/
Результат поиска


Корина Н. Д. Московское училище живописи, ваяния и зодчества как центр формирования московской школы живописи в сер. XIX - нач. XX в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 117-135. DOI: 10.15382/sturV201414.117-135
Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на протяжении всей истории своего существования (1843–1918) являлось показательным примером учебного заведения, в основе которого были самые актуальные принципы общественного сознания. Начало было положено в 1843 г., когда на базе Художественного класса было создано Московское училище живописи и ваяния, затем процесс становления завершился присоединением в 1865–1866 гг. Кремлевского архитектурного училища. С этих пор окончательно закрепилось в принятом уставе название «Московское училище живописи, ваяния и зодчества». Прогрессивность Училища заключалась в особом подходе в работе с учащимися, в новаторских методах педагогической системы. С одной стороны, оно переняло от Академии художеств лучшие традиции классического европейского художественного образования, с другой — не отрицало и национальных особенностей отечественного искусства; было восприимчиво к новейшим течениям в живописи. Обладая огромным созидательным потенциалом, Училище требовало от своих воспитанников высочайшего профессионального мастерства и в то же время открыто предоставляло имвозможность для творческого самовыражения, свободного проявления индивидуальных талантов. В дальнейшем МУЖВЗ становится центром формирования уникального явления в русском искусстве сер. XIX — нач. XX вв. — московской школы живописи. В разное время преподавателями и учениками Училища были художники, составившие славу русского искусства: В. Е. Маковский, В. Г. Перов, Е. С. Сорокин, Н. В. Неврев, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, Н. А. Касаткин, А. М. Корин, Л. О. Пастернак, С. Д. Милорадович, А. Е. Архипов, С. М. Волнухин, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. С. Степанов, В. Н. Бакшеев, С. В. Иванов, А. М. Васнецов, К. А. и С. А. Коровины, П. П. Трубецкой, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, Д. И. Митрохин, А. Я. Головин, Д. Д. Бурлюк и многие другие.
история, русское искусство, живопись, московская школа живописи, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, ученические выставки, художественные направления и течения, Товарищество передвижных художественных выставок, XIX век.
1. Бакшеев В. Н. Воспоминания. М., 1963.
2. Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.
3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 2007.
4. Дукшт В. Материалы к истории Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества. 1832–1866. М., 1904.
5. Какосян А. К 90-летию художника М. С. Сарьяна. М., 1970.
6. Калугина О. В. Основные проблемы эволюции русской скульптуры конца XIX — начала XX века в контексте взаимоотношений московской и петербургской школ: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2012.
7. Касаткин Н. А. Тетрадь с записями // ОР ГТГ. Ф. 96. Ед. хр. 260.
8. Мастера искусств об искусстве. Т. 6. М., 1969.
9. Милорадович С. Д. Из моей автобиографии (рукопись) // ОР ГТГ. Ф. 45. Ед. хр. 37.
10. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М., 1964.
11. Отечественные записки. 1859. № 1.
12. Сергеевич С. [Сергей Глаголь]. К двадцатипятилетию выставок картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Каталог 25-й выставки МУЖВЗ. М., 1902–1903.
13. Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления. Спб., 2005.
14. Яковлев Б. Н. К 75-летию Б. В. Иогансона // Художник. 1968. № 8.
Корина Наталия Дмитриевна
Корина Н. Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии - памятник русской воинской славе. История и современность // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 145-156. DOI: 10.15382/sturV201517.145-156
Проблема сохранения монументальной живописи, созданной русскими художниками сер. XIX - нач. XX в., является ключевой в данной статье. Долгие годы исследователи не видели художественной ценности в храмовых росписях этого времени и не старались сохранить их для потомков. Из-за такого отношения многие памятники в России были навсегда утрачены. В этой связи интересны образцы религиозной живописи, сохранившиеся за пределами нашей страны. Одним из таких поистине уникальных памятников является храм Святого Александра Невского в Софии, построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, его не постигла участь храмов, возведенных в память этого события в других балканских странах, и он сохранился до наших дней практически в своем первозданном облике. Уцелели первоклассные росписи и иконы В. М. Васнецова, А. А. Киселева, А. М. Корина, П. Е. Мясоедова и других русских и болгарских художников. На данный момент из-за отсутствия должных условий содержания и недостаточности средств на реставрацию фрескам софийского храма грозит опасность, поэтому так важно именно сейчас обратить внимание на проблему сохранения этих памятников монументального религиозного искусства, которые являются частью нашего общего культурного наследия.
русские художники середины XIX — начала XX века, храм Святого Александра Невского в Софии, монументальная религиозная живопись, Русско-турецкая война 1877–1878 гг., утраченные памятники архитектуры, А. Н. Померанцев, В. М. Васнецов, А. А. Киселев, А. М.
1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и Средний периоды. СПб., 2004. С. 178–179.
2. Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М., 2014. С. 5, 47.
3. Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ adpilot/page412.html (дата обращения: 20.12.2014).
4. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн., 1999. С. 279.
5. Тошо Пейков. Патриаршеската катедрала «Св. Александър Невски». Строители, приложници, художници. София, 2012. С. 146, 147, 151.
Корина Наталия Дмитриевна