/
Результат поиска


Ахтырская В. Н., Зиновьева А. Ю., Иванова Е. Л., Толмачёв В. М. "Оливовая роща" Р. М. Рильке: четыре разбора // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2008. Вып. 3 (13). С. 7-39.
PDF
Настоящая подборка статей продолжает проект, заявленный во 2-м номере «Вестника» ПСГУ (сер. «Филология») за 2008 год, и представляет собой анализ стихотворения Р. М. Рильке, вынесенного в заглавие.
Ахтырская Вера Николаевна
Зиновьева Александра Юрьевна
Иванова Екатерина Львовна
Толмачёв Василий Михайлович
Иванова С. П. Формирование правового поведения учащихся в учебных заведениях россии во второй половине XIX – начале XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 47-53.
PDF
В статье автор актуализирует роль «внутреннего распорядка» школы в формировании правового поведения учащихся во второй половине XIX – начале XX в.; раскрывает его составляющие.
Иванова Светлана Павловна
Иванова С. В. Образ Воскресения Христова в византийских манускриптах IX±XIV вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 7-18. DOI: 10.15382/sturV201416.7-18
В статье исследуется взаимосвязь образа «Воскресение» (Анастасис) со словом. Приводятся его описания, данные византийскими писателями. Исследуется его место в рукописях. Этот образ появляется в иллюстрациях византийских манускриптов IX–XIV вв.: в служебных Евангелиях (Евангелиях-апракос), в сборниках проповедей, на полях псалтирей. Рассматривается их расположение в сборниках; прослеживается, какие стихи псалмов они иллюстрируют. Выявляются композиционные особенности иконографии «Анастасис» в миниатюрах. Данные наблюдения в очередной раз подтверждают исключительно праздничное и пасхальное значение этого образа.
икона Пасхи, образ Воскресения, византийские манускрипты, псалтири с маргинальными иллюстрациями, миниатюры, Анастасис
1. Баранов В. А. Искусство после бури — богословская интерпретация некоторых изменений в послеиконоборческой иконографии Воскресения // Золотой, серебряный, железный: мифологическая модель времени и художественная культура. Курск: Издво Курского госпедуниверситета, 2002. С. 34–49.
2. Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.
3. Иванова С. В. «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // Культура. История. Современность. Сборник кафедры истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ. Вып. 8. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 36–61.
4. Иларион (Алфеев), архиепископ. Христос — победитель ада. СПб., 2009.
5. Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX века // Византийский временник 61 (2002). С. 151–171.
6. Орецкая И. А. Рукописи с миниатюрными фигурками // Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийские миниатюры второй половины X–XI века». М., 2012. С. 332–423.
7. Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. I. СПб., 1904.
8. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.
9. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. Вып. 9. М.: Московский патриархат, 1972. С. 83–148.
10. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977.
11. Grabar A. Byzantine Painting, Geneva, 1953.
12. Isar N. 2003 “The Dance of Adam: Reconstructing the Byzantine Coros”, in Byzantinoslavica, 2003, vol. 61.
13. Kartsonis A. D. Anastasis: The Making of an Image, Princeton, New Jersey, 1986.
14. Loerke M.-М.-О. Höllenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. Fakultat I (Philosophie, Sport, Kunstwissenschaften) der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
15. Anderson J. F. 1997 “Manuscripts”, in The Glory of Byzantium. Art and of Middle Byzantine Era. 843–1261. The Metropolitan Museum of Art, New York, 1997.
16. Restle M. Die Byzantinische Wandmalerei in Kleinasien, Recklingshausen, 1967, vol. 2.
17. Weitzmann K. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination, Chicago, 1971.
Иванова Светлана Валерьевна
Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжных иллюстрациях в западноевропейском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 45-54. DOI: 10.15382/sturV201517.45-54
Статья посвящена изучению иллюстраций Апостостольского символа веры - его репрезентаций в миниатюрах западноевропейских рукописей IX-XV вв. и книжных гравюрах XV-XVII вв. Рассматривается преемственность между типами иллюстрирования, выделяются различные принципы представления догматов. Прежде всего, это миниатюры, иллюстрирующие Символ веры в целом (Утрехтская псалтирь и ее копия, псалтирь св. Эдвина). Затем возникает следующий тип репрезентации, когда иллюстрируется отдельный догмат. Особое место занимает Гейдельбергский блокбух, содержащий несколько листов ксилографий Кредо. Новый этап открывается с книгопечатанием и дальнейшим развитием гравюры. Создаются циклы из двенадцати образов, последовательно представляющих каждую формулу Символа. Впервые принцип соотнесения именно с отдельной формулой проявился в инкунабуле Конрада Динкмута (1485). Но если здесь оказываются на отдельном листе два образа, они не связаны между собой изобразительно, нарративный принцип превалирует над изобразительным. В более позднее время для граверов становится наиболее важным создание единого цельного художественного образа, который объединяет входящие в него иллюстрации разных догматов. Выяснение традиции репрезентации Кредо принципиально важно не только в контексте истории западноевропейского искусства, но и для истории иконографии «Символа веры» в России.
