/
Результат поиска


Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Аллё) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 30-40.
PDF
В статье (главным образом, на основе сирийского перевода Второй апологии Нестория, или Трактата Гераклида Дамасского) предпринята попытка критически рассмотреть мнение известного исследователя М. Анастоса о богословии Нестория, высказанное им в статье «Несторий был православным», и сходную позицию А. де Аллё. Одна из центральных проблем — вопрос о том, можно ли считать «весьма тонкой или несуществующей гранью» различия между системами Кирилла Александрийского и Нестория в понимании «взаимообщения свойств» или следует говорить о фундаментальных расхождениях. В связи с этим в статье рассмотрены разделы мариологического учения, тесно связанные с христологией, а также проблема «Лица Единения» в богословии Нестория
«взаимообщение свойств», Кирилл Александрийский, ма-риология, Несторий, «Трактат Гераклида Дамасского», христология
1. Brok S. 1995 “Hristologija Cerkvi Vostoka” (Christology of Eastern Church), in VDI, 1995, vol. 2/213, pp. 39-53.
2. Seleznev N. N. Nestorij i Cerkov' Vostoka (Nestorius and Eastern Church), Moscow, 2005.
3. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963.
4. Abramowski L. 1994 “The History of Research into Nestorius”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 54-69.
5. Anastos M. V. 1962 “Nestorius was Orthodox”, in DOP, 1962, vol. 16, pp. 117-140.
6. Bethune-Baker J. F. Nestorius and his teaching, a fresh examination and evidence with special reference to the newly recovered Apology of Nestorius (The Bazaar of Heraclides), Cambridge, 1908.
7. Fameree J. 2009 “Ephesus and Nestorius: A Christological misunderstanding”, in Hall S. G. (ed.) Jesus Christ today: Studies of Christology in various contexts: Proceedings of the Acaddmie internationale des sciences religieuses, Oxford 25-29 August 2006 and Princeton 25-30 August 2007, Berlin, 2009, pp. 105-124.
8. Grillmeier A. 1961 “Das Scandalum oecumenicum des Nestorius in kirchlichdogmatischer und theologiegeschichtlicher Sicht”, in Scholastik, Freiburg, 1961, vol. 36, pp. 321-356.
9. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1: Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalcedon (451).
10. Halleux A., de. 1993 “Nestorius. Histoire et Doctrine”, in Irenikon, Chevetogne, 1993, vol. 66, pp. 38-51, 163-178.
11. Halleux A., de. 1994 “Nestorius. History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1. First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200-215.
12. Jugie M. Nestorius et la controverse nestorienne, Paris, 1912.
13. Mann F. Die Weinachtspredigt Gregors von Nyssa: Uberlieferungsgeschichte und Text, Munster, 1975.
14. Rucker I. 1936 “Nestorios”, in RE, 1936, vol. 17/33, pp. 126-137.
15. Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: la formulazione teologica e il suo contesto filosophico, Fribourg, 1956.
16. Scipioni L. I. Nestorio e il concilio di Efeso: Storia dogma critica, Milano, 1974.
Заболотный Евгений Анатольевич
Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V - нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 33-44. DOI: 10.15382/sturIII201440.33-44
В статье рассматривается до сих пор не решенный вопрос о соотношении антиохийского богословия и христологии Церкви Востока. Особое внимание уделено влиянию богословских систем Феодора Мопсуестийского и Нестория на развитие христологической доктрины Восточно-сирийской Церкви в V — нач. VII в., т. е. в наиболее важную эпоху в истории формирования ее вероучения, и проблеме периодизации данной эпохи. Автор рассмотрел основные произведения восточно-сирийских богословов этого периода, а также постановления соборов Церкви Востока (от собора 486 г., официально принявшего «феодорианское» исповедание веры, до епископского собрания 612 г., ознаменовавшего принятие христологии двух ипостасей). В статье также предпринята попытка уточнить представление о магистральном направлении вероучительного развития Восточносирийской Церкви в данный период.
Антиохийская школа, Бавай Великий, Нарсай, Несторий, сирийское христианство, Феодор Мопсуестийский, христология, Церковь Востока
1. Брок С. Христология Церкви Востока / А. В. Муравьев, пер. // Вестник древней истории. М., 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
2. Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М., 2007.
3. Йевтич И., Муравьёв А. В. Бабай Великий // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 239–240.
