/
Результат поиска


Королева Е. М. Образ Грааля в средневековом романе XII – XIII веков // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2006. Вып. 1. С. 54-73.
PDF
В статье рассматриваются некоторые аспекты одного из самых популярных сюжетов средневекового западноевропейского романа (поиски Грааля) и устойчивые, а также вариативные черты романного образа сакрального сосуда, позаимствованного авторами XII – XIII вв. из средневековых легенд. Анализируются религиозные и фольклорно-мифологические истоки данного символа, особенности его функционирования в художественном контексте.
Королева Елена Михайловна
Кривошеева Н. А., Королева Т. И. Роль епископа Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 4 (33). С. 101-143.
PDF
В публикации описывается период пребывания епископа Мануила (Лемешевского) на Петроградской кафедре в 1923–924 гг. и рассматривается его роль в разгроме обновленческого движения в Русской Православной Церкви, приводятся документы из следственного дела 1924 г., по которому привлекался и епископ Мануил.
Патриарх, Русская Православная Церковь, cоветская власть, ВЧК, НКЮ, разведка
Кривошеева Наталия Александровна
Королева Татьяна Ивановна
Королева Е. М. Антагонисты главного героя в средневековом романе (на примере романа "Перлесваус") // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 4 (18). С. 60-75.
PDF
В данной статье рассматривается французский анонимный прозаический роман Перлесваус, написанный в начале XIII в. Задачей автора было выделить и проанализировать различные типы антагонистов трех главных героев романа (Гавейна, Ланселота, Перлесвауса). В результате проведенного исследования было описано две группы и восемь подтипов отрицательных персонажей. Существование особой группы символических врагов, являющихся воплощением дьявола, предполагает появление нового типа рыцарства в лице Перлесвауса. Воинственный дух романа согласуется с цистерцианской идеей обновленного рыцарства, которое должно выступить против Зла и сражаться ради победы христианской веры.
средневековая литература, артуровский роман, Перлесваус, поиск Грааля.
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. Созерцание или действие: идеология рыцарства в романе "Перлесваус" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 120-132.
PDF
В данной статье делается попытка обрисовать идеологию рыцарства, как ее видит автор Перлесвауса, прозаического романа начала XIII в., через призму проблемы соотношения vita active / vita contemplativa. С этой целью рассматриваются пути двух из трех главных героев —Перлесвауса и Гавейна, которые воплощают два разных типа рыцарства: старое артуровское рыцарство, верное нормам куртуазии (Гавейн), и рыцарство новой формации, действующее по принципу око за око, зуб за зуб. Воинственной настрой романа, на автора которого, вероятно, оказал влияние труд Бернарда Клервосского Похвала новому рыцарству, все же не отменяет ценности созерцания. Однако, ставя особый акцент на действии, автор подчеркивает важность активной жизни для рыцаря, что соответствует веяниям современной ему эпохи, а именно идеологии цистерцианцев, широко распространившейся начиная с середины XII в.
средневековая литература, артуровский роман, цистерцианцы, Бернард Клервосский, vita active/vita contemplativa, Перлесваус, поиск Грааля
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. История Александра Великого: отрывки из романа «Персефорест» (перевод со среднефранцузского) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 1 (27). С. 124-143.
PDF
В данной публикации предлагается перевод отрывков из французского прозаического романа «Персефорест», посвященных истории Александра Македонского. В том виде, в каком роман дошел до нас, он создан, как полагает его современный издатель, в середине XV в. — на это указывают определенные языковые особенности, а также некоторые исторические детали — например, упор для копья (arrêt de cuirasse), часто упоминаемый в романе, появился лишь в конце XIV в. Предшествующая версия произведения существовала еще в первой половине XIV в. (создана до 1340 г.), а затем была переработана — вероятнее всего, при дворе Филиппа Доброго, герцога Бургундского (1419–1467), известного ценителя рыцарских романов и эпопей. Александр Македонский пользовался при бургундском дворе особой популярностью: так, в библиотеке герцога находились рукописи стихотворной версии «Романа об Александре» Александра Парижского (XII в.), а также посвященной Александру и его рыцарям поэмы XIV в. «Обет павлина» («Voeux du Paon») Жака де Лонгийона и ее продолжений («Restor du Paon», «Parfait du Paon»). Жан Воклен создал для Филиппа Доброго новую компиляцию об Александре («Деяния и завоевания Александра Великого») на основе различных предшествующих версий, как французских, так и латинских.
Королева Елена Михайловна
Королева Е. М. Рассказ о брахманах в древнерусской и латинской версиях «Романа об Александре»: источник и модификация // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 4 (30). С. 41-58.
PDF
В статье анализируется сходства и отличия вставного рассказа о брахманах в латинском тексте «Истории сражений» (редакция J2) и древнерусской «Хронографической Александрии» (вторая редакция). Изображение брахманов в двух версиях обладает рядом общих черт, но акцент в их критике Александра и македонских воинов сделан на разных аспектах: морально-теологическом в «Истории сражений» и морально-практическом в «Александрии». Образ самого Александра также разнится: в латинской версии он не принимает образ жизни и учение брахманов и выдвигает собственную контртеорию, как следует и как не следует жить человеку; в древнерусской версии Александр полностью признает правоту предводителя брахманов, но не может ничего поделать с судьбой, которая волей провидения увлекает его все дальше на путь завоеваний.
средневековая литература, Александр Македонский, Романы об Александре, брахманы
Королева Елена Михайловна
Королёва Т. И. Исповеднический путь рядового регента. Таисия Иосифовна Мищенко // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 173-184. DOI: 10.15382/sturV201517.173-184
В наше время, когда увеличивается количество восстанавливающихся храмов и монастырей и требуется немало затрат на воссоздание их внешнего благолепия, труднейшие проблемы возрождения духовной жизни прихода, создания настоящей общины и подлинно церковного служения клира и клироса подчас отходят на второй план. В этом контексте обращение к жизни регента, около шестидесяти лет прослужившей на клиросе, не желая известности и оценки своих заслуг, не получая зарплаты, сегодня особенно важно. Важно для понимания, что служение Богу пением необходимо совершать прежде всего как молитвенное делание с благодарностью Богу за такое высокое призвание, а не только как хоровое исполнительство, выявляющее талант композитора и дирижера, и средство заявить о себе.
возрождение духовной жизни, служение Богу, церковное пение, клир, клирос, регент
1. Музыкина В. Всякое дыхание да хвалит Господа // Архангельский епархиальный вестник. URL: http://www.arhpress.ru/eparh/2003/11/11/2.shtml
Королёва Татьяна Ивановна