Апостольский Символ веры, Кредо, Утрехтская псалтирь, Реймский миссал, блокбух, Гейдельбергский блокбух, инкунабула, Конрад Динкмут, Библия Пискатора, Мартин де Вос, икона «Символ веры»
1. Гамлицкий А. В. Западноевропейские лицевые Библии в России XVII–XVIII. Владельцы и формы бытования // Филевские чтения. Тезисы 4-й междунар. науч. конф. по проблемам русской художественной культуры второй пол. XVII — первой пол. XVIII. М., 1995. С. 19–22.
2. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
3. Мокрецова Н. П., Романова В. Л. Французская книжная миниатюра XIII в. в советских собраниях. 1270–1300. М.: Искусство, 1983. 247 с.
4. Backhouse J. The Illuminated Page: Ten Centuries of Manuscript Painting in the British Library, London, 1997.
5. Docampo J. 2008 “Las Miniaturas del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 53–142.
6. Geddes J. The St. Albans Psalter. A Book for Christina of Markyate, London, 2010.
7. Kisseleva L. 2008 “Misal de Reims, estudio codicilógico”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 19–49.
8. Lexikon für Theologie und Kirche, Freiburg, 1962, vol. 4.
9. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultat I der Universitat Regensburg, Regensburg, 2003.
10. McKendrick S., Doyle K. Bible Manuscripts. 1400 years of Scribes and Scripture, London, 2007.
11. Simor S. B. «I Believe». Images of the Credo from Charlemagne to Luther. Dissertation. Institute of Fine Arts, New York University, 1996.
12. Solera G. 2008 “Traducción del Misal de Reims”, in Misal de Reims. Libro de Estitudios, Madrid, 2008, pp. 143–254.
Иванова Светлана Валерьевна
Иванова С. В. Образ «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре XV - XVII вв // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 55-67. DOI: 10.15382/sturV201517.55-67
В статье изучается иконография образа «Сошествие во ад» в западноевропейской гравюре и книжной иллюстрации XV-XVII вв. Рассматривается развитие иконографии, связанное с авторскими вариациями, итальянскими влияниями или же новыми богословскими установками, появившимися в западнохристианском богословии. Особое значение имеет то, что данный образ появляется именно в составе циклов. Это «Страсти Христовы», «Семь добродетелей» и иллюстрации Апостольского кредо.
Сошествие во ад, западноевропейская гравюра, Мартин Шонгауэр, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший, Лукас ван Лейден, Альбрехт Альтдорфер, Ян Саделер, Мартин дер Вос, Адриан Колларт, Апостольский Символ веры, иллюстрированные Библии, Библия Пискатора,
1. Альбрехт Дюрер. Гравюры / вступ. ст. Алена Боре. М.: Магма, 2003. 560 с., 474 ил.
2. Гамлицкий А. В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI–XVIII столетий // Проблема копирования в европейском искусстве. Материалы науч. конф. Российской Академии художеств, 1997 г. М., 1998. С. 96–116.
3. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001.
4. Иванова С. В. Иконография Пасхи: Сошествие во ад или Воскресение? // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. Воспоминания. СПб.: СПбГУ, 2010. Вып. 8 (8).С. 36–61.
5. Иванова С. В. Воскресение Христово. СПб., 2014.
6. Иванова С. В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. М., 2014. Вып. 4. С. 138–141.
7. Иванова С. В. Икона «Символ веры» в русском искусстве XVII в. // Вестник НовГУ (в печати).
8. Иванова С. В. Гравюры Апостольского кредо и изменения иконографии Воскресения в России // История и культура. Исследования. Статьи. Публикации. СПб.: СПбГУ. Вып. 12 (в печати).
9. Иванова С. В. Апостольский Символ веры в книжной иллюстрации в западноевропейском искусстве // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2015. Вып. 1 (17). С. 45–54.
10. Иларион (Алфеев), архиеп. Христос — победитель ада. Тема сошествия во ад в восточнохристианской традиции. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2001.
11. Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009.
12. Loerke M.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten. Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen Fakultät I der Universität Regensburg, Regensburg, 2003.
13. Mielke H. Albrecht Altdorfer: Zeichnungen, Deckfarbenmalerei, Druckgraphik, Berlin, 1988.
14. Passavant J. D. Le peintre-Graveur. Tome cinquieme, Leipsic, 1864.
15. Orenstein N. M. (ed.) Pieter Bruegel the Elder: Drawings and Prints, New York, New Haven, London, 2001.
Иванова Светлана Валерьевна
Тагунова И. А., Селиванова Н. Л., Исаева М. А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 20-36. DOI: 10.15382/sturIV201538.20-36
В статье определены и охарактеризованы фундаментальные теоретико-методологические ориентиры моделей светского воспитания в Англии, США, Канаде и Австралии. Авторы статьи к фундаментальным теоретико-методологическим ориентирам моделей светского воспитания отнесли четыре базовых направления ценностных установок, сформулированных в трудах ученых этих стран: рациональное, развивающее, интуитивное и социальное. В статье эти ценностные установки описаны в контексте работ философа Дж. Ролза («Теория справедливости»), психологов Л. Колберга («Теории развития нравственности») и М. Рокича («Концепции ценностных ориентаций личности»), а также социолога А. Вилдавски («Культурологическая и социальная теория»). В статье рассматриваются ключевые ценностные ориентиры моделей воспитания в каждой из вышеназванных работ и направлений. Авторы статьи доказывают и обосновывают тот факт, что идеи воспитания, разработанные на основе всех этих ценностных ориентиров, в целом можно объединить общим направлением в образовании — либеральным.
теория, методология, направления, ориентиры, модели воспитания, рациональные ценности, развивающие ценности, интуитивные ценности, социальные ценности
1. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии. М., 2008.
2. Вильдавски А. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 268–276.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Н. Воскресенская, С. Шехтер, ред. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М., 2004.
4. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом (URL: http://www.prosv.ru/ebooks/dgur/index.html).
5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 2010.
6. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
7. Фахрутдинова А. В. Гражданское образование учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ–ХХI вв. Докторская диссертация. Казань, 2012.
8. Ericson E. Identity, Youth and Crisis, New York, 1968.
9. Kohlberg L. 1969 “Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to Socialization”, in Goslin D. A. (ed.) Handbook of Socialization. Theory and Research, Chicago, 1969.
10. Kohlberg L. 1963 “The Development of Children’s Orientations Toward a Moral Order”, in Vita Humana, 1963, vol. 6, pp. 11–35.
11. Kohlberg L. The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice, San Francisco, 1981.
12. Levine P. Basic Theories of Civic Development, 2012, in http://peterlevine.ws.
13. Rokeach M. Beliefs, Attitudes and Values. A Theory of Organization and Change, San Francisco, 1972.
14. Wildavsky A. Culture and Social Theory, New Brunswick, London, 1998.
Тагунова Ирина Августовна
Селиванова Наталия Леонидовна
Исаева Марина Алексеевна
Иванова А. С. Эсхатологическое содержание образов Калки и Будды Майтреи: компаративный анализ. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 89-102. DOI: 10.15382/sturI201772.89-102
В средневековой индийской мифологии, отраженной в текстах Палийского канона Типитака и пуранах, присутствуют образы, отображающие эсхатологические религиозно-философские идеи. Одним из них является Калки - десятая аватара Вишну, индуистский мессия, приход которого, согласно пуранам, должен положить конец нравственному и религиозному упадку в последние времена Кали-юги. Миф о бодхисатве Майтрее, почитание которого распространено среди разных школ буддизма, связан с пророчеством о будущем перерождении Майтреи, который ожидает своего часа на Небесах Тусита. В данной статье рассматривается эсхатологическое содержание мифов о Майтрее и Калки и то, как оно реализуется в последовательности мифологического сюжета, связанного с конечной судьбой мира в момент завершения очередного временного цикла. При сопоставлении мифов о Майтрее и Калки наблюдается определенное сходство между образами Майтреи и Калки, вследствие чего возникает вопрос о том, какой из мифологических сюжетов был первичным. Исходя из более раннего происхождения мифа о Майтрее, следует отметить, что образ Калки в литературе пуран формировался под влиянием инклюзивистских стратегий вишнуисткой традиции. Несмотря на единство мифологических функций и активное взаимовлияние образы Калки и Майтреи контрастны по отношению друг к другу, так как они транслируют два разных сценария эсхатологии циклического типа: суд Калки и его воинственное возмездие, а также проповедь Майтреи, что принесет спасение всем существам.
