/
Результат поиска


Колкунова К. А. Теологические корни концепций квазирелигий // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 62-75.
PDF
В статье анализируются существующие в западном религиоведении концепции религиоподобных явлений, в первую очередь теории квазирелигий. Различаются два подхода к изучению квазирелигий — феноменологический и социологический. Рассматривая теории квазирелигий Пауля Тиллиха, Джона Смита, Артура Грила, автор заключает о существовании теологических предпосылок, лежащих в основании всех этих концепций. Таким образом, понятие «квазирелигия» помогает нам проследить связь и взаимодействие между религиоведением и теологией на протяжении ХХ в.
квазирелигия, теология, Пауль Тиллих, феноменология религии, социология религии, Й. Вах, Дж. Смит, А. Грил, М. Хэмильтон
Колкунова Ксения Алексеевна
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 158-160. — Рец. на кн.: Handbook of Hyper-real Religions / A. Possamai, ed. Brill, 2012
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Колкунова К. А. Атеистическая пропаганда в художественной литературе 1950–1960-х гг // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 113-132.
PDF
Статья посвящена отражению антирелигиозной кампании 1950–1960-х гг. в художественной литературе и школьных программах того времени. Этот период интересен тем, что именно в 1950-е гг. возникает научный атеизм и институциональное советское религиоведение. Но поскольку оно еще находится в процессе становления, фактически влияние науки на атеистическую пропаганду весьма ограниченно. В ходе исследования мы проверяем две гипотезы: во-первых, для более успешной атеистической пропаганды среди подрастающего поколения должны создаваться новые произведения, обслуживающие эту идеологию; во-вторых, кампания, направленная против религии, должна найти отражение в преподавании литературы в школе. Для проверки этих гипотез мы рассмотрим периодическую печать того времени и проанализируем основные мотивы и сюжетные ходы атеистических произведений, созданных в 1960-е гг.
научный атеизм, атеистическая пропаганда, литература и религия, гонения на религию, советская школа и религия, советская художественная литература.
1. Andrianov N. P. Jevoljucija religioznogo soznanija (Evolution of the Religious Consciousness). Leningrad, 1974.
2. Andrianov N. P., Lopatkin R. A., Pavljuk V. V. Osobennosti sovremennogo religioznogo soznanija (Specifics of Modern Religious Conciousness). Moscow, 1966.
3. Anisimov S. F. Cennosti real'nye i mnimye (Real and Imaginary Valuable). Moscow, 1970.
4. Ateizm, religija, nravstvennost' (Atheism, Religion, Morality). Moscow, 1972.
5. Baptizm i baptisty (Baptism and Baptists). Minsk, 1969.
6. Belov A. V. 1970. Hudozhestvennaja literatura i ateisticheskoj propaganda. Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 9.
7. Borunkov Ju. F. Struktura religioznogo soznanija (Structure of the Religious Conciousness). Moscow, 1971.
8. Bukin B. R. Psihologija verujushhih i ateisticheskoe vospitanie (Philosophy of Believers and Atheistic Education). Moscow, 1969.
9. Varavka V., Prohorov V. 1959. Iegova v Volchanske. Fel'eton (Jehovah's Witnesses in Volchanka). Nauka i religija, vol. 1, pp. 53–56.
10. Vasil'eva O. 2005. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija hrushhevskogo perioda (State-Church Relationship in Khrushchev’s Period). Vittorio. Mezhdunarodnyj nauchnyj sbornik, posvjashhennyj 75-letiju Vittorio Strady, Moscow.
11. Voprosy ateisticheskogo vospitanija na urokah i vo vneklassnoj rabote v srednej shkole (Problems of Atheistic Education in Class and Extraclass Work). Voronezh, 1966.
12. Voprosy nauchnogo ateizma, 1971, vol. 11.
13. Vorob'ev P. G. 1955. Ateisticheskoe vospitanie uchashhihsja pri izuchenii russkih dorevoljucionnyh pisatelej (Atheistic Education of the Pupils studying the Russian Prerevolutionary Writers). Literatura v shkole, vol. 1, pp. 36–46.
14. Duluman E. K., Lobovik B. A., Tancher V. K. Sovremennyj verujushhij (Modern Believer). Moscow, 1970.
15. Evdokimov N. S. Greshnica (Sinner). Moscow, 1961.
16. Elfimov V. F. O prichinah i uslovijah sushhestvovanija religioznyh perezhitkov v SSSR (On Reasons and Conditions of Existence of Religious Remain in USSR). Vologda, 1971.
