/
Результат поиска


Казанцева Т. Г. Силлабические формы богослужебного пения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 55-83.
PDF
Силлабические формы осмогласия занимают значительное место в старообрядческом богослужении. Одной из таких форм является пение на самогласен, то есть песнопение-модель, мелодический образец для распевания множества гимнографических текстов. В данной статье анализируются индивидуальные особенности функционирования системы самогласнов в одной из старообрядческих традиций сибирского региона. Основные аспекты исследования —это выявление репертуара исполняемых на самогласен текстов, установление модели каждого гласа, характеристика временной и ладомелодической организации ее композиционных единиц, а также определение правил адаптации модели к различным условиям вербального текста и мнемоническое обоснование некоторых особенностей ритмической и звуковысотной организации самогласнов.
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. Стихиры-подобны в богослужебной практике староверов-странников сибирского региона // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (-5). С. 76-124.
PDF
В статье рассматривается один из региональных вариантов функционирования системы стихир-подобнов в среде современного сибирского старообрядчества, освещаются проблемы репертуара самоподобнов и песнопений, исполняемых на подобен; исследуется структурная организация музыкального текста песнопений этой группы на различных композиционных уровнях. В результате сравнительного анализа устной и письменной версий устанавливаются принципы модификации ладомелодической и композиционной структур под влиянием устной формы бытования.
древнерусская культовая монодия, традиция литургического пения сибирского старообрядчества, устная версия знаменного роспева.
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. Традиции псалмопения в литургической практике старообрядцев страннического согласия // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 2 (8). С. 68-98.
PDF
В настоящей статье на материале литургической практики старообрядцев страннического согласия анализируются принципы вокального интонирования псалмов обедницы, служб вечерни и утрени. Основными аспектами исследования являются сравнение уставных требований и традиции певческого воспроизведения псалмов; их поэтическая и музыкальная форма; корреляция вербального и музыкального текстов; особенности устной интерпретации крюковой версии распева. Делается вывод о том, что данные группы псалмов формируют целостное жанровое образование, характеризующееся контаминацией признаков силлабической и невматической стилистических структур.
древнерусская культовая монодия, традиции литургического пения старообрядцев Сибири, ладомелодические и композиционные структуры псалмодии
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. Уставные чтения в литургической практике староверов-странников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 78-111.
PDF
Старообрядческое богослужение до настоящего времени хранит многие традиции средневековой литургической практики Русской Православной Церкви. Одной из них является практика уставных чтений, осуществляемых посредством особого способа произнесения - литургического речитатива. В настоящей статье рассматриваются образцы вокальной формы литургического речитатива, предназначенной для произнесения текстов Священного Писания (Евангелие, Апостол, паремии) и святоотеческой учительной литературы. В работе анализируются композиционные структуры мелодических формул чтения - погласиц и принципы их адаптации к различным условиям вербального текста. Материалом для анализа служат фонограммы, записанные от представителей страннического старообрядческого согласия (истинно православных христиан странствующих), проживающих на территории Сибири.
древнерусская культовая монодия, традиции литургического пения сибирского старообрядчества, литургический речитатив
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве (по материалам старообрядческих музыкально-теоретических руководств) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 43-58. DOI: 10.15382/sturV201414.43-58
В статье затрагивается комплекс вопросов, связанных с недостаточно изученной областью знаменного распева — особенностями его ритмической системы. Материалом для анализа служат старообрядческие музыкально-теоретические руководства поморской традиции. На основе существующих теорий ритма нерегулярно-акцентной природы (работы М. Харлапа, К. Закса, В. Холоповой) осуществляется рассмотрение ритмоформул знаков знаменной нотации небинарного строения (формулы с нечетным числом временных единиц, пунктирные и синкопированные, с включением сверхкраткого). Специально оговариваются случаи различного в ритмическом отношении толкования отдельных знаков в разных музыкально-теоретических руководствах. Итогом исследования являются выводы о принадлежности знаменной ритмики к системе квантитативного (аддитивного) типа, в которой основной мерой времени выступает краткая длительность (хронос протос). Наиболее адекватное описание данная система получает в категориях теории стоп, образуемых различным соотношением кратких и долгих. Наличие в данной системе принципа мономерности и стопной организации (как показывает живая певческаяпрактика современных старообрядцев) не означает абсолютно равномерной пульсации и абсолютной кратности ритмических единиц. Таким образом, изложенные в теоретических руководствах толкования знамен являются условными, выполненными с позиций чуждой знаменной ритмике дивизивной системы, не способными отразить все ее детали. На основе сказанного делается основной вывод об исключительной роли устной трансляции при освоении знаменной ритмики.
