/
Результат поиска


Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 53-66.
PDF
В статье изложены результаты проведенного исследования рукописных источников, содержащих в себе партесные гармонизации песнопений литургии, на предмет организации певческого ряда литургии. В ходе исследования сделаны выводы о разной степени проявления многораспевности и о различном порядке изложения литургийных песнопений в рукописях кон. XVII — 50-х гг. XVIII в. из Синодального певческого собрания Государственного исторического музея. Источниковедческий анализ позволил на материале многих примеров сформулировать основные способы организации литургийных частей рукописей, использовавшиеся в рассматриваемый исторический период. В соответствии с ними автором выявлены пять типов организации певческого материала в рукописных источниках. Приводится наглядная схема, поясняющая происхождение каждого из пяти типов построения певческого ряда литургии. В схеме также содержится информация о соответствии изученных рукописных источников и их разделов одному из выделенных типов. В завершение статьи осуществлена попытка обозначить временные границы бытования каждого из пяти типов построения певческого ряда партесной литургии и сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения периодизации и географии бытования выявленных типов.
партесные гармонизации, постоянное многоголосие, песнопения литургии, Синодальное певческое собрание, рукописи, певческие версии, литургийное последование, многораспевность
1. Buckaja S. B. Problemy partesnogo mnogogolosija v Rossii: Po pamjatnikam vtoroj poloviny XVII — XVIII v.: dis. ... kand. iskusstvovedenija (Problems of Partes Polyphony in Russia: according to Memorials of 2nd Half of XVII–XVIII Cent.: Dissertation), Moscow, 1991.
2. Gerasimova-Persidskaja N. A. Russkaja muzyka XVII veka — vstrecha dvuh jepoh (Russian Music of XVII Century — Connection of Two Epochs), Moscow, 1994.
3. Gorodeckaja (Gur'eva) N. V. 2000 “O razlichnyh podhodah k garmonizacii Heruvimskoj pesni v partesnyh kompozicijah serediny XVII — nachala XVIII vv. Na materiale rukopisi GIM, Sin. pevch. sobr. 657” (About Different Approaches to Harmonization of Cherubim Song in Partes Compositions of Middle of XVII — Begin of XVIII Cent. On Material of Manuscript of GIM, Sin. pevch. sobr. 65), in Lozovaja I. (ed.) Gimnologija: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Pamjati protoiereja Dimitrija Razumovskogo» (k 130-letiju Moskovskoj konservatorii) 3—8 sentjabrja 1996. Uchenye zapiski nauchnogo centra russkoj cerkovnoj muzyki imeni protoiereja Dimitrija Razumovskogo, Moscow, 2000, vol. 1/2, pp. 416—437.
4. Gur'eva N. V. Sistema osmoglasija v russkoj liturgii konca XVII — nachala XVIII vv.: dis. ... kand. iskusstvovedenija (System of Octoechos in Russian Liturgy of End of XVII — Begin of XVIII Cent.: Dissertation), Moscow, 2000.
5. Gusejnova Z. M. 2003 “Pevcheskie cikly Obihoda” (Singing Cycles of Obihod), in Gimnologija, Moskva, 2003, vol. 4, pp. 215-236.
6. Krasovickaja M. S. Liturgika (Liturgic), Moscow, 2000.
7. Pereleshina V. Ju. Drevnerusskie pesnopenija knigi Obihod v liturgicheskom kontekste: tipologija i struktura (na materiale rukopisej Antonievo-Sijskogo monastyrja): dis. ... kand. iskusstvovedenija (Old Russian Songs of Obihod Book in Liturgical Context: Typology and Structure (on Material of Manuscripts of Antonievo-Sijskij Monastery)), Moscow, 2008.
8. Plotnikova N. Ju. Partesnye garmonizacii znamennogo i grecheskogo rospevov (na materiale stihiry «Sovet prevechnyj» iz Sluzhby Blagoveshhenija Presvjatoj Bogorodice) (Partes Harmonizations of Znamennyj and Greek Chants (on Material of Sticheron “Pre-Time Council” from Service of Annunciation)), Moscow, 2005.
9. Plotnikova N. Ju. 2008 “Partesnye rukopisi XVIII v. iz Sinodal'nogo pevcheskogo sobranija” (Partes Manuscripts of XVIII Cent. from Synodal Songs Collection), in Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. V: Muzykal'noe iskusstvo hristianskogo mira, 2008, vol. 1/3, pp. 97-120.
10. Plotnikova N. Ju. 2008 “Pevcheskie centry Rossii XVIII veka (po materialam partesnyh rukopisej GIM)” (Song Centers of Russia of XVIII Century (according to Materials of Partes Manuscripts of GIM)), in Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Ser. V: Muzykal'noe iskusstvo hristianskogo mira, 2008, vol. 1/3, pp. 31-43.
11. Plotnikova N. Ju. 2012 “Tradicii mnogoraspevnosti v partesnom stile (na primere cikla pesnopenij «Blazhenny»)” (Traditions of Polychant in Partes Style (on Example of Cycle of Songs “Blissful”)), Muzykovedenie, 2012, vol. 8, pp. 23-35.
12. Protopopov V. V. Muzyka russkoj Liturgii. Problema ciklichnosti (Music of Russian Liturgy. Problem of Cycling), Moscow, 1999.
13. Protopopov V. V. 2000 “Sistema osmoglasija v pesnopenijah russkoj liturgii XVII-go veka” (System of Octoechos in Songs of Russian Liturgy of XVII Century), in Gimnologija, Moscow, 2000, vol. 1/2, pp. 395-402.
14. Skaballanovich M. N. Tolkovyj Tipikon (Explanatory Typikon), Moscow, 2004.
15. Skrebkov S. S. Russkaja horovaja muzyka XVII — nachala XVIII veka. Ocherki (Russian Choir Music of XVII — Begin of XVIII Century. Essays), Moscow, 1969.
16. Hachajanc A. G. Tipologija rukopisnoj cerkovno-pevcheskoj knizhnosti XVII-XIX vekov: dis. ... kand. iskusstvovedenija (Typology of Manuscript Church-Singing Literature of XVII–XIX Centuries: Dissertation), Moscow, 2001.
Коврова Ирина Владимировна