/
Результат поиска


Кондратьев С. В. Интегративная субъективность человека как форма самобытия личности и социального индивида // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 127-139.
PDF
С позиции христианской метафизики и антропологического подхода, реализуемого в психологии, в статье рассматривается интегративная субъектность как форма взаимосвязанного самобытия личности и социального индивида. Дается определение личности как психологической целостности, образованной в результате влияния социума на духовную субстанцию человека, и социальному индивиду как психологической целостности, возникающей в результате влияния социума на природные начала в человеке. В этой связи характеризуется феноменологический состав интегративной субъектности.
Кондратьев Сергей Владимирович
Кондратьев С. В. Личностно-развивающее воспитание (в свете гуманитарной психологической парадигмы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 118-135.
PDF
В статье с позиции гуманитарной парадигмы рассматривается воспитание как условие и способ личностного развития учащегося по пути от эгоцентризма к альтруизму. Обосновывается коллектив как социальная совокупность, предполагающая духовную общность ее членов, и как средство развития альтруистической личности. Дается характеристика общим (формирующей, социальной и психологической защиты) и специальным (психоанализа и психосинтеза) функциям коллектива; рассмотрена рефлексия в системе интеллектуально-нравственного развития личности; характеризуется латеральное мышление как вид творческого мышления. Определены базисные периоды личностно-развивающего воспитания («семейное воспитание», «социальное воспитание») и раскрыто их психологическое содержание.
Кондратьев Сергей Владимирович
Кондратьев С. В. Душа как предмет психологической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 78-92.
PDF
В статье на основе интеграции христианской антропологии, святоотеческого учения и научно-психологических подходов к пониманию психических феноменов делается попытка рассмотреть человеческую душу как предмет научного исследования. Исходя из идеи христианкой метафизики о тварности мира, характеризуются заданные сущностные субстанциональные основы человека (духовная и природная) и дается научно-психологическое определение души как человеческой целостности, возникающей в результате отражения духовного в телесном. Охарактеризованы сознательная, бессознательная и сверхсознательная области психики, в содержании которых представлены мыслительная, желательная и чувственная стороны души.
Кондратьев Сергей Владимирович
Кондратьев С. В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 85-93.
PDF
В статье на основе психологических знаний раскрывается сущность понятия восприятия в познавательном процессе. Автор подчеркивает роль «социального бессознательного» при обучении: человек воспринимает материал так, как его научили. В этом плане типологические особенности восприятия индивида во многом зависят от среды его социализации, и, в первую очередь, от референтных групп, влияющих на него в первые годы жизни.
особенности восприятия, восприятие и мышление, социальная среда и культура мышления, психологические типы учащихся.
Кондратьев Сергей Владимирович
Кондратьев С. В. От личностно-ориентированного - к персонифицированному обучению // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 3 (14). С. 95-109.
PDF
С позиций православной педагогической психологии в статье обосновывается необходимость перехода от личностно-ориентированных к личностно-развивающим стратегиям обучения и воспитания. Дается понятие персонифицированного обучения как способа развития человеческой субъектности от эгоцентризма к альтруизму. Рассмотрен системообразующий состав персонифицированного обучения в виде социально-психологических и психолого-педагогических закономерностей. Определено психологическое содержание персонифицированного обучения через психологические типы педагогов и учащихся, личностно-развивающее педагогическое взаимодействие и технологии персонифицированного обучения. Охарактеризованы интеллектуальная и нравственная составляющие человеческой субъектности, развиваемые в процессе персонифицированного обучения.
персонифицированное обучение, субъектность, личность, социальный индивид, эгоцентризм личности, альтруизм личности, интеллектуальные способности, типы и виды мышления, установки, аттитюды, нравственно-смысловые конструкты, психологические закономерности,
Кондратьев Сергей Владимирович
Кондратьев С. В. Субъектность человека как системообразующее качество души и как предмет психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 137-145.
PDF
С позиции православной психологической парадигмы в статье рассматривается человеческая субъектность как системообразующее качество души. В этой связи обосновываются уровни душевного самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивиду и индивидуальности как объективно заданным душевным целостностям. Раскрываются психологические содержания личности и социального индивида как феноменам субъектности человека и как продуктов онтогенетического развития индивидуальности и индивида. Раскрывается структура и содержание интеллекта как душевного атрибута. Дается понятие индивидуальной нравственности и индивидуальной морали, раскрывается психологическое содержание ценностно-ориентационной сферы субъектности человека. Определяются чувства и эмоции как душевные атрибуты.
душа, субъектность, арефлексивный уровень психики, рефлексивный уровень психики, трансфрефлексивный уровень психики, индивид, индивидуальность, личность, социальный индивид, интеллект, ценности, смыслы, чувства, эмоции, потребности, мотивы, воля
Кондратьев Сергей Владимирович