знаменный распев, ритмическая система, музыкально-теоретические руководства, литургическое пение старообрядцев
1. [Азбука певческая]. Б. м., б. г. [М., около 1910].
2. Беляев В. Происхождение знаменного распева // О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады. М., 1971. С. 17–22.
3. Владышевская Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства у старообрядцев // Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006. С. 239–257.
4. [Григорьев Е.] Пособие по изучению церковного пения и чтения: Основы знаменной системы. Осмогласие и столповой распев. Погласицы чтения. Пение на глас и подобен. Справочник знамен, лиц и фит. Попевки столпового распева / Е. Григорьев, сост. Рига, 20012.
5. Казанцева Т. Г. Музыкально-теоретические руководства староверов-странников из собрания Института истории СО РАН // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. Новосибирск, 2010. С. 288–307.
6. Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
7. Калашников Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения. Киев, 19102.
8. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
9. Металлов В. М., прот. Азбука крюкового пения. М., 1899.
10. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России: в 3 выпусках. М., 1867–1869. Приложение 1: Азбука столповых безлинейных знаков знаменного распева. С. 269–285.
11. Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М., 1972. C. 221–270.
12. Он же. О понятиях «метр» и «ритм» // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 11–29.
13. Он же. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.
14. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
15. Sachs C. Rhythm and Tempo. A Study in music history. N.Y., 1953.
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 130-144. DOI: 10.15382/sturV201519.130-144
Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике. В настоящей статье характеризуются основные источники сведений о данном параметре древнерусской монодии, отмечаются ограничения каждого из них. Наиболее подробно рассматривается старообрядческое сочинение нач. XX в., непосредственно посвященное данному вопросу; выдвигается версия о его принадлежности перу наставника тульской поморской общины Д. В. Батова. Дополнительно привлекаются результаты исследования показателей темпа в пении современных старообрядческих общин различных деноминаций. Устанавливается зависимость темповой трактовки песнопений различных стилистических структур от традиции, сложившейся в той или иной группе старообрядческих согласий; делается вывод о том, что автор анализируемого сочинения опирался на практику поморского согласия.
знаменный распев, темп, квантитативная ритмическая система, музыкально-теоретические руководства, литургическое пение старообрядцев
1. Агеева Е. А., Батова Е. К. Батов Д. В. // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 379.
2. [Бубнов Н. Ю.]. Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / Авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб., 2012.
3. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006.
4. Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701–1918): Материалы к словарю. Екатеринбург, 1996.
5. Волков В. В. Гектографированные издания 2-й пол. XIX — нач. XX вв. — источник изучения православной письменности позднего периода (URL: http://tver-grant.ru/svg/wordpress/?p=442 (дата обращения: 11.02.2015)).
6. Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях (Археография и источниковедение Сибири). Вып. 28. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
7. Львов А. Ф. О свободном или несимметричном ритме. СПб., 1858.
8. Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 46–49.
9. Половинкин П. В. Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина (URL: http://samstar.ucoz.ru/news/polovinkin_pv_syzranskaja_staroobrjadcheskaja_gektografi cheskaja_tipografi ja_p_m_bezvodina/2010-02-03-3171 (дата обращения: 11.02.2015)).
