/
Результат поиска


Зыгмонт А. И. Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 3 (59). С. 23-38. DOI: 10.15382/sturI201559.23-38
Статья посвящена рассмотрению концептов насилия (violence) и сакрального (sacré) в творчестве французского философа Жоржа Батая. Автор прослеживает трансформации содержания концепта насилия на протяжении всего творческого пути мыслителя, а именно в его ранних литературно-философских опытах конца 20-х — начала 30-х гг. XX в., в докладах для Коллежа социологии (1937–1939) и в «систематических» послевоенных сочинениях (1945–1962). Кроме того, автор выдвигает гипотезу о связи концепта насилия с концептом сакрального и демонстрирует, что наиболее полно она проявляется в последний период творчества мыслителя, хотя может быть отмечена и ранее. Диахроническое рассмотрение становления этих концептов позволяет автору проследить их корреляцию от более или менее случайной связи, опосредованной художественными образами и другими понятиями (например, жертвоприношения) до эксплицитного отождествления их друг с другом и систематической разработки в динамической связи с другими концептами, как природа, жизнь, бытие, интимность, животное состояние, трата, жертвоприношение, война и эротизм.
Ж. Батай, Коллеж социологии, насилие, сакральное, интимность, жизнь, жертвоприношение, война, эротизм
1. Бонецкая Н. К. Русский Ницше // Вопросы философии. 2013. № 7. С. 133–143.
2. Вайнград М. Коллеж социологии и институт социальных исследований: Беньямин и Батай // Новое литературное обозрение. 2004. T. 4. № 68. С. 17–45.
3. Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М., 2010.
4. Зенкин С. Н. Конструирование пустоты: миф об Ацефале // Предельный Батай / Д. Ю. Дорофеев, ред. СПб., 2006. С. 118–131.
5. Зенкин С. Н. Небожественное сакральное. Теория и художественная практика. М., 2014.
6. Зенкин С. Сакральная социология Жоржа Батая // Батай Ж. Проклятая часть. Скральная социология. М., 2006. C. 7–48.
7. Остроухов В. В. Насилие сквозь призму веков. Историко-философский анализ. М., 2003.
8. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008.
9. Пономарева М. О. Л. И. Шестов как предтеча постмодернизма // ХОРА. 2008. № 2. С. 91–98.
10. Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX в. М., 2011.
11. Стейнмец Ж.-Л. Батай и культ Митры: к Истории глаза // Предельный Батай. СПб., 2006. С. 195–210.
12. Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009.
13. Трофимова К. П. Коллеж социологии о проблеме сакрального // RELIGO. Альманах Московского религиоведческого общества. Вып. 1. 2004–2007. М., 2008. С. 30–42.
14. Фокин С. Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. СПб., 2002.
15. Arppe T. 2009 “Sacred Violence: Girard, Bataille and the Vicissitudes of Human Desire”, in Distinktion: Scandinavian Journal of Social Theory, 2009, vol. 10/2, pp. 31–58.
16. Black C. Sadism and Surrealism. The Marquis de Sade and the Surrealists, 2013.
17. Carrier M. 2006 “La communauté et la violence sacrée”, in Cahiers des imaginaires, 2006, vol. 6, pp. 65–92.
18. Cohen-Almagor R. 1991 “Foundations of Violence, Terror and War in the Writings of Marx, Engels and Lenin”, in Terrorism and Political Violence, 1991, vol. 3/2, pp. 1–24.
21. Direk Z. 2004 “Bataille on Immanent and Transcendent Violence”, in Bulletin de la Société de Philosophie de Langue Français, 2004, vol. 14/2, pp. 29 –49.
22. Durkheim É. Les formes élémentaires de la vie religieuse, Paris, 2013.
23. Feher M. Conjurations de la violence: introduction à la lecture de Georges Bataille, Paris, 1981.
24. Ffrench P. After Bataille: Sacrifice, Exposure, Community, Oxford, 2007.
25. Girard R. Je vois Satan tomber comme l’éclair, Paris, 1999.
26. Girard R. Violence et le sacré, Paris, 2012.
27. Hertz R. 1909 “Prééminence de la main droite. Étude sur la polarité religieuse”, in Revue Philosophique de la France et de l’Étranger, 1909, vol. 68, pp. 553–580.
