/
Результат поиска


Зимина Н. П. Викарии Уфимской епархии 1920-х годов: священномученик Вениамин (Фролов), епископ Байкинский // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2005. Вып. 18. С. 141-160.
PDF
В статье публикуются результаты исследования жизни и деятельности викария Байкинского Вениамина (Фролова) – одного из так называемых «тайных», или «ночных», епископов, рукоположенных в Уфимской епархии Преосвященным Андреем (Ухтомским) и его ставленниками для противодействия обновленческому расколу в период заключения Святейшего Патриарха Тихона. Использование широкого круга источников впервые позволило составить достаточно полное жизнеописание Владыки.
Зимина Нина Павловна
Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего патриарха Тихона (ноябрь 1922 - август 1923 г.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 79-117.
PDF
В статье рассмотрена история временной автокефалии Уфимской епархии (самостоятельного управления епархией, в соответствии с Посланием Заместителя Патриарха митрополита Ярославского Агафангела от 5/18 июня 1922 г.), введенной епископом Андреем (Ухтомским) в ноябре 1922 г. для противодействия обновленческому расколу и сохранения православной кафедры. Изучена история автокефального периода управления Уфимской епархией, выявлены имена, обстоятельства хиротоний, особенности служения 10 викарных епископов в этот период. В приложении впервые публикуется ряд документов по истории Уфимской автокефалии, а также сводная таблица данных о епископских хиротониях, совершенных Преосвященным Андреем (Ухтомским) и его викариями в Уфимской епархии в период ее временного самоуправления.
Зимина Нина Павловна
Зимина Н. П. К вопросу об иоаннитском движении в Русской Православной Церкви и возникновении в конце 1920-х гг. катакомбного течения "архиепископа" Агафангела (Садовскова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 28-54.
PDF
В статье рассмотрена история иоаннитского движения в дореволюционный период и первое десятилетие после революции. Проведен анализ острой внутрицерковной дискуссии по поводу определения и идейного происхождения иоаннитства. Изучена позиция иоаннитов в отношении внутрицерковных коллизий 1920-х гг. Установлен факт хиротонии епископами из «непоминающих» архиерея для ионнитов. Показано, что сформировавшееся в результате автономное иоаннитское течение «архиепископа» Агафангела (Садовскова) стало частью катакомбного движения в СССР.
святой праведный Иоанн Кронштадтский, «иоанниты», епископ Андрей (Ухтомский), епископ Иов (Афанасьев), епископ Агафангел (Садовсков), катакомбное движение
Зимина Нина Павловна
Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3 (52). С. 17-41.
PDF
В статье рассмотрена деятельность представителей Санкт-Петербургского отдела Московского Общества любителей духовного просвещения по ознакомлению западных христиан с положением дел в Православной Церкви. Выявлена литература, издаваемая и переводимая русскими богословами и церковными деятелями для западных христиан в 1871–1880 гг., определены методы работы. Обращено внимание на ответную реакцию западных богословов, проявившуюся в издании трудов о Восточной Церкви. Автор делает вывод, что, несмотря на недолгий период указанной деятельности, представителям Санкт-Петербургского отдела удалось выполнить намеченные задачи — максимально осветить современное им положение Русской Церкви, ее историю, догматику и дух представителям Западных Церквей, принося пользу диалогу между западными и восточными богословами
обновленческий раскол, Уфимская православная автокефалия, полуобновленчество, новоцерковничество, епископ Ириней (Шульмин), епископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), Нижнетагильская православная автокефалия
1. Tsypin V. Istorija Russkoj Tserkvi. 1917—1997 (The History of the Russian Orthodox Church. 1917-1997). Moscow, 1997.
2. Shkarovskij M. V. Peterburgskaja eparhja v godygonenij i utrat, 1917—1995 (The St. Petersburg diocese During the Years of Persecution and Bereavement, 1917-1995). St. Petersburg, 1995.
3. Zimina N. P. 2007. Vestnik PSTGU: II, no 3 (24), pp. 79-117.
4. Zimina N. P. 2012. Gosudarstvo, obshhestvo, tserkov' v istorii Rossii XX veka: materialy XI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (State, society and Church in the History of Russia in XX c.: the Materials of XI International scientific conference). Ivanovo, 2012. In 2 v. no 2, pp. 48-55.
5. Zimina N. P. 2012. Materialy XXII ezhegodnoj bogoslovskoj konferencii PSTGU (Materials of the XXII Annual Theological Conference of PSTGU). Moscow, 2012. Pp. 173-185.
6. Manuil (Lemeshevskij V. V.). Russkie pravoslavnye ierarhi perioda s 1893 po 1965 gody (vkljuchitel'no) (Russian Orthodox Hierarches of the Period from 1893 to 1965 (inclusively)). In 6 v. Erlangen, 1979-1989. Vol. 1, 4.
7. Gubonin M. E. Akty Svjatejshego Patriarha Tihona ipozdnejshie dokumenty o preemstve vysshej cerkovnoj vlasti. 1917—1943 (The Acts of His Holiness the Patriarch Moscow and all Russia Tikhon, the Latest Documents and Correspondence About the Canonical Succession of a Higher Church Power, 1917-1943). Moscow. 1994.
8. Gubonin M. E., Grjunberg P. N., Gajda F. A., Grjunberg E. N., Kirpichev I. P., Krivosheeva N. A. Istorija ierarhii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Kommentirovannye spiski ierarhov po episkopskim kafedram s 862 g. (History of hierarchy of Russian Orthodox Church. Commented lists of hierarches on episcopal cathedra since 862 year). Moscow, 2006.
