/
Результат поиска


Колкунова К. А., Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67-90. DOI: 10.15382/sturI201774.67-90
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности. Гипотеза о наличии имплицитных, интуитивных антропоморфных понятий у знающих догматику верующих проверялась на выборке православных студентов-теологов (N = 28, средний возраст — 24,93±5,36) посредством классической экспериментальной парадигмы, предложенной Дж. Барреттом и Ф. Кейлом. Процент корректных ответов на вопросы, служившие мерой имплицитного неантропоморфного мышления, оказался значительно ниже процента корректных ответов на контрольные вопросы, несмотря на высокий показатель эксплицитного неантропоморфного мышления. Эти данные подтверждают кросскультурную универсальность и устойчивость феномена теологической некорректности: при когнитивной нагрузке сложные и затратные для когнитивной обработки теологические понятия подвергаются систематической деформации и оптимизации и приобретают качества, соответствующие имплицитному уровню. Подобная деформация, по-видимому, не зависит от теологических репрезентаций и наблюдается, несмотря на высокий уровень эксплицитной «неантропоморфной» концептуализации Бога.
антропоморфизм, религиозные агенты, религиозные понятия, когнитивное религиоведение, психология религии, когнитивные схемы, когнитивные искажения
  1. Андреева Л.А. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян, 2010 // ReligioPolis – Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований [http://www.religiopolis.org/documents/840-la-andreeva-religioznost-molodezhi-rossijskih-vysshih-uchebnyh-zavedenij-v-kontekste-religioznosti-rossijan-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avg, доступ от 16.07.2017].
  2. Гарнак А. История догматов // Библиотека Якова Кротова [http://www.krotov.info/history/04/alymov/harn_00.html, доступ от 30.06.2017];
  3. Горевой Д.А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5(61). С. 75–90.
  4. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XVII // Азбука веры [http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17, доступ от 30.06.2017].
  5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Бровары: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  6. Малевич Т.В., Фолиева Т.А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. Т. 11(83). С. 1605–1617.
  7. Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев / Сост. В.А. Губанов // Бесплатная православная библиотека художественной литературы [http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-2/, http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-3/, доступ от 30.06.2017].
  8. Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы // Официальный сайт книги архимандрита Тихона [http://www.ot-stories.ru/book.htm, доступ от 30.06.2017]
  9. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных районах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 40–52.
  10. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism// Trends in Cognitive Sciences. 2002. 6(6). P. 248–254.
  11. Barrett J.L. Cognitive constraints on Hindu concepts of the divine// Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. 37(4). P. 608–619.
  12. Barrett J.L. The naturalness of religious concepts: An emerging cognitive science of religion// P. Antes et al. (eds.) New Approaches to the Study of Religion. Berlin: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. P. 403.
  13. Barrett J.L. Theological correctness: Cognitive constraint and the study of religion// Method & Theory in the Study of Religion. 1999. 11. P. 325–339
  14. Barrett J.L., Keil F. Conceptualizing a nonnatural entity: Anthropomorphism in God concepts// Cognitive Psychology 1996. 31. P. 219–247.
  15. Barrett J.L., Richert R.A. Anthropomorphism or preparedness? Exploring children’s God concepts// Review of Religious Research. 2003. 44. P. 300–312;
  16. Boyer P. What makes anthropomorphism natural: intuitive ontology and cultural representations// The Journal of the Royal Anthropological Institute. 1996. 2(1). P. 83–97.
  17. Bransford J.D., McCarrell N.S. A sketch of a cognitive approach to comprehension: Some thoughts about understanding what it means to comprehend// W. Weimer and D. Palermo (eds.) Cognition and the symbolic processes. New York: Lawrence Erlbaum, 1974. P. 189–229
  18. Caporael L.R., Heyes C. Why anthropomorphize? Folk psychology and other stories// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, Anecdotes, and Animals. Albany, NY: SUNY Press, 1997. P. 59–73.
  19. Chilcott T., Paloutzian R.F. Relations between Gauḍīya Vaiṣṇava devotional practices and implicit and explicit anthropomorphic reasoning about Kṛṣṇa// Journal of Cognition and Culture. 2016. 16. P. 107–121.
  20. Ester E.F., Vogel E.K., Awh E. Discrete resource limits in attention and working memory// M.I. Posner (ed.) Cognitive neuroscience of attention. New York: The Guilford Press, 2012. 2nd ed. P. 99–110.
  21. Guthrie S.E. Animal animism: evolutionary roots of religious cognition// I. Pyysiäinen and V. Anttonen (eds.) Current approaches in the cognitive science of religion. London: Continuum, 2002.
  22. Guthrie S.E. Faces in the clouds: a new theory of religion. New York: Oxford University Press, 1993.
  23. Heider F., Simmel M. An experimental study of apparent behavior// The American Journal of Psychology. 1944. Vol.57(2). P. 243–259.
  24. Herzog H.A., Galvin, S. Common sense and the mental lives of animals: An empirical approach// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, anecdotes, and animals. New York: SUNY Press, 1997. P. 237–253;
  25. Hutson M. The 7 laws of magical thinking: How irrational beliefs keep us happy, healthy, and sane. New York: Hudson Street Press, 2012. P. 165–181.
  26. Peirce J.W. PsychoPy – psychophysics software in Python// Journal of Neuroscience Methods. 2007. 162(1–2). P. 8–13.
  27. Piaget J. Child’s Conception of the World. London: Routledge, 2001.
  28. Scheele D., Schwering C., Elison J.T., Spunt R., Maier W., Hurlemann R. A human tendency to anthropomorphize is enhanced by oxytocin// European Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 25(10). P. 1817–1823.
  29. Serpell J.A. Anthropomorphism and anthropomorphic selection – beyond the “cute response”// Society & Animals. 2003. 11(1). P. 83–100.
  30. Slone D.J. Theological incorrectness: Why religious people believe what they shouldn’t. Oxford: Oxford University Press, 2004
  31. Tam K.P., Lee S.L., Chao M.M. Saving Mr. Nature: Anthropomorphism enhances connectedness to and protectiveness toward nature// Journal of Experimental Social Psychology. 2013. 49(3). P. 514–521;
  32. Urquiza-Haas E.G., Kotrschal K. The mind behind anthropomorphic thinking: attribution of mental states to other species// Animal Behaviour. 2015. Vol. 109. P. 167–176.
  33. Waytz A., Cacioppo J., Epley N. Who sees human? The stability and importance of individual differences in anthropomorphism// Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 219–232
  34. Waytz A., Heafner J., Epley N. The mind in the machine: Anthropomorphism increases trust in an autonomous vehicle// Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol.52. P. 113–117.
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Малевич Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3928-6248;
Электронный адрес: t.v.malevich@gmail.com.
Кожевников Денис Дмитриевич
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-0602-2908;
Электронный адрес: coffeegirl@inbox.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 "Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте"