/
Результат поиска


Козлова М. А. «Что такое хорошо»: анализ моральных оснований, транслируемых учебниками для начальной школы советского и постсоветского периодов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 25-50.
PDF
В статье излагаются результаты сравнительного анализа содержания школьных учебников советского и постсоветского периодов, направленного на изучение культурного «эталона» моральных оценок и его трансформаций на протяжении последних десятилетий. Исследование показало наличие как количественных, так и качественных изменений транслируемых детям моральных норм, оценок и суждений.
учебники для начальной школы, моральные основания, социокультурные трансформации, культурные эталоны моральной оценки, справедливость, забота, почитание авторитета, лояльность к «своим»
Козлова Мария Андреевна
Козлова А. Г. Динамика освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 25-32. DOI: 10.15382/sturIV201433.25-32
Статья посвящена педагогическому осмыслению проблемы ценностей в процессе подготовки магистра педагогики. Автором анализируется динамика освоения магистрантами, обучающимися на направлении «педагогическое образование» по основной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание» в РГПУ им. А. И. Герцена. Рассматривается соотношение общечеловеческих и личностных ценностей в профессиональном становлении будущего воспитателя. Надо отметить, что выбор такой локальной области для микроисследования связан с тем, что одной из задач обучения в магистратуре является подготовка магистрантов к преподаванию в школе учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавателей магистратуры это является одной из ценностей-целей, которая отражает в определенной мере государственный социальный заказ. На основе проведенного микроисследования в статье представлены результаты наблюдения за освоением студентами педагогических ценностей-средств, для чего в диагностический пакет микроисследования были введены документы, позволяющие анализировать динамику их освоения магистрантами. К таким документам автор относит: а) тексты формулировок тем диссертационных исследований, по которым можно судить о стратегии и предпочтениях в выборе педагогических ценностей-средств; б) результаты контент-анализа конспектов уроков магистрантов, проводимых в период прохождения педагогической практики; в) предпочтительный выбор высказываний ученых, мыслителей о ценностях. Выявлено, что с каждым новым потоком обучающихся происходит углубление в проблему ценностей, а внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств магистрантов и стимулированию их собственного стремления к моральному развитию.
проблема ценностей; духовные и нравственные ценности; педагогические ценности-средства; магистратура; духовно-нравственное воспитание, микроисследование.
1. Гуревич П. С. Человек и общество. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.
2. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 110–118.
3. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.
4. Шерковин Ю. А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал / Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова, ред. 1982. Т. 3. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 135–146.
Козлова Антуанетта Георгиевна
Козлова М. А. Мораль как предиктор индивидуального поведения: перспективы интеграции персонологического и социально-психологического подходов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 133-146. DOI: 10.15382/sturIV201434.133-146
В статье рассматриваются современные подходы к исследованию морали как фактора, позволяющего прогнозировать индивидуальное поведение. Обзор направлен на выявление тех личностных и ситуационных факторов, благодаря которым когнитивные аспекты моральной сферы (оценки и суждения), на изучении которых был сфокусирован интерес психологии морали на протяжении длительного времени, находят действительное выражение в поведении субъекта. Перспективы наиболее полного рассмотрения связи между моральным суждением и моральным действием открывает интеграция персонологического и социально-психологического подходов. В качестве «точки пересечения» рассматривается Я-концепция. «Моральное Я» индивида оказывается в центре внимания в ряде как персонологических направлений исследований (анализ «нравственных эталонов» и исследование моральных прототипов, системные исследования моральной сферы), так и социально-психологических (модели «морального баланса», «моральной обиды», «моральной компенсации»). Три проанализированных фактора — когнитивные аспекты моральной сферы (представления, оценки, суждения), компоненты Я-концепции (оценка уровня собственной нравственности и место морального Я в структуре представлений о себе) и ситуативные влияния (наличие угрозы/поддержки морального Я индивида), учитываемые в совокупности, позволяют точнее прогнозировать индивидуальное поведение.
психология морали, индивидуальное поведение, Я-концепция, иерархическая структура моральной сферы, диспозиции
1. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М. 2005.
2. Воробьева А. Е. Личностные и групповые факторы нравственного самоопределения молодежи: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2010.
3. Дикевич Л. Л. Обыденные представления о порядочном человеке: дис. … канд. психол. наук. М. 1999.
4. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Роль нравственной элиты в российском обществе: постановка проблемы и возможности исследования // Психологический журнал. 2010. № 2. C. 5–19.
5. Купрейченко А. Б. Концептуальные основы изучения нравственного самоопределения личности // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы второй всерос. науч.- практ. конф. Самара, 30 июня — 1 июля 2008 г. / А. В. Капцов, отв. ред. Самара, 2008. С. 10–15.
6. Aquino K., Reed A. 2002 “The self-importance of moral identity”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2002, vol. 83, pp. 1423–1440.
7. Batson C. D. 1998 “Altruism and Prosocial Behavior”, in Daniel T., Gilbert S., Fiske Т., Gardner L. (eds.) The Handbook of Social Psychology, Boston, 1998, vol. 2, pp. 282–316.
8. Batson C. D. The Altruism Question: Toward a Social-Psychological Answer, Hillsdale, 1991.
9. Bjorklund F. 2003 “Differences in the Justification of Choices in Moral Dilemmas: Effects of Gender, Time Pressure and Dilemma Seriousness”, in Scandinavian Journal of Psychology, 2003, vol. 44, pp. 459–466.
10. Blasi A. 1983 “Moral Cognition and Moral Action: A Theoretical Perspective”, in Developmental Review, 1983, vol. 3, pp. 178–210.
11. Blasi A. 2004 “Moral Functioning: Moral Understanding and Personality”, in Lapsley D. K., Narvaez D. (eds.) Moral Development, Self and Identity: Essays in Honor of Augusto Blasi, Mahwah, 2004.
12. Colby A., Damon W. Some Do Care: Contemporary Lives of Moral Commitment, New York, 1992.
13. Colby A., Damon W. 1994 “The Development of Extraordinary Moral Commitment”, in Killen M., Hart D. (eds.) Morality in Everyday Life: Developmental Perspectives, New York, 1994, pp. 342–370.
14. Crocker J., Wolfe C. T. 2001 “Contingencies of Self-Worth”, in Psychological Review, 2001, vol. 108, pp. 593–623.
15. Davis M. H. Empathy: A Social Psychological Approach, Boulder, 1994.
16. Derryberry W. P, Thoma S. J. 2005 “Functional Differences: Comparing Moral Judgement Developmental Phases of Consolidation and Transition”, in Journal of Moral Education, 2005, vol. 34, pp. 89–106.
17. Fang G., Fang F., Keller M., Edelstein W., Kehlet J., Bray M.A. 2003 “Social moral reasoning in Chinese Children: A Developmental Study”, in Psychology in the Schools, 2003, vol. 40, pp. 125–138.
18. Haidt J., Graham J. 2007 “When Morality Opposes Justice: Conservatives Have Moral Intuitions That Liberals May Not Recognize”, in Social Justice Research, 2007, vol. 20/1, pp. 98–116.
19. Hart D., Yates M., Fegley S., Wilson G. 1995 “Moral Commitment in Inner-City Adolescents”, in Killen M., Hart D. (eds.) Morality in Everyday Life: Developmental Perspectives, New York, 1995, pp. 326–342.
20. Haviv S., Leman P. J. 2002 “Moral decision-making in real life: Factors affecting moral orientation and behavior justification”, in Journal of Moral Education, 2002, vol. 31/22, pp. 121–140.
21. Hoffman M. L. Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice, Cambridge, 2000.
22. Isen A. M., Levin P. F. 1972 “The Effects of «Feeling Good» on Helping: Cookies and Kindness”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1972, vol. 21, pp. 384–388.
23. Jaffee S., Hyde J.S. 2000 “Gender Differences in Moral Orientation: A Meta-Analysis”, in Psychological Bulletin, 2000, vol. 126, pp. 703–726.
24. Jordan A. H., Monin B. 2008 “From sucker to saint: Moralization in response to self-threat”, in Psychological Science, 2008, vol. 19/8, pp. 683–689.
25. Kane R. 2002 “Introduction: The Contours of Contemporary Free Will Debates”, in Kane R. (ed.) The Oxford Handbook of Free Will, New York, 2002.
26. Kane R. 1999 “Responsibility, Luck, and Chance: Reflections on Free Will and Indeterminism”, in Journal of Philosophy, 1999, vol. 96, pp. 217–240.
27. Knobe J. 2003 “Intentional Action in Folk Psychology: An Experimental Investigation”, in Philosophical Psychology, 2003, vol. 16, pp. 309–324.
28. Kohlberg L. 1963 “Moral development and identification”, in Stevenson H. (ed.) Child Psychology: 62nd Yearbook of the National Society for the Study of Education, Chicago, 1963, pp. 277–332.
29. Kohlberg L., Candee D. 1984 “The relationship of moral judgment to moral action”, in Kurtines W. M., Gerwitz J. L. (eds.) Morality, moral behavior, and moral development, New York, 1984, pp. 52–73.
30. Lapsley D. K., Lasky B. 2001 “Prototypic moral character”, in Identity, 2001, vol. 1/4, pp. 345–363.
31. Narvaez D. Lapsley D. K., 2004 “A Social-Cognitive Approach to the Moral Personality”, in Lapsley D. K., Narvaez D. (eds.) Moral Development, Self and Identity, Mahwah, 2004, pp. 189–212.
32. Leffel G. M. 2008 “Who cares? Generativity and the moral emotions. Part 2: A social intuitionist model of moral motivation”, in Journal of Psychology and Theology, 2008, vol. 36/3, pp. 182–201.
33. Leman P. J., Duveen G. 1999 “Representations of Authority and Children's Moral Reasoning”, in European Journal of Social Psychology, 1999, vol. 29, pp. 557–577.
