/
Результат поиска


Изотова О. Н. Игнатий Диакон о священных изображениях: богословие агиографа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 9-24. DOI: 10.15382/sturI201557.9-24
Статья посвящена теории церковных изображений Игнатия Диакона, византийского писателя рубежа VIII-IX вв., изложенной в некоторых фрагментах созданных им житий святых: Георгия Амастридского, Григория Декаполита, патриархов Константинопольских Тарасия и Никифора. Эти жития принадлежат к памятникам «агиографии высокого стиля»: они написаны изысканным языком, наполнены цитатами и пространными богословскими рассуждениями. Таким образом, можно найти довольно обширный материал для исследования. Игнатий Диакон представляет развернутую апологию священных изображений, рассуждает о воздействии их на зрителя, широко пользуется понятием о так называемых «живых образах добродетели», создаваемых подвижниками в своем собственном лице. Для защиты священных изображений Игнатий привлекает разнообразные аргументы и обращается к различным темам иконопочитательского богословия.
Игнатий Диакон, иконоборчество, теория образа, икона, священные изображения, агиография
1. Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxford, 1958.
2. Anastos M. 1954 “The Ethical Theory of Images Formulated by Iconoclasts in 754 and 815”, in Dumbarton Oaks Papers, 1954, vol. 8, pp. 151–160.
3. Baranov V. A. 2005 “The Vita Tarasii as a Source for Reconstruction of the Iconoclastic Theology”, in Muravjew A., Lurje V. (eds.) Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934–2003), Saint-Petersburg, 2005, pp. 89–97.
4. Brubaker L. Vision and Meaning in Byzantium, Cambridge, 1999.
5. Efthymiadis S. 1991 “On the Hagiographical Work of Ignatius the Deacon”, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1991, vol. 41, pp. 73–83.
6. Kazhdan A. “George of Amastris”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 837.
7. Kazhdan A., Patterson-Ševčenko N. “Gregory of Decapolis”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 880.
8. Kazhdan A. “Tarasios”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 2011.
9. Kazhdan A. “Nicephoros I”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 1477.
10. Makris G. Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart; Leipzig, 1997.
11. Ševčenko I. 1977 “Hagiography of the Iconoclast Period”, in Iconoclasm, Birmingham, 1977, pp. 113–131.
12. Treadgold W. 1988–1989 “Three Byzantine Provinces and the First Byzantine Contacts with the Rus”, in Harvard Ukrainian Studies, 1988–1989, vol. 12–13, pp. 132–144.
14. Wolska-Conus W. 1980 “Une programme iconographique du patriarche Tarasios?“, in Revue des études byzantines, 1980, vol. 38, pp. 247–254.
15. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.
16. Афиногенов Д. Е. Игнатий Диакон // Православная энциклопедия. Т. 21. P. 147–148.
17. Афиногенова О. Н. Георгий Амастридский // ПЭ. Т. 10. С. 656–658.
18. Бычков В. В. Феномен иконы. М., 2009.
19. Бычков В. В. Формирование основных принципов византийской эстетики // Культура Византии IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 478–203.
20. Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград, 1915.
21. Заплатников С. В. Концепция зрительного Писания в трудах патриарха Германа Константинопольского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 97–110.
22. Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.
23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., Желтов М., диак., Шевченко Э. В. Григорий Декаполит // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 716–719.
24. Стасюк В., иерей. Карл Великий и Седьмой Вселенский собор. Каролингские книги. М., 2012.
Изотова Ольга Николаевна
Изотова О. Н. Идеологическое противостояние Церкви и императорской власти в Византии в начале IX в. по данным агиографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 4 (65). С. 27-36. DOI: 10.15382/sturII201565.27-36
Статья посвящена исповеданию веры, выработанному иконоборческим собором 815 г. и предложенному императором Львом V Византийской Церкви в начале IX в. Автор возвращается к забытой дискуссии по поводу реконструкции этого исповедания, предпринятой П. Александером в 1953 г. Выводы П. Александера были подвергнуты критике сразу после выхода его публикации. Однако обращение к житийным текстам заставляет снова поставить вопрос об истоках поддержанного собором учения о так называемых одушевленных иконах, которые противопоставлялись художественным изображениям, а также об использовании для обоснования теории образа библейского стиха Быт 1. 26 об образе и подобии Божием в человеке, на которое обращал особое внимание П. Александер. Данная статья не претендует на исчерпывающую богословскую интерпретацию иконоборческого исповедания 815 г., а, скорее, предлагает некоторые размышления, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях.
