/
Результат поиска


Климин Е. А. Опыт тембровой классификации дореволюционных русских колоколов // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 182-203. DOI: 10.15382/sturV201416.182-203
Русские звоны строятся на ритмическом сопоставлении колоколов, различных не только по высоте звучания, но и по тембру. Таким образом, многообразие звуковых индивидуальностей является одной из основ этой традиции. Задача данной работы — систематизировать дореволюционные колокола по их тембровым свойствам, исходя из слышимых особенностей звучания и стоящих за ними объективных акустических параметров. Предлагаемая классификация делит колокола на два класса, а внутри каждого из них на более мелкие группы. Колокола тембрового класса А отливались преимущественно в XVI — 1-й пол. XVII в. Звучание их глуховатое, относительно непродолжительное, с ощутимым диссонансом в аккорде нижних тонов. Тембровый класс Б типичен для русского литья начиная со 2-й пол. XVII в. и является классическим для русских звонов. Звучание таких колоколов звонкое, певучее, с богатыми переливами тембра в процессе затухания.
колокола, кампанология, звоны, русские колокола, псковские колокола, московские колокола, акустика колоколов, спектральный анализ, история литейного дела, М. П. Мусоргский.
1. Алдошина И. А., Мациевский И. В., Никаноров А. Б., Пучков С. В., Товстик П. Е., Черняев С. П. Анализ специфики акустических параметров русских колоколов // Вопросы инструментоведения. Вып. 5: Статьи и материалы пятой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». СПб., РИИИ, 6–10 декабря 2004 г. / Ред.-сост. В. А. Свободов; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб., 2004. Ч. 1. С. 170–176.
2. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб., 2006. 720 с.
3. Благовещенская Л. Д. Звуковые спектры московских колоколов // Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / АН СССР. Научный совет по истории мировой культуры. 1977. М., 1977. С. 35–52.
4. Бондаренко А. Ф., Кондрашина В. А. Фальк Ганс // Москва: энциклопедия / Гл. ред. С. О. Шмидт. М., 1997. С. 850–851.
5. Горкина А. Н. Русские колокольные звоны: особенности музыкальной организации. М., 2003. 153 с.
6. Ильин В. Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 228–231.
7. Климин Е. Декремент затухания как критерий оценки акустических свойств колокола // Современное искусствознание: термины и понятия: сб. ст. аспирантов. СПб.: РИИИ, 2014. С. 7–10.
8. Климин Е. А. Специфика синтеза звучания русских колоколов // Вопросы инструментоведения. Вып. 7 (К 120-летию Курта Закса): материалы седьмого инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения», СПб., РИИИ, 22–24 ноября 2010 г. / Ред.-сост. В. А. Свободов; отв. ред. И. В. Мациевский. СПб., 2010. С. 244–247.
9. Клопов В. А. О синтезе колокольного тембра средствами оркестра // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 146–151.
10. Лер А. Проектирование качающихся и карильонных колоколов в прошлом и в настоящее время / Пер. с англ. В. В. Зайцева; общ. ред. В. Г. Шарикова. М., 2000. 85 с.
11. Никаноров А. Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб., 1990. 191 с.
12. Никаноров А. Б., Сараджев Н. К. Списки «индивидуальностей» русских колоколов Константина Сараджева // Вопросы инструментоведения: сб. рефератов международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения», СПб., РИИИ, 21–25 апреля 1993 г. / Отв. ред.-сост. Р. Ф. Зелинский. СПб., 1993. С. 83–85.
13. Нюнин Б. Н. Колокола храма Христа Спасителя // Русское возрождение. Независимый русский православный национальный журнал. Нью-Йорк; Москва; Париж, 1998, II. № 72, С. 145–166.
14. Роман (Огрызков), иеродиак. Описание исторических колоколов ставропигиального Данилова мужского монастыря г. Москвы: рукопись. М., 2012.
15. Сараджев К. К. Колокол // Музыка колоколов: сб. исследований и материалов / Российский институт истории искусств; отв. ред. и сост. А. Б. Никаноров. СПб., 1999. С. 222–226.
16. Черняев С. П. Некоторые вопросы динамики и устойчивости оболочек вращения: дис. ... канд. физ.-мат. наук: 01.02.04. СПб., 2006. 78 с.
17. Шашкина Т. Б. Модульный метод колокололитейного ремесла // Колокола: история и современность. М., 1985. С. 216–237
18. Lehr A. 1991 “A Statistical Investigation of Historical Swinging Bells in West Europe”, in Acustica, International journal on Acoustics, 1991, vol. 74, pp. 97–108.
19. Lehr A. Geert van Wou. Een uitzonderlij k luidklokkengieter, in http://www.andrelehr.nl/public/artikel/gvw1.pdf (Date: 09.08.2014).
20. Rossing T. D. (ed.) Springer Handbook of Acoustics, New York, 2007.
Климин Евгений Андреевич