34. Miller J. G., Bersoff D. M. 1992 “Culture and Moral Judgment: How are Conflicts Between Justice and Interpersonal Responsibilities Resolved?”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1992, vol. 62, pp. 541–554.
35. Miller J. G., Bersoff D. M. 1998 “The Role of Liking in Perceptions of the Moral Responsibility to Help: A Cultural Perspective”, in Journal of Experimental Social Psychology, 1998, vol. 34, pp. 443–469.
36. Miller J. G., Bersoff D. M., Harwood R. L. 1990 “Perceptions of Social Responsibilities in India and the United States: Moral Imperatives or Personal Decisions?”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 58, pp. 33–47.
37. Monin B. 2007 “Holier than Me? Threatening Social Comparison in the Moral Domain”, in International Review of Social Psychology, 2007, vol. 20, pp. 53–68.
38. Monin B., Jordan A. 2009 “The Dynamic Moral Self: A Social Psychological Perspective”, in Narvaez D., Lapsley D. (eds.) Moral Self, Identity and Character: Prospects for a New Field of Study, Cambridge, 2009, pp. 2–21.
39. Monin B., Sawyer P. J., Marquez M. J. 2008 “The rejection of moral rebels: Resenting those who do the right thing”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2008, vol. 95/1, pp. 76–93.
40. Monroe K. Ethics in an Age of Terror and Genocide: Identity and Moral Choice, Princeton University Press, 2011.
41. Narvaez D., Lapsley D. K., Hagele S., Lasky B. 2006 “Moral Chronicity and Social Information Processing: Tests of a Social Cognitive Approach to the Moral Personality”, in Journal of Research in Personality, 2006, vol. 40/6, pp. 966–985.
42. Nisan M. 1991 “The Moral Balance Model: Theory and Research Extending Our Understanding of Moral Choice and Deviation”, in Kurtines W. M., Gerwitz J. L. (eds.) Handbook of Moral Behavior and Development, Hillsdale, 1991, vol. 3, pp. 316–342.
43. Piaget J. The Moral Judgment of the Child, London, 1932.
44. Reed A., Aquino K. 2003 “Moral identity and the circle of moral regard toward out-groups”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2003, vol. 84, pp. 1270–1286.
45. Reed A., Aquino K., Levy E. 2007 “Moral Identity and Judgments of Charitable Behaviors”, in Journal of Marketing, 2007, vol. 71, pp. 178–193.
46. Rest J. R., Narvaez D., Thoma S. J., Bebeau M. J. 2000 “A Neo-Kohlbergian Approach to Morality Research”, in Journal of Moral Education, 2000, vol. 29, pp. 381–395.
47. Reynolds S. J., Ceranic T. L. 2007 “The Effects of Moral Judgment and Moral Identity on Moral Behavior: an Empirical Examination of the Moral Individual”, in Journal of Applied Psychology, 2007, vol. 92, pp. 1610–1624.
48. Ryan M K., David B., Reynolds K. J. 2004 “Who Cares? The Effect of Gender and Context on the Self and Moral Reasoning”, in Psychology of Women Quarterly, 2004, vol. 28, pp. 246–255.
49. Sherman D. K., Cohen G. L. 2006 “The Psychology of Self-Defense: Self-Affirmation Theory”, in Zanna M. P. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology, New York, 2006, vol. 38, pp. 183–242.
50. Steele C. M. 1988 “The Psychology of Self-Affirmation: Sustaining the Integrity of the Self”, in Berkowitz L. (ed.) Advances in Experimental Social Psychology, New York, 1988, vol. 21, pp. 261–302.,
51. Walker L. J., Pitts R. C. 1998 “Naturalistic Conceptions of Moral Maturity”, in Developmental Psychology, 1998, vol. 34, pp. 403–419.
52. Walker L. J., Frimer J. A. 2007 “Moral Personality of Brave and Caring Exemplars”, in Journal of Personality and Social Psychology, 2007, vol. 93, pp. 845–860.
53. Wendorf C. A., Alexander S., Firestone I. J. 2002 “Social Justice and Moral Reasoning: An Empirical Integration of Two Paradigms in Psychological Research”, in Social Justice Research, 2002, vol. 15/1, pp. 19–39.
54. Wilhelm M., Bekkers R. 2010 “Helping Behavior, Dispositional Empathic Concern, and the Principle of Care”, in Social Psychology Quarterly, 2010, vol. 73/1, pp. 11–32.
55. Zarinpoush F., Cooper M., Moylan S. 2000 “The Effects of Happiness and Sadness on Moral Reasoning”, in Journal of Moral Education, 2000, vol. 29, pp. 397–412.
