/
Результат поиска


Изотова О. Н. Игнатий Диакон о священных изображениях: богословие агиографа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 9-24. DOI: 10.15382/sturI201557.9-24
Статья посвящена теории церковных изображений Игнатия Диакона, византийского писателя рубежа VIII-IX вв., изложенной в некоторых фрагментах созданных им житий святых: Георгия Амастридского, Григория Декаполита, патриархов Константинопольских Тарасия и Никифора. Эти жития принадлежат к памятникам «агиографии высокого стиля»: они написаны изысканным языком, наполнены цитатами и пространными богословскими рассуждениями. Таким образом, можно найти довольно обширный материал для исследования. Игнатий Диакон представляет развернутую апологию священных изображений, рассуждает о воздействии их на зрителя, широко пользуется понятием о так называемых «живых образах добродетели», создаваемых подвижниками в своем собственном лице. Для защиты священных изображений Игнатий привлекает разнообразные аргументы и обращается к различным темам иконопочитательского богословия.
Игнатий Диакон, иконоборчество, теория образа, икона, священные изображения, агиография
1. Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxford, 1958.
2. Anastos M. 1954 “The Ethical Theory of Images Formulated by Iconoclasts in 754 and 815”, in Dumbarton Oaks Papers, 1954, vol. 8, pp. 151–160.
3. Baranov V. A. 2005 “The Vita Tarasii as a Source for Reconstruction of the Iconoclastic Theology”, in Muravjew A., Lurje V. (eds.) Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934–2003), Saint-Petersburg, 2005, pp. 89–97.
4. Brubaker L. Vision and Meaning in Byzantium, Cambridge, 1999.
5. Efthymiadis S. 1991 “On the Hagiographical Work of Ignatius the Deacon”, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1991, vol. 41, pp. 73–83.
6. Kazhdan A. “George of Amastris”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 837.
7. Kazhdan A., Patterson-Ševčenko N. “Gregory of Decapolis”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 880.
8. Kazhdan A. “Tarasios”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 2011.
9. Kazhdan A. “Nicephoros I”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 1477.
10. Makris G. Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart; Leipzig, 1997.
11. Ševčenko I. 1977 “Hagiography of the Iconoclast Period”, in Iconoclasm, Birmingham, 1977, pp. 113–131.
12. Treadgold W. 1988–1989 “Three Byzantine Provinces and the First Byzantine Contacts with the Rus”, in Harvard Ukrainian Studies, 1988–1989, vol. 12–13, pp. 132–144.
14. Wolska-Conus W. 1980 “Une programme iconographique du patriarche Tarasios?“, in Revue des études byzantines, 1980, vol. 38, pp. 247–254.
15. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.
16. Афиногенов Д. Е. Игнатий Диакон // Православная энциклопедия. Т. 21. P. 147–148.
17. Афиногенова О. Н. Георгий Амастридский // ПЭ. Т. 10. С. 656–658.
18. Бычков В. В. Феномен иконы. М., 2009.
19. Бычков В. В. Формирование основных принципов византийской эстетики // Культура Византии IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 478–203.
20. Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград, 1915.
21. Заплатников С. В. Концепция зрительного Писания в трудах патриарха Германа Константинопольского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 97–110.
22. Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.
23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., Желтов М., диак., Шевченко Э. В. Григорий Декаполит // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 716–719.
24. Стасюк В., иерей. Карл Великий и Седьмой Вселенский собор. Каролингские книги. М., 2012.
Изотова Ольга Николаевна
Изотова О. Н. Идеологическое противостояние Церкви и императорской власти в Византии в начале IX в. по данным агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 27-36. DOI: 10.15382/sturII201565.27-36
Статья посвящена исповеданию веры, выработанному иконоборческим собором 815 г. и предложенному императором Львом V Византийской Церкви в начале IX в. Автор возвращается к забытой дискуссии по поводу реконструкции этого исповедания, предпринятой П. Александером в 1953 г. Выводы П. Александера были подвергнуты критике сразу после выхода его публикации. Однако обращение к житийным текстам заставляет снова поставить вопрос об истоках поддержанного собором учения о так называемых одушевленных иконах, которые противопоставлялись художественным изображениям, а также об использовании для обоснования теории образа библейского стиха Быт 1. 26 об образе и подобии Божием в человеке, на которое обращал особое внимание П. Александер. Данная статья не претендует на исчерпывающую богословскую интерпретацию иконоборческого исповедания 815 г., а, скорее, предлагает некоторые размышления, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
икона, иконоборчество, теория образа, иконоборческий собор 815 г., Мефодий I Константинопольский, Игнатий Диакон, Никифор Константинопольский, Евфимий Сардский, агиография
1. Афиногенов Д. Е. Евфимий // Православная энциклопедия. Т. 17. С. 398.
2. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997.
3. Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград, 1915.
4. Житие св. Георгия Амастридского // Там же.
5. Острогорский Г. А. История Византийского государства / М. В. Грацианский, пер. с нем.; П. В. Кузенков, ред. М., 2011.
6. Alexander Р. 1953 “The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos)”, in Dumbarton Oaks Papers, 1953, vol. 7, pp. 35–66.