28. Hoffmann C. 2011 “Le sacré chez Georges Bataille”, in Communication, lettres et sciences du langage, 2011, vol. 5/1, pp. 72–81.
29. Kristeva J. Pouvoirs de l’horreur. Essai sur l’abjection, Paris, 1980.
30. Hollier D. (ed.) Le Collège de Sociologie. 1937–1939, Folio, 1995.
31. Noys B. Georges Bataille. A Critical Introduction, London, 2000.
32. 1937–1939 “Pour un Collège de Sociologie”, in Le Collège de Sociologie, 1937–1939.
33. Richman M. Sacred Revolutions: Durkheim and the Collège of Sociologie, Minneapolis, 2002.
34. Stronge P. 2006 “In the Name of All that is Holy: Classification and the Sacred”, in eSharp, 2006, vol. 7/7, in http://www.gla.ac.uk /research/az/esharp/issues/7/.
35. Traylor A.D. 2014 “Violence Has Its Reasons: Girard and Bataille”, in Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture, 2014, vol. 21, pp. 131–156.
36. York J. D. 2003 “Flesh and Consciousness: Georges Bataille and Dionysian”, in Journal for Cultural and Religious Theory, 2003, vol. 4/3, pp. 42–57.
Зыгмонт Алексей Игоревич
Зыгмонт А. И. Война и философия сакрального у Жоржа Батая // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 70. С. 63-81. DOI: 10.15382/sturI201770.63-81
Статья посвящена рассмотрению различных концептуализаций феномена войны в творчестве французского философа Жоржа Батая в их связи с понятием сакрального. Выдвигается предположение, что этот мыслитель предложил такую постановку проблемы одним из первых и что она рождается на пересечении двух взаимосвязанных тезисов: об упадке сакрального в современном мире и о сущностном отличии Второй мировой войны от всех прежних, в результате чего становились возможны спекуляции на тему ее большей или меньшей «сакральности». Прослеживая эволюцию взглядов философа на сей счет с 30-х до 60-х гг., автор доказывает тезис о том, что на протяжении всего своего творческого пути он последовательно осуждал войну как вооруженный политический конфликт, противопоставляя ее религиозному восприятию жизни и свободному движению насилия в форме революции, трагедии или жертвоприношения и решительно отказывая ей в сакральном характере. Тем не менее, высказываясь против так называемой современной войны как прагматичной, механизированной, профанной и к тому же грозящей человечеству уничтожением, он противопоставляет ее двум другим — сакральным — типам войны: первый из них — «архаическая» война, сходная с жертвоприношением и преображающая человеческое существо в перспективе близости смерти; второй — «духовная брань», мистическая борьба субъекта против собственной субъектности, саму идею которой Батай почерпнул из средневековой католической мистики. Все эти различные концепции войны проистекают при этом из многообразия личного опыта самого философа.
Ж. Батай, война, сакральное, жертвоприношение, мистика, современная война, архаическая война, «духовная брань»
Зенкин С. Жорж Батай: политика в мировом масштабе // Новое литературное обозрение. № 116. URL:http://www.nlobooks.ru/node/2514 (дата обращения: 01. 03. 2017).
Зенкин С. Нетеологическая мистика Жоржа Батая // Батай Ж. Сумма Атеологии. Философия и мистика. М., 2016. С. 6–73.
Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009.
«Contre-Attaque». Union de lutte des intellectuels revolutionnaires // Bataille G. Oeuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 379–383.
A ceux qui n’ont pas oublie la guerre du droit et de la liberte // Ibid. P. 399–401.
Bataille G. [Instruction pour la «rencontre» en foret // L’Apprenti sorcier. Textes, lettres et documents (1932–1939) rassembles, presentes et annotes par Marina Galletti. P., 1999. P. 359–362.
Bataille G. [La joie devant la mort. Texte de meditation, 1939 // L’Apprenti sorcier. Textes, lettres et documents (1932–1939) rassembles, presentes et annotes par Marina Galletti. P., 1999. P. 538–540.