Козлова Мария Андреевна
Козлова М. А., Кошелева Н. В. Забота о себе и о Другом как моральная установка: междисциплинарный подход // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 94-105. DOI: 10.15382/sturIV201538.94-105
Статья носит обзорный характер и посвящена обсуждению вопроса соотнесения альтруистических и эгоистических паттернов индивидуального восприятия и поведения. Вектор рассмотрения проблемы задает расхождение общественно-научного и обыденного дискурсов о заботе. С опорой на результаты антропологических исследований забота анализируется в рамках концепции моральных оснований. Забота рассматривается и как инструмент политического и идеологического давления на макроуровне и в сфере организационных отношений. С позиций нейробиологии и психологии открывается потенциальная возможность интеграции заботы о себе и заботы о Другом в концепте идентичности. Использование «теории моральных мотивов» в качестве рамки осмысления нравственного наполнения идентичности позволяет интерпретировать заботу о себе как процесс исследования Я и выхода за пределы Я. Категория заботы приобретает трансцендентный характер — это уже не забота о целостности и благополучии Я, а способ истинно человеческого бытия.
забота о себе, альтруизм
1. Богданова Е. А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «В ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 77–90.
2. Вааль де Ф. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. М., 2014.
3. Иванченко Г. В. Забота о себе: история и современность. М., 2009.
4. Леонтьев Д. А. К дифференциальной антропологии // Наука и будущее: идеи, которые изменят мир. Материалы международной конференции. М., 2004. С. 107–109.
5. Михайловская И. Концепция прав человека и их значение для посткоммунистической России // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 9. М., 1997 (URL: http://www.hrights.ru/text/b9/Chapter5.htm).
6. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
7. Batson C. D. The Altruism Question: Toward a Social Psychological Answer, Hillsdale, 1991.
8. Batson C. D., Powell A. A. 2003 “Altruism and prosocial behavior”, in Weiner I. B. (еd.) Handbook of Psychology, Hoboken, 2003, vol. 5, pp. 463–484.
9. Boehm C. Hierarchy in the Forest: The Evolution of Egalitarian Behavior, Cambridge, 1999.
10. Bowles S. 2006 “Group Competition, Reproductive Leveling, and the Evolution of Human Altruism”, in Science, 2006, vol. 314, pp. 1569–1572.
11. Boyd R. 2006 “The Puzzle of Human Sociality”, in Science, 2006, vol. 314, pp. 1555–1556.
12. Clarke L. H., Bennett E. V. 2013 “Constructing the moral body: Self-care among older adults with multiple chronic conditions”, in Health, 2013, vol. 17, pp. 211–228.
13. Damasio A. R., Meyer K. 2009 “Consciousness: An Overview of the Phenomenon and of its Possible Neural Basis”, in Laureys S., Tononi G. (еds.) The Neurology of Consciousness, London, 2009, pp. 3–14.
14. Darley J. M., Latané B. 1968 “Bystander Intervention in Emergencies: Diffusion of Responsibility”, in Journal of Personality and Social Psychology, 1968, vol. 10, pp. 202–214.
15. Dutton J. E., Workman K. M. 2011 “Commentary on «Why Compassion Counts!»: Compassion as a Generative Force”, in Journal of Management Inquiry, 2011, vol. 20, pp. 402–406.
16. Fry D. P., Souillac G. 2013 “The Relevance of Nomadic Forager Studies to Moral Foundations Theory: Moral Education and Global Ethics in the Twenty-First Century”, in Journal of Moral Education, 2013, vol. 42/3, pp. 346–359.
17. Gantt E. E. 2005 “Social Psychology: Exploring Alternative Conceptual Foundations”, in Slife B. D., Reber J. S., Richardson F. C. (еds.) Critical Thinking about Psychology: Hidden Assumptions and Plausible Alternatives, Washington, 2005, pp. 81–96.
18. Gantt E. E., Burton J. 2013 “Egoism, Altruism, and the Ethical Foundations of Personhood”, in Journal of Humanistic Psychology, 2013, vol. 53/4, pp. 438–460.
19. Gantt E. E., Reber J. S. 1999 “Sociobiological and Social Constructionist Accounts of Altruism: A Phenomenological Critique”, in Journal of Phenomenological Psychology, 1999, vol. 30/2, pp. 14–38.
20. Gilligan C. In a Different Voice: Psychological Theory and Women’s Development, Cambridge, 1982.
21. Graham J., Haidt J., Koleva S., Motyl M., Iyer R., Wojcik S., Ditto P. 2014 “Moral Foundations Theory: The Pragmatic Validity of Moral Pluralism”, in Advances in Experimental Social Psychology, 2014.
22. Haidt J. 2008 “Morality”, in Perspectives on Psychological Science, 2008, vol. 3, pp. 65–72.
23. Harbaugh W., Mayr U., Burghart D. 2007 “Neural Responses to Taxation and Voluntary Giving Reveal Motives for Charitable Donations”, in Science, 2007, vol. 316, pp. 1622–1625.
24. Hardy S. B. Mothers and Others, Cambridge, 2009.
25. Illouz E. Cold Intimacies: The Making of Emotional Capitalism, Cambridge, 2012.
26. Immordino-Yang M. H. 2011 “Me, My «Self» and You: Neuropsychological Relations between Social Emotion, Self-Awareness, and Morality”, in Emotion Review, 2011, vol. 3/3, pp. 313–315.