17. Zerchaninov A. A., Rajhin D. Ja. Russkaja literatura. Uchebnik dlja srednej shkoly (Textbook for Secondary School). Moscow, 1965.
18. Zerchaninov A. A., Rajhin D. Ja., Strazhev V. I. Russkaja literatura: Uchebnik dlja IX klassa sred. Shkoly (Russian Literature: Textbook for Ninth Year of Secondary School). Moscow, 1951.
19. Klibanov A. I. 1967. 50 let nauchnogo issledovanija religioznogo sektantstva (50 Years of Scientific Research of the Religious Sectarianism). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 4, pp. 349–394.
20. Klibanov A. I. 1962. Sovremennoe sektantstvo v Lipeckoj oblasti: Po materialam jekspedicij In-ta istorii AN SSSR v 1960 g. (Modern Sectarianism in Lipetsk Region: According to Materials of the Expeditions of Historical Institute RAS in 1960). Voprosy istorii religii i ateizma, vol. 10, pp. 157–185.
21. Klibanov A. I. 1960. Sovremennoe sektantstvo v Tambovskoj oblasti: Po materialam jekspedicii In-ta istorii AN SSSR v 1959 g. (Modern Sectarianism in Tambov Region: According to Materials of the Expeditions of Historical Institute RAS in 1959). Voprosy istorii religii i ateizma, vol. 8, pp. 59–100.
22. Klibanov A. I., Mitrohin L. N. Krizisnye javlenija v sovremennom baptizme (Crisis Phenomena in Modern Baptism). Moscow, 1967.
23. Konkretnye issledovanija sovremennyh religioznyh verovanij (Certain Research of Modern Religious Beliefs). Moscow, 1967.
24. Konovalov B. N. 1978. Razrabotka teorii ateisticheskogo vospitanija v sovetskoj literature (1967–1977 gg.) (Development of the Theory of Atheistic Education in Soviet Literature (1967–1977)). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 22, pp. 254–266.
25. Krivin F. Bozhestvennye istorii (Divine Stories). Moscow, 1965.
26. Kritika religioznoj psihologii i formirovanie ateisticheskogo mirovozzrenija (Critics of Religious Psychology and Forming of Atheistic World-view). Kiev, 1973.
27. Krushinskij S. 1959. Gluhoj ston na kraju sela Glazatova (Muffled Moan on the Verge of the Village Glazatovo). Nauka i religija, vol. 1, pp. 56–58.
28. Kulik A. 1959. Belyj golub' (White Pigeon ). Nauka i religija, vol 1, pp. 55–59.
29. Levada Ju. A. Social'naja priroda religii (Social Nature of the Religion). Moscow, 1965.
30. Lucenko F. I. 1966. Ateisticheskoe vospitanie pri izuchenii hudozhestvennoj literatury. Voprosy ateisticheskogo vospitanija na urokah i vo vneklassnoj rabote v srednej shkole (Problems of Atheistic Education in Class and Extraclass Work), Voronezh, pp. 53–65.
31. Makarov A. Pautina (Web). Moscow, 1963.
32. 1959. Mihail Arhangel iz sela Todoreshty (Archangel Michael from Todoresti). Nauka i religija, vol. 2, pp. 49–51.
33. Nravstvennost' i religija (Morality and Religion). Moscow, 1964.
34. Pavljuk V. V. Psihologija sovremennyh verujushhih i ateisticheskoe vospitanie (Psychology of Modern Believers and Atheistic Education). L’vov, 1976.
35. Platonov K. K. Psihologija religii (Psychology of Religion). Moscow, 1967.
36. Plechev G. N. Social'naja osnova preodolenija religioznosti (Social Basis of Overcoming the Religiosity). Cheboksary, 1972.
37. Poljak I. S. 1959. Ob jetom nado govorit' (We should talk about that). Literatura v shkole, vol. 5, pp. 85–87.
38. Poljak L. M., Tager E. B. Literatura XX veka: Uchebnik dlja 10 klassa sred. shkoly (Literature of the XX Century: Textbook for Secondary School). Moscow, 1941.
39. Pomerancev V. M. Oboroten' (Werewolf). Moscow, 1963
40. Ponomarev E. R. 2010. Literatura pravil'naja i nepravil'naja (Right and Wrong Literature). Neva, vol. 8.
41. Ponomarev E. R. 2006. Sovetskij uchebnik po literature kak uchebnyj tekst (Literature Soviet Textbook as School Text). Konferencija: Uchebnyj tekst v sovetskoj shkole, Moscow.