Bataille G. Caprice et machinerie d’Etat a Stalingrad // OEuvres completes. P., 1988. T. 11. P. 472–479.
Bataille G. Histoire de l’oeil // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 9–78.
Bataille G. La conjuration sacree // Ibid. P. 442–446.
Bataille G. La guerre et la philosophie du sacre // OEuvres completes. P., 1988. T. 12. P. 47–57.
Bataille G. La limite de l’utile // OEuvres completes. P., 1976. T. 7. P. 181–280.
Bataille G. La menace de guerre // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 550–551.
Bataille G. La part maudite // OEuvres completes. P., 1988. T. 7. P.17–180.
Bataille G. La pratique de la joie devant la mort // Acephale. 1939. №5. P. 11–23.
Bataille G. La structure psychologique du fascisme // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 339-371.
Bataille G. La theorie de la religion // OEuvres completes. P., 1976. T. 7. P. 281–362.
Bataille G. Le bleu du ciel // OEuvres completes. P., 1971. T. 3. P. 377–487.
Bataille G. Le coupable // OEuvres completes. P., 1973. T. 5. P. 235–366.
Bataille G. L’Ėrotisme // OEuvres completes. P., 1987. T. 10. P. 7–270.
Bataille G. L’experience interieure // OEuvres completes. P., 1973. T. 5. P. 7–190.
Bataille G. Notes additionelles sur la guerre // OEuvres completes. P. 1970. T. 1.
Bataille G. Sommes-nous la pour jouer? ou pour etre serieux? // OEuvres completes. P., 1988. T. 12. P. 100–125.
Bataille G. Sur Nietzsche // OEuvres completes. P., 1973. T. 6. P. 7–208.
Caillois R. Bellone, ou la pente de la guerre. P., 2012.
Caillois R. L’homme et le sacre. P., 1950.
Carrier M. Georges Bataille. La communaute et la violence sacree // Cahiers des imaginaires. 2006. T. 6. P. 65–94.
Connor P. T. Georges Bataille and the Mysticism of Sin. Baltimore (Md.), 2003.
Cowdell S. Rene Girard and Secular Modernity. Notre Dame (Indiana), 2013.
Direk Z. Bataille on Immanent and Transcendent Violence // Bulletin de la Societe de Philosophie de Langue Francais. 2004. T. 14. 2. P. 29–49.
Feher M. Conjurations de la violence. Introduction a la lecture de Georges Bataille. P., 1981.
Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse. W., 1921.
Georges Bataille. Choix de lettres, 1917–1962. P., 1997.
Girard R. Achever Clausewitz. P., 2011.
Grottanelli C. Fruitful Death: Mircea Eliade and Ernst Junger on Human Sacrifi ce, 1937–1945 // Numen. 1005. Vol. 52. 1. P. 116–145.
Hollier D. Les depossedes (Bataille, Caillois, Leiris, Malraux, Sartre). P., 1993.
Hollier D. La prise de la concorde. Essais sur Georges Bataille. P., 1974.
Hollywood A. Bataille and Mysticism: A «Dazzling Dissolution» // Diacritics. 1996. Vol. 26. 2.т P. 74–85.
Hussey A. The Inner Scar: The Mysticism of Georges Bataille. Amsterdam, 2000.
Kendall S. Georges Bataille. L., 2007.
Le College de Sociologie. 1937–1939 / D. Hollier, ed. P., 1995.
Noys B. Georges Bataille: A Critical Introduction. L., 2000.
Roger P. Caillois la guerre aux trousses // Critique. 2013. Vol. 788–789. P. 43–58.
Romi Mukherdjee S. Festival, Vacation, War: Roger Caillois and the Politics of Paroxysm // Durkheim and Violence / S. Romi Mukherdjee, ed. Malden (Mass.), 2009. P. 119–138.
Stoekl A. Bataille’s Peak. Energy, Religion and Postsustainability. Minneapolis (Mn.), 2007.
Surya M. Georges Bataille, la mort a l’oeuvre. P., 2012.
Surya M. Saintete de Bataille. P., 2012.
Зыгмонт Алексей Игоревич
Место работы: аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 105066, Россия, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: az09@mail.ru.