/
Результат поиска


Западалова П. В. Изображения «Благовещения» на Царских вратах XVI–XVII столетий // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 56-81. DOI: 10.15382/sturV201518.56-81
В данной статье рассматривается иконография «Благовещения» на древнерусских Царских вратах. Автор указывает на то, что в изобразительной программе центральных дверей иконостаса она приобрела особенные формы. Они были продиктованы необычным форматом сцены: его двухчастной структурой, обусловленной делением врат на створы, и дуговидным завершением, — а также спецификой образно-символического мира святых дверей. В то же время каждая из композиций «Благовещения» на Царских вратах представляет собой самостоятельное иконописное произведение, неповторимое по своим художественным характеристикам. На выбор той или иной интерпретации иконографии влияли предпочтения заказчика, индивидуальный вкус иконописца, воспитанного в определенных традициях и ориентирующегося на доступные ему образцы. Так, например, неслучайно возникновение изображения «Благовещения», восходящего к «Устюжскому», на святых дверях 1562 г. из Богоявленского собора Авраамиева монастыря. К их созданию имел отношение ростовский архиепископ Никандр, знавший и ценивший этот тип иконографии. Автор представляет в своей статье классификацию изводов «Благовещения» Царских врат XVI–XVII вв., а также связывает развитие извода с иконописанием конкретного региона. Кроме двух, уже охарактеризованных исследователями, нами было выделено шесть изводов, каждый из которых известен минимум по двум святым дверям. Подробно описывая каждый из них, заостряя внимание на его специфических чертах, автор демонстрирует, как, варьируя позы персонажей, детали архитектурного фона, дополняя сцену необычными иконографическими подробностями, мастера придавали особенную тональность иконографии.
Благовещение, евангелисты, извод, иконография, классификация, лестница, преграда, пряжа, служанка, Царские двери.
1. Акафисты двунадесятым праздникам (в порядке церковного года). Киев, 2007.
2. Андрей Рублев. Подвиг иконописания / Сост. Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М., 2010.
3. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.
4. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. II. XVI — начало XVIII века. М., 1963.
5. Благовещение Пресвятой Богородицы. Служба на праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1902.
6. Богослужебные каноны, переведенные на русский язык проф. Духовной Академии Евграфом Ловягиным. Изд. 2. СПб., 1875.
7. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
8. Вздорнов Г. И. Волотово. Фрески церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989.
9. Высокий русский иконостас. М., 2004.
10. Геров Г. Об одном из вариантов «Благовещения» в искусстве поздневизантийского периода // ДРИ. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2012. С. 189–198.
11. Гладышева Е. В. Царские врата из собрания И. С. Остроухова. К проблеме атрибуции // Третьяковские чтения. 2010–2011: Материалы отчетных научных конференций (ГТГ). М., 2012. С. 364–375.
12. Гордиенко Э. А. Новгородское «Благовещение» с Федором Тироном // ДРИ. М., 1975. С. 215–222.
13. Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. I: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., 1995.
14. Григорий Палама, свт. Омилии. Т. I. М., 2008.
15. Гусева Э. К. Царские врата круга Андрея Рублева // ДРИ: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 295–311.
16. Данилова И. Е. О византийской иконе XIV в. «Благовещение» из ГМИИ им. А. С. Пушкина // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977. С. 39–47.
17. Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001.
18. Добрынина Э. Р. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богородице // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. C. 188–196.
19. Евсеева Л. М. Аналойные иконы в Византии и Древней Руси. Образ и литургия. М., 2013.
20. Живопись Древней Карелии. Петрозаводск, 1966.
21. Иванов В. Н. Кострома. М., 1970.
22. Иероним Стридонский, блж. Толкование Евангелия. Минск, 2008.
23. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Тверь, 2014.
24. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Тверь, 2011.
25. Иконы XIII–XVI веков в собрании музея им. Андрея Рублева. М., 2007.
26. Иконы Вологды XIV–XVI веков. М., 2007.
27. Иконы Пскова. М., 2003.
28. Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. I. М., 2007.
29. Иконы Строгановских вотчин XVI–XVII веков. По материалам реставрационных работ ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря: Каталог-альбом / Сост. М. С. Трубачева. М., 2003.
30. Иконы Твери, Новгорода и Пскова XV–XVI вв. / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000.
31. Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. Т. II. М., 2009.
32. Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.
33. Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. Л., 1979.
34. Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV– XIX веков города Череповца. М., 2009.
35. Лазарев В. Н. Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977.
