/
Результат поиска


Кондрашкова Л. В. Троестрочная рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 173-190.
PDF
Стихира «Днесь Христос в Вифлееме», И ныне на хвалитех, глас 2-й, анализируется по рукописи Праздников кон. XVII — нач. XVIII в. из собрания В. Ф. Одоевского (РГБ. Ф. 210. № 24), являющихся нотолинейной партитурой, и крюковых Праздников более полного состава, примерно того же времени, из собрания Санкт-Петербургской Духовной Академии № 239/р, казанского знамени.
знаменный распев, мелизматические обороты, попевка, мутация, звукоряд
Кондрашкова Лада Вадимовна
Кондрашкова Л. В. О книге Н. Плотниковой «Службы Божии В. Титова» // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 1 (10). С. 183-186. — Рец. на кн.: Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация. М.: Издательство ПСТГУ, 2012
PDF

Кондрашкова Лада Вадимовна
Кондрашкова Л. В. Попевки троестрочия (на материале певческой книги Праздники) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 2 (11). С. 50-95.
PDF
В данной статье автор обращается к малоизученной области древнерусского певческого искусства — раннему многоголосию диссонантного склада. В начале ее показаны сходство и различие между строчным и демественным многоголосием. Далее подчеркнута специфика путевого распева, являющегося основным голосом троестрочия и обладающего осмогласной структурой, унаследованной от знаменного пения. В статье рассматриваются попевки и частично лица путевого распева и троестрочия. Приводятся примеры важнейших попевок в одноголосном и трехголосном изложениях, сопоставляются способы их нотации в певческих рукописях XVII в. Анализ конечных оборотов стихир двунадесятых Праздников показывает, что различные попевки и лица записывались в одноголосных путевых беспометных рукописях сходным тайнозамкненным начертанием, которое вышло из употребления к концу рассматриваемого периода.
древнерусская музыка, история древнерусского певческого искусства, церковное пение, путевой распев, троестрочие, раннее русское многоголосие, осмогласие, демественная нотация
1. Bogomolova M. V. Znamennaya monodiya i bezlinejnoe mnogogolosie na primere velikoj panihidy (Znamenny monody and neumatic polyphony by the example of Great Funeral Service), Moscow, 2005.
2. Grigor'ev E. Posobie po izucheniyu cerkovnogo peniya i chteniya (The Manual on Studying the Church Singing and Reading), Riga, 2001.
3. Evseeva L. M., Kondrashkova L. V. 2011, in Prostranstvennye ikony. Performativnoe v Vizantii i Drevnej Rusi, pp. 474-499.
4. Holopov Y. N. 1987, in Problemy deshifrovki drevnerusskih notatsij, pp. 106-129.
5. Kondrashkova L. V. 2012, in Vestnik PSTGU, vol. 3 (9), pp.173-190.
6. Pamyatniki russkogo muzykalnogo iskusstva (The Monuments of Russian Musical Art), Moscow, 1983, vol. 9.
7. Pozhidaeva G. A. Pevcheskie tradicii Drevnej Rusi (The Singing Traditions of Ancient Russia), Moscow, 2007.
8. Starikova I. V. 2011, in Hymnology, vol. 6, pp. 301-317.
9. Uspenskij N. D. Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo (The Singing Art of Ancient Russia), Moscow, 1971.
10. Uspenskij N. D. Obrazcy drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva (The Examples of Ancient Russian Singing Art), Leningrad, 1971.
Кондрашкова Лада Вадимовна
Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII – нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 96-122. DOI: 10.15382/sturV201830.96-122
В данной статье рассматриваются вопросы источниковедения, нотации и истории русского церковного многоголосного пения последней четверти XVII — 1-й пол. XVIII в. Автор вводит здесь понятие многоголосных рукописей смешанной стилистики, выделяя при этом два вида — рукописи крюковые и нотные. Первая часть статьи описывает 12 крюковых рукописей, вторая — 8 нотных. Все источники хранятся в московских архивах. Статья привлекает внимание исследователей к подлинным документам, в которых запечатлены интереснейшие страницы отечественной музыки в переходную к Новому времени эпоху.
церковное пение, многоголосие, троестрочие, демество, певческая культура, партесная музыка, нотация, рукописные источники, песнопения, история русской музыки
  1. Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. 1, 2. М., 2005.
  2. Герасимова И. В. «Виленские напевы» в рукописях Киевской митрополии и Московского патриархата последней трети XVII – начала XVIII в.: Проблемы трансмиссии и адаптации // Latopisy Akademii Supraskiej / Ur. Pawluczuk, red. Bialystok, 2013. Vol. 4. С. 187–201.
  3. Герасимова И. В. Новые подходы в реконструкции биографий композиторов XVII века: Николай Дилецкий и Евстафий Маневский // Музыковедение. 2009. № 8. С. 47–56.
  4. Евдокимова Ю. К. Вечная жизнь мелосного многоголосия. Очерк второй // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 134–141.
  5. Кондрашкова Л. В. Раннее русское строчное многоголосие. Ч. I, 2. М., 2013.
  6. Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: Проблемы взаимодействия // Русское музыкальное барокко: Тенденции и перспективы исследования. Вып. 1. С. 65–78. Вып. 2 (нотное приложение). М.: ГИИ, 2016.
  7. Кондрашкова Л. В. Понятие «прикладных голосов» и проблема стилистической неоднородности в партесных рукописях конца XVII – начала XVIII века // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 134–161.
  8. Кондрашкова Л. В. О записи партесных концертов крюками. Находки в многоголосных рукописях смешанной стилистики // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 6. СПб., 2017. С. 147–153.
  9. Кондрашкова Л. В. Трехголосная служба Новолетию архиерейским чином (по рукописи Петровского времени ГИМ. Муз. 564) // Музыкальная письменность христианского мира : Книги. Нотация. Проблемы интерпретации. М., 2017. С. 386–411.
  10. Кондрашкова Л. В. Типы кадансов в демественном четырехголосии // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2017. № 4 (23). С. 15–26.
  11. Плотникова Н. Ю. Полифония в русском безлинейном и партесном многоголосии XVII–XVIII веков. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  12. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII – середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М.: Гос. институт искусствознания, 2015.
  13. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
  14. Фролов С. В. Из истории демественного распева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979. С. 99–108.
  15. Хачаянц А. Г. Полистилевое церковно-певческое пространство XVII века в зеркале одной рукописи // Музыкальная археография – 2015. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 117–124.
Кондрашкова Лада Вадимовна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Российская Федерация, 107120, г. Москва, Андроньевская площадь, 10;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-7488-7295;
Электронный адрес: ladakondrashkova@mail.ru.