/
Результат поиска


Копылова Е. А. Участие Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения в переговорах представителей старокатоликов с Русской Православной Церковью // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 3 (40). С. 7-16.
PDF
Данная статья посвящена главному аспекту деятельности Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения – содействию диалога представителей Православной Церкви со старокатоликами на первом этапе переговоров.
Санкт-Петербургский отдел московского Общества любителей духовного просвещения, Православие, старокатолики
Копылова Елена Анатольевна
Копылова Е. А. Деятельность Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по ознакомлению западных христиан с Православием (1871–1880) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3 (52). С. 7-16.
PDF
В статье рассмотрена деятельность представителей Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по ознакомлению западных христиан с положением дел в Православной Церкви. Выявлена литература, издаваемая и переводимая русскими богословами и церковными деятелями для западных христиан в 1871–1880 гг., определены методы работы. Обращено внимание на ответную реакцию западных богословов, проявившуюся в издании трудов о Восточной Церкви. Автор делает вывод, что, несмотря на недолгий период указанной деятельности, представителям Санкт-Петербургского отдела удалось выполнить намеченные задачи — максимально осветить современное им положение Русской Церкви, ее историю, догматику и дух представителям Западных Церквей, принося пользу диалогу между западными и восточными богословами
Санкт-Петербургский отдел Московского Общества любителей духовного просвещения, Русская Православная Церковь, старокатолики
1. Cerkovno-obshhestvennyj vestnik. 1877. no. 1, p. 5.
2. Cerkovnyj vestnik. 1878. no. 1, p. 3.
3. Cerkovnyj vestnik. 1879. no. 12-13, p. 3.
4. Chtenija v obshhestve ljubitelej duhovnogoprosveshhenija. 1872. no. 8, pp. 139-141.
5. Chtenija v obshhestve ljubitelej duhovnogo prosveshhenija. 1880. no. 1, p. 21.
6. Izvlechenija iz vsepoddannejshego otcheta ober-prokurora Sv. Sinoda grafa D. A. Tolstogo po vedomstvu pravoslavnogo ispovedanja za [1870—1879] gg.
7. Hristianskoe chtenie, 1871. no. 11, pp. 775-776, 781, 796
8. Moskovskie eparhial'nye vedomosti. 1869, no. 34, p. 3. 15 Исследования
9. Moskovskie eparhial'nye vedomosti. 1869, no. 35, p. 5.
10. Moskovskie eparhial'nye vedomosti. 1873, no. 40, p. 372.
11. Moskovskie eparhial'nye vedomosti. 1874, no. 3, p. 23.
12. Moskovskie eparhial'nye vedomosti. 1875, no. 3, pp. 28-29.



Копылова Елена Анатольевна
Сухова Н. Ю., Копылова Е. А. Неопубликованная статья святителя Тихона (Беллавина) (вступ. статья, публ. и примеч. Н. Ю. Суховой, расшифровка текста - Е. А. Копыловой, Н. Ю. Суховой) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 6 (67). С. 97-122. DOI: 10.15382/sturII201567.97-122
В публикации представлена ранее неизвестная статья святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России, «Янсенизм». Статья была составлена на основе кандидатской диссертации святителя Тихона «Кенель (Quesnel) и отношение его к янсенизму» (1888) и в марте 1891 г. представлена для публикации в журнал «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». Статья не была опубликована и сохранилась в архиве Общества любителей духовного просвещения (Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 206). Так как сама кандидатская диссертация святителя Тихона не сохранилась, данная статья является единственным источником, по которому можно узнать о содержании диссертации, мыслях святителя Тихона об одном из наиболее важных и сложных явлений в истории западной религиозной мысли — янсенизме. Несмотря на то что содержание статьи неизбежно устарело за истекшие 125 лет развития науки, современный интерес к западным религиозным течениям XVII в. и отношению к ним российского академического богословия повышает ценность статьи. Но главное — несомненное церковно-историческое значение статьи, как текста, принадлежащего перу святителя Тихона.
святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России; янсенизм; Пасхазий Кенель; русское богословие; Санкт-Петербургская духовная академия.

Сухова Наталия Юрьевна
Копылова Елена Анатольевна
Копыл Е. В. Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 56-76. DOI: 10.15382/sturII201884.56-76
В статье представлены основные взгляды свт. Григория Нисского и блж. Иеронима Стридонского на святые места Палестины и паломничество к ним в историческом контексте, показана противоречивость их высказываний, которая в XVI–XVII вв. в Европе легла в основу протестантско-католической полемики по вопросу паломнических путешествий. Далее проанализированы взгляды выдающегося деятеля эпохи греческого Просвещения Иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары (1707–1731) на противоречия во мнениях обоих авторов в свете его попытки систематизации богословия святых мест, которая, будучи отголоском богословских споров сторонников Реформации и Контрреформации, представила отчасти самобытный и критический подход к теме с позиции православного Предания, а отчасти усвоила тезисы, сформулированные ранее в католической среде. В вопросе святых мест Хрисанф, в частности, прибегает к методологическому принципу разделения мнений, носящих вероучительный характер (считая, что путешествия в Иерусалим не являются необходимой и существенной частью веры), и слов, которые, не будучи вероучительными, носят характер частного поучения и должны рассматриваться в контексте церковной «икономии».
cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Григорий Нисский, блж. Иероним Стридонский, рецепция патристических взглядов, протестантско-католическая полемика XVI–XVII вв., патриарх Хрисанф Нотара, греческое богословие XVIII в.