9. Zimina N. P. 2011. Pravoslavnaja enciklopedja (The Orthodox Encyclopaedia). Moscow, 2011. Vol. 26, pp. 478-482.
10. Lavrinov V. Ekaterinburgskaja eparhja. Sobytja. Ljudi. Hramy (The Ekaterinburg Diocese. Events. People. Temples). Yekaterinburg, 2001.
11. Kozhevnikov I. E. 2011. Dajdzhest Bogoslov.ru, issue 3, pp. 51-62.
12. Shumilov E. F. 2009. Pravoslavnaja enciklopedja (The Orthodox Encyclopaedia). Moscow, 2009. Vol. 21, pp. 524-525.
13. Shumilov E. F. Pravoslavnaja Udmurtja: Istorja Izhevskoj i Udmurtskoj eparhii. XX vek (Orthodox Udmurtiya: the History of the Izhevsk and Udmurt diocese. The XX-th century). Izhevsk, 1996.
14. Zimina N. P. 2010. Pravoslavnaja enciklopedja (The Orthodox Encyclopaedia). Moscow, 2010. Vol. 23, pp. 435-438.
Зимина Нина Павловна
Зимина Н. П. «Полуобновленчество» в Патриаршей Церкви в середине 1920-х гг.: епископ Иаков (Маскаев) на Оренбургской кафедре (1923–1925) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 91-112. DOI: 10.15382/sturII201461.91-112
Статья посвящена анализу церковной политики епископа Иакова (Маскаева) на Оренбургской кафедре в 1923–1925 гг. Показано, что еще до своей хиротонии он являлся сторонником двойственной тактики епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского), который признал ВЦУ, однако препятствовал деятельности уполномоченного ВЦУ по насаждению раскола. В этой связи хиротония Иакова (Маскаева) в марте 1923 г. на Орскую викарную кафедру рассматривалась как важный шаг по укреплению епископской власти в епархии в противовес тактике раскольников. Однако вопрос о законности хиротонии, совершенной обновленческими архиереями, был окончательно решен только в октябре 1923 г., когда Патриарх Тихон признал Иакова епископом Орским и назначил его временно управляющим Оренбургской епархией. В это же время под давлением ОГПУ епископ Иаков дал тайную подписку о подчинении обновленческому «синоду», от которого в ноябре 1923 г. получил указ о назначении правящим Оренбургским архиереем, не оглашенный в епархии. Тем самым он стал «тайным обновленцем», продолжая публично заявлять себя православным архиереем. Осенью 1923 г. епископ Иаков обнародовал «декларацию» с изложением своей новой, «полуобновленческой» церковной платформы, включающей отмежевание от контрреволюционной», политики Патриарха Тихона, административное подчинение обновленческому «синоду» при сохранении канонического послушания Патриарху, церковные реформы, объединение с раскольниками. Результатом действий епископа Иакова стала легализация Оренбургского епархиального управления уже в декабре 1923 г. Период «тайного обновленчества» епископа Иакова завершился в январе 1925 г., когда за отказ от открытого перехода в раскол он был обновленцами запрещен в священнослужении, смещен с кафедры и репрессирован. Анализ деятельности епископа Иакова позволил заключить, что основной целью его церковной политики, весьма спорной в каноническом отношении, была легализация епархиального управления при сохранении канонической и негласной административной связи с Патриархом Тихоном. «Декларация» епископа Иакова (Маскаева) открыла собой период церковной истории, связанный с «полуобновленческой» политикой многих архиереев, пытавшихся урегулировать правовое положение епархий с помощью серьезных компромиссов с властью. Этот период завершился в 1927 г. известной «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского), выступившего уже от имени всей Российской Церкви.
обновленческий раскол, проблема легализации Русской Православной Церкви в Советском государстве в 1920-е гг., «полуобновленчество», «тайное обновленчество», «полуобновленческие» церковные платформы, Оренбургская епархия, Орское викариатство, епископ Ари
1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994.
2. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг. Новосибирск; М., 1998. Кн. 2.
3. Дамаскин (Орловский), игумен, Никитин Д. Н. Иаков (Маскаев), священномученик, архиепископ Барнаульский // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 480–481.
4. Жертвы политического террора в СССР. М., 2007 (сайт http://lists.memo.ru/).
5. Зимина Н. П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г. — август 1923 г.) // Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 79–117.
6. Зимина Н. П. Иоанн (Поярков), архиепископ Уфимский и Давлекановский // Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 435–438.
7. Зимина Н. П. К вопросу о роли епископа Андрея (Ухтомского) в борьбе с обновленческим расколом в Новгородской епархии в 1923 г. // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ века: Материалы XI Междунар. науч. конф. Иваново, 15–16 февр. 2012 г. Иваново, 2012. Ч. 2. С. 48–55.
8. Зимина Н. П. К вопросу о полуобновленчестве как явлении в Русской Православной Церкви в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (1922–1923 гг.) // Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. С. 173–185.
9. Зимина Н. П. Полуобновленчество в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.: к вопросу об оценке церковной политики епископа Елабужского Иринея (Шульмина) и епископа Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3. С. 17–39.
10. Зимина Н. П. Исторические портреты. Епископ Аристарх (Николаевский) в коллизиях церковной истории 1920–1930-х гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 234–256.
11. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. (с приложениями). М., 2006.
12. Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно): В 6 т. Т. 3. С. 176–177.
13. Материалы по истории русской иерархии: Статьи и документы. М., 2002.
14. Никитин И. В. Оренбургская епархия в 1922–1938 гг. // Страницы истории Оренбургской епархии / Под общ. ред. Н. Стремского, прот. п. Саракташ, 2014. С. 186–233.
15. Осипова И. И., сост. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России // Церковно-исторический вестник. 1999. № 2/3. С. 4–198.
16. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. 9.
17. Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917–1995. СПб., 1995.
Зимина Нина Павловна