/
Результат поиска


Кожухов С. А. Каппадокийская традиция понимания термина «природа» Иоанном Грамматиком в полемике с Севиром Антиохийским // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 2 (46). С. 34-51.
PDF
В данном исследовании анализируется употребление термина «природа» в полемике последователей Халкидонского собора и его противников. В частности, Иоанна Кесарийского и Севира Антиохийского. Севир не приемлет термин «природа» по отношению к человечеству после воплощения и настаивает на различном его употреблении в триадологии и христологии. Тогда как Иоанн Кесарийский, следуя Халкидонскому собору, указывает на традиционность подобного применения термина «природа» и ошибочность позиции Севира Антиохийского. При этом оба богослова ссылаются на предшествующую традицию. Одним из виднейших авторитетов для них является свт. Григорий Богослов и отцы Каппадокийцы. Для выяснения правомерности утверждений двух вышеназванных авторов приводится традиционная каппадокийская терминология различия «общего» и «частного» (природы и ипостаси) и на этой базе рассматриваются их собственные взгляды. В частности, анализируется содержание одного из отрывков послания св. Григория Богослова «К пресвитеру Кледонию», где он, полемизируя с Аполлинарием Лаодикийским, показывает различие «субъекта» (ипостаси) и «пpедиката» (природы), что дает возможность одновременно говорить ему о единстве и двойстве во Христе. Это точно подмечает Иоанн Кесарийский, видя в нем точное подобие и Халкидонской веры, тогда как Севир не замечает подобного различия и утверждает, что св. Григорий не называл человечество Христа «природой» после воплощения. Для подтверждения ошибочности позиции Севира Антиохийского приводятся другие тексты св. Григория Богослова, в которых опровергается и второе утверждение Севира о дифференцированном употреблении термина «природа» в христологии и триадологии. Подобное различие отвергает и Иоанн Кесарийский, оставаясь твердо на позициях Халкидона и отцов Каппадокийцев. После рассмотрения и анализа текстов автор делает выводу, что Севир не имел достаточных оснований приписывать св. Григорию различное понимание термина «природа », ссылаясь на это место как одно из доказательств своего учения о единой природе и действии во Христе после воплощения; поскольку данный текст содержит учение о двух природах и действиях, что противоречит тому, что утверждал Севир. Тогда как его оппонент Иоанн Кесарийский сумел четко подметить все богословские нюансы содержания данного отрывка и подчеркнуть тождественное употребления термина «природа», указав на его различие от ипостаси.
терминология, природа, сущность, ипостась, христология, Халкидонский собор
1. Mejendorf I., protopresv. Iisus Hristos v Vostochnom pravoslavnom bogoslovii (Jesus Christ in Oriental Orthodox Theology). Moscow, 2000.
2. Steppa J.-E. John Rufus and the World Vision of Anti-Chalcedonian Culture. New Jersey, 2002
3. Nau F. (ed.) Plerophories, temoignages et revelations contre le concile de Chalcedoine. Paris, 1912.
4. Grillmeier A. Gesu Cristo nella fede della Chiesa. Brescia, 1999.
5. Moeller C. 1944–1945. Un représentant de la christologie néochalcédonienne au début du VI s. en Orient: Naphalius d’Alexandrie. Revue d’Histoire Ecclésiastique, no. 40, pp. 73–140
6. Lebon J. (ed.) Severi Antiocheni liber contra impium Grammaticum. Louvain, 1938.
7. Brooks E. W. (ed.) A Collection of Letters of Severus of Antioch. Paris, 1915
8. Lebon J. Le Monophysisme seveverien: e tude historique, litte raire et the ologique sur la re sistance monophysite au concile de Chalce doine jusqu’a la constitution de l’E glise jacobite. Louvain, 1909.
9. Gallay P. (ed.) Gregoire de Nazianze. Lettres Theologique. Paris, 1974
10. Uthemann K.-H. 1997. Defi nitionen und Paradigmen in der Rezeption des Dogmas von Chalkedon bis in die Zeit Kaiser Justinians. Chalkedon: Geschichte und Aktualitat. Studien zur Rezeption der Christologischen Formel von Chalkedon, pp. 54–122
11. Spasskij A. Istorij a dogmaticheskih dvizhenij v jepohu Vselenskih soborov (v svjazi s fi losofskimi uchenij ami togo vremeni) (The History of dogmatic trends in the age of the Ecumenical Councils). Sergiyev Posad, 1914.
12. Bolotov V. V. Lekcii po istorii drevnej Cerkvi (Lectures on Early Church History). Moscow, 1994
13. Vasilij (Krivoshein), arhiep. 1975. Prostota Bozhestvennoj prirody i razlichija v Boge po sv. Grigoriju Nisskomu (The Simplicity of the Divine Nature and the Distinction in God in Gregory of Nazianz’s Thought). Vestnik Russkogo Zapadno–Evropejskogo Patriarshego Jekzarhata, no. 91–92, pp. 133–158
14. Quasten J. Patrology. Westminster, 1986.
15. Drecoll V. H. Die Entwicklung der Trinitatslehre des Basilius von Casarea, Sein Weg von Homousianer zum Neonizaner. Gottingen, 1996
16. Robertson D. G. 1998. Stoic and Aristotelian notins of Substance in Basil of Caesarea. Vigiliae Christianae, no. 52, pp. 393–417
17. Turcescu L. 1997. Prosopon and Hypostasis in Basil of Caesarea’s «Against Eunomius» and the Epistles». Vigiliae Christianae, no. 51, pp. 374–395.
18. Courtonne Y. (ed.) St. Basile. Lettres. Paris, 1957.
19. Sidorov A. I. (ed.) Svt. Vasilij Velikij . Tvorenija (St. Basil the Great. Writings). Мoscow, 2009
20. Richard M. (Hrsg.) Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt. Turnhout, 1977
21. Schwarz E. (Hrsg.) Acta conciliorum oecumenicorum. Berlin, 1914–1984
22. Lebon J. (ed.). Severi Antiocheni ac Sergii Grammatici: Epistulae Mutuae. Louvain, 1949

Кожухов Сергей Алексеевич