икона, иконоборчество, теория образа, иконоборческий собор 815 г., Мефодий I Константинопольский, Игнатий Диакон, Никифор Константинопольский, Евфимий Сардский, агиография
1. Афиногенов Д. Е. Евфимий // Православная энциклопедия. Т. 17. С. 398.
2. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997.
3. Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград, 1915.
4. Житие св. Георгия Амастридского // Там же.
5. Острогорский Г. А. История Византийского государства / М. В. Грацианский, пер. с нем.; П. В. Кузенков, ред. М., 2011.
6. Alexander Р. 1953 “The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition (Horos)”, in Dumbarton Oaks Papers, 1953, vol. 7, pp. 35–66.
7. Anastos M. 1954 “The ethical theory of images formulated by iconoclasts in 754 and 815”, in Dumbarton Oaks Papers, 1954, vol. 8, pp. 151–160.
8. Efthymiadis S. 1991 “On the Hagiographical Work of Ignatius the Deacon”, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1991, vol. 41, pp. 73–83.
9. Efthymiadis S. The Life of the Patriarch Tarasios by Ignatios the Deacon, Aldershot, 1998.
10. 1987 “La vie d’Euthyme de Sardes († 831), une œuvre du patriarche Méthode”, in Gouillard J. (ed.) Travaux et Mémoires, 1987, vol. 10, pp. 1–101.
11. Makris G. Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart, Leipzig, 1997.
12. Parry K. Depicting the Word: Byzantine Iconophile Thought of the Eighth and Ninth Centuries, Leiden, 1996.
13. Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 113–131.
14. 1998 “The Life of the Patriarch Tarasios by Ignatios the Deacon (BHG 1698). Introduction, Text, Translation and Commentary”, in Efthymiadis S. (ed.) Birmingham Byzantine and Ottoman Monographs, Aldershot, 1998, vol. 4.
Изотова Ольга Николаевна
Изотова О. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 147-150. — Рец. на кн.: Tsakiridou C. A. Icons in Time, Persons in Eternity: Orthodox Theology and the Aesthetics of the Christian Image. Farnham, 2013
PDF
Изотова Ольга Николаевна
Зотова Е. В. «Служба св. Виллигизу с описанием его чудес» (Ф.183 №368) из собрания РГБ: особенности иконографии посвятительных миниатюр // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 9-25. DOI: 10.15382/sturV201728.9-25
В статье речь идет об особенностях иконографии посвятительных миниатюр рукописи Ф. 183. № 386 из собрания Российской государственной библиотеки, созданной в Майнце в середине XII в. и содержащей текст службы архиепископу Виллигизу и чтения о чудесах святого. В данном исследовании анализируются отличия данных миниатюр от традиционных иконографических схем посвятительных сцен — образы авторов и донаторов, обращающихся к святому покровителю, — и вероятные причины решения, которое художник или заказчик нашел в данной ситуации. На обеих миниатюрах представлен архиепископ Виллигиз, почитавшийся в Майнце в образе святого. Автор проводит сравнение с образами святых епископов в других манускриптах XII в., близких по содержанию: жития святых епископов Германии, представителей имперской церкви X–XII вв. Целью исследования было также определить и обосновать роли изображенных на миниатюрах архиепископа Майнца Генриха I и пробста кафедрального собора Гартманна по отношению к рукописи — архиепископа как заказчика и донатора, Гартманна как возможного автора или составителя текста службы и описания чудес. В статье также освещаются темы преемства сана, подражания святому предшественнику, характерные для изображений епископов в рукописях, созданных в Германии в XII в.
книжная миниатюра, иллюминированная рукопись, образ епископа, образ святого епископа, иконография, посвятительная миниатюра, XII век, средневековые западноевропейские рукописи, Германия
  1. Герье В. И. Виллигиз, архиепископ Майнцский. М., 1869.
  2. Золотова Е. Ю. Книжная миниатюра Западной Европы XII—XVII вв.: Каталог иллюстрированных рукописей в библиотеках, музеях и частных собраниях Москвы. М., 2012.
  3. Золотова Е. Ю., Мокрецова И. П. Западноевропейские средневековые иллюстрированные рукописи из московских собраний. М., 2003.
  4. Михайлова К. А., Подмарькова М. В. Собрание рукописей на западноевропейских языках. Фонд № 183 (рукописи XII–XIX вв.). Опись. М., 1993.
  5. Мокрецова И. П., Щеголева Л. И. Каталог средневековых западноевропейских иллюстрированных рукописных книг в собраниях Москвы. М., 2010.