  1. Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви // Богословские труды / Александр Мусин, диакон, сост., биографические вступления. Н. Новгород, 2011. С. 430–481.
  2. Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891.
  3. Рамазанова Д. Н. Переводы сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в русских списках XVIII в. // Специальные исторические дисциплины: Сб. ст. М., 2014. Вып. 1. С. 317–347.
  4. Она же. Экземпляры сочинений иерусалимского патриарха Хрисанфа Нотары в собрании Музея книги РГБ // Библиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М., 2011. С. 166–186.
  5. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский. Библеист, экзегет, теолог. М., 2010.
  6. Maraval P. Jérusalem, cité sainte? Les hésitations des Pères du IVe siècle // La Cité de Dieu. Die Stadt Gottes. 3. Symposium Strasbourg, Tübingen, Uppsala 19.–23. September 1998 in Tübingen / M. Hengel, S. Mittmann, A. M. Schwemer, ét. Tübingen, 2000. P. 351–363.
  7. Idem. Une querelle sur les pèlerinages autour d’un texte patristique (Grégoire de Nysse, Lettre 2) // Revue d’histoire et de philosophie religieuses. 1986. Vol. 66. P. 131–146.
  8. Prawer J. Christian Attitudes towards Jerusalem in the Early Middle Ages // The History of Jerusalem: The Early Muslim Period, 638–1099 / J. Prawer, H. Ben-Shammai, eds. Jerusalem, 1996. P. 311–348.
  9. ΣτŸθη Π. Χρσανθος Νοταρς πατριρχης εροσολμων. Πρδρομος τοÖ ΝεοελληνικοÖ ΔιαφωτισμοÖ. ÿθνα, 1999.
  10. Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος. Ιστορία της Εκκλησίας των Ιεροσολύμων. Αθήνα, 2010.
Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия Московского Патриархата в Иерусалиме; Израиль, Иерусалим, 9100902, ул. Хешин, д. 6, P.O.B. 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.
Копыл Е. В. Тема святых мест Палестины в богословии свт. Софрония Иерусалимского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 84. С. 27-49. DOI: 10.15382/sturI201984.27-49
В статье исследуется богословская мысль свт. Софрония Иерусалимского (ок. 550–638/39) о святых местах Палестины, которая получает самобытное выражение в жанрах проповеди и анакреонтического стиха. Показано, что его богословие святых мест затрагивает области апологетики (полемика против языческой философии и гносеология), христологии, сотериологии и непосредственного богообщения, библейской экзегезы. В нем выявлены следующие темы: 1) святые места как средства богопознания; 2) как аргумент, подтверждающий реальность человеческой природы Христа в контексте проблемы перемещения Бога, все наполняющего и невместимого, и при этом, в силу Своего вочеловечения, переходящего из одного места в другое, — тема, значимая для полемики святителя против моноэнергизма; 3) почитание и поклонение, воздаваемые святым местам; 4) близость почитания святых мест по своему богословскому содержанию и функции к почитанию Креста Господня и иконописного изображения Христа; 5) связь святых мест и возможности созерцания там священных событий как мистического опыта постижения духовных реалий; 6) возможность приобщения к Божественной благодати в святых местах; 7) любовь к святым местам, выражающаяся в радости, благоговении, воспоминании о них, устремлении к святым местам, удивлении, благодарности, а также тоске и печали от потери этих мест, боли от разлуки с ними, — используя для этого богатый набор поэтических средств. Исследуется прагматическая и сакральномистическая роль святых мест, в рамках которых выделены функции откровения, почитания и поклонения Богу, а также полемико-апологетическая, гносеологическая, анагогическая и харисматическая функции. Показано отражение этой любви в области библейской экзегезы: прообразом стремления к святыням служат Адам (Быт 3. 23–24), Моисей (Втор 34. 1–5), Давид (2 Цар 23. 8–17) и все праведники, желавшие видеть спасение Божие (Мф 13. 17; 1 Пет 1. 8–12).
cвятые места Палестины, богословие святых мест, паломничество, свт. Софроний Иерусалимский, анакреонтическая поэзия
  1. Амвросий (Погодин), архим. Проповеди Святителя Софрония, патриарха Иерусалимскаго. Джорданвилль, 1988.