27. Immordino-Yang M. H., McColl A., Damasio H., Damasio A. 2009 “Neural correlates of admiration and compassion”, in Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA, 2009, vol. 106, pp. 8021–8026.
28. Janoff-Bulman R., Carnes N. C. 2013 “Surveying the Moral Landscape: Moral Motives and Group-Based Moralities”, in Personality and Social Psychology Review, 2013, vol. 17/3, pp. 219–236.
29. Keltner D. Born to be Good: The Science of a Meaningful Life, New York, 2009.
30. Lilius J. M., Kanov J., Dutton J. E., Worline M. C., Maitlis S. 2012 “Compassion Revealed: What We Know about Compassion at Work (and Where we Need to Know More)”, in Cameron K. S., Spreitzer G. (eds.) The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship, Oxford, 2012, pp. 237–287.
31. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization, London, 2003, vol. 6.
32. Nowak M. A., Highfield R. Super Cooperators: Altruism, Evolution, and Why We Need Each Other to Succeed, New York, 2011.
33. Post S. G., Johnson B., McCullough M. E., Schloss J. P. Research on Altruism and Love: An Annotated Bibliography of Major Studies in Psychology, Sociology, Evolutionary Biology, and Theology, Radnor, 2003.
34. Reber J. S., Osbeck L. 2005 “Social psychology: Key issues, assumptions, and implications”, in Slife B. D., Reber J. S., Richardson F. C. (еds.) Critical Thinking about Psychology: Hidden Assumptions and Plausible Alternatives, Washington, 2005, pp. 63–80.
35. Roberto K. A., Gigliotti C. M., Husser E. K. 2005 “Older Women’s Experiences with Multiple Health Conditions: Daily Challenges and Care Practices”, in Health Care for Women International, 2005, vol. 26/8, pp. 672–692.
36. Sepalla E. Why Compassion in Business Makes Sense. In Greater Good: The Science of a Meaningful Life, 2013, in http://greatergood.berkeley.edu/article/item/why_compassion_in_business_makes_sense.
37. Gilbert D. T., Fiske S. T., Gardner L. (eds.) The Handbook of Social Psychology, New York, 1998.
38. Thompson V. A. Without Sympathy or Enthusiasm: The Problem of Administrative Compassion, Tuscaloosa, 1975.
39. Turner J. H. 2010 “Natural Selection and the Evolution of Morality in Human Societies”, in Hitlin S., Vaisey S. (eds.) Handbook of the Sociology of Morality, New York, 2010, pp. 125–145.
40. Turner J. H., Stets J. E. 2006 “Moral Emotions”, in Stets J. E., Turner J. H. (eds.) Handbook of the Sociology of Emotions, New York, 2006, pp. 544–566.
41. Wallach M. A., Wallach L. Psychology’s Sanction for Selfishness: The Error of Egoism in Theory and Therapy, San Francisco, 1983.
42. Warneken F., Tomasello M. 2006 “Altruistic Helping in Human Infants and Young Chimpanzees”, in Science, 2006, vol. 311, pp. 1301–1303.
43. Wilson E. O. The Social Conquest of Earth, New York, 2012.
Козлова Мария Андреевна
Кошелева Наталья Валерьевна
Козлова М. А., Симонова О. А. Моральные эмоции в ряду механизмов социального сплочения // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 103-119. DOI: 10.15382/sturIV201643.103-119
В статье эмоции рассматриваются в контексте междисциплинарных исследований морали. Особое внимание уделяется негативным моральным эмоциям и их значению для изучения социальной сплоченности. В фокусе теоретического анализа — социальная функция эмоций — сплочение группы через актуализацию идентичности. На основе двух кейсов рассмотрена роль негативных моральных эмоций в формировании новых идентичностей и интеграции группы. Источником негативных эмоций выступает оценка ситуации как несправедливой. В первом случае в качестве субъекта несправедливости видятся «свои» — страна, которая несправедлива по отношению к тем, кто ее кормит (к более узкой группе «своих»); во втором случае — субъектом и объектом несправедливости видятся аутгруппы, из которых одна — «жертва» — имеет связи с ингруппой. В таком случае аутгруппа-«агрессор» наделяется чертами «исконного врага», ключевой становится эмоция негодования — «морального гнева», которая формирует основу сплочения сообщества. Поддержка объекта несправедливого отношения становится инструментом поддержания позитивного образа ингруппы. Угроза репутации ингруппы порождает «имиджевый стыд» и становится источником агрессии по отношению к любому наблюдателю как к потенциальному свидетелю «потери лица».
социальная сплоченность, моральные эмоции, социальная идентичность, стыд, гнев, справедливость/несправедливость
1. Антонова Л. Е. Группа слов с семантикой стыда в современном русском языке // XXVI Международная филологическая конференция. Вып. 19. СПб., 2007. С. 177–180.
2. Апресян Ю. Д. Стыдиться, стесняться, смущаться, конфузиться // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. М.; Вена, 2004. С. 1122–1128.
