/
Результат поиска


Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов) – ученый и просветитель. История изучения творческого наследия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 77. С. 78-93. DOI: 10.15382/sturII201777.78-93
Статья посвящена анализу историографической традиции изучения творческого наследия митрополита Евгения Болховитинова. Автор ставит перед собой задачу рассмотреть ключевые работы, сформировавшие образ митрополита Евгения как ученого и просветителя. Сложившаяся усилиями нескольких поколений исследователей XIX-XX вв. историографическая традиция отводит Евгению Болховитинову роль собирателя и библиографа, ставшего по воле обстоятельств митрополитом. Такое разграничение и противопоставление церковной и светской сфер жизни и деятельности Евгения не дает возможности составить его цельный образ. Преодолеть существующую проблему можно за счет рассмотрения личности и деятельности Евгения Болховитинова в более широком интеллектуальном и культурном контексте русского просветительства конца XVIII-первой трети XIX в. Дореволюционные авторы рассматривали просветительскую деятельность Евгения исключительно как научную и образовательную. Советские историки внесли значительный вклад в разграничение понятий "Просвещение" и "русское просветительство" и изучение просветительской идеологии. В начале XXI в. был поставлен вопрос о русском религиозном просветительстве, рассмотрена роль церковных интеллектуалов в осуществлении синтеза церковного учения и европейских идей, благодаря чему образованному русскому обществу предлагалось православное осмысление идей равенства, нравственного совершенствования, социального прогресса. Просветительская деятельность митрополита Евгений Болховитинова, являвшего пример неразрывной связи церковного и светского научного служения, еще ожидает своего изучения.
историография, историческая наука, краеведение, образование, реформа богословских школ, научное монашество, русское религиозное Просвещение
  1. Бестужев-Рюмин К. Н. Евгений Болховитинов // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. СПб., 1863. Т. 1, отд. II. С. 17—19.
  2. Болховитинов (1767–1837). Жизнь и творчество. Энциклопедический словарь. Воронеж, 1998.
  3. Виртшафтер Э. К. Религия и просвещение в екатерининской России: учение митрополита Платона // ГИИМ: Доклады по истории XVIII и XIX вв. http://www.perspectivia.net/publikationen/vortraege-moskau/wirtschafter_religion.
  4. Есюков А. И. Русская проповедь XVIII в. как источник знаний о ценностных ориентациях русского человека "духовного чина" // Вестник РУДН. Серия: История России. 2010, № 1. С. 18–41.
  5. Ивановский А. Д. Черты из жизни митрополита Евгения: материалы для биографии // Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий. Сборник материалов для биографии митрополита Евгения, изданный в память столетнего юбилея его рождения 18 декабря 1767–1867 гг. СПб., 1871. С. 17–121.
  6. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
  7. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М. 1981.
  8. Краснобаев Б. И. История русской культуры второй половины XVII–начала XIX в. М., 1983.
  9. Лещиловская И. И. Культура Просвещения в Центральной и Юго-Восточной Европе // Вопросы истории. 1985. № 1. С. 69–82.
  10. Малышевский И. И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции Киевской духовной академии // Труды КДА. 1867, № 12. С. 567–650.
  11. Милюков П. Н. Главные течения русской исторической мысли. Т. 1. М., 1897.
  12. Митрополит Евгений (Евфимий Болховитинов) // Русские портреты XVIII  и XIX столетий. Т IV. Вып. 3. СПб., 1908. № 71.
  13. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 1994.
  14. Перевезенцев С. В. Российские Вольтеры: просветительство  XVIII в. и национальная идея // http://www.portal-slovo.ru/history/35121.php?ELEMENT_ID=35121. Дата обращения. 30.12.2016.
  15. Пештич С. Л. Русская историография XVIII в. Ч. I. Л., 1961; Ч. II. Л., 1965; Ч. III. Л., 1971.
  16. Погодин М. П. Из путевых заметок. Вологда // Москвитянин. 1842. № 8. С. 255–256.
  17. Погодин М. П. Судьбы археологии в России // ЖМНП. 1869. Ч. CXLV. С. 24–47.
  18. Полетаев Н. И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб., 1892.
  19. Пономарев С. И. Материалы для биографии митрополита Евгения // Труды КДА. 1867. № 8. С. 293–353.
  20. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. М., 2009.
  21. Солнцев Н. И. Понимание истории в богословской историографической традиции XVIII в. По историческим сочинениям митрополитов Евгения (Болховитинова) и Платона  (Левшина) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: История. 2004. Вып. 1(3). С. 145–152.
  22. Солонин Ю. Н. Духовенство в русском Просвещении // Вече. Журнал русской философии и культуры. Вып. 18. 2007.  С. 46–129.
  23. Сперанский Д. Ученая деятельность Евгения Болховитинова митрополита Киевскаго // Русский вестник. 1885. Т. 176–177. С. 517–581; 161–200; 644–705.
