/
Результат поиска


Захарова К. М. Из истории отечественного религиоведения: концепция прамонотеизма в русской духовно-академической философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 77-97. DOI: 10.15382/sturI201879.77-97
Статья посвящена прамонотеизму — концепции, рассматривающей веру в единого Бога как первоначальную форму религиозного сознания, а последующее развитие религиозных представлений в язычестве как деградацию. Аргументы и факты в защиту концепции прамонотеизма можно разделить на четыре группы: 1) аргументы, апеллирующие к Библии; 2) свидетельства памятников древних народов; 3) свидетельства этнографов о племенах, находящихся на низких степенях развития цивилизации; 4) философские доказательства, в частности, то, согласно которому, идея единства была проще для сознания первобытного человека, чем идея множественности. Показано влияние Кудрявцева-Платонова, первого российского автора, обосновавшего концепцию прамонотеизма, на представителей дальнейшей духовно-академической традиции: архим. Хрисанфа (Ретивцева), Н. П. Рождественского, А. И. По- кровского, А. И. Введенского, прот. Тимофея Буткевича, И. П. Николина и преподавателей богословских дисциплин в университетах: прот. Александра Клитина, прот. Иакова Галахова и прот. Николая Боголюбова. Также освещены российские рецепции и критика западных исследователей этой области. Кроме того, показано, насколько представители российской дореволюционной науки опередили западных ученых, в частности Э. Лэнга и В. Шмидта. Отмечена и критика концепции прамонотеизма в России и за рубежом и отношение к ней современных религиоведов.
прамонотеизм, русская духовно-академическая традиция, Кудрявцев-Платонов, язычество, нецивилизованные народы, памятники древних религий, Макс Мюллер
  1. Антонов К. М. Идеи Вильгельма Шмидта в истории российского религиоведения: полемика, апология, рецепция // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., ред. М., 2014. С. 148–166.
  2. Афанасьев А., свящ. Критика Р. Петтаццони в отношении концепции прамонотеизма В. Шмидта // Христианское чтение. 2017. № 1. С. 144–151.
  3. Афанасьев А. А. Богословский анализ критики религиоведческих концепций Вильгельма Шмидта (1868–1954): Автореф. дис. ... канд. богословия. СПб., 2018.
  4. Боголюбов Н. Философия религии. К., 1915.
  5. Буткевич Т. А. Религия, ее сущность и происхождение: Обзор философских гипотез. Харьков, 1902. Кн. 1.
  6. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. М., 1902.
  7. Введенский А. И. Речь перед защитой диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основание» // Прибавления к творениям святых Отцов. 1891. Ч. 47. Кн. 2 (1-я пагинация). С. 476.
  8. Галахов И., прот. О религии. Богословско-философское исследование. Томск, 1914.
  9. Галахов И., прот. Религиоведение: богословско-философское исследование. М., 2008.
  10. Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1915. Т. 3. № 9 (1-я пагинация). С. 91–222.
  11. Глаголев С. С. Критика: [Рец. на] Боголюбов Н. Философия религии: Ч. 1. Историческая. Т. 1. Киев, 1915 // Богословский вестник. 1916. Т. 1. № 1. С. 186.
  12. Дюмон-Дюрвиль Ж. Путешествие вокруг света. М., 1837.
  13. Зубов А. Б. История религий. Книга первая: Доисторические и вне-исторические религии: Курс лекций. М., 1997.
  14. Зубов А. Б. Прамонотеизма теория // Большая российская энциклопедия. 2015. Т. 27. С. 385.
  15. Клитин А. М., прот. История религии: Опыт историко-богословского исследования. Одесса, 1910.
  16. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учеб. пособие. М., 2007.
  17. Крывелёв И. А. Прамонотеизма теория // Советская историческая энциклопедия / Е. М. Жуков, ред. Т. 11. С. 523–524.
  18. Кудрявцев-Платонов В. Д. Сочинения. Сергиев Посад, 1892.
  19. Лессинг Г. Воспитание человеческого рода // «Лики культуры»: Альманах / М. Левина, пер. М., 1995.
  20. Мень А. В. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. М., 1991–1992.
  21. Николин И. П. Курс основного богословия или апологетики. Сергиев Посад, 1914.
  22. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994.
  23. Платон. Сочинения: В 4 т. СПб., 2007.
  24. Поздняков А. А. Философия религии А. И. Введенского // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 2A. С. 218–236.
  25. Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1901.
  26. Ригведа. Мандалы / Я. Елизаренкова, изд. М., 1999.
  27. Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия, читанный студентам в 1881/2 учебном году. Посмертное издание СПбДА / А. Предтеченский, изд. СПб., 1884.
  28. Сочинения святого Иустина, философа и мученика / Прот. П. Преображенский, изд. М., 1891.
  29. Фурсов В. А. Учение епископа Хрисанфа (Ретивцева) о первоначальном монотеизме и рецепция данного учения в творчестве В. С. Соловьева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66). Ч. 1. С. 192–195.
  30. Хрисанф (Ретивцев), архим. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1873.
  31. Шахнович М. М. Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 185–197.
  32. Элбакян Е. С. Современное российское религиоведение — в горе и в радости // Религиоведческие исследования. M., 2015. № 1 (11). С. 191–199.
  33. Aristoteles Graece ex recensione Immanuelis Bekkeri. B., 1831. Vol. 1. P. 856. Рус. пер.: Псевдо-Аристотель. О мире / И. И. Маханьков, пер. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/psdarist/pax_f.htm (дата обращения: 27.09.18).
  34. Bohlen P. Das alte Indien, mit besonderer Rücksicht auf Aegypten. Königsberg, 1830.
  35. Cudworth R. The true intellectual system of the universe, wherein all the reason and the philosophy of atheism is confuted. L., 1678.
  36. Demonstrations Évangeliqués. Petit-Montrouge, 1843.
  37. Görres J. J. Mythengeschichten der asiatischen Welt. Heidelberg, 1810.
  38. Hartmann E. Ausgewählte Werke. Leipzig, 1888.
  39. Maury A. Des travaux modernes sur l’Egypte. P., 1855.
  40. Müller J. G. Geschichte der amerikanischen Urreligionen. Basel, 1855.
  41. Pettazzoni R. Dio. Formazione e sviluppo del monoteismo nella storia delle religioni. L’essere celeste nelle credenze dei popoli primitive. R., 1922.
  42. Pettazzoni R. La formation du monothéisme // Revue de l’histoire des religions. 1923. Vol. 88. P. 192–229.
  43. Kraft J. Religionsgeschichte und Religionsphilosophie. Stuttgart, 1847. S. 168.
  44. Ritter С. Die Erdkunde im Verhältniss zur Natur und zur Geschichte des Menschen. B., 1822.
  45. Rudolf K. Kulturkreiselehre // The Encyclopedia of Religion. 1986. Vol. 8. P. 398.
  46. Waitz T. Antropologie der Natürvolker. Leipzig, 1860.
  47. Zöckler O. Kritische Geschichte der Askese. Frankfurt am Main, 1863.
Захарова Ксения Михайловна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
ORCID: 0000-0003-3455-6851;
Электронный адрес: xenzah@yandex.ru.