/
Результат поиска


Колпакова М. Ю., Коган И. М. К вопросу о природе внутреннего диалога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 97-107. DOI: 10.15382/sturIV201432.97-107
Цель работы — выявление специфики внутреннего диалога, его отличия от внутренней коммуникации, внутренней речевой активности. Показано, что понимание внутреннего диалога как сообщества различных голосов, выражающих различные смысловые содержания, является слишком широким и операциональным. Игнорирование содержательной стороны размывает понятие «внутреннего диалога» и приводит к отождествлению внутреннего диалога с внутренней речью. Внутренний диалог это не просто внутренняя речевая активность, а внутренняя работа, активность, предполагающая осознание, оценку переживаний, состояний и определяющих их ценностей, и принятие решения об их приемлемости или неприемлемости для себя. На конкретных примерах художественных образов господина Голядкина и юноши Зосимы (будущего старца), созданных Ф. М. Достоевским, показано влияние внутреннего диалога на психическое здоровье и духовное развитие личности. В ходе анализа «внутреннего диалога» господина Голядкина выявлены содержание, развитие, этапы внутренней коммуникации, следствием которой являются психические нарушения; показано, что собеседование с темной стороной души приводит к негативным последствиям для психического здоровья человека. На примере же внутреннего диалога юноши Зосимы рассмотрены основания подлинного внутреннего диалога, диалога с совестью, ведущего человека к исцелению. Сопоставлены этапы внутренней коммуникации с тенью и этапы внутреннего диалога, при этом нравственная оценка поступка, мыслей, состояния рассматривается как необходимый этап подлинного внутреннего диалога.
внутренний диалог, двойник, подлинный диалог, внутренняя коммуникация, этапы внутреннего диалога, внутриличностный конфликт
1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
2. Достоевский Ф. М. Двойник. СПб., 1995.
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1995.
4. Флоренская Т. А. Диалог в психологии. М., 1991.
Колпакова Марианна Юрьевна
Коган Ирина Михайловна
Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53-65. DOI: 10.15382/sturIV201539.53-65
В статье рассматриваются причины нарушений ценностного самоопределения. Выделены два его типа, связанные с нарушением внутреннего диалога. При нарушении внутреннего диалога механизмом реализации ценностного самоопределения являются неконструктивные стратегии переживания. В качестве условия становления человека субъектом ценностной регуляции рассматривается обнаружение внутренних духовнонравственных ценностей, оснований ценностного самоопределения. Обосновывается положение о том, что актуализация внутреннего диалога является необходимым условием ценностного самоопределения. Для осуществления ценностного самоопределения необходимо разрешение внутреннего конфликта с «духовным Я». Восстановление внутреннего диалога приводит к обнаружению безусловных нравственных ценностносмысловых ориентиров как оснований процесса оценки и согласования, упорядочивания, оформления несогласованных ценностных структур. Межличностный диалог рассматривается как процесс актуализации внутреннего диалога. Работа выполнена в рамках духовно-ориентированного подхода Т. А. Флоренской.
личность, ценностное самоопределение, ценностный выбор, внутренний диалог, межличностный диалог, субъект ценностной регуляции.
1. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологии личности. М., 1995. С. 27–48.
2. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского (1929). Киев, 1994. С. 51.
3. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
4. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию. М., 2013.
5. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 6. C. 81–88.
6. Колпакова М. Ю., Коган И. М. К вопросу о природе внутреннего диалога // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 97–107.
7. Корнилова Т. В., Будинайте Г. Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. C. 99–105.
8. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты, изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13–25.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / А. А. Бодалев, ред. М., 1987. С. 27–36.
11. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
12. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (Духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. T. 15. № 5. С. 44–56.
13. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2001.
Колпакова Марианна Юрьевна
Колпакова М. Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 91-102. DOI: 10.15382/sturIV201643.91-102
Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просоциального развития, личностные подходы. Выделена основная проблема в области моральной психологии — проблема мотивации морального поведения — и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегративные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. На основании анализа метатеоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.
