/
Результат поиска


Киселёва С. Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 108-117. DOI: 10.15382/sturIV201539.108-117
В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей. Особое внимание уделяется изучению такой основной особенности воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, которая позволяет индивиду сразу интегрально видеть предметы глазами «всех других людей». Рассматриваются выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения по этапам.
воображение, способность видеть целое раньше его частей, творческая деятельность, особенности воображения, символическое замещение, этапы развития воображения
1. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М., 1995.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
6. Ермолаева М. В. Психология развития. М., 2003.
7. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 1998.
8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 15–30.
9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.
10. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 56.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.
14. Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения // Э. В. Ильенков. Личность и творчество / И. П. Фарман, ред.-сост. М., 1999. С. 154–171.
15. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16–29.
16. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52–59.
17. Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001. С. 107.
18. Нураханова А. А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1991.
19. Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
20. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94–101.
21. Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 45–52.
22. Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. Воронеж, 2002.
23. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994.
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Киселёва Светлана Леонидовна
Киселева М. С. «Орация при поднесении царевне Софии Алексеевне книги Блаженного Августина “Боговидная любовь”» Кариона Истомина: текст и его контексты // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 99-115. DOI: 10.15382/sturII201672.99-115
Автор подробно анализирует текст «Орации...», уделяя внимание композиции, концептам, риторическим приемам, используемым Карионом Истоминым в его обращении к царевне Софье Алексеевне с даром книги, как теперь известно, Псевдо-Августина «Боговидная любовь». Это событие можно считать первым знакомством с «учением» блаженного Августина на Московском дворе. В статье реконструируются некоторые контексты, которые имеют отношение к выбору Карионом именно этой книги для царевны Софьи. Любовь к Богу, созидание града Божьего, Блага в «Боговидной любви» — центральные, стягивающие концепты для понимания ума, души, чувства и сердца человека. Обращение внимания в «Орации...» на эти концепты, как надеялись интеллектуалы того времени и Карион Истомин в частности, могли помочь укреплению связи человека с Богом, необходимость мудрости, просветительских (свет ума, дарованный Богом) новаций в пределах веры, которые они желали своему государству и «гражданству». Автор обращает внимание на представление Карионом пяти чувств человека как телесных, так и душевных, среди которых отдает предпочтение «слышанию», что определенным образом противоречит основной идее, представляемой им книги «Боговидная любовь». В статье также анализируется поэтическое предисловие к «Боговидной любви», построенное по правилам барочной риторической поэтики конца XVII в. и адресованное царевне Софье Алексеевне.
блж. Августин, Псевдо-Августин Manuale, Карион Истомин, царевна Софья Алексеевна, интеллектуалы XVII в., православное просвещение, барочная риторика, панегирик, человек и Божественная любовь, ум, сердце, душа, пять чувств, дух.
1. Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия: Ист.-лит. исслед.: В двух частях с приложениями. СПб., 1902.
2. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990.
3. Калугин В. В. «Книга св. Августина»: ошибки перевода или разночтения оригинала? // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2013. № 4. С. 110–124.
4. Калугин В. В. «Книга святого Августина» в русской письменности XVI–XIX веков // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2001. М.: Древлехранилище, 2002. С. 108–163. URL: http://www.ruslang.ru/doc/lingistoch/2001/05-kalugin.pdf
5. Калугин В. В., Онипенко Н. К. Лексический критерий атрибуции древнерусского перевода (Redemptor mundi: Искупитель мïра) // Вопросы русского языкознания: Грамматика и текст (К юбилею Г. А. Золотовой). М., 2011. Вып. 14. С. 574–580.
6. Карион Истомин. Орация при поднесении царевне Софии Алексеевне книги блаженного Августина «Боговидная любовь» (13 марта 1687 г.) // Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия: Ист.-лит. исслед. В двух частях с приложениями. СПб., 1902. С. 469–481.
7. Карион Истомин. Книга Любви знак в честен брак. Эмблематическая поэма в стиле русского барокко, объединяющая искусство, слово и изображение. Преподнесена Петру I и Евдокии Лопухиной по случаю их бракосочетания. М., 1989.
8. Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России 2-й пол. XVII — нач. XVIII в.: От древнерусской книжности к европейской учености. М.: Прогресс-традиция, 2011.
9. Погосян Е. А., Сморжевских-Смирнова М. А. «Яко аз на раны готов»: Петр I на иконе Таллинского Никольского храма // Humaniora: Litterae Russicae. Tartu, 2009. P. 23–28.
10. Русская силлабическая поэзия. XVII–XVIII вв. Л., 1970.
11. Сазонова Л. И. Карион Истомин // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. СПб., 1993.
12. Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М., 2006.
13. Софронова Л. А. Культура сквозь призму поэтики. М.: Языки славянских культур, 2006.
14. Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М.: Языки славянских культур, 2009.
15. Шустова Э. Ю. Символика сердца в эмблематическом тексте львовского Апостола 1666 г. // Вестник РГГУ. 2015. № 9. С. 123–131.
16. Hippisley A., Luk’janova E. Simeon Polockij ’s Library. A Catologue. Bohlau Verlag Koln; Weimar; Wien, 2005.
17. Simeon Polockij . Rifmologoin. Eine Sammlung h.fi sh-zeremonieller Gedichte / Herrausgegeben von Antony Hippisley, Hans Rothe, Lidia I. Sazonova. [Simeon Polotskii. Rifmologion. Sobranie pridvorno-tseremonial'nykh stikhov. T. 1 / Podgotovka teksta, stat'ia i kommentarii Entoni Khippisli, Khansa Rote, Lidii Sazonovoi]; Bohlau Verlag Wien; Koln; Weimar, 2013. Band 1. S. I-CLX+ 480.
Киселева Марина Сергеевна