие в XX веке. М., 2006.
  11. Atheistische Buskampagne unerwünscht. URL: https://www.jungewelt.de/ artikel/122098.atheistische-buskampagne-unerw%C3%BCnscht.html (дата обращения: 20.06.2018).
  12. Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriff es, Gegenkonzepte, säkulare Humanismen heute. Regensburg, 2013. Bd. 51.
  13. Dennett D. Breaking The Spell: Religion As a Natural Phenomenon. N. Y., 2006.
  14. Fink H., Kahl J., Schmidt-Salomon M. Was heißt Humanismus heute? Ein Streitgespräch zwischen Joachim Kahl und Michael Schmidt-Salomon. Aschaff enburg, 2007.
  15. Gegen religiöse Diskriminierung am Arbeitsplatz: [gerdia.de]. URL: http://www.gerdia.de/node/85 (дата обращения: 23.08.2014).
  16. Gottesvorstellung nach Religionszugehörigkeit, 2002. URL: https://fowid.de/meldung /gottesvorstellung-nach-religionszugehoerigkeit-2002 (дата обращения: 16.06.2018).
  17. Humanistenquote, 2004. URL: https://fowid.de/meldung/humanistenquote-2004 (дата обращения: 20.06.2018).
  18. Humanistenquote, 2007. URL: https://fowid.de/meldung/humanistenquote-2007 (дата обращения: 16.06.2018).
  19. Huxley J. The Uniqueness of Man. L., 1941.
  20. Leitbild. URL: https://diehumanisten.de/politik/Leitbild (дата обращения: 28.06.2018).
  21. Religionszugehörigkeiten in Deutschland 2016. URL: https://fowid.de/meldung/religionszugehoerigkeiten-deutschland-2016 (дата обращения: 20.06.2018).
  22. Schmidt-Salomon M. «Irgendwie sind wir doch alle Humanisten...» Über die soziale Verankerung und die Entwicklungspotentiale des Humanismus in Deutschland. URL: http://www.schmidtsalomon.de/irgendhuman.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
  23. Schmidt-Salomon M. Leitkultur Humanismus und Aufklärung. Jenseits von Fundamentalismus und Beliebigkeit // Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell;17). B., 2005. S. 27–35.
  24. Schmidt-Salomon M. Manifest des evolutionären Humanismus. Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur. Aschaff enburg, 2006.
Коростиченко Екатерина Игоревна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Института философии РАН; Российская Федерация, 125635, г. Москва, Весенняя улица, 8, кв. 37;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7018-6301;
Электронный адрес: klinkot@yandex.ru.