42. Ponomarev E. R. Uchebnik literatury v sovetskoj shkole: Ideologicheskaja pojetika (Literature Textbook in Soviet School: Ideological Poetry). Lambert Academic Publishing, 2012.
43. Ponomarev E. R. 2010. Chemu uchit uchebnik? (What the Textbook teaches). Neva, vol. 1.
44. Popova M. A. O psihologii religii (On Psychology of Religion). Moscow, 1969.
45. Pospelov N. I., Shabliovskij P. V. Russkaja literatura: Uchebnik dlja VIII klassa sred.shkoly (Russian Literature: Textbook for Eight Class of Secondary School). Moscow, 1951.
46. Ryklin G. 1959. K voprosu ob anafeme (On the Issue of Anathema). Nauka i religija, vol. 1.
47. Sobolev S. S. Psihologija ateisticheskogo vospitanija (Psychology of Atheistic Education). Moscow, 1972.
48. Klibanov A. I. (ed.) Sovremennoe sektantstvo i ego preodolenie: Po materialam jekspedicii v Tambov, obl. v 1959 g. (Modern Sectarianism and Its Overcoming: According to Materials of Tambov Expedition in 1959). Moscow, 1961.
49. Stepanov I. S. 1962. Ateisticheskoe vospitanie v shkole (Atheistic Education in the School). Voprosy nauchno-ateisticheskogo vospitanija v shkole i sem'e, vol. 1, pp. 30–41.
50. Stroitel'stvo kommunizma i preodolenie religioznyh perezhitkov (The Building of Communism and Overcoming of Religious Remain). Moscow, 1966.
51. Suhov A. D. Religija kak obshhestvennyj fenomen (Religion as Social Phenomenon). Moscow, 1973.
52. Tendrjakov V. F. Chudotvornaja (Miracle-Working). Moscow, 1958.
53. Tendrjakov V. F. Chrezvychajnoe. Povest' (Extraordinary). Moscow, 1961.
54. Timofeev L. I. Sovetskaja literature (Soviet Literature). Moscow, 1952.
55. Ugrinovich D. M. Vvedenie v teoreticheskoe religiovedenie (Introdauction into Theoretical Religious Studies). Moscow, 1973.
56. Ugrinovich D. M. Psihologija religii (Psychology of Religion). Moscow, 1986.
57. Filimonov Je. G. Baptizm i gumanizm (Baptism and Humanism). Moscow, 1968.
58. Florinskij S. M. Russkaja literatura: Uchebnik dlja VIII klassa sred. Shkoly (Russian Literature: Textbook for Eight Class of Secondary School). Moscow, 1952.
59. Hun U. 2012. Sodom i Gomorrah v Kujbysheve: transformacija pravoslavnoj legendy (Sodom and Homorra in Kuybyshev: Transformation of Orthodox Legend). Neprikosnovennyj zapas, vol. 6 (86).
60. Cypin V. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Sinodal'nyj i novejshij periody (History of Russian Orthodox Church. Synod and Modern Periods). Moscow, 2004.
61. Chernjak V. A. O preodolenii religioznyh perezhitkov (On Overcoming of Religious Remain). Alma-Ata, 1965.
62. Shabalin N. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' i Sovetskoe gosudarstvo v seredine sorokovyh — pjatidesjatye gody XX veka. Na materialah Kirovskoj oblasti (Russian Orrthodox Church and Soviet State in the Middle 50-s Years of XX Cent.). Kirov, 2004.
63. Shaposhnikova V. 1959. Vyrvalas' (Broke away). Nauka i religija, vol. 1, pp. 45–53.
64. Sherdakov V. N. Evangel'skaja nravstvennost' i gumanizm (Gospel Morality and Humanism). Leningrad, 1967.
65. Shkarovskij M. Russkaja Pravoslavnaja Cerkov' pri Staline i Hrushheve. Gosudarstvenno-cerkovnye otnoshenija v SSSR v 1939–1964 gg. (Russian Orthodox Church during Stalin’s and Khrushchev’s Governing. State-Church Relationship in USSR in 1939–1964). Moscow, 2005.
66. Jablokov I. N. Metodologicheskie problemy sociologii religii (Methodological Problems of Sociology of Religion). Moscow, 1972.
67. Jablokov I. N. Sociologija religii (Sociology of Religion). Moscow, 1979.
68. Chumachenko T. Church and State in Soviet Russia. Russian Orthodoxy from World War II to the Krushchev Years. Armonk (NY), 2002.