4. Селезнев Н. Н. Имя Нестория как символ и вопрос его почитания в восточно-сирийской традиции христианства // Символ. Париж; М., 2009. Вып. 55. С. 257–286.
5. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
6. Селезнев Н. Н. «Послание о единстве» багдадского мелькита в составе энциклопедического «Свода» арабоязычного копта XIII века // Селезнев Н. Н. Pax Christiana et Pax Islamica: Из истории межконфессиональных связей на средневековом Ближнем Востоке. М., 2014. С. 33–42.
7. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
8. Шаненко И. Ф. Христологическая формула Нестория в богословии Бабая Великого // ΧΙ Ежегодная Богословская Конференция ПСТГУ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 13–24.
9. Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст / П. Б. Михайлова и др., пер. с англ. М., 2013.
10. Lampe G. W. (ed.) A Patristic Greek Lexicon, Oxford, 1961.
11. Abramowski L. 1974 “Die Christologie Babais des Grossen”, in Orientalia Christiana Analecta, Roma, 1974, vol. 197, pp. 219–245.
12. Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius, Louvain, 1963 (Corpus scriptorum christianorum orientalium; vol. 242, Subs. 22).
13. Brock S. 1992 “The Christology of the Church of the East in the Synods of the Fifth to Early Seventh Centuries: Preliminary Considerations and Materials”, in Brock S. Studies in Syriac Christianity, Aldershot, 1992, pp. 125–142.
14. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great, Kottayam, 1982.
15. Chesnut R. A. 1978 “The Two Prosopa in Nestoius’ «Bazaar of Heracleides»”, in The Journal of Theological Studies, Oxford, 1978, vol. 29/2, pp. 392–409.
16. Grazianskyj M. Die Politik Kaiser Justinians I. gegenüber den Monophysiten: [Diss. zur Erlangung des akademisches Grades Dr. phil.], Jena, 2005.
17. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1; 1989, vol. 2/2.
18. Guillamount A. 1969/1970 “Justinien et l’église de Perse”, in Dumbarton Oaks Papers, Washington, Cambridge, 1969/1970, vol. 23/24, pp. 41–66.
19. Halleux A., de. 1994 “Nestorius: History and Doctrine”, in Syriac Dialogue 1: First Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition, Vienna, 1994, pp. 200–215.
20. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318–381, Edinburgh, 1988.
21. Jansen T. Theodor von Mopsuestia. De Incarnatione, Berlin, New York, 2009.
22. Mar Aprem. 1995 “La théologie de l’Eglise de l’Orient est-elle nestorienne?“, in Istina, Paris, 1995, vol. 40, pp. 73–82.
23. McLeod F. G. 1981 “Man as the Image of God: Its Meaning and Theological Significance in Narsai”, in Theological Studies, Woodstock (Maryland), New York, Baltimore, 1981, vol. 42, pp. 458–467.
24. McLeod F. G. “Introduction”, in Narsai’s Metrical Homilies…, pp. 7–34.
25. McLeod F. G. The Role of Christ’s Humanity in Salvation: Insights from Theodore of Mopsuestia, Washington, 2005.
26. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca, Roma, 1958.
27. Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia. Roma, 1956.
28. The Case Against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts / J. Behr, ed., transl.
Oxford, 2011. (Oxford Early Christian Texts).
29. Vries W., de. 1951 “Die syrisch-nestorianische Haltung zu Chalkedon“, in Grillmeier A., Bacht H. (eds.) Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart, Würzburg, 1951, vol. 1, pp. 603–635.
Заболотный Евгений Анатольевич
Заболотный Е. А. Учение Диодора Тарсийского: христология воплощения или вочеловечения? // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 38-46. DOI: 10.15382/sturIII201545.38-46
В статье исследуется учение Диодора Тарсийского († до 394) и особенности употребления им терминов, характерных для христологической схемы «Логос-плоть». Автор рассмотрел как аргументы А. Грилльмайера, сближавшего христологию Диодора с этой схемой, так и возражения, выдвинутые его оппонентами (прежде всего Ф. Салливаном и Р. Гриром). На основе анализа сохранившихся фрагментов из сочинений Диодора можно сделать уверенный вывод о том, что он учил о восприятии Богом Словом совершенного человека, а не только плоти. Таким образом, учение Диодора Тарсийского можно определить как классическую антиохийскую христологию, хотя, в отличие от Феодора Мопсуестийского († 428), Диодор проводил более четкое различие между Логосом и человеком Иисусом, не предложив убедительного решения вопроса о единстве во Христе.