3. Гофман А. Б. Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник-2012: Сб. научных трудов / Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко, ред. М., 2013. С. 97–167.
4. Ефремова М. В., Григорян Л. К. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3 (4). С. 71–88.
5. Меньшикова С. И. Концепт психического состояния «стыд» и вербальные средства его выражения // Вестник ТвГУ. Серия Филология. Вып. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2007. № 3. С. 59–66.
6. Симонова О. А. Социология эмоций и социология морали: моральные эмоции в современном обществе // Социологический ежегодник-2013–2014: Сб. научных трудов / Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко, ред. М., 2014. С. 148–187.
7. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла. М., 2008.
8. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.
9. Шёк Г. Зависть: теория социального поведения. М., 2010.
10. Barbalet J. M. Emotion, social theory and social structure: A macrosociological approach. Cambridge, 1999.
11. Bargh J. A, Ferguson M. J. Beyond behaviorism: on the automaticity of higher mental processes // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. P. 925–945.
12. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N. Y., 1976.
13. Blasi A. Moral Cognition and Moral Action: A Theoretical Perspective // Developmental Review. 1983. № 3. Р. 178–210.
14. Blasi A. Moral functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity: Essays in honor of Augusto Blasi / D. K. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, NJ, 2004. P. 189–212.
15. Castano E., Giner-Sorolla R. Not quite human: Infrahumanization in response to collective responsibility for intergroup killing // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 90(5). P. 805.
16. Chase E., Walker R. The co-construction of shame in the context of poverty: Beyond a threat to the social bond // Sociology. 2013. Vol. 47(4). P. 739–754.
17. De Hooge I. E., Zeelenberg M., Breugelmans S. M. Restore and protect motivations following shame // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 111–127.
18. De Hooge I., Breugelmans S., Zeelenberg M. Not so ugly after all [Electronic resource]: When shame acts as a commitment device // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95, № 4. P. 933–943. URL: http://psycnet.apa.org/journals/psp/95/4/933/.
19. De Hooge I., Zeelenberg M., Breugelmans S. Restore and protect motivations following shame [Electronic resource] // Cognition and Emotion. 2010. Vol. 24. P. 111–127. URL: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02699930802584466#.VQBOZI4W71s.
20. Doosje B., Branscombe N. R., Spears R., Manstead A. S. R. Consequences of national ingroup identifi cation for responses to immoral historical events // Collective guilt: International perspectives / N. R. Branscombe, B. Doosje, eds. N. Y., 2004. Р. 95–111.
21. Efendiev A. G., Sorokin P. S., Kozlova M. A. Changes in the Rural Life in Belgorod Region in 2000–2013: Consequences of Economic Transformations // Journal of Rural Development. 2015. Vol. 34 (4). P. 509–527.
22. Etzioni A. On social and moral revival // Journal of Political Philosophy. 2001. Vol. 9 (3). P. 356–371.
23. Gausel N., Leach C. W. Concern for self-image and social image in the management of moral failure: Rethinking shame // European Journal of Social Psychology. 2011. Vol. 41. P. 468–478.
24. Goff man E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. N. Y., 1967.
25. Haidt J. The emotional dog and its rational tail: A social intuitionist approach to moral judgment // Psychological Review. 2001. Vol. 108. P. 814–834.
26. Handbook of the Sociology of Emotions / J. E. Stets, J. H. Turner, eds. N. Y., 2006.
27. Iyer A., Schmader T., Lickel B. Why individuals protest the perceived transgressions of their country: The role of anger, shame, and guilt // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. Vol. 33. P. 572–587.
28. Johns M., Schmader T., Lickel B. Ashamed to be an American? The role of identifi cation in predicting vicarious shame for Anti-Arab prejudice after 9-11 // Self and Identity. 2005. Vol. 4(4). P. 331–348.
29. Lockwood D. Civic integration and social cohesion // Capitalism and social cohesion: Essays on exclusion and integration / I. Gough, G. Olofsson, еds. Basingstoke, 1999. P. 63–84.
30. Quintanilla L., Jensen de Lopez K. The niche of envy: Conceptualization, coping strategies, and the ontogenesis of envy in cultural psychology // Culture & Psychology. 2013. Vol. 19 (1). P. 76–94.
31. Rees J. H., Allpress J. A., Brown R. Group-based emotions for ingroup wrongdoing aff ect attitudes toward unrelated minorities // Political Psychology. 2013. Vol. 34. P. 387–407.
32. Retzinger S.M. Identifying anger and shame in discourse // American behavioral scientist. 1995. Vol. 38(8). P. 1104–1113.
33. Sayer A. Class, moral worth and recognition // Sociology. 2005. Vol. 39 (5). P. 947–963.
34. Scheff T. Bloody revenge — Emotions, nationalism and war. Lincoln, NE, 2000.
35. Scheff T. Social-emotional world: Mapping a continent // Current Sociology. 2011. Vol. 59 (3). P. 347–361.
36. Scheff T. J., Retzinger S. M. Violence and emotions: Shame and rage in destructive confl icts. Lexington, 1991.
37. Schmader T., Lickel B. The approach and avoidance function of guilt and shame emotions: Comparing reactions to self-caused and other-caused wrongdoing // Motivation and Emotion. 2006. Vol. 30. P. 43–56.