Колкунова Ксения Александровна
Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 72-88. DOI: 10.15382/sturI201456.72-88
В статье на материале отечественной научной литературы рассматриваются основные проблемы, поднимаемые исследователями духовности. Авторы выделяют ключевые особенности претендующих на академизм текстов, в которых фигурирует понятие «духовность». Анализируются основные смысловые поля понятия «духовность», которые обозначаются с помощью данного термина в рамках социологических и психологических интерпретаций, а также практические импликации понятия духовности. Проводится сопоставление научного употребления слова «духовность» со смыслами повседневногословоупотребления. Выделяются религиозные, культурные, политические контексты оперирования понятием «духовность». Так, духовность толкуется современными российскими исследователями как форма патриотизма, религиозного мироощущения, выход за пределы человеческой ограниченности, образованность, способ борьбы с бездуховностью, стремление к идеалу. Расплывчатость данного термина в отечественном контексте объясняется его эмоциональной нагруженностью и утопическими коннотациями.
духовность, религиозность, ценности, русская философия, психология, социология, психология религии, социология религии
1. Агузумцян Р. В., Хачатрян Н. Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 74–80.
2. Антонов К. М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 47–67, здесь с. 48–49.
3. Бавин П. Координаты духовности: от храма до кошелька // Социальная реальность. 2007. № 2. С. 24–29.
4. Буравлева Н. А. Понятие «духовность» в современной психологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 189–193.
5. Волошина Л. В. Духовность: вопросы, суждения, мнения // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 40–45.
6. Гадаев В. Ю. Духовность как социокультурный феномен и проблемы ее развития у современной молодежи // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2012. № 1 (6). С. 134–147.
7. Корсакова Л. Е. Духовность в христианско-универсалистском аспекте православной культуры // Культура. Духовность. Общество. 2012. № 1. С. 287–294.
8. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2005. № 7 (51). С. 16–21.
9. Марьясова Н. В. Духовность личности как основополагающий фактор социальной активности // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 6/3. С. 68–74.
10. Огородникова Т. Г. Понятие «духовность»: Сравнительный анализ представлений о духовности у людей с высшим и средним профессиональным образованием // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 2. С. 18–29.
11. Ореханов Г. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
12. Платонов Г. В., Косичев А. Д. Проблема духовности личности: состав, типы, назначение // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 1998. № 2. С. 3–30.
13. Руткевич Е. Д. «Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. № 2 (09). С. 50–53.
14. Токарева С. Б. Методологические основания анализа духовности // Философия и общество. 2005. № 2 (39). С. 80–100.
15. Устимова О. В. Обретет ли «духовность» плоть: на пути к операционализации понятия в российском обществе и СМИ // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 1. C. 114–130.
16. Федоркина А. П. Духовность и социальный характер русского человека // Акмеология. 2004. № 1. С. 11–14.
17. Чечет Б. Ф. Наука и духовность в глобализирующемся мире // Сборник научных трудов Ангарской государственной технической академии. 2011. Т. 1. № 1. С. 159–165.
18. Штумпф С. П. К вопросу структуризации духовности: динамическая модель // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2006. № 3. С. 196–203.
19. Штумпф С. П. Категория «духовность» в понимании современных исследователей: философско-аналитический обзор // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. Режим доступа: [ http://www.science-education.ru/113-11487].
20. Щупленков О. В., Самохин К. В. Духовность как аксиологическая составляющая человека // Альманах современной науки и образования. 2012. № 8. С. 180–184.
Колкунова Ксения Александровна
Малевич Татьяна Владимировна
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 145-149. — Рец. на кн.: Handbook of new religions and cultural production / C. Cusack, A. Norman, eds. Brill, 2012
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Колкунова К. А. «Духовные, но не религиозные» респонденты в современных исследованиях // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 81-93. DOI: 10.15382/sturI201562.81-93
С начала 1990-х гг. социологи и психологи религии фиксируют появление среди респондентов в США и Европе группы респондентов, идентифицирующих себя как духовные, но не религиозные. Слово «духовность» приобретает популярность на политическом, публицистическом, научном уровнях. Впервые об этой группе заговорили на примере американских «бэби-бумеров» — первого послевоенного поколения, обнаруживая у них непривычно высокий уровень индивидуализма, неприятия религиозных институтов и стремления к поиску личного опыта. Сейчас такие группы исследователи обнаруживают в самых разных странах. Есть они и в России. В статье рассматриваются результаты различных опросов и интервью, проведенных религиоведами в США, Великобритании, Австрии. Опросы показывают, что группа духовных, но не религиозных респондентов почти всегда неоднородна, и объединяющим для них фактором является не общее понимание духовности, а скорее общее недоверчивое отношение к религии. При этом лишь небольшая их часть является активными «бриколерами», то есть конструируют собственную систему взглядов, используя для этого элементы восточных и западных религий, системы взглядов Нью Эйдж, нерелигиозные источники.
