/
Результат поиска


Королева Е. М. Образ Грааля в средневековом романе XII – XIII веков // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 1. С. 54-73.
PDF
В статье рассматриваются некоторые аспекты одного из самых популярных сюжетов средневекового западноевропейского романа (поиски Грааля) и устойчивые, а также вариативные черты романного образа сакрального сосуда, позаимствованного авторами XII – XIII вв. из средневековых легенд. Анализируются религиозные и фольклорно-мифологические истоки данного символа, особенности его функционирования в художественном контексте.
Королева Елена Михайловна
Кривошеева Н. А., Королева Т. И. Роль епископа Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 101-143.
PDF
В публикации описывается период пребывания епископа Мануила (Лемешевского) на Петроградской кафедре в 1923–924 гг. и рассматривается его роль в разгроме обновленческого движения в Русской Православной Церкви, приводятся документы из следственного дела 1924 г., по которому привлекался и епископ Мануил.
Патриарх, Русская Православная Церковь, cоветская власть, ВЧК, НКЮ, разведка
Кривошеева Наталия Александровна
Королева Татьяна Ивановна
Королева Е. М. Антагонисты главного героя в средневековом романе (на примере романа "Перлесваус") // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 4 (18). С. 60-75.
PDF
В данной статье рассматривается французский анонимный прозаический роман Перлесваус, написанный в начале XIII в. Задачей автора было выделить и проанализировать различные типы антагонистов трех главных героев романа (Гавейна, Ланселота, Перлесвауса). В результате проведенного исследования было описано две группы и восемь подтипов отрицательных персонажей. Существование особой группы символических врагов, являющихся воплощением дьявола, предполагает появление нового типа рыцарства в лице Перлесвауса. Воинственный дух романа согласуется с цистерцианской идеей обновленного рыцарства, которое должно выступить против Зла и сражаться ради победы христианской веры.
средневековая литература, артуровский роман, Перлесваус, поиск Грааля.
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. Созерцание или действие: идеология рыцарства в романе "Перлесваус" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 120-132.
PDF
В данной статье делается попытка обрисовать идеологию рыцарства, как ее видит автор Перлесвауса, прозаического романа начала XIII в., через призму проблемы соотношения vita active / vita contemplativa. С этой целью рассматриваются пути двух из трех главных героев —Перлесвауса и Гавейна, которые воплощают два разных типа рыцарства: старое артуровское рыцарство, верное нормам куртуазии (Гавейн), и рыцарство новой формации, действующее по принципу око за око, зуб за зуб. Воинственной настрой романа, на автора которого, вероятно, оказал влияние труд Бернарда Клервосского Похвала новому рыцарству, все же не отменяет ценности созерцания. Однако, ставя особый акцент на действии, автор подчеркивает важность активной жизни для рыцаря, что соответствует веяниям современной ему эпохи, а именно идеологии цистерцианцев, широко распространившейся начиная с середины XII в.
средневековая литература, артуровский роман, цистерцианцы, Бернард Клервосский, vita active/vita contemplativa, Перлесваус, поиск Грааля
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. История Александра Великого: отрывки из романа «Персефорест» (перевод со среднефранцузского) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 1 (27). С. 124-143.
PDF
В данной публикации предлагается перевод отрывков из французского прозаического романа «Персефорест», посвященных истории Александра Македонского. В том виде, в каком роман дошел до нас, он создан, как полагает его современный издатель, в середине XV в. — на это указывают определенные языковые особенности, а также некоторые исторические детали — например, упор для копья (arrêt de cuirasse), часто упоминаемый в романе, появился лишь в конце XIV в. Предшествующая версия произведения существовала еще в первой половине XIV в. (создана до 1340 г.), а затем была переработана — вероятнее всего, при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундского (1419–1467), известного ценителя рыцарских романов и эпопей. Александр Македонский пользовался при бургундском дворе особой популярностью: так, в библиотеке герцога находились рукописи стихотворной версии «Романа об Александре» Александра Парижского (XII в.), а также посвященной Александру и его рыцарям поэмы XIV в. «Обет павлина» («Voeux du Paon») Жака де Лонгийона и ее продолжений («Restor du Paon», «Parfait du Paon»). Жан Воклен создал для Филиппа Доброго новую компиляцию об Александре («Деяния и завоевания Александра Великого») на основе различных предшествующих версий, как французских, так и латинских.
