/
Результат поиска


Игнатьева Г. А. Учебное занятие как событие воспитания и развития обучающихся // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 9-21. DOI: 10.15382/sturIV201642.9-21
Статья посвящена рассмотрению условий и механизмов проектирования учебных занятий в образовательном учреждении, ориентированном на ценности православной культуры. Опираясь на классические подходы духовно ориентированного образования — концепцию целостного знания Я. А. Коменского, принцип «воспитывающего обучения» И. Ф. Гербарта и представление о со-бытийной общности как об особой форме объединения субъектов образовательного процесса, — автор постулирует особый смысл со-бытийности как ценностной основы проектирования учебных занятий. На основе сравнительного анализа урока и учебного занятия выведены особенности учебного занятия как события воспитания и развития обучающихся в условиях реализации стандарта православного компонента общего образования. Рассмотрены доказательства гипотезы проектного эксперимента кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования об учебном занятии как о дидактической форме рождения субъекта учебной деятельности — проектно-деятельностном пространстве со-бытийной встречи ученика и учителя. С трех позиций — выделение события; акцент на событии; отражение событийности коллективной и индивидуальной человеческой жизни — рассмотрены дидактическая структура учебного занятия и критерии его анализа. Представлена логика проектирования учебного занятия: выдвижение гипотезы события; создание рефлексивных ситуаций, в соответствии с которыми обучающиеся самостоятельно должны актуализировать имеющийся способ деятельности; построение версий возможного решения проблемы; выделение нового способа деятельности. Сделан вывод, что ведущим фактором построения инновационного образования на основе реализации стандарта православного компонента общего образования является проектирование учебной деятельности и формирование духовно-нравственной культуры в рамках событийно организованного учебного занятия.
урок, учебное занятие, событие воспитания и развития, событийная общность, учебная деятельность, проектирование и сценирование учебного занятия.
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / В. В. Давыдов, ред. М., 1991.
2. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения / А. М. Кондаков, А. Г. Асмолов, ред. М., 2007.
3. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. М., 2010.
4. Игнатьева Г. А. Дидактика развивающего обучения: Монография. Н. Новгород, 2001.
5. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. М., 2013.
6. Коменский. М., 1996. (Антология гуманной педагогики)
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
8. Попов А., Проскуровская И. Понятие образовательной задачи в контексте теории педагогики самоопределения. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/obraz_21veka/1.11_popov_prosk.htm.
9. Разработка нового содержания образования и развития интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании: Пособие для учителя. М., 2001.
10. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии. М., 1995. С. 122–138.
11. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви. М., 2010.
12. Тулупова О. В. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогическом на- следии И. Ф. Гербарта // Педагогика. 2003. № 5. С. 73–74.
13. Франк С. Реальность и человек. М., 2007.
14. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М.; Рига, 2000.
15. Эльконин Б. Д. Учебная задача: два аспекта в понимании // Первые чтения памяти В. В. Давыдова: Cб. М.; Рига, 1998. С. 130–144.
Игнатьева Галина Александровна