36. Лаурина В. К. Об одной группе новгородских Царских врат // ДРИ. Художественная культура Новгорода. М., 1968. C. 145–178.
37. Лелекова О. В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Т. II. М., 2011.
38. Любарский К. Н. Царские двери из церкви села Федотьева // Труды Рязанской ученой архивной комиссии. Вып. 2. Т. 25. Рязань, 1913. С. 1–6.
39. Меняйло В. А. Иконы из Вознесенского монастыря Московского Кремля: Каталог. М., 2005.
40. Михельсон Т. Н. Три композиции на тему «Собор трех святителей» в росписи Ферапонтова монастыря. Истоки иконографии // ДРИ. Монументальная живопись XI– XVII вв. М., 1980. С. 324–342.
41. Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977.
42. Новгородская икона XII–XVII веков. Л., 1983.
43. Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Памятник живописи и зодчества XVII века. М., 1970.
44. Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР (Материалы для реставрационного каталога) / Сост. С. Ямщиков. Ч. I. М., 1970.
45. Осташенко Е. В. Андрей Рублев. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М., 2005.
46. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.
47. Полякова О. А. О двух соловецких иконах в собрании Государственного музея-заповедника «Коломенское» // ДРИ. Художественные памятники Русского севера. М., 1989. С. 277–281.
48. Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV–XVI века. М., 1979.
49. Православный богослужебный сборник. СПб., 2009.
50. Преображенский А. С. Чеканный орнаментальный декор новгородских икон XV века // Путем орнамента. Исследования по искусству византийского мира: Сб. статей (Труды ЦМиАР. Т. VIII) / Ред-сост. А. Л. Саминский. М., 2013. С. 119–120.
51. «Пречистому образу Твоему поклоняемся…» Образ Богоматери в произведениях Русского музея. СПб., 1995.
52. Пуцко В. Г. Об одном иконографическом варианте «Благовещения» // XII научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944–1995): сб. ст. Ярославль, 2008. С. 5–10.
53. Пуцко В. Г. Царские врата из с. Красного: элитарный образец в русской провинциальной иконописи на рубеже XVI–XVII вв. // Вопросы археологии, истории, культуры и природы верхнего Поочья. Калуга, 2005. C. 204–208.
54. Рубан Ю. И. Благовещение Пресвятой Богородицы. Л., 1991.
55. Северные письма. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств. Каталог / Авт.-сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999.
56. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике Царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас. Происхождение — развитие — символика / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 502–517.
57. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976.
58. Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII в. // ДРИ. СПб., 2002. С. 517–538.
59. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982.
60. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М., 2011.
61. Федорычева Е. А. Иконостас церкви Ильи Пророка. Тверь, 2014.
62. Шалина И. А. Псковские Царские врата середины — второй половины XVI века // ИХМ: Сб. ст. Вып. XII. М., 2012. С. 212–230.
63. Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний: Каталог. М., 2009.
64. Шмит Ф. И. Благовещение // Известия русского Археологического института в Константинополе. Т. XV. София, 1911. С. 31–72.
65. Щенникова Л. А. «Благовещение Устюжское» // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 246–263.
66. Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе. Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Каталог. М., 2004.
67. Babić G. Les fresques de Sušica en Macédoine et l´iconographie original de leurs images de la vie de la Vierge // CahA. Vol. 12. Paris, 1962. P. 318–323.
68. Bank A. L´art byzantine dans les musées de l´Union Soviétique. L., 1977.
69. Fournée J. Architectures simboliques dans le thème iconographique de l´Annonciation // Synthronon. Art et archéologie de la fi n de l´antiquité et du Moyen âge. Paris, 1968. P. 225–235.
70. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du XIIe siècle. Bruxelles, 1975.
71. Icons from the Thracian coast of the Black sea in Bulgaria. Athens, 2011.
72. Millet G. Recherches sur l´iconographie de l´Evangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles. Paris, 1916.
73. Papastavrou H. Le symbolisme de la colonne dans la scène de l´Annonciation // DCAE. Tom. 15. Per. 4. Aq»na, 1991. Sel. 145-160.
74. Sophia la Sapienza di Dio. Milano, 1999.
75. Sotiriou G. et M. Ikones du Mont Sinaï. Athènes, 1956.
76. Weitzmann K., Alibegašvili G., Volskaja A., Chatzidakis M., Babić G., Alpatov M., Voinescu T. The Icon. London, 1982.
Западалова Полина Вадимовна