  24. Срезневский И. И. Воспоминание о научной деятельности Евгения, митрополита Киевскаго // СбОРЯС АН. Т. 5. Вып. 1. СПб., 1868. С. 1–64.
  25. Страхова Я. А. Митрополит Амвросий (Подобедов) и митрополит Евгений (Болховитинов): реформа духовных училищ // Митрополит Санкт–Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов). 1742–1818. Материалы научной конференции в Великом Новгороде. 13 сентября 2008 г. М., 2010. С. 118–127.
  26. Тихонравов Н. С. Киевский митрополит Евгений Болховитинов // Русский вестник. 1869. № 5. С. 5–38.
  27. Фаворов Н. А. Речь, произнесенная на годичном торжественном собрании университета св. Владимира 1867 г., 5 сентября // Труды КДА. 1867. № 3. С. 282–283.
  28. Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Ч. II. СПб., 1861.
  29. Цапина О. А. Православное просвещение-оксюморон или историческая реальность? // Европейское Просвещение  цивилизация России. М., 2004. С. 301 – 313.
  30. Чистович И. А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия Духовных училищ. СПб., 1894.
  31. Шмидт С. О. Е. А. Болховитинов и становление науки российской истории // Из истории Воронежского края. Вып. 9. Воронеж, 2001. С. 4–15.
  32. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.
Клочкова Марина Юрьевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, Москва, ул. Новокузнецкая, 23б; преподаватель кафедры истории России;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.
Клочкова М. Ю. Дружеская переписка эпохи Просвещения: из истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 80. С. 135-150. DOI: 10.15382/sturII201880.135-150
Статья посвящена истории публикации писем митрополита Евгения (Болховитинова) к его воронежскому приятелю В. И. Македонцу. Автор ставит перед собой задачу сопоставить рукописи писем, хранящиеся в двух архивных собраниях, и их публикации, а также ввести в научный оборот два письма. Дружеская переписка двух воронежских приятелей длилась 12 лет, с того времени, когда Е. А. Болховитинов покинул родной Воронеж и направился в Петербург, с которым связано начало его монашеского и епископского служения, и до кончины В. И. Македонца в 1812 г. Спустя несколько десятилетий рукописи писем митрополита Евгения к В. И. Македонцу были случайно обнаружены и спасены от уничтожения преподавателем воронежского кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862). Первая публикация 90 из 113 известных в настоящее время писем была осуществлена Н. Е. Северным в “Русском архиве” в 1870 г. Затем оригиналы писем поступили в Чертковскую библиотеку, а позже попали в рукописное собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Чертковых в ОПИ ГИМ. 10 писем попали к сотруднику Императорской публичной библиотеки А. Д. Ивановскому, который опубликовал фрагменты из них в Евгениевском сборнике в 1871 г. Оригиналы этих писем впоследствии оказались в составе коллекции историка, собирателя и исследователя рукописей академика Николая Петровича Лихачева (1862–1936) (Ф. 238 архивного собрания НИИ СПб ИИ РАН). Введение в оборот рукописного материала позволяет нам расширить наши знания о личности митр. Евгения, получить некоторые важные и даже уникальные свидетельства о его личных и научных контактах в процессе его становления как просветителя и представителя ученого монашества.
Александровская эпоха, русское религиозное Просвещение, дружеская переписка, рукописи, история публикации, болховитиновский кружок, ученое монашество
  1. Акиньшин А. Н. Воронежский круг общения Е. А. Болховитинова // Из истории Воронежского края: Сб. статей. Вып. 8. Воронеж, 2000. С. 44–56.
  2. Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2006.
  3. Грот Я. К. Несколько заметок на письма митр. Евгения к Македонцу и Н. И. Зиновьева к его сыну // Русский архив. 1870. Вып. 7–12. С. 1768–1776.
  4. Козлов В. П. “История государства Российского” Н. М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  5. Лазарчук Р. М. Дружеское письмо второй половины XVIII как явление литературы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1972.
  6. Ласунский О. Г. Интеллигентские кружки в провинциальном городе // Общественная жизнь в провинциальной России в XV — начале XX в. Воронеж, 1995. С. 193–201.
  7. Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века: По материалам переписки. М., 1999.
  8. Победимова Г. А., Срединская Н. Б. Российская академия наук. Институт Российской истории. Санкт-Петербургский филиал. Фонды и коллекции архива: Краткий справочник. СПб., 1995.
  9. Путеводитель по фондам личного происхождения отдела письменных источников Государственного исторического музея. М., 1967.
  10. [Савваитов П. И.]. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 1902.
  11. [Савваитов П. И.]. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни. Вологда, 1911.
  12. Северный Н.[ Е.] Несколько слов о митрополите Евгении и его письмах // Русский архив. 1870. Вып. 4–5. С. 871–880.
  13. Смирнов С. К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855.