аполлинаризм, Александрийская школа, Антиохийская школа, Грилльмайер, Диодор Тарсийский, Феодор Мопсуестийский, христология
1. Пеликан Я. Христианская традиция: История развития вероучения. М., [2007]. Т. 1.
2. Фокин А. Р. Афанасий I Великий: Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 32–41.
3. Янг Ф. М. От Никеи до Халкидона: Введение в греческую патристическую литературу и ее исторический контекст / П. Б. Михайлов и др., пер. с англ. М., 2013.
4. Abramowski R. 1931 “Untersuchungen zu Diodor von Tarsus”, in Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älteren Kirche, Giessen, Berlin, 1931, vol. 30, pp. 234–262.
9. Devreesse R. Essai sur Théodore de Mopsueste, Città del Vaticano, 1948.
11. Gerber S. Theodor von Mopsuestia und das Nicänum: Studien zu den katechetischen Homilien, Leiden, 2000.
12. Greer R. A. 1966 “The Antiochene Christology of Diodore of Tarsus”, in Journal of Theological Studies, Oxford, 1966, vol. 17, pp. 327–341.
13. Greer R. Theodore of Mopsuestia: Exegete and Theologian, London, 1961.
14. Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche, Freiburg, Basel, Wien, 1990, vol. 1.
15. Hanson R. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318–381, Edinburg, 1988.
16. Jansen T. Theodor von Mopsuestia: De Incarnatione, Berlin; New York, 2009.
17. Jugie M. 1949 “La doctrine christologique de Diodore de Tarse d’après les fragments de ses oeuvres”, in Euntes Docete, Roma, 1949, vol. 2, pp. 171–191.
18. Lietzmann H. Apollinaris von Laodicea und seine Schule, Tübingen, 1904.
19. McLeod F. G. The Role of Christ’s Humanity in Salvation: Insights from Theodore of Mopsuestia, Washington, 2005.
21. Richard M. 1943 “La Tradition des fragments du traité Peri tes enanthropeseos de Théodore de Mopsueste”, in Le Muséon, Louvain, 1943, vol. 56, pp. 55–75.
24. Sullivan F. A. The Christology of Theodore of Mopsuestia, Roma, 1956.
25. Behr J. (ed.) The Case against Diodore and Theodore: Texts and their Contexts, Oxford, 2011.
Заболотный Евгений Анатольевич
Заболотный Е. А. Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в. // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2016. Вып. 4 (49). С. 46-54. DOI: 10.15382/sturIII201649.46-54
Различные аспекты учения Афраата, Персидского мудреца († после 345), на протяжении многих лет привлекают внимание исследователей, причем одной из наиболее обсуждаемых тем является его христология. Так, согласно предположению, сделанному еще Фридрихом Лоофсом в первой половине XX в., Афраат относил человеческие свойства, о которых идет речь в новозаветных текстах, не к предвечному Сыну Божьему, а к «историческому Иисусу». Более того, исследователь подчеркивал, что Афраат не упоминал о существовании Христа до Воплощения как отдельной от Отца ипостаси, поскольку в начале Сын существовал лишь как дух Бога. В данной статье предпринята попытка не только определить основные положения христологии Афраата и критически рассмотреть идею Лоофса, но и поместить учение «Персидского мудреца» в контекст сирийской богословской традиции IV в. Сопоставив тахвиты Афраата, с одной стороны, и произведения прп. Ефрема Сирина и Кириллоны — с другой, автор доказывает, что все эти положения (communicatio idiomatum, учение о предсуществующем Сыне Божьем как Субъекте, к Которому относятся характеристики Божества и человечества, а также убежденность в Богоматеринстве Девы Марии) стали частью богословия Ефрема и Кириллоны, будучи вытеснены антиохийской христологией лишь в V в. При этом Ефрем Сирин устранил из сирийской традиции некоторые архаичные черты христологии Афраата, в частности субординатизм, а также усовершенствовал богословскую терминологию «Персидского мудреца», понимая термин "..." уже не только как реальность, существование или способ бытия, а главным образом как природу.
