/
Результат поиска


Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 78-95. DOI: 10.15382/sturV201830.78-95
Статья посвящена анализу типологии икон в окладах 2-й пол. XVI — нач. XVII в. с лицевыми изображениями на полях. Драгоценные оклады выполнены в кремлевских мастерских, многие по царскому заказу. Работа с архивными материалами позволила выявить значительную группу несохранившихся икон в окладах. В результате изучения как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней произведений удалось установить, что окладами с лицевыми изображениями на полях украшались как иконы из местных рядов иконостасов, окладна почитаемые иконы, имеющие важное значение в сакральном пространстве храма, стоявшие на поклоне в разных местах храмов, так и многочисленные иконы «пядницы», имевшие разное предназначение — налойные иконы, иконы на помин души, обетные иконы. В основном это царские вклады и вклады богатых ктиторов, приближенных к московскому двору, в кремлевские храмы и монастыри России. Лицевые изображения на полях окладов, исполненные в различных ювелирных техниках — чеканке, черни и гравировке, визуализируют и конкретизируют моление донаторов. Выявление значительного круга произведений позволило охарактеризовать масштаб этого особого явления придворной позднесредневековой культуры.
оклады икон, XVI век, кремлевские мастерские, царские вклады, иконы, московский двор, ювелирное искусство
  1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. М., 2002.
  2. Быкова М. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. М., 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  3. Варлаам, архим. Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при МГУ. 1859 г. Кн. 3. Отд. 1. М., 1859. С. 1–104.
  4. Вкладная и кормовая книга московского Симонова монастыря / А. И. Алексеев, сост. М., 2006.
  5. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Б. А. Рыбаков, отв. ред. М., 1987.
  6. Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы V международной конференции. Сергиев Посад, 2009. С. 175–190.
  7. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 октября 2008. С. 289–304.
  8. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII ст. М., 2003.
  9. Зюзева С. Г. Золотой оклад иконы «Троица» конца XVI века. История создания. Иконографические и стилистические особенности лицевых изображений // Материалы и исследования. Вып. 27. М., 2016. С. 64–80.
  10. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 ноября 2005 г. / А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2009. С. 443–455.
  11. Зюзева С. Г. Оклад иконы «Богоматерь Знамение»: История создания и проблемы атрибуции. Доклад, прочитанный на научном семинаре «Оружейная палата и проблемы изучения русского средневекового искусства» в Музеях Московского Кремля 27 сентября 2016 г.
  12. Зюзева С. Г. Оклады Богородичных икон последней четверти XVI века из кремлевских мастерских с черневыми и гравированными дробницами на полях // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 365–376.
  13. Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон второй половины XVI века с лицевыми изображениями на полях // Там же. С. 419–430.
  14. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV– начала XX века: Каталог. М., 2016.
  15. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии / Иоанн Добролюбов, сост. Т. 1. Зарайск, 1884.
  16. Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. М., 1998.
  17. Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) году // РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 28 об. – 29.
  18. Куколевская О. С. Ипатьевский монастырь. М., 2003.
  19. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 318–335.
  20. Маханько М. А. «Вологодский извод» иконы «Никола Великорецкий». О разных редакциях житийного варианта чудотворного образа // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2010. С. 464–483.
  21. Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля середины – второй половины XVI века по письменным данным // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 215–250.
  22. Маханько М. А. Почитание и собирание древних икон в истории и культуре Московской Руси XVI века. М., 2015.
  23. Маханько М. А. Сведения о «застенках» в описи Образной палаты 1669 года // Церковное шитье в Древней Руси: Сб. статей / Э. С. Смирнова, ред.-сост. М., 2010. С. 83–100.
  24. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
  25. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй половины XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1897. С. C–CVIII.
  26. Описание памятников церковного и гражданского быта из семейного собрания гр. Шереметевых // РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 1369.
  27. Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. 1876. Т. 3.
  28. Опись домашнего имущества царя Ивана Грозного // Временник Императорского московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850.смесь 1.
  29. Опись московской Оружейной палаты. Ч. 1. М., 1884. Царская образная. Древний царский чин и принадлежности священного коронования. Украшения древних царских одежд и различные вещи.
  30. Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771–1772 гг. // ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90. Л. 38–40.
  31. Переписная книга Костромского Ипатьевского монастыря 1595 г. / сообщил М. И. Соколов. М.: Университетская типография, 1890.
  32. Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII века, по спискам: Архива Оружейной палаты и Донского монастыря // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М., 1873.
  33. Постникова-Лосева М. М. К вопросу об отражении византийской художественной культуры в золотом и серебряном деле Древней Руси (серебряный оклад иконы Димитрия Солунского 1586 г.) // Византийский временник. М., 1969. Т. XXX. С. 233–242.
  34. Преображенский А. С. Чудотворная Гребневская икона Богоматери Одигитрии и ее списки в Московском Кремле // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 161–214.
  35. Реликвия рода Годуновых: складень-кузов с избранными праздниками и святыми: Каталог выставки / С. В. Гнутова, авт.-сост. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2018.
  36. Ризница Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Т. 1. 2014.
  37. Рущинский Л. П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII веков. М., 1871.
  38. Самойлова Т. Е. Царские иконы-мощевики конца XVI века // Московский Кремль XVI столетия: Древние святыни и исторические памятники. Кн. 2. М., 2014. С. 263–282.