7. Anastos M. 1954 “The ethical theory of images formulated by iconoclasts in 754 and 815”, in Dumbarton Oaks Papers, 1954, vol. 8, pp. 151–160.
8. Efthymiadis S. 1991 “On the Hagiographical Work of Ignatius the Deacon”, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1991, vol. 41, pp. 73–83.
9. Efthymiadis S. The Life of the Patriarch Tarasios by Ignatios the Deacon, Aldershot, 1998.
10. 1987 “La vie d’Euthyme de Sardes († 831), une œuvre du patriarche Méthode”, in Gouillard J. (ed.) Travaux et Mémoires, 1987, vol. 10, pp. 1–101.
11. Makris G. Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart, Leipzig, 1997.
12. Parry K. Depicting the Word: Byzantine Iconophile Thought of the Eighth and Ninth Centuries, Leiden, 1996.
13. Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113–131.
14. 1998 “The Life of the Patriarch Tarasios by Ignatios the Deacon (BHG 1698). Introduction, Text, Translation and Commentary”, in Efthymiadis S. (ed.) Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs, Aldershot, 1998, vol. 4.
Изотова Ольга Николаевна
Изотова О. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 147-150. — Рец. на кн.: Tsakiridou C. A. Icons in Time, Persons in Eternity: Orthodox Theology and the Aesthetics of the Christian Image. Farnham, 2013
PDF
Изотова Ольга Николаевна
Зотова Е. В. «Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф.183 №368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 9-25. DOI: 10.15382/sturV201728.9-25
В статье речь идет об особенностях иконографии посвятительных миниатюр рукописи Ф. 183. № 386 из собрания Российской государственной библиотеки, созданной в Майнце в середине XII в. и содержащей текст службы архиепископу Виллигизу и чтения о чудесах святого. В данном исследовании анализируются отличия данных миниатюр от традиционных иконографических схем посвятительных сцен — образы авторов и донаторов, обращающихся к святому покровителю, — и вероятные причины решения, которое художник или заказчик нашел в данной ситуации. На обеих миниатюрах представлен архиепископ Виллигиз, почитавшийся в Майнце в образе святого. Автор проводит сравнение с образами святых епископов в других манускриптах XII в., близких по содержанию: жития святых епископов Германии, представителей имперской церкви X–XII вв. Целью исследования было также определить и обосновать роли изображенных на миниатюрах архиепископа Майнца Генриха I и пробста кафедрального собора Гартманна по отношению к рукописи — архиепископа как заказчика и донатора, Гартманна как возможного автора или составителя текста службы и описания чудес. В статье также освещаются темы преемства сана, подражания святому предшественнику, характерные для изображений епископов в рукописях, созданных в Германии в XII в.
книжная миниатюра, иллюминированная рукопись, образ епископа, образ святого епископа, иконография, посвятительная миниатюра, XII век, средневековые западноевропейские рукописи, Германия
  1. Герье В. И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869.
  2. Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII—XVII вв.: Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М., 2012.
  3. Золотова Е. Ю., Мокрецова И. П. Западноевропейские средневековые иллюстрированные рукописи из московских собраний. М., 2003.
  4. Михайлова К. А., Подмарькова М. В. Собрание рукописей на западноевропейских языках. Фонд № 183 (рукописи XII–XIX вв.). Опись. М., 1993.
  5. Мокрецова И. П., Щеголева Л. И. Каталог средневековых западноевропейских иллюстрированных рукописных книг в собраниях Москвы. М., 2010.
  6. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867–1869 гг. М., 1871.
  7. Barow-Vassilevitch D., Heckmann M. L. Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau). Wiesbaden, 2016.
  8. Berschin W. Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita // Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst. Augsburg, 1993. S. 9.
  9. Bloch P. Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild – Grabbild – Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen. Berlin 1830–1980. Berlin, 1980. S. 107.
  10. Bloch P. Zum Dedikationsbild im Lob des Kreuzes des Hrabanus Maurus // Das erste Jahrtausend. Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr / Bцhmer K. Bd. 1. S. 482.
  11. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Darmstadt, 1964.
  12. Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C. Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde. Berlin, 1996.
  13. Garnier F. Le language de l’image au moyen âge. Signifi cation et Symbolique. P., 1982. P. 174.
  14. Goez W. Leben und Werk des heiligen Willigis // 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990. S. 15–32.
  15. Hoffmann H. Buchkunst und Königtum im ottonischen und frühsalischen Reich. Stuttgart, 1986. Textband.
  16. Jürgensmeier F. Das Fest des heiligen Willigis von Mainz // Willigis und sein Dom. Festschrift zur Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976–1975. Mainz, 1975. S. 427–430.
  17. Kratz J. M. Der Dom zu Hildesheim. Hildesheim, 1840.
  18. Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975–1975 / Bruech A. Ph. Mainz, 1975.
Зотова Елизавета Валентиновна
Место работы: Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 11006, г. Москва, ул. Моховая, д. 16;
Должность: ведущий архивист Отдела рукописей;
Электронный адрес: tmerigold@yandex.ru.