духовность, религиозность, социология религии, психология религии
1. Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М., 2014
2. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). C. 72–88.
3. Ореханов Ю. Л. Patchwork-Religiosität («лоскутная религиозность»): особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62).
4. Ореханов Ю. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
5. Религиоведение // Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М, 2006.
6. Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Свободная мысль. 2010. № 11 (1618). С. 113–126.
7. Фолиева Т. А. Религиозная самосоциализация взрослых как бриколаж (по данным качественного исследования) // Социология религии в обществе позднего модерна. Белгород, 2014. С. 283–287.
8. Barker E. “The Church without and the God within: Religiosity and/or Spirituality?”, in The Centrality of Religion in Social Life…, pp. 187–202.
9. Beckford J. A. 2003 “Social Movements as Free-floating Religious Phenomena”, in Fenn R. K. (ed.) The Blackwell Companion to Sociology of Religion, 2003.
10. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swidler A., Tipton S. M. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life, Berkeley; Los Angeles, 1985.
11. Bucher A. Psychologie der Spiritualität. Handbuch, Beltzt, 2007.
12. Dillon M., Wink P., Fay K. 2003 “Is Spirituality Detrimental to Generativity?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2003, vol. 42, pp. 427–442.
13. Fuller R. Spiritual, but not Religious: Understanding Unchurched America, Oxford, 2001.
14. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion. Classical and Contemporary Perspectives, Aldershot, 2006.
15. Garcia-Zamor J.-C. 2003 “Workplace Spirituality And Organizational Performance”, in Public Administration Review, 2003, vol. 63, pp. 355–363.
16. Hanegraaff W. J. 1999 “New Age Spiritualities as Secular Religion: a Historian’s Perspective”, in Social Compass, 1999, vol. 46.
17. Heelas P., Woodhead L. The Spiritual Revolution: Why Religion is Giving Way to Spirituality, Malden (MA), 2004.
18. Hervieu-Leger D. 2008 “Religious individualism, Modern Individualism and Self-Fulfilment: a Few Reflections on the Origins of Contemporary Religious Individualism”, in Barker E. (ed.) The Centrality of Religion in Social Life: Essays in Honour of James A. Beckford, Burlington (VA), 2008.
19. Hill P. C., Pargament K. II., Hood R. W., McCullough Jr., M. E., Swyers J. P., Larson D. B. Zinnbauer B. J. 2000 “Conceptualizing Religion and Spirituality: Points of Commonality, Points of Departure”, in Journal for the Theory of Social Behavior, 2000, Vol. 30.
20. Houtman D., Aupers S. 2007 “The Spiritual Turn and the Decline of Tradition: The Spread of Post-Christian Spirituality in 14 Western Countries, 1981–2000”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2007, vol. 46.
21. Johnson T. J., Sheets V. L., Kristeller J. 2008 “Empirical Identification of Dimensions of Religiousness and Spirituality”, in Mental Health, Religion, & Culture, 2008, vol. 11, pp. 745–767.
22. Lyon D. Jesus in Disneyland: Religion in Postmodern Times, Oxford, 2000.
23. Marler P., Hadaway C. K. 2002 “«Being Religious» or «Being Spiritual» in America: A Zero-Sum Proposition?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2002, vol. 41, pp. 289–300.
24. Martin D. A General Theory of Secularization, New York, 1978.
25. Miller W. R., Martin J. E. 1988 “Spirituality and Behavioral Psychology: Toward Integration”, in Miller W. R., Martin J. E. (eds.) Behavior Therapy and Religion: Integrating Spiritual and Behavioral Approaches to Change, Newbury Park (CA), 1988.
26. Palmisano S. 2010 “Spirituality and Catholicism in Italy”, in Journal of Contemporary Religion, 2010, vol. 25, pp. 221–241.
27. Popp-Baier U. 2010 “From Religion to Spirituality: Megatrend in Contemporary Society or Methodological Artefact? A Contribution to the Secularization Debate from Psychology of Religion”, in Journal of Religion in Europe, 2010, vol. 3/1, pp. 34–67.
28. Possamai A. 2003 “Alternative Spiritualities and the Cultural Logic of Late Capitalism”, in Culture and Religion, 2003, vol. 4, pp. 31–45.
29. Rao K., Ball D., Hampton R. 2006 “Spiritual but not Religious: Insights from an Online Panel”, in Midwest Association for Public Opinion Research Conference, 2006, in http://www.kumarrao.net/wp/2006/11/spiritual-but-not-religious-insights-from-an-online-panel/ (Date: 07.10.2015)).