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. Рассказ о брахманах в древнерусской и латинской версиях «Романа об Александре»: источник и модификация // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 4 (30). С. 41-58.
PDF
В статье анализируется сходства и отличия вставного рассказа о брахманах в латинском тексте «Истории сражений» (редакция J2) и древнерусской «Хронографической Александрии» (вторая редакция). Изображение брахманов в двух версиях обладает рядом общих черт, но акцент в их критике Александра и македонских воинов сделан на разных аспектах: морально-теологическом в «Истории сражений» и морально-практическом в «Александрии». Образ самого Александра также разнится: в латинской версии он не принимает образ жизни и учение брахманов и выдвигает собственную контртеорию, как следует и как не следует жить человеку; в древнерусской версии Александр полностью признает правоту предводителя брахманов, но не может ничего поделать с судьбой, которая волей провидения увлекает его все дальше на путь завоеваний.
средневековая литература, Александр Македонский, Романы об Александре, брахманы
Королева Елена Михайловна
Королёва Т. И. Исповеднический путь рядового регента. Таисия Иосифовна Мищенко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 173-184. DOI: 10.15382/sturV201517.173-184
В наше время, когда увеличивается количество восстанавливающихся храмов и монастырей и требуется немало затрат на воссоздание их внешнего благолепия, труднейшие проблемы возрождения духовной жизни прихода, создания настоящей общины и подлинно церковного служения клира и клироса подчас отходят на второй план. В этом контексте обращение к жизни регента, около шестидесяти лет прослужившей на клиросе, не желая известности и оценки своих заслуг, не получая зарплаты, сегодня особенно важно. Важно для понимания, что служение Богу пением необходимо совершать прежде всего как молитвенное делание с благодарностью Богу за такое высокое призвание, а не только как хоровое исполнительство, выявляющее талант композитора и дирижера, и средство заявить о себе.
возрождение духовной жизни, служение Богу, церковное пение, клир, клирос, регент
1. Музыкина В. Всякое дыхание да хвалит Господа // Архангельский епархиальный вестник. URL: http://www.arhpress.ru/eparh/2003/11/11/2.shtml
Королёва Татьяна Ивановна
Зимина Н. П., Королева Е. Д. Епископ Назарий (Андреев) в новейшей церковной истории (к вопросу о явлении конформизма в Русской Православной Церкви в 1920-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 105-132. DOI: 10.15382/sturII201991.105-132
Статья посвящена исследованию жизни и деятельности епископа Назария (Андреева; 1865–1940), яркого представителя конформистского епископата 1920-х гг. Привлечение большого массива ранее неизвестных документов впервые позволило составить полное жизнеописание и выяснить церковно-политические взгляды архиерея, уточнить состав кафедр, находившихся под его управлением, раскрыть некоторые методы ОГПУ по организации церковных расколов. Показано, что епископ Назарий публично выступал в защиту Церкви после Февральской и Октябрьской революций. В период Гражданской войны он обличал идеологию большевизма, в то же время критиковал политику белых правительств Сибири в связи с иностранным вмешательством и вовлечением Церкви в гражданское противостояние. По окончании войны стремился найти компромисс с советской властью, считая главной задачей духовенства христианизацию общества с отмежеванием от «политических авантюр». В сентябре 1922 г. усилиями ГПУ был удален с Енисейской кафедры, впал в обновленческий раскол и поддержал тактику епископа Томского Софрония (Арефьева) по оттеснению радикальной обновленческой группы «Живая Церковь» от управления сибирскими епархиями в пользу более умеренного «Союза церковного возрождения». Стал одним из учредителей обновленческого епископата Сибири. Приведены данные о деятельности епископа Назария на обновленческой Ростовской-на-Дону кафедре, его покаянии Патриарху Тихону и назначении в Сызрань, новом уклонении в обновленческий раскол. Показана роль ОГПУ в совращении епископа Назария в григорианский раскол. Изложена история его возвращения в Православную Церковь и служения на Челябинской кафедре в 1928 г. Описана судьба после ареста и осуждения.