моральное развитие, моральное понимание, моральная идентичность, личность, диалог
1. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатиии детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107–114.
2. Колпакова М. Ю. Диалог в психологической работе с ребенком // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 111–119.
3. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53–65.
4. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. Т. 20. № 6. С. 81–88.
5. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011.
6. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М. И. Воловикова, отв. ред. М., 2011.
7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
8. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливана // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 161–167.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
11. Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143–164.
12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
13. Aronfreed J. The origins of self-criticism // Psychological Review. 1964. Vol. 71. P. 193–218.
14. Bandura A., McDonald F. Infl uence of social reinforcement and the behavior of models in shaping children’s moral judgements // Journal of Abnornal and Social Psychology. 1963. Vol. 67. P. 274–281.
15. Batson C. D., Coke J. S. Empathy: A source of altruistic motivation for helping? // Altruism and helping behavior / J. P. Rushton, R. M. Sorrentino, eds. Hillsdale, NJ, 1981. P. 167–187.
16. Blasi A. Moral Functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity / D. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, 2004. P. 335–348.
17. Blasi A. Moral Understanding and the Moral Personality: the Process of Moral Integration // Moral development / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 229–255.
18. Brown M., Tappan M., College C., Gilligan C. Listening to a Diff erent Voices // Moral development: an introduction / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 311–336.
19. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986.
20. Eisenberg N., Fabes R. Prosocial development // Handbook of child psychology / W. Damon, ed. Vol. 3. N. Y., 1998. P. 701–778.
21. Eisenberg N., Guthrie I. K., Cumberland A., Murphy B. C., Shepard S., Zhou Q., Carlo G. Prosocial development in early adulthood // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 82. P. 993–1006.
22. Eisenberg N., Spinrad T., Sadovsky A. Empathy-Related Responding in Children // Handbook of moral development / M. Killen, J. Smetana, eds. Mahwah, 2006. P. 517–550.
23. Feshbach N. D. The relationship of child-rearing factors to children’s aggression, empathy, and related positive and negative behaviors // Determinants and origins of aggressive behavior / J. DeWit, W. Hartup, eds. Mouton, 1975. P. 426–436.
24. Gilligan C., Wiggins G. The origins of morality in early childhood relationship // The emergence of morality in young children / J. Kagan, S. Lambs, eds. Chicago, 1990. P. 277–305.
25. Hoff man M. L. Conscience, personality, and socialization technigues // Human Development. 1970. Vol. 13. №. 2. P. 90–126.
26. Hoff man M. L. Developmental synthesis of aff ect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11(5). P. 607–622.
27. Hoff man M. L. Empathy and moral development: implications for caring and justice. Cambridge, 2000.
28. Maccoby E. E., Jaskin C. H. The psychology of sex diff erences. Stanford, California, 1974.
29. Miller P., Eisenberg N. The relation of empathy to aggression and externalizing/antisocial behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324–344.