30. Roof W. C. A Generation of Seekers, San Francisco, 1993.
31. Schmidt L. E. Restless Souls: The Making of American Spirituality, San Francisco, 2005.
32. Shorto R. 1997 “Belief by the Numbers”, in The New York Times Magazine, December 7. 1997.
33. Streib H. 2008 “More Spiritual than Religious: Changes in the Religious Field Require New Approaches”, in Streib H., Dinter A., Söderblom K. (eds.) Lived Religion — Conceptual, Empirical and Practical-Theological Approaches. Essays in Honor of Hans-Günter Heimbrock, Leiden, 2008, pp. 53–67.
34. Streib H., Hood R. W. 2011 “«Spirituality» as Privatized Experience-Oriented Religion: Empirical and Conceptual Perspectives”, in Implicit Religion, 2011, vol. 14/4, p. 437.
35. Voas D., Bruce S. 2007 “The Spiritual Revolution: Another False Dawn for the Sacred”, in Flanagan K., Jupp P. C. (eds.) A Sociology of Spirituality, Aldershot, 2007.
36. Wilson B. Religion in Sociological Perspective, Oxford, 1982.
37. Wuthnow R. After Heaven: Spirituality in America since the 1950s, Berkeley, 1998.
38. Wuthnow R. Remaking the Heartland: Middle America since the 1950s, Princeton, 2013.
39. Zinnbauer B. J. et al. 1997 “Religion and Spirituality: Unfuzzying the Fuzzy”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 1997, vol. 36, pp. 549–564.
40. Zinnbauer B. J., Pargament K. I., Scott A. B. 1999 “The Emerging Meanings of Religiousness and Spirituality: Problems and Prospects”, in Journal of Personality, 1999, vol. 67.
41. Zwingmann C., Klein C., Büssing A. 2011 “Measuring Religiosity/Spirituality: Theoretical Differentiations and Categorization of Instruments”, in Religions, 2011, vol. 2.
Колкунова Ксения Александровна
Колкунова К. А. Новый взгляд на религиоведческое образование // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 149-152. — Рец. на кн.: Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Рахманин, ред. Юрайт, 2016
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03- 00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века»
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 70. С. 158-161. — Рец. на кн.: Making religion: theory and practice in the discursive study of religion / F. Wij sen, K. von Stuckrad, eds. Brill, 2016
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры ФРИРАК Богословского факультета ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., 6;
Электронный адрес: email: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Колкунова К. А., Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 67-90. DOI: 10.15382/sturI201774.67-90
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности. Гипотеза о наличии имплицитных, интуитивных антропоморфных понятий у знающих догматику верующих проверялась на выборке православных студентов-теологов (N = 28, средний возраст — 24,93±5,36) посредством классической экспериментальной парадигмы, предложенной Дж. Барреттом и Ф. Кейлом. Процент корректных ответов на вопросы, служившие мерой имплицитного неантропоморфного мышления, оказался значительно ниже процента корректных ответов на контрольные вопросы, несмотря на высокий показатель эксплицитного неантропоморфного мышления. Эти данные подтверждают кросскультурную универсальность и устойчивость феномена теологической некорректности: при когнитивной нагрузке сложные и затратные для когнитивной обработки теологические понятия подвергаются систематической деформации и оптимизации и приобретают качества, соответствующие имплицитному уровню. Подобная деформация, по-видимому, не зависит от теологических репрезентаций и наблюдается, несмотря на высокий уровень эксплицитной «неантропоморфной» концептуализации Бога.
антропоморфизм, религиозные агенты, религиозные понятия, когнитивное религиоведение, психология религии, когнитивные схемы, когнитивные искажения
  1. Андреева Л.А. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян, 2010 // ReligioPolis – Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований [http://www.religiopolis.org/documents/840-la-andreeva-religioznost-molodezhi-rossijskih-vysshih-uchebnyh-zavedenij-v-kontekste-religioznosti-rossijan-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avg, доступ от 16.07.2017].
  2. Гарнак А. История догматов // Библиотека Якова Кротова [http://www.krotov.info/history/04/alymov/harn_00.html, доступ от 30.06.2017];
  3. Горевой Д.А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5(61). С. 75–90.
  4. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XVII // Азбука веры [http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17, доступ от 30.06.2017].
  5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Бровары: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  6. Малевич Т.В., Фолиева Т.А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. Т. 11(83). С. 1605–1617.