конформизм, епископ Назарий (Андреев), гражданская война в Сибири, обновленческий раскол, григорианский раскол, ОГПУ, Декларация митрополита Сергия, епископ Софроний (Арефьев), архиепископ Назарий (Блинов), митрополит Иосиф (Чернов), Алатырское викариатство, Красноярская епархия, Ростовская-на-Дону епархия, Сызранское викариатство, Челябинская епархия, Троицкое викариатство
  1. Зимина Н. П. Иоанн (Поярков), архиепископ // Православная энциклопедия. Т. 23. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2010. С. 435–438.
  2. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3 (52). С. 17–41.
  3. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923-1925) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 6 (61). С. 91–112.
  4. Зимина Н. П. «Полуобновленчество» и иные деструктивные явления в Патриаршей Церкви в 1923–1925 гг. // XXVI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 93–98.
  5. Зимина Н. П. Назарий (Блинов), архиепископ // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2017. Т. 48. С. 326–328.
  6. Ильяшенко Н. А. Состав иерархии Русской Православной Церкви в преддверии большого террора. Список архиереев из архивно-следственного дела митрополита Серафима (Александрова) 1937 г. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 3 (58). С. 114–146.
  7. Иоанн (Снычев), митр. Церковные расколы в Русской Церкви 20–30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Сортавала, 1993.
  8. Иоанн (Снычев), митр. Стояние в вере: Очерки церковной смуты. 2-е изд. СПб., 1997.
  9. История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М., 2006.
  10. Каплин П. В., Лавринов В., прот. Григорианский раскол // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 455–459.
  11. Конюченко А. И. Назарий (Андреев), епископ // Челябинск: Энциклопедия / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Челябинск, 2001. С. 533.
  12. Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
  13. Лавринов В., прот. Временный Высший Церковный Совет и его роль в истории Русской Православной Церкви (1925–1945). М., 2018.
  14. Лобашев А. «Верою побеждали!...»: Книга о духовном подвиге православных южноуральцев. Челябинск. 2007.
  15. Малашин Г. В. Красноярская (Енисейская) епархия Русской Православной Церкви: 1861–2011 гг. Красноярск, 2011.
  16. Макарий (Веретенников), архим. Иосиф (Чернов), митрополит // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 25. С. 680–682.
  17. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно): в 6 т. Эрланген, 1987. Т. 5. С. 11–12.
  18. «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / сост. И. В. Соловьев. М., 2002.
  19. Религия и власть на территории Красноярского края. 1920–1991: Сборник архивных документов и материалов / сост. Л. И. Григорьева, А. П. Доброновская (Дворецкая), Е. А. Иванова, И. В. Коняхина, Л. И. Лимаева, О. Р. Сордия. Кн. 1: 1920–1941. Красноярск, 2002. URL: http://www.memorial.krsk.ru/Articles/2002Dvorecka/04.htm
  20. Скала А., прот. Церковь в узах: история Симбирской-Ульяновской епархии в советский период (1917–1991 годы). Ульяновск, 2007
  21. Табунщикова Л. В., Шадрина А. В. Церковные расколы в Донской области. 1920–1930-е годы: Сб. документов и материалов. Ростов н/Д, 2015.
  22. Теодорович С., прот., Иванов Б., свящ. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф: [Некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. С. 10–15.
  23. Шушканова Е. А. История Архиерейского дома. Епископ Назарий. Ч. I. URL: http//www.pravsiberia.ru/istoriya-arhierejskogo-doma-episkop-nazarij-chast-pervaya.
Зимина Нина Павловна
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, комн. 219;
Должность: старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории;
ORCID: 0000-0001-7587-1001;
Электронный адрес: ZiminaNP@mail.ru.
Королева Елена Дмитриевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Троицкая и Челябинская епархия Русской Православной Церкви; Российская Федерация, 457100, Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвырдейская, 81;
Должность: член Комиссии по канонизации святых;
ORCID: 0000-0002-3876-8571;
Электронный адрес: korel93@mail.ru.