38. Shepherd L., Spears R., Manstead A. S. R. ‘This will bring shame on our nation’: The role of anticipated group-based emotions on collective action // Journal of Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 49. P. 42–57.
39. Stuewig J., Tangney J., Heigel C., Harty L., McCloskey L. Shaming, blaming and maiming. Functional Links among the moral emotions, externalization of blame and aggression // Journal of Research in Personality. 2010. Vol. 44. № 1. P. 91–102.
40. Tangney J. Situational determinants of shame and guilt in young adulthood // Personality and Social Psychology Bulletin. 1992. Vol. 18. P. 199–206.
41. Turner J. H. Face-to-face: Towards a sociological theory of interpersonal behavior. Stanford, CA, 2002.
42. Turner J. H., Stets J. E. Moral Emotions // Handbook of the Sociology of Emotions / J. E. Stets, J. H. Turner, eds. N. Y., 2006. P. 544–566.
43. Turner J. H., Stets J. E. The sociology of emotions. Cambridge, 2005;
44. Zajonc R. B. Feeling and thinking: Preferences need no inferences // American Psychologist. 1980. Vol. 35. P. 151–175.
Козлова Мария Андреевна
Симонова Ольга Александровна
Козлова М. А. Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 34-47. DOI: 10.15382/sturIV201746.34-47
В статье осуществляется анализ моральных аспектов репрезентации в школьных учебниках социально уязвимых групп. Мы рассматриваем социальную категоризацию как фактор, во многом формирующий социальную структуру. Основу социальной структуры составляет категоризация как когнитивная функция и производная от нее классификация как социальный феномен. Категоризация, вынесенная в публичный дискурс вокруг проблем социальной политики, закрепляет коды желательного и нежелательного поведения, институционализируя поведенческие практики и паттерны восприятия. Школьный учебник становится инструментом трансляции сложившихся практик новым поколениям. Эмпирическую базу исследования составили учебники по предметам «Окружающий мир» и «Обществознание». В комплекте учебников для начальной школы в анализ включено четыре фрагмента, в комплекте для 5–11-х классов — 72. Рассмотрение примеров упоминания социально уязвимых групп в школьных учебниках позволило а) проследить изменения репрезентации темы в учебниках, ориентированных на разные возрастные группы; б) выявить степень сходства в репрезентации различных социально незащищенных групп. В отношении бедных и безработных преобладает нормализующий дискурс. В отношении людей с инвалидностью, пожилых людей и неполных семей преобладает обвинительный и дискриминирующий дискурс, в котором индивид репрезентирован как объект опеки, либо дискурс избегания, направленный на символическое удаление проблемы из реальности.
моральные мотивы, социально уязвимые группы, школьный учебник, анализ дискурса, социальная категоризация, бедность
  1. Богданова Е. А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 77–90.
  2. «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М., 2013.
  3. «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. статей / В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, ред. // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 16. М., 2014.
  4. Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
  5. Обществознание. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
  6. Обществознание. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
  7. Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2013.
  8. Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2011.
  9. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
  10. Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, ред. М., 2009. С. 57–105.
  11. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 кл. начальной школы: В 2 ч. М., 2005. Ч. 2.
  12. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  13. The Politics of the Textbook / M. W. Apple, L. K. Christian-Smith, eds. N. Y., 1991.
  14. Douglas M. Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. N. Y., 1966.
  15. Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. An Introduction. L.; N.Y., 1978.
  16. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, 1989.
  17. Hunter J. D. Culture Wars. N. Y., 1991.
  18. Scheff T. J., Retzinger S. M. Violence and emotions: Shame and rage in destructive confl icts. Lexington, 1991.
  19. Steensland B. Moral Classification and Social Policy // Handbook of the Sociology of Morality / S. Hitlin, S. Vaisey, eds. Springer Science+Business Media, LLC, 2010. P. 455–468.
  20. Tilly C. Durable Inequality. Berkeley and Los Angeles, CA, 1998.
  21. Turner J. H., Stets J. E. The sociology of emotions. Cambridge, 2005.
Козлова Мария Андреевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5516-2611;
Электронный адрес: makozlova@yandex.ru.