  7. Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев / Сост. В.А. Губанов // Бесплатная православная библиотека художественной литературы [http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-2/, http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-3/, доступ от 30.06.2017].
  8. Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы // Официальный сайт книги архимандрита Тихона [http://www.ot-stories.ru/book.htm, доступ от 30.06.2017]
  9. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных районах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 40–52.
  10. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism// Trends in Cognitive Sciences. 2002. 6(6). P. 248–254.
  11. Barrett J.L. Cognitive constraints on Hindu concepts of the divine// Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. 37(4). P. 608–619.
  12. Barrett J.L. The naturalness of religious concepts: An emerging cognitive science of religion// P. Antes et al. (eds.) New Approaches to the Study of Religion. Berlin: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. P. 403.
  13. Barrett J.L. Theological correctness: Cognitive constraint and the study of religion// Method & Theory in the Study of Religion. 1999. 11. P. 325–339
  14. Barrett J.L., Keil F. Conceptualizing a nonnatural entity: Anthropomorphism in God concepts// Cognitive Psychology 1996. 31. P. 219–247.
  15. Barrett J.L., Richert R.A. Anthropomorphism or preparedness? Exploring children’s God concepts// Review of Religious Research. 2003. 44. P. 300–312;
  16. Boyer P. What makes anthropomorphism natural: intuitive ontology and cultural representations// The Journal of the Royal Anthropological Institute. 1996. 2(1). P. 83–97.
  17. Bransford J.D., McCarrell N.S. A sketch of a cognitive approach to comprehension: Some thoughts about understanding what it means to comprehend// W. Weimer and D. Palermo (eds.) Cognition and the symbolic processes. New York: Lawrence Erlbaum, 1974. P. 189–229
  18. Caporael L.R., Heyes C. Why anthropomorphize? Folk psychology and other stories// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, Anecdotes, and Animals. Albany, NY: SUNY Press, 1997. P. 59–73.
  19. Chilcott T., Paloutzian R.F. Relations between Gauḍīya Vaiṣṇava devotional practices and implicit and explicit anthropomorphic reasoning about Kṛṣṇa// Journal of Cognition and Culture. 2016. 16. P. 107–121.
  20. Ester E.F., Vogel E.K., Awh E. Discrete resource limits in attention and working memory// M.I. Posner (ed.) Cognitive neuroscience of attention. New York: The Guilford Press, 2012. 2nd ed. P. 99–110.
  21. Guthrie S.E. Animal animism: evolutionary roots of religious cognition// I. Pyysiäinen and V. Anttonen (eds.) Current approaches in the cognitive science of religion. London: Continuum, 2002.
  22. Guthrie S.E. Faces in the clouds: a new theory of religion. New York: Oxford University Press, 1993.
  23. Heider F., Simmel M. An experimental study of apparent behavior// The American Journal of Psychology. 1944. Vol.57(2). P. 243–259.
  24. Herzog H.A., Galvin, S. Common sense and the mental lives of animals: An empirical approach// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, anecdotes, and animals. New York: SUNY Press, 1997. P. 237–253;
  25. Hutson M. The 7 laws of magical thinking: How irrational beliefs keep us happy, healthy, and sane. New York: Hudson Street Press, 2012. P. 165–181.
  26. Peirce J.W. PsychoPy – psychophysics software in Python// Journal of Neuroscience Methods. 2007. 162(1–2). P. 8–13.
  27. Piaget J. Child’s Conception of the World. London: Routledge, 2001.
  28. Scheele D., Schwering C., Elison J.T., Spunt R., Maier W., Hurlemann R. A human tendency to anthropomorphize is enhanced by oxytocin// European Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 25(10). P. 1817–1823.
  29. Serpell J.A. Anthropomorphism and anthropomorphic selection – beyond the “cute response”// Society & Animals. 2003. 11(1). P. 83–100.
  30. Slone D.J. Theological incorrectness: Why religious people believe what they shouldn’t. Oxford: Oxford University Press, 2004
  31. Tam K.P., Lee S.L., Chao M.M. Saving Mr. Nature: Anthropomorphism enhances connectedness to and protectiveness toward nature// Journal of Experimental Social Psychology. 2013. 49(3). P. 514–521;
  32. Urquiza-Haas E.G., Kotrschal K. The mind behind anthropomorphic thinking: attribution of mental states to other species// Animal Behaviour. 2015. Vol. 109. P. 167–176.
  33. Waytz A., Cacioppo J., Epley N. Who sees human? The stability and importance of individual differences in anthropomorphism// Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 219–232
  34. Waytz A., Heafner J., Epley N. The mind in the machine: Anthropomorphism increases trust in an autonomous vehicle// Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol.52. P. 113–117.