30. Moral Development and Behavior / T. Lickona, ed. N. Y. , 1976.
31. Moral Development: self and identity / Lapsley D., Narvaez D., eds. Mahwah, N. J., 2004.
32. Morality, Moral Behavior and Moral Development / Kurtines W., Gewirtz J., eds. N. Y., 1984.
33. Mussen P., Eisenberg N. Roots of caring, sharing and helping. San Francisco, 1977.
34. Staub E. Positive social behavior and morality: Socialization and development. N. Y., 1979.
Колпакова Марианна Юрьевна
Колпакова М. Ю. Духовно-ориентированный диалог в контексте отечественной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 44. С. 87-107. DOI: 10.15382/sturIV201744.87-107
В статье рассматриваются основные установки отечественной культуры, являющиеся основанием духовно-ориентированной отечественной психологии. Показано, что духовно-ориентированный диалог Т. А. Флоренской продолжает традиции отечественной психологии, прервавшиеся в начале XX в. Ценностно-смысловые ориентиры диалогической психологии определяются святоотеческим психологическим знанием. Выделены принципы понимания, познания в отечественной духовно-ориентированной психологии, соответствующие святоотеческой психологии: разделение методов познания вещи и личности; понимание внутреннего мира человека не со стороны чувственно-предметных условий, а в его внутреннем содержании, изнутри; понимание личности как становящейся, самоопределяющейся, наделенной свободой воли. Одной из основных проблем духовно-ориентированной психологии является проблема поиска метода исследования, адекватного исследуемому содержанию и выделенным принципам познания. Показано, что методология диалогической психологии Флоренской Т. А. является методологией нового типа, реализующей принципы, соответствующие святоотеческой традиции познания. Метод исследования в диалогической психологии является одновременно способом актуализации предмета исследования и методом помощи собеседнику. Диалогическая методология требует особого диалогического отношения к собеседнику, установления диалогической связи с ним.
личность, личностное становление, диалог, внутренний диалог, культура, доминанты культуры
Антоний Храповицкий, митрополит. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т. III.
Бахтин М. М. Автор и герой эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества М., 1979. С. 7–180.
Бахтин М. М. Из записей 1970–1971 // Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 355–380.
Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества М., 1986. С. 430.
Грот Н. Я. О задачах журнала // Вопросы философии и психологии. 1889. Кн. 1. С. V–XX.
Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984.
Колпакова М. Ю. Пастырское консультирование и психотерапия // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. М., 2009. № 2. С. 214–224.
Колпакова М. Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91–100.
Кольцова В. А. Психология в России начала XX века // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М., 1997. С. 10–49.
Кольцова В. А. Развитие психологии в России в 20–30-е годы // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М, 1997. С. 49–104.
Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Исторический путь психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 1. С. 176.
Лосский Н. О. Характер русского народа. Франкфурт, 1957.
Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Психологические основы художественного развития. М., 2006.
Перестройка психологии: проблемы, пути решения // Вопросы психологии. 1988. № 1, 2.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. СПб., 1912. С. 770–771. Цит. по: Илия (Рейзмир), архим. Смысл испытаний человека. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2013.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / В. И. Аршинов, Ю. Л. Климонтович, Ю. В. Сачков, общ. ред. М., 1986.
Ухтомский А. А. Интуиция совести. СПб., 1996.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования. (Духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44–56.
Флоренская Т. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. тр. / А. А. Бодалев, отв. ред. М., 1987. С. 27–36.
Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности // Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская, ред. М., 1995. С. 136–162.
Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143–164.
Флоренская Т. А. Слово и молчание в диалоге // Диалог, карнавал, хронотоп. 1996. № 1. С. 49–62.
Флоренский Павел, свящ. Иконостас // Богословские труды. М., 1972. Т. 9.С. 92–93.
Франк С. Л. Непостижимое. Сочинения. М., 1990.
Франк С. Л. Русское мировоззрение. URL: htpp://www.patriotica.ru/religion/frank.
Челпанов Г. И. Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. 1909. Кн. 99. С. 258–308.
Челпанов Г. И. Современная индивидуальная психология и ее значение // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. Май-июнь 1910. Кн. 103. С. 306–330.
Челпанов Г. И. О предмете психологии // Вопросы философии и психологии / Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, ред. 1908. Кн. 93. С. 228–250.
Baumeister R. Meaning of life. N. Y., 1991.
Handbook of psychological change: psychotherapy processes and practics for the XXI century / Snyder C. R., Ingram R. E., еds. N. Y., 2000.
Lasch C. The culture of narcissism. N. Y., 1979.
Myers D. G. The American Paradox: spiritual hunger in an age of plenty. New Haven, 2000.
Rieff P. The triumph of the therapeutic. N. Y., 1966.
Sollod R. N. Non-scientifi c sources of psychotherapy approaches // P. S. Sharkey, ed. Philosophy, religion and psychotherapy. Washington, 1982.
Wallach M. A., Wallach L. Psychology’s sanction for selfi shness: the error of egoism in theory and therapy. N. Y., 1983.
Woolfolk R. L. The cure of souls: science, values, and psychotherapy. San Francisco, 1998.
Колпакова Марианна Юрьевна