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
Козлова М. А. Школьная книга как инструмент адаптации и интеграции меньшинств: стратегии межпоколенной культурной трансмиссии в букварях русской эмиграции 1920-1930-х годов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 88-102. DOI: 10.15382/sturIV201849.88-102
В статье рассматривается проблематика межпоколенной культурной трансмиссии на примере букварей, издававшихся для русскоязычных детей в Латвии в 1920–1930-е гг. Концептуальную рамку исследования составили классические и современные теории социальной сплоченности и межпоколенной культурной трансмиссии. В учебниках, издававшихся в либеральный период 1920-х гг., ребенок побуждается к самостоятельной выработке ценностей и поведенческих практик с использованием рекомендованных взрослым сообществом средств — знаний и образования. Так сообщество ориентирует ребенка на включение в сеть «слабых» связей, снижая внутригрупповую сплоченность, но готовя ребенка к интеграции в доминирующую культуру. В букваре, изданном на десятилетие позднее, мы фиксируем признаки «закрытия» группы: «неизменность» транслируемых ценностей, иллюзия стабильности, гомогенизируя сообщество как в горизонтальном, так и в вертикальном измерениях, обеспечивает внутригрупповую сплоченность, как кокон защищая группу от культурной диффузии и ассимиляции. Соотнесение выявленных стратегий с результатами анализа контента учебников, издававшихся в иных культурных и политических контекстах, позволяет оценивать описанные модели как универсальные стратегии адаптации меньшинств к меняющимся установкам и политике большинства.
межпоколенная культурная трансмиссия, русская эмиграция, букварь, терминальные и инструментальные ценности, социальная сплоченность, адаптация мигрантов
  1. Апине И. Русские в Латвии в 1920–1940 гг. Возвращение традиций? / Т. Ясинская, сост. // «Русские Прибалтики»: Механизм культурной интеграции (до 1940 г.). Вильнюс, 1997. С. 63–81.
  2. Безрогов В. Г., Маркарова Т. С. (ред.) «Начало учения детям»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. М., 2014.
  3. Григорьев Л. Русское слово. Букварь. Рига, 1937.
  4. Гудков Н. Наглядный русский букварь по новой орфографии. Рига, 1929–1930.
  5. Гущин В. Судьба русской школы в Латвии. URL: http://www.bilingual-online.net/
  6. Давис И. Новая русская азбука. Обучение чтению, письму и разговорной речи по наглядно-практическому методу. Рига, 1923.
  7. История теоретической социологии / Ю. Н. Давыдова, ред. М., 2015.
  8. Козлова М. А. Межпоколенная трансмиссия паттернов группового сплочения в разных социокультурных контекстах: на примере букварей для детей русской эмиграции и Советской России // Мир России. 2018. № 2. (принято в печать.)
  9. Лярский А. Б. «Вот я! Зачем звал?»: смерть в букварях и книгах для начального чтения в России конца XIX — начала XX в. / В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, ред. // «Начало учения детям»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. М., 2014. С. 231–254.
  10. Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М. Психологическое благополучие детей в русских семьях Латвии (cходство ценностей с родителями и сверстниками) // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 121–135.
  11. Рябиченко Т. А., Лебедева Н. М., Плотка И. Д. Влияние мотивации к этнокультурной преемственности и стратегий аккультурации родителей на аккультурацию детей в русских семьях Латвии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 68–79.
  12. Селунский А. Веселый букварь для деревенских детей. Рига, 1927.
  13. Солопенко А. Почему в Латвии русских слышно, а в Эстонии нет. URL: https://republic.ru/world/konets_russkoy_partii_v_estonii-750056.xhtml
  14. Фейгмане Т. Русская школа в Латвии (1918–1940) // «Русские Прибалтики». Механизм культурной интеграции (до 1940 г.). Вильнюс, 1997. С. 129–138.
  15. Albert I., Trommsdorff G., Wisnubrata L. Intergenerational transmission of values in diff erent cultural contexts: A study in Germany and Indonesia / A. Gari, ed. // Quod erat demonstrandum: From Herodotus ethnographic journeys to cross-cultural research. Athens, 2009. Р. 221–230.
  16. Barni D., Ranieri S., Scabini E., Rosnatiet R. Value transmission in the family: do adolescents accept the values their parents want to transmit? // Journal of moral education. 2011. Vol. 40. № 1. P. 105–121.
  17. Berry J. W. Social and cultural change / H. C. Trindis, R. Brislin, eds. // Handbook of crosscultural psychology. Vol. 5. Social Psychology. Boston, 1980.
  18. Berry J. W., Kim U., Minde T., Mok D. Comparative studies of acculturative stress // International migration review. 1987. Vol. 21. P. 491–511.
  19. Pfeffer D. The integration of groups // Ethnicities. 2014. Vol. 14. № 3. P. 351–370.
  20. Phinney J. S., Ong A. Centralas statistikas parvaldes datubazes. URL: http://data.csb.gov.lv/pxweb/en/Sociala/Sociala__ikgad__iedz__iedzskaits/?tablelist=true&rxid=cdcb978c-22b0-416a-aacc-aa650d3e2ce0
  21. Schönpfl ug U. Intergenerational transmission of values: The role of transmission belts // Journal of cross-cultural psychology. 2001. Vol. 32 (2). P. 174–185.
  22. Steensland B. Moral Classification and Social Policy / S. Hitlin, S. Vaisey, eds. // Handbook of the sociology of morality, handbooks of sociology and social research. 2010. P. 455–468.
Козлова Мария Андреевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5516-2611;
Электронный адрес: makozlova@yandex.ru.
Работа над статьей поддержана грантом РФФИ 17-06-00071а.