  14. Степанов Н. Л. Дружеское письмо начала XIX в. // Русская проза: Сб. статей / Под. ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова. Л., 1926. С. 74–101.
  15. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей россиския церкви. СПб., 1877.
  16. Фортунатов Ф.[Н.] Памятные записки вологжанина (Вологда в 1812 году, Сперанский, Магницкий, Трощинский, Макшеев, Монаков, Каразин, Словцов и др.) // Русский архив. 1867. № 12. С. 1646–1707.
  17. Шмурло Е. Ф. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767–1804. СПб., 1888.
Клочкова Марина Юрьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова;
Должность: преподаватель кафедры истории России Исторического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.
Клочкова М. Ю. Митрополит Евгений (Болховитинов) и начало изучения Черниговской гривны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 68-82. DOI: 10.15382/sturII201883.68-82
Статья посвящена начальному этапу изучения древнего амулета-змеевика XI в., получившего название «Черниговская гривна», или «Гривна Владимира Мономаха». Автор ставит перед собой задачу рассмотреть характер научной деятельности митр. Евгения (Болховитинова), одним из первых начавшего исследование новонайденного артефакта. Золотая Черниговская гривна была обнаружена местными жителями на р. Белоус близ Чернигова в июле 1821 г. Это был первый из известных сейчас змеевиков, имеющих с одной стороны христианское, а с другой — языческое изображение в сопровождении славянской и греческой надписей. Находка вызвала большой интерес ученых в России. Первым к исследованию гривны приступило сообщество ученых, сотрудничавших с канцлером Н. П. Румянцевым, получившее в историографии наименование «Румянцевский кружок». Митр. Евгений (Болховитинов) активно взаимодействовал с Румянцевским кружком в изучении артефакта, предлагал свой вариант прочтения надписей, интерпретацию изображений, побуждал других ученых к публикациям своих сочинений о гривне. В 1826 г. Н. П. Румянцев скончался и кружок перестал существовать. Параллельно с Румянцевским кружком исследованием гривны занималось Общество истории и древностей российских при Императорском Московском университете (ОИДР), членами которого были многие ученые, сотрудничавшие с Н. П. Румянцевым. В периодических изданиях ОИДР был опубликован целый ряд сочинений о гривне. Статья митр. Евгения подводила итог начального этапа ее изучения. Румянцевский кружок и ОИДР представляли собой разные формы научных сообществ, характерных для эпохи Просвещения. Они обеспечивали продвижение научных знаний в общественное пространство, формируя тем самым культурные и интеллектуальные запросы образованного читателя. Научная деятельность митр. Евгения (Болховитинова) по изучению Черниговской гривны в их составе имела просветительский характер.
Александровская эпоха, русское просветительство, Черниговская гривна, змеевик, Румянцевский кружок, Общество Истории и Древностей Российских при Императорском Московском университете, митрополит Евгений (Болховитинов)
  1. Артемьева Т., Микешин М. Интеллектуальные сообщества в России в эпоху Просвещения // Человек вчера и сегодня: Междисциплинарные исследования. Вып. 2. М., 2008. С. 223–233.
  2. Иконников В. С. Граф Николай Петрович Румянцев. Деятельность его на пользу разработки русской истории и археологии. Очерк истории русской историографии // Русская старина. 1881. Т. 32. С. 47–74, 225–250.
  3. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. 1. Киев, 1891.
  4. Козлов В. П. «История государства Российского» Н. М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  5. Козлов В. П. Колумбы российских древностей. М., 1981.
  6. Краснобаев Б. И. Русская культура XVII– начала XIX в. М., 1983.
  7. Медведев И. П. Неизвестный эпизод из ранней истории обнаружения Черниговской гривны // Труды Государственного Эрмитажа. СПб., 2013. Т. 69: Византия в контексте мировой культуры: материалы конф., посвященной памяти Алисы Владимировны Банк (1906–1984). С. 530–534.
  8. Медведев И. П. «Я не верю в талисманологию» (Евгений Болховитинов о Черниговской гривне) // Античная древность и средние века. Вып. 41. Екатеринбург, 2013. С. 333–339.
  9. Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., 1991.
  10. Попов Н. А. История императорского Московского общества истории и древностей российских (1804–1812). Ч. 1. М., 1884.
  11. Сараскина Л. И. Граф Н. П. Румянцев и его время. М., 2003.
  12. Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985. № 1–2.
  13. Цыбульник Ю. С. Крылатые латинские выражения. М., 2006.
  14. Щукин Д. С. Государственная и просветительская деятельность Николая Петровича Румянцева конца XVIII — первой четверти XIX в. Автореф... канд. ист. наук. Саранск, 2005.
Клочкова Марина Юрьевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова;
Должность: преподаватель кафедры истории России Исторического факультета ПСТГУ;
ORCID: 0000-0002-2080-903X;
Электронный адрес: mrk01@mail.ru.