/
Результат поиска


Игошев В. В. Серебряная рака для мощей святой Екатерины из Синайского монастыря работы московских мастеров 1687-1688 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 1 (1). С. 30-44.
PDF
В статье исследуется серебряная рака св. Екатерины, созданная в Москве в царских мастерских Серебряной палаты в 1687-1688 гг. Рака является вкладом в Синайский монастырь, сделанным от имени царей Иоанна и Петра Алексеевичей, а также их сестры царевны Софьи Алексеевны. Изучены типология, стиль и техника изготовления этого уникального и хорошо сохранившегося памятника, имеющего большое историко-культурное значение и отражающего глубокие связи России и древнейшего центра православия - монастыря св. Екатерины на Синае в последней четверти XVII в.
рака, ковчег, саркофаг, Синай, монастырь, чеканка, серебро, вязь
Игошев Валерий Викторович
Игошев В. В. Драгоценные вклады Строгановых во 2-й половине XVI - начале XVII в. в храмы и монастыри Великого Устюга // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 59-82. DOI: 10.15382/sturV201414.59-82
В статье исследуются ранее не изученные предметы церковной утвари, иконы в серебряных окладах и другие серебряные предметы XVI–XVII вв., являющиеся вкладами представителей знаменитого рода Строгановых в храмы и монастыри Великого Устюга. На основании комплексного анализа проведена атрибуция высокохудожественных памятников древнерусского искусства, сохранившихся в Великоустюгском музее. Серебряные предметы исследуются с точки зрения типологии, стиля, технологических приемов работы древнерусских мастеров, а также — на основании изучения письменных источников и надписей на предметах. В результате получены новые данные, которые доказывают, что драгоценные вклады Строгановых, сделанные на протяжении 2-й пол. XVI —нач. XVII вв. в храмы и монастыри Великого Устюга, выполнены в мастерских вкладчиков в Сольвычегодске.
Строгановы, строгановские мастерские, Сольвычегодск, Великий Устюг, строгановское серебро, церковная утварь
1. Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI–XVII веках. М., 1962.
2. Введенский А. А. Аника Строганов в своем Сольвычегодском хозяйстве // Сборник статей по русской истории, посвященный С. Ф. Платонову. Пг., 1922.
3. Голосов А. Великоустюжский Михаило-Архангельский монастырь Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1900. № 14.
4. Древняя строгановская икона великомученика Никиты и игуменство Иоанникия (в монашестве Иоасафа) Строганова // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1888. № 7.
5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989 (репр. изд.). Кн. 3. Т. 9.
6. Найденов Н. А. Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. (По документам Московского архива Министерства юстиции). М., 1883.
7. Попов В. Сольвычегодская старина // Сольвычегодская старина: Материалы и исследования. К 500-летию г. Сольвычегодска. Сыктывкар, 1994.
8. Русский биографический словарь / под ред. А. А. Половцева. Т. 19. СПб., 1909.
9. Савваитов П. И. Описание Велико-Устюжского Архангельского и приписанного к нему Троицкого Гледенского монастыря. СПб., 1848.
10. Савваитов П. И. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них, с приложением соборной Описи 1579 г. СПб., 1886.
11. Тельтевский П. А. Великий Устюг. М., 1977.
Игошев Валерий Викторович
Игошев В. В. Мастера серебряных окладов икон XVII в. иконостаса Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря и особенности их работы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 3 (19). С. 81-101. DOI: 10.15382/sturV201519.81-101
В статье исследуются ранее не изученные серебряные оклады икон XVII в. пятиярусного иконостаса суздальского Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря. Анализируется типология, характер декора окладов, а также технические и стилистические приемы работы мастеров-серебряников (басма, гравировка, чеканка). В результате сделаны выводы о том, что в артели при изготовлении серебряных окладов иконостаса работали серебряники из Москвы и Ярославля. Московские мастера делали части окладов в технике басмы, а ярославцы — в технике гравировки и чеканки. Выявлены сохранившиеся во Владимиро-Суздальском музее серебряные предметы церковной утвари для Евхаристии, вложенные в Преображенский собор при его повторном освящении в 1670 г. Доказано, что эти произведения серебряного дела изготовлены ярославскими мастерами. Исследование и атрибуция данного набора для Евхаристии и серебряных окладов икон позволяет установить дату окончания работы над пятиярусным иконостасом — 1 октября 1670 г.
Спасо-Евфимиев монастырь, Преображенский собор, иконостас, оклады икон, басма, гравировка, чеканка, церковная утварь, ярославские серебряники, московские серебряники
1. Андрющенко А. И. Руководство золотых и серебряных дел мастерства. Н. Новгород, 1904. С. 80.
2. Болотцева И. П. Ярославская иконопись XIII–XVIII веков. Ярославль, 1981.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. М., 1997.
4. Вахрамеев И. А. Церковь во имя святого и славного пророка Божия Илии в г. Ярославле. Ярославль, 1906.
5. Казакевич Т. Е. Иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле и его мастера // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1980.
6. Комашко Н. И. Иконостас собора Спасо-Евфимиева монастыря в контексте художественной жизни Москвы третьей четверти XVII века // Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России (к 650-летию основания монастыря). Владимир; Суздаль, 2003.
7. Орлова М. А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века. М., 2004. Т. 1, 2.
8. Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. М., 2001.
9. Троицкий В. И. Словарь московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII века. Вып. 1–2. Л., 1928–1930.
10. Филатов В. В. Реставрация произведений русской иконописи. М., 2007.
11. Флеров А. В. Художественная обработка металлов. М., 1986.
Игошев Валерий Викторович