10. Скворцов Д. И. Тульский поморский наставник Д. В. Батов. Тула, 1911.
11. Ф. К. П. [Кондратьев Ф. П.] Памяти Д. В. Батова // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 49–62.
12. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сб. ст. М., 1978. С. 48–104.
13. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М., 1986.
14. Хвальковский Д. В. Дионисий Васильевич Батов (Биографический очерк) // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. М., 1913. С. 167–189.
15. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983.
16. Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33–45.
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. Неизвестная нотация в старообрядческой рукописи из «Скитской библиотеки» собрания Томского государственного университета // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 131-151. DOI: 10.15382/sturV201726.131-151
В статье рассматривается неизвестный ранее вид безлинейной нотации, который был обнаружен в двух поздних старообрядческих рукописях, поступивших в собрание научной библиотеки Томского государственного университета из страннических скитов Томско-Чулымской тайги. Данная нотация была отнесена нами к категории «экспериментальных», известных по единичным старообрядческим спискам кон. XVIII–XIX в. Ее отличие от последних заключается в избыточности элементов и отсутствии строгой закрепленности мелодических оборотов за графическим начертанием. Выявление мелодико-ритмического содержания знаков нотации потребовало реконструкции записанных с ее помощью устных версий напевов. В результате реконструкции удалось установить графические варианты одного и того же знака, а также сформировать группы разных знаков, обозначающих одинаковые или сходные мелодические обороты. В итоге делается вывод, что данная нотация представляет собой примитивный способ фиксации музыкального материала, ранее выученного с голоса. Элементы данной нотации не систематизированы. Однако при всей своей наивности она более адекватна специфике знаменного распева, чем известные ранее универсальные «экспериментальные» нотации.
знаменный распев, экспериментальные нотации, старообрядческие певческие рукописи, странническое согласие, скитская библиотека, Томско-Чулымская тайга
Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. Археографический поиск в Сибири: Находки последних лет // Археографический ежегодник за 2004 год. М., 2005. С. 531–533.
Бахтина О. Н., Дутчак Е. Е., Есипова В. А. «Скитская библиотека» старообрядцев-странников: Археографические находки последних лет // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск, 2008. С. 13–25.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV–XVIII вв. Л., 1972.
Бражников М. В. Неизвестная безлинейная певческая нотация // Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975. С. 114–120.
Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: Адаптационные возможности таежных общин староверов-странников. Томск, 2007.
Казанцева Т. Г. Певческие азбуки из собрания Института истории СО РАН (описание) // Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск, 2009. С. 325–353.
Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1996.
Мальцев А. И. Статьи Никиты Семенова (1860 г.) и раскол страннического согласия // История Церкви: изучение и преподавание. Екатеринбург, 1999. С. 193–197.
Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI–XX вв.). Челябинск, 1994.
Разумовский Д. В. Церковное пение в России: В 3 вып. М., 1867–1869.
Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк // Памятники древней письменности и искусства. Т. CXLV. СПб., 1901.
Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846.
Казанцева Татьяна Генриховна
Казанцева Т. Г. «Октай церковного пения единоверческого напева»: к вопросу о церковно-певческой традиции Единоверческой Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 109-140. DOI: 10.15382/sturV201728.109-140
В статье дается многоаспектный анализ певческой рукописи конца XIX в. из фондов Научной библиотеки Томского государственного университета. Данная рукопись представляет интерес как образец линейно-крюкового двознаменника и отражает локальную богослужебно-певческую традицию единоверческого Свято-Троицкого прихода г. Томска — первого единоверческого храма в Сибири. Установлено, что рукопись создана представителем известной в урало-сибирском старообрядчестве фамилии — И. А. Лепихиным. Он не только перевел знаменную нотацию на линейную киевскую ноту, но и самостоятельно сформировал сборник. В результате возникла книга нетипичной структуры, представляющая собой контаминацию разделов Обихода, Октоиха, Ирмология. Анализ музыкального текста показал, что певческая традиция томских единоверцев ориентирована на общероссийскую, но имеет свои индивидуальные отличия в трактовке образцов как столпового знаменного распева, так и обиходных напевов. Значительной самобытностью отличается напев Херувимской песни, производный, по нашему мнению, от верхнего голоса многоголосного ее варианта. Содержательные особенности певческой рукописи рассматриваются в широком контексте общероссийского единоверческого движения, активизировавшегося на рубеже XIX–XX вв.