  39. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки. М., 2003.
  40. Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., 2000.
  41. Стерлигова И. А. Драгоценный убор царского храма // Царский храм: Святыни Благовещенского собора Московского Кремля. М., 2003. С. 63–78.
  42. Стерлигова И. А. Несколько замечаний к истории драгоценной иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская» // Иконографические новации и традиции в искусстве XVI века: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства. Т. III. М., 2008. C.161–172.
  43. Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при Московском дворце в XVII в. // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1902. Кн. 3.
  44. Щенникова Л. А. Иконы «Богоматерь Владимирская» в монастырях Москвы XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 122–135.
  45. Gifts to the Tsars 1500–1700. Treasures from the Kremlin, 2001.
  46. Grabar A. Les revetements en or et en argent des icones byzantines du Moyen Age. Venise, 1975.
Зюзева Светлана Геннадиевна
Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.
Зюзева С. Г. Серебряная икона «Благовещение» XVI века. Работа западного мастера в Москве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 37-48. DOI: 10.15382/sturV201934.37-48
Статья посвящена первому всестороннему исследованию чеканной иконы «Благовещение» из Музеев Московского Кремля. Икона, происходящая из Преображенского собора Соловецкого монастыря, имеет исключительное значение в истории ювелирного искусства Москвы XVI в. и изучении работы западноевропейских мастеров в кремлевских мастерских.Найденные нами многочисленные иконографические и стилистические аналогии в европейском искусстве Италии и Священной Римской империи германской нации кон. XV — сер. XVI в., а также технико-технологические особенности исполнения иконы убедительно свидетельствуют о работе мастеров из этих регионов над произведением. Ближайшие аналогии в ювелирном искусстве Москвы 80–90-х гг. XVI в., прежде всего, ковчег царицы Ирины Годуновой, датируемый 1589 г., позволили нам уточнить атрибуцию иконы, прежде считавшейся произведением XVII в. Анализ иконографической программы гравированных изображений на полях иконы также подтверждает связь с придворным заказом. Вторая полностью чеканная икона «Благовещение» схожего размера находилась в придворном царском храме — Благовещенском соборе Московского Кремля. По нашему мнению, обе иконы, имевшие близкое декоративное решение, могли быть исполнены в одно время, одним мастером.
европейские мастера, кремлевские мастерские, XVI век, ювелирные техники, Московский двор, иконы
  1. Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву: История и иконография архитектуры. М., 2016.
  2. Быкова З. А. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале // Искусство христианского мира. 2003. Вып. 7. С. 136–154.
  3. Воронцова Л. М. Оклад на икону «Преподобный Сергий Радонежский» из собрания Сергиево-Посадского музея // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VI международной конференции 28–31 окт. 2008. С. 289–304.
  4. Декоративно-прикладное искусство Новгорода XVI–XVII вв. М., 2008.
  5. Зюзева С. Г. Иконные оклады второй половины XVI в. с дробницами из мастерских Московского Кремля // ДРИ. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства: Материалы Международной научной конференции 1–2 нояб. 2005 г. / ред.-сост. А. Л. Баталов, Э. С. Смирнова. М., 2009. С. 443–455.
  6. Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI в. // Вестник РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 3 (9). С. 106–118.
  7. Зюзева С. Г. Типология икон в окладах с лицевыми изображениями на полях 2-й пол. XVI – нач. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. C. 78–95.
  8. Иконы Архангельского собора Московского Кремля XIV– начала XX века: каталог. М., 2016.
  9. Книга отводная церквей и ризницы Соловецкого монастыря новому ризничему Сильвестру (1765 г.?) (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Рук-1410).
  10. Мартынова М. В. Московская эмаль XV–XVII веков: каталог. М., 2002.
  11. Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования / Отв. ред. Л. А. Щенникова. М., 1999. С. 318–335.
  12. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля. М., 2005.
  13. Опись церковного имущества Благовещенского собора за 1771–1772 гг. (ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 3. Д. 90).
  14. Опись церковной казны Благовещенского собора Московского Кремля 1721 года. М., 2018.
  15. Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: каталог выставки. М., 2003.
  16. Стерлигова И. А. Введение к части второй «Святыни государственной казны и ризниц кремлевских храмов» // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники: сб. статей / сост. и отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М., БуксМАрт, 2014. Кн. 2. С. 282–297.
  17. Стерлигова И. А. Драгоценные иконы святителя Николая в Древней Руси // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. М., 2011. С. 382–408.
  18. Hoch Renaissance imVatikan: Kunst und Kultur im Rom der Päpste I 1503–1534 / Kunst- und Ausstelungshalle der Bundesrepublik; Vatikanische Museen, Biblioteca Apostolica Vaticana. S. 1., 1999.
  19. Mosco M., Casazza O. The Museo degli Argenti. Collections and Collectors, 2004.
  20. The Illustrated Bartsch 20 (Part 1) German Masters of the Sixteenth Century. Jost Amman: Intaglio Prints and Woodcuts / еd. by S. Peters. N. Y. The Springtime of the Renaissance. Sculpture and the Arts in Florence 1400–1600 / еd. by B. Paolozzi Strozzi and M. Bormand, 2013.
Зюзева Светлана Геннадиевна
Место работы: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”; Российская Федерация, 103132 г. Москва, Кремль;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6499-0811;
Электронный адрес: zuzeva@yandex.ru.