Калки, Майтрея, мифологическая функция, циклическая эсхатология, пурана, инклюзивизм, компаративный анализ
  1. Вигасин А. А. ДхармашастраНарады. М., 1998.
  2. Гаруда-пурана. 12. 3, 8. / Гаруда-пурана. Человек и мир./ Пер. с санскр., исслед., коммент. Е. В. Тюлиной. М., 2003.
  3. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Язык пали. М., 1965.
  4. Махабхарата. Араньякапарва. / Перевод с санскр., предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М., 1987.
  5. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. (пантеон). М. 1975
  6. Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1996.
  7. Abegg E. Der Messiasglaube in Indien und Iran. De Gruyter, Berlin 1928.
  8. Geiger W. The Culavamsa: Being the More Recent Part of the Mahavamsa. London. 1930.
  9. Geiger W., Bode M. H.The Mahavamsa or, the great chronicle of Ceylon / Pali Text Society. London. 1912.
  10. Goldstone J. N. Eschatologiсal backgrounds of devotionalism in Buddhist China. Vancouver.1978.
  11. Hacker P. Inclusivismus: Eine indische Denkform / G.Oberhammer, ed. Wien. 1983.
  12. Hopkins E. W. Epic mythology. Strassburg .1915
  13. Jaiswal S. The origin and development of Vaisnavism. Delhi. 1967.
  14. Kalki Purana of Sri Veda Vyasa / P. J.Vidyasagara, ed. B. A. Calcutta. 1890.
  15. Kitagawa J. M. The Many Faces of Maitreya. A historian of Religions Reflections // Maitreya, the Future Buddha /A.Sponberg, ed. Cambridge. 1988. P. 7-23.
  16. Lancaster L. R. Maitreya //Encyclopedia of Religion /L. Jones, ed. Detroit, 2005.vol. P. 5619
  17. Malalasekera G. P. Dictionary of Pali proper names.Vol II. New Delhi. 2007.P. 660-661.
  18. Mankad D. R. Kalki - the Earliest Check to Buddhism //Encyclopaedia of Hinduism. Vol. 41. /N. Singh, ed. Delhi 2000. P.1451.
  19. Minayeff J. The Annagata-vamsa // Journal of the Pali Text Society / T. W. Rhys Davids, ed. 1886. P. 33-54.
  20. Morris R. The Buddhavaṃsa and the Cariyā-piṭaka. Vol. I . London: Pali Text Society 1882.
  21. Nattier J. The Meanings of Maitreya. A Typological Analysis // Maitreya, the Future Buddha /A.Sponberg, ed. Cambridge. 1988. Р. 23-51.
  22. Norman H. C. The Kalkiavatara of Vishnu // Transactions of the Third International Congress for the History of Religions.1908.vol. N.
  23. O’ Flaherty W. D. The Hindus: An Alternative History. New York. 2009.
  24. Rhys Davids T. W. Dialogues of the Buddha / Transl. from the Pali of the Digha Nikaya by C.A.F. Rhys Davids. Pt/ III. London. 1921.
  25. Rocher L.The Puranas.Wiesbaden, 1986.
  26. The VayuPurana. A System of Нindu Mythology and Tradition. vol II. RajendralalaMitra, ed. Calcutta . 1881.
  27. Vishnu Purana with Сommentary by Vishnuchitta Alwar / P. B. Annangaracharya, ed. Kanchipuram. 1972.
  28. Winternitz M. A. History of Indian Literature. Vol 2. Calcutta.
  29. Winternitz M. A. History of Indian Literature.Vol 1. New Delhi.1977.
  30. Wynne А. How Old Is Sutta-pitaka? Oxford. 2003.
Иванова Анастасия Сергеевна
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: anastasuwa_iv@mail.ru.
Степанов П. В., Степанова И. В., Селиванова Н. Л. Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 39-48. DOI: 10.15382/sturIV201849.39-48
В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.
воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы
  1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005.
  2. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002.
  3. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010.
  4. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010.
  5. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190–196.
Степанов Павел Валентинович
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0003-4924-835X;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Степанова Ирина Викторовна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9972-0267;
Электронный адрес: semya-2005@yandex.ru.
Селиванова Наталия Леонидовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования Российской академии образования; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208;
Должность: заведующий Центром стратегии и теории воспитания личности;
ORCID: 0000-0001-6654-5992;
Электронный адрес: nselivanova2000@mail.ru.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).