единоверие, Свято-Троицкий храм г. Томска, старообрядческое богослужебное пение, линейно-крюковой двознаменник, знаменный распев, напевка
  1. Александрина А. В. Певческие рукописные книги XV–XIX вв. из библиотеки Троице-Сергиевой лавры: Историко-книговедческий анализ: Дис. ... канд. ист. наук. Т. II: Каталог певческих рукописей XV–XIX вв. Троице-Сергиевой Лавры из собрания НИОР РГБ Ф. 304.I. М., 2014. (Рукопись).
  2. Белобородов С. А. «Австрийцы» на Урале и в Западной Сибири: Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви — белокриницкого согласия // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий / С. А. Белобородов, Ю. В. Клюкина, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Екатеринбург, 2000 (URL: http://hist.igni.urfu.ru/lai/ocherki/ beloborodov_txt.html (дата обращения 29.12.2014)).
  3. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. — 424 с.
  4. Герасимова И. В. Украинско-белорусские нотнолинейные ирмологионы в системе русских певческих книг (последняя треть XVII–XVIII вв.) // Калофонія: Наук. зб. з історії церковної монодії та гимнографії. Львів, 2008. С. 84–93.
  5. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
  6. Ермакова Д. С. Единоверческая церковь в Зауралье: XIX — первая треть XX века: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тюмень, 2011.
  7. Зимина Н. П. Путь на Голгофу: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского: В 2 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. Т. 1: Жизнеописание священномученика Симона, епископа Охтенского; Т. 2: Духовное наследие священномученика Симона, епископа Охтенского.
  8. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи Забайкальского территориального собрания Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук: Каталог. Новосибирск: Изд-во ГПНТБ СО РАН, 2009.
  9. Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011.
  10. Майоров Р. А. Единоверие и лидер его соединенческого направления второй половины XIX в. священник Иоанн Верховский: Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
  11. Миролюбов И., свящ., Саранча Е., свящ. Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2009. С. 42–50.
  12. Никишов Г. А. Двоезнаменные рукописи XVII в. как форма разъяснения и пропаганды нотолинейной системы // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 227–240.
  13. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII — начала XVIII в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977.
  14. Палкин А. С. Единоверие в середине XVIII — начале XX в.: общероссийский контекст и региональная специфика: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013.
  15. Православное единоверие в России: Сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004.
  16. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  17. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
  18. Саранча Е., Миролюбов И., Зимина Н. П. Краткий очерк истории единоверия. М., 2009.
  19. Труды Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. (Переизд. кн.: Первый всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев). СПб., 1912).
  20. Шашков А. Т. Яков Борисов сын Лепихин (из истории уральского старообрядчества конца XVII в. // Культура и быт дореволюционного Урала. Свердловск, 1989. С. 46–58.
  21. Ясиновский Ю. П. Українські та білоруські нотолінійні ірмолої ХVІ–ХVІІІ ст.: Каталог і кодикологічно-палеографічне дослідження. Львів, 1996.
Казанцева Татьяна Генриховна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук; Российская Федерация, 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, д. 15; Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки; Российская Федерация, Н;
Электронный адрес: kerzak2002@mail.ru.
Рукопись была обнаружена научным сотрудником НБ ТГУ В. А. Есиповой в ходе работы по описанию рукописного фонда библиотеки. Выражаю ей благодарность за указание на данную рукопись и консультации по различным вопросам исторического характера.