  2. Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
  3. Галин Г. Святый Софроний, патриарх Иерусалимский / Соч. студента Киев. духов. акад. Григория Галина. Киев, 1853.
  4. Деяния Вселенских Соборов, изданныя в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 6. Казань, 1908.
  5. Екатерина (Копыл), ин. Богословие святых мест прп. Иоанна Дамаскина: основные темы // Богословский вестник. 2019. Т. 33. № 2. С. 146–177.
  6. Екатерина (Копыл), ин. Рецепция взглядов свт. Григория Нисского и блж. Иеронима на святые места Палестины: Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 84. С. 56–76.
  7. Попович К. Патриарх иерусалимский Софроний как богослов, проповедник и песнописец. Киев, 1890.
  8. Паламаренко Е. В. О формировании концепции православного паломничества в Святую Землю // Казачество. 2016. № 24 (11). С. 92–97.
  9. Сидоров А. И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник. 1986. № 47. С. 109–124.
  10. Смысл паломничества / сост. и подг. текста К. А. Ваха. М., 2007.
  11. Allen P. Sophronius of Jerusalem and Seventh-Century Heresy: The Synodical Letter and Other Documents. N. Y., 2010.
  12. Booth Ph. Crisis of Empire. Doctrine and Dissent at the End of Late Antiquity. Berkeley; Los Angeles; L., 2014.
  13. Booth Ph. Sophronius of Jerusalem and the End of Roman History // History and Indentity in the Late Antique Near East / Ph. Wood, ed. Oxford; N. Y., 2013. P. 1–27.
  14. Couret A. La prise de Jèrusalem par les Perses, en 614 // Revue de l’Orient chrétien. Première série. 1897. T. 2. P. 123–164.
  15. Donner H. Die Anakreontischen Gedichte Nr. 19 und Nr. 20 des Patriarchen Sophronius von Jerusalem. Heidelberg, 1981.
  16. Gigante M. Sophronii Anacreontica. Accedunt testimonia de Anacreonteis et index verborum. Roma, 1957.
  17. Hovorun C. Will, Action and Freedom. Christological Controversies in the Seventh Century. Leiden; Boston, 2008.
  18. Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. 1–2. München, 1978.
  19. Jacobi Gretseri Societatis Jesu theologi De sacris et religiosis peregrinationibus libri quatuor. Ingolstadii, 1606.
  20. Kashchuk O. Sophronius, a Monk of Palestine, and Miaenergism. The Tension Between Exactness and Ambiguity // Vox patrum. 2018. Vol. 38. T. 70. P. 259–280.
  21. Markesinis B. Les débuts du monoénergisme: rectifi cations concernant ce qui s’est passé entre Cyrus d’Alexandrie, Serge de Constantinople et S. Sophrone de Jérusalem // Analecta Bollandiana. 2015. Vol. 133. P. 5–22.
  22. Nissen Th. Die byzantinischen Anacreonteen. München, 1940.
  23. Piccirillo M. La Palestina Cristiana I–VIII secolo. Bologna, 2008.
  24. Riedinger R. Acta conciliorum oecumenicorum. R. 2. Bd. 2. Pars 1–2. Berlin, 1990, 1992.
  25. Rosenmeyer P. A. The Poetics of Imitation. Anacreon and the Anacreontic Tradition. Cambridge, 2006.
  26. Schönborn Ch. von. Sophrone de Jerusalem: Vie monastique et confession dogmatique. P., 1972.
  27. Usener H. Sophronii De praesentatione Domini sermo. Bonner Univ.-Programm zum 3. August 1889. Bonnae, 1889.
  28. Usener H. Weihnachtspredigt des Sophronios // Rheinisches Museum für Philologie N. F. 1886. Bd. 41. S. 500–516.
  29. Ven. Cardinalis Roberti Bellarmini politiani S. J. Opera omnia / J. Fèvre, ed. 12 vol. P., 1870–1874.
  30. Vailhé S. Sophrone le sophiste et Sophrone le patriarche // Revue de l’Orient chrétien. 1902. T. 7. P. 360–385; 1903. T. 8. P. 32–69, 356–387.
  31. Wilken R. L. Loving the Jerusalem Below: The Monks of Palestine // Jerusalem: Its Sanctity and Centrality to Judaism, Christianity, and Islam / L. I. Levine, ed. N. Y., 1999. P. 240–250.
  32. Wilken R. L. The Land Called Holy: Palestine in Christian History and Thought. New Haven; L., 1992.
  33. Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warminster, England, 2002.
Инокиня Екатерина (Копыл Е. В.)
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Горненский женский монастырь, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме; Израиль, 9100902, г. Иерусалим, ул. Хешин, д. 6, а/я 1042;
Должность: заведующая юридическим отделом РДМ;
ORCID: 0000-0002-5174-3598;
Электронный адрес: ekopyl@mail.ru.