Афраат, восточносирийская традиция, Ефрем Сирин, Кириллона, Ф. Лоофс, И. Ортис де Урбина, Персия, сирийское христианство, христология, Церковь Востока
1. Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о войнах / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословские труды. 2004. Сб. 39. С. 61–78.
2. Афраат Персидский Мудрец. Тахвита о сынах Завета / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословские труды. 2003: Сб. 38. С. 120–146.
3. Афраат. Тахвиты о любви и вере / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2003. № 3. С. 31–69.
4. Афраат. Тахвиты о молитве и посте / Прот. Л. Грилихес, Г. М. Кессель, пер. // Богословский вестник. 2004. № 4. С. 31–69.
5. Барский Е. В. Афраат Персиянин. URL: http://www.sedmitza.ru/text/414059.html (дата обращения: 6.08.2016).
6. Грилихес Л., прот. Введение // Оды Соломона / Прот. Л. Грилихес, пер. М., 2004. С. 3–8.
7. Даниелу Ж. Таинство будущего: Исследования о происхождении библейской типологии / В. Н. Генке, пер.; А. Г. Дунаев, общ. и науч. ред. М., 2013.
8. Кессель Г. М. Учение о духовной жизни Афраата Персидского Мудреца по «Тахвите о сынах Завета» // Богословские труды. 2003. Вып. 38. С. 356–375.
9. Муравьев А. В. Афраат // Православная энциклопедия. М., 2002. Т. 4. С. 184–185.
10. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
11. Ткаченко А. А. Дидаскалия апостолов // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 14. С. 663–666.
12. A Compendious Syriac Dictionary, founded upon the Thesaurus Syriacus of R. Payne Smith / J. Payne Smith (Margoliouth), ed. Oxford, 1903.
13. Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes / J. Parisot, ed. Paris, 1894–1907. (Patrologia Syriaca. Pars. 1. T. 1 [Demonst. 1–22] — 2 [23]).
14. Burgess R. W. The Dates of the First Siege of Nisibis and the Death of James of Nisibis // Byzantion. Vol. 69. N 1. 1999. P. 7–17.
15. Cyrillonas. On the Pasch of our Lord // Griffi n C. Cyrillona: A Critical Study and Commentary: Diss. Washington, 2011. P. 378–388.
16. Des Heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Ecclesia / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1960. (CSCO; 198. Syr.; 84).
17. Des Heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania) / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1958. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 186. Syr.; 82).
18. Des Heiligen Ephraem des Syrers Sermo de Domino nostro / Hrsg. E. Beck. Louvain, 1966. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 270. Syr.; 116).
19. Gennadius Massilliensis. De viris illustribus // Patrologia Latina. 58. Paris, 1862. Col. 979–1120.
20. Grillmeier A. et al. Christ in Christian Tradition / M. Ehrhardt, transl. Oxf., 2013. Vol. 2. Pt. 3: The Churches of Jerusalem and Antioch from 451 to 600.
21. Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses // Patrologia Graeca. 7. Paris, 1864. Col. 437–1224.
22. Iustinus Martyr. Dialogus cum Tryphone Iudaeo // Patrologia Graeca. 6. Paris, 1857. Col. 471–800.
23. Klij n A. The Word ≪kejan≫ in Aphraates // Vigiliae Christianae. 1958. Vol. 12. N 2. P. 57–66.
24. Loofs F. Die trinitarischen und christologischen Anschauungen des Aphraates // Idem. Theophilus von Antiochien ≪Adversus Marcionem≫ und die anderen theologischen Quellen bei Irenaeus. Leipzig, 1930. S. 257–280. (Texte und Untersuchungen; 46/2).
25. Neusner J. Aphrahat and Judaism: The Christian-Jewish Arguments in Fourth-Century Iran. Leiden, 1971.
26. Ortiz de Urbina I. Die Gottheit Christi bei Afrahat. Roma, 1933.
27. Ortiz de Urbina I. La mariologia nei padri Siriaci // Orientalia Christiana Periodica. 1935. Vol. 1. P. 100–113.
28. Ortiz de Urbina I. Patrologia Syriaca. Romae, 1958.
29. Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, ed., trad. P., 1902.
30. The Didascalia Apostolorum in Syriac / A. Voobus, ed. Louvain, 1979. 2 vol. in 4. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 401, 402, 407, 408. Syr.; 175, 176, 179, 180).