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Малевич Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3928-6248;
Электронный адрес: t.v.malevich@gmail.com.
Кожевников Денис Дмитриевич
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-0602-2908;
Электронный адрес: coffeegirl@inbox.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 "Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте"
Антонов К. М., Колкунова К. А. Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религиозного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 107-120. DOI: 10.15382/sturIV201848.107-120
Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962), известный философ, богослов, педагог, рассматривается в данной статье как создатель одной из первых в России систем психологического анализа религии. Его идеи оказываются связаны с важнейшими достижениями психологии религии начала прошлого века, с работами Уильяма Джеймса и Теодора Флурнуа. В полемике с ними и складывается особая система взглядов В. Зеньковского, на которую оказали влияние и феноменология Э. Гуссерля и идеи В. Дильтея. В статье описывается роль, которую в ее формировании сыграла интеллектуальная культура русской эмиграции, в частности характерная для нее рефлексия событий в России, критическое отношение к теории и практике воинствующего атеизма. Рассматриваются основные методологические принципы психологии религии (биологический, феноменологический, социально-психологический), предложенные Зеньковским, его понимание структуры религиозной жизни и места чувства и интеллекта в этой структуре, его понимание детской религиозности и основных факторов и проблем религиозного воспитания. В заключение делаются выводы о значении психолого-религиозных идей Зеньковского, их месте в развитии отечественной психологии религии.
Зеньковский, психология детства, психология религии, религиозный опыт, религиозное чувство, религиозное воспитание, Флурнуа
  1. Вульф Д. М. Феноменологическая психология и религиозный опыт // Современная западная психология религии. Хрестоматия. М., 2017. С. 311–335.
  2. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. Париж, 1931.
  3. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1911. Кн. 1. С. 1–56.
  4. Дамте Д. С. Г. И. Челпанов и проблемы психологии религии. URL: https://istina.msu.ru/conferences/presentations/37974287/
  5. Дети эмиграции / В. В. Зеньковский, ред. Прага, 1925.
  6. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта / С. В. Лурье, ред. М., 1910.
  7. Зеньковский В. В. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929.
  8. Зеньковский В. В. Delacroix. La religion et la foi и др. книги // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  9. Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, январь. С. 24–42.
  10. Зеньковский В. В. О значении воображения в духовной жизни. (По поводу книги Б. П. Выше славцева «Этика преображенного эроса». Париж, 1931.) // Путь. 1932. № 32. С. 90–102.
  11. Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг, 1924.
  12. Зеньковский В. В. На пороге зрелости. Париж, 1948.
  13. Зеньковский В. В. Памяти проф. Г. И. Челпанова // Путь. 1936. № 50. С. 53–56.
  14. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.
  15. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
  16. Зеньковский В. В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. № 1. С. 121–127.
  17. Зеньковский В. В. Факты и наблюдения (Психология современной молодежи) // Путь. 1926. № 2. С. 149–152.
  18. Летцев В. М. Изучение наследия В. В. Зеньковского в России и Украине: критический обзор источников. URL: http://lettsev.kiev.ua/personal/data/ru/Lettsev_Izuchenie_nasledia_Zenkovskogo.pdf
  19. Летцев В. М. Киевский период творчества В. В. Зеньковского. Реформа метафизических оснований психологии // Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. 2006. I: 16. С. 93–104.
  20. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2007.
  21. Сербиненко В. В. Философско-психологический диалог: В. Зеньковский и З. Фрейд // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2013. Т. 16. № 2. С. 374–377.
  22. Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // Religo: Альманах Московского религиоведческого общества. М., 2008. Вып. 1. Т. 1. C. 203–222.
  23. Фрейд З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. М.; Пг., 1923.
  24. Юнг К.-Г. Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1–4. Цюрих, 1929–1939.
  25. Zenkovskiyj V. Die religiose Erfahrung // Dеr Russische Gedanke. 1930 № 2.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 77. С. 144-147. — Рец. на кн.: Burgess J. Holy Rus’. The Rebirth of Orthodoxy in the New Russia. New Haven; N. Y.: Yale University Press, 2017. 280 p.
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 80. С. 138-141. — Рец. на кн.: Religion, Theory, Critique: Classic and Contemporary Approaches and Methodologies / R. King, ed. N. Y.: Columbia University Press, 2017. 688 р.
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 143-146. — Рец. на кн.: Josephson-Storm J. A. The Myth of Disenchantment. Magic, Modernity, and the Birth of the Human Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 2017. 400 p.
PDF
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.