  6. Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1867–1869 гг. М., 1871.
  7. Barow-Vassilevitch D., Heckmann M. L. Abendländische Handschriften des Mittelalters und der frühen Neuzeit in den Beständen der Russischen Staatsbibliothek (Moskau). Wiesbaden, 2016.
  8. Berschin W. Unterwegs zu einer neuen Ausgabe der ältesten Ulrichsvita // Vita sancti Udalrici. Erlesene Handschriften und wertvolle Drucke aus zehn Jahrhunderten. Kat. Ausst. Augsburg, 1993. S. 9.
  9. Bloch P. Das Bild des Menschen im Mittelalter: Herrscherbild – Grabbild – Stifterbild, Bilder vom Menschen in der Kunst des Abendlandes. Jubiläumsausstellung der Preußischen Museen. Berlin 1830–1980. Berlin, 1980. S. 107.
  10. Bloch P. Zum Dedikationsbild im Lob des Kreuzes des Hrabanus Maurus // Das erste Jahrtausend. Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr / Bцhmer K. Bd. 1. S. 482.
  11. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Darmstadt, 1964.
  12. Eberlin K. J., Jakobi-Mirwald C. Grundlagen der mittelalterlichen Kunst. Eine Quellenkunde. Berlin, 1996.
  13. Garnier F. Le language de l’image au moyen âge. Signifi cation et Symbolique. P., 1982. P. 174.
  14. Goez W. Leben und Werk des heiligen Willigis // 1000 Jahre St. Stephan in Mainz, 1990. S. 15–32.
  15. Hoffmann H. Buchkunst und Königtum im ottonischen und frühsalischen Reich. Stuttgart, 1986. Textband.
  16. Jürgensmeier F. Das Fest des heiligen Willigis von Mainz // Willigis und sein Dom. Festschrift zur Jahrtausendfeier des Mainzer Domes 976–1975. Mainz, 1975. S. 427–430.
  17. Kratz J. M. Der Dom zu Hildesheim. Hildesheim, 1840.
  18. Willigis und sein Dom. Festschrift für Jahrtausend des Mainzer Domes. 975–1975 / Bruech A. Ph. Mainz, 1975.
Зотова Елизавета Валентиновна
Место работы: Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 11006, г. Москва, ул. Моховая, д. 16;
Должность: ведущий архивист Отдела рукописей;
Электронный адрес: tmerigold@yandex.ru.
Изотова О. Н. Пять патриархов в письмах прп. Феодора Студита // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 11-27. DOI: 10.15382/sturII201991.11-27
В статье проведен анализ различных аспектов патриаршего служения в собрании писем прп. Феодора Студита. Высказывания прп. Феодора о Римском папе и четырех восточных патриархах рассматриваются в свете различных мнений исследователей о роли прп. Феодора в утверждении примата Римского престола и системы пентархии. Отношение к прп. Феодору как к защитнику первенства Рима оказывается неоправданным, поскольку ни обращения к папе в преамбулах писем, ни пышные восхваления, которыми награждает его студийский игумен, не выглядят уникальными по сравнению с обращением к другим четырем патриархам у прп. Феодора и традиционными именованиями патриарха в византийской эпистолографии вообще. Особое внимание прп. Феодора к Римскому и Иерусалимскому патриархам находит также свое объяснение в историческом контексте эпохи: именно от этих предстоятелей прп. Феодор мог ожидать реальную помощь в условиях гонения со стороны императоров-иконоборцев. Учение прп. Феодора о «пятиглавом (πεντακόρυφος) теле Церкви» подразумевает особую роль патриархов как наследников апостолов в разрешении вопросов веры. Служение патриарха принципиально отлично от служения рядового епископа, которое понимается прп. Феодором прежде всего в связи с его паствой и в духе следования канонам. Исправление патриарха, отпавшего от веры, возможно только с помощью равных ему и неподвластно воле императора или всех православных императоров. Коллегия патриархов, пять глав тела Церкви, представляет собой независящее от того, чьими подданными они являются в земном измерении, собрание, наличие которого в Церкви фактически гарантирует сохранение догматов веры.
Феодор Студит, эпистолография, письмо, пентархия, примат, Римский папа, епископ, экклезиология, Церковь, апостольское преемство
  1. Афиногенов Д. Е. «Многосложный свиток» — славянский перевод послания трех восточных патриархов императору Феофилу // Богословские труды. 2013. Вып. 45. С. 238–271.
  2. Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997.
  3. Гроссу Н. С., прот. Прп. Феодор Студит: Его время, жизнь и творения. Киев, 1907.
  4. Доброклонский А. П. Прп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. Ч. 1. Одесса, 1913.
  5. Захаров Г. Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М., 2019.
  6. Максимович К. А. Патриарх Мефодий I (843–847) и теория «пентархии» // ХХ Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2010. С. 173–178.
  7. Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.
  8. Мелиоранский Б. М. Перечень Византийских грамот и писем. Вып. 1 (Записки Императорской академии наук. Историко-филологическое отделение). СПб., 1899.
  9. Сметанин В. А. Византийское общество XIII–XV вв. Свердловск, 1987.
  10. Acta conciliorum oecumenicorum. Vol. 3. / Schwartz E., ed. B., 1940.
  11. Alexakis A. A Florilegium in the Life of Nicetas of Medicion and a Letter of Theodore of Studios // Dumbarton Oaks Papers. 1994. Vol. 48. P. 179‒197.
  12. Beck H. G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959
  13. Beihammer A. Griechische Briefe und Urkunden aus dem Zypern der Kreuzfahrerzeit.
  14. Die Formularsammlung eines königlichen Sekretärs im Vaticanus Palatinus Graecus 367 (=Quellen und Studien zur Geschichte Zyperns. Вd. 57). Nicosia, 2007.
  15. Corpus iuris civilis / Kroll W., Schöll R. ed. Vol. 3. B., 1895.
  16. Fatouros G. Die Abhängigkeit des Theodoros Studites als Epistolographen von den Briefen Basileios des Grossen // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1991. Bd. 40. S. 61‒72.
  17. Gahbauer F. R. Die Pentarchietheorie. Ein Modell der Kirchenleitung von den Anfängen bis zur Gegenwart (=Frankfurter theologische Studien. Band 42). Frankfurt am Main, 1993.
  18. Griffi th S. H. The monks of Palestine and the growth of Christian literature in Arabic // The Muslim World. 1988. Vol. 78. P. 1‒28.
  19. Grünbart M. From letter to literature: a byzantine story of transformation // Medieval letters: between fiction and document / Høgel Ch., Bartoli E., eds. Turnhout, 2015. P. 291‒306.
  20. Hatlie P. Redeeming Byzantine Epistolography // Byzantine and Modern Greek Studies. 1996. Vol. 20. P. 213‒248
  21. Ignatii Diaconi epistulae / Mango C., ed. [= Corpus Fontium Historiae Byzantinae 39]. L. 1981.
  22. Karlyn-Hayter P. A byzantine politician monk: saint Theodore Studite // Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik. 1994. Bd. 44. S. 217–232.
  23. Krausmueller D. Patriarch Methodius, the fi rst hagiographer of Theodore of Stoudios // Symbolae Oslonses. 2006. Vol. 81. Р. 144‒150.
  24. Mullett M. The Classical Tradition in the Byzantine Letter // Byzantium and the Classical Tradition. University of Birmingham, Thirteenth Spring Symposium of Byzantine Studies / Mullett M., Scott R., eds. Birmingham, 1979. P. 75–93.
  25. Pratsch Th. Theodoros Studites (759–826): Zwischen Dogma und Pragma. Der Abt des Studiosklosters in Konstantinopel im Spannungsfeld von Patriarch, Kaiser und eigenem Anspruch (=Berliner Byzantinistische Studien. Bd. 4). Frankfurt am Main, 1998.
  26. Queenan A. The Pentarchy: Its Origin and Initial Development // Diakonia. № 2. 1967. P. 338–351.
  27. Salaville S. La primauté de saint Pierre et du pape d’après saint Théodore Studite // Échos d’Orient. 1914–1915. XVII. P. 23–42.
  28. The Life of Michael the Synkellos: text and translation // Cunningham M. B. The Life of Michael the Synkellos [=Belfast Byzantine texts and translations. Vol. 1]. Belfast, 1990.
  29. Theodori Studitae Epistulae / Hrsg. G. Fatouros. B., 1992.
  30. Theophanis Chronographia / de Boor C., rec. T. 1. Lipsiae, 1883.
  31. Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori abbatis monasterii Studii a Michaele Monacho conscripta // Patrologia Graeca. T. 99. Col. 233–328.
  32. Vita et conversation sancti patris nostri et confessoris Theodori praepositi Studitarum conscripta a Michaele Monacho // Patrologia Graeca. T. 99. Col. 113–231.
Изотова Ольга Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ПСТГУ; Российская Федерация, 115184 Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0002-0953-5752;
Электронный адрес: matroskin2@list.ru.