31. The Homilies of Aphraates, the Persian Sage / W. Wright, ed. L., 1869. Vol. 1: The Syriac Text.
32. The Odes of Solomon / J. H. Charlesworth, ed. Oxford, 1973.
33. Theodoretus Cyrrhensis. Historia religiosa // Patrologia Graeca. 82. Col. 1283–1396.
Заболотный Евгений Анатольевич
Заболотный Е. А. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 61. С. 38-52. DOI: 10.15382/sturIII201961.38-52
Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточно-сирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.
Эдесская и Нисибинская школы, сирийское христианство, восточно-сирийская традиция, несторианство, монашество, интеллектуальная жизнь, Церковь Востока, Персия, Византия, Сирия, Нарсай, Мар Ава I, Баввай Великий, Несторий, Феодор Мопсуестийский
  1. Брок С. Христология Церкви Востока / пер. А. В. Муравьева // Вестник древней истории. 1995. Вып. 2 (213). С. 39–53.
  2. Заболотный Е. А. История конфессионального разделения сирийского христианства и развитие христологии в IV–VIII вв.: дис. .. канд. истор. наук. М., 2016.
  3. Заболотный Е. А. Мар Аба I // Православная энциклопедия. 2016. Т. 43. С. 421–424.
  4. Заболотный Е. А. Мессалиане // Православная энциклопедия. 2017. Т. 45. С. 30–35.
  5. Заболотный Е. А. Нарсай, сирийский богослов // Православная энциклопедия. 2017. Т. 48. С. 402–412.
  6. Заболотный Е. А. Несторианство // Православная энциклопедия. 2018. Т. 49. С. 110–127.
  7. Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V — нач. VII в. // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. № 5 (40). С. 33–44.
  8. Заболотный Е. А. Церковь Востока и религиозная политика императора Юстиниана // Византийский временник. М., 2015. Т. 74 (99). С. 47–60.
  9. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014.
  10. Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005.
  11. Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002.
  12. Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino-Vaticana. Romae, 1725. T. 3. Pars 1: De scriptoribus Syris Nestorianis; 1728. Pars 2: De Syris Nestorianis.
  13. Babai Magni Liber de unione / A. Vaschalde, ed., trad. Parisiis, 1915. 2 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 79–80. Syr.; 61–62).
  14. Barḥadbešabba ʻArbaia. Histoire ecclésiastique. Pt. 2 / F. Nau, éd. // Patrologia Orientalis. P., 1913. T. 9. Fasc. 5.
  15. Baum W., Winkler D. W. The Church of the East. L., 2003.
  16. Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluss der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922.
  17. Becker A. H. Fear of God and the Beginnig of Wisdom: The School of Nisibis and Christian Scholastic Culture in Late Antique Mesopotamia. Philadelphia, 2006.
  18. Brock S. Babai the Great // Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. Piscataway, 2011. P. 49–50.
  19. Brock S. The Christology of the Church of the East in the Synods of the 5th to Early 7th Centuries: Preliminary Considerations and Materials // Idem. Studies in Syriac Christianity: History, Literature and Theology. Aldershot; Brookfi eld, 1992. № 12. P. 125–142. (Variorum Collected Studies; 357).
  20. Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982.
  21. Chialà S. Abramo di Kashkar e la sua comunità: La rinascita del monachesimo siro-orientale. Comunità di Bose (Magnano), 2005.
  22. Chronique de Séert. Pt. 2 (1) / A. Scher et al., éds. // Patrologia Orientalis. P., 1911. T. 7. Fasc. 2.
  23. Cosmas Indicopleustès. Topographie chrétienne / W. Wolska-Conus, éd., trad.; P. Lemerle, préf. P., 1968. T. 1. (Sources chrétiennes; 141).
  24. Early Christian Mystics / A. Mingana, ed., transl. Cambridge, 1934. (Woodbrook Studies; 8).
  25. Gero S. Barsauma of Nisibis and Persian Christianity in the 4th Century. Louvain, 1981. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 426. Subsidia; 63).
  26. Guillaumont A. Justinien et l’Eglise de Perse // Dumbarton Oaks Papers. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 41–66.
  27. Histoire de Mar-Jabalaha, de trois autres patriarches, d’un prêtre et de deux laïques, nestoriens / P. Bedjan, éd. P.; Leipzig, 1895.
  28. Hutter M. Mār Abā and the Impact of Zoroastrianism on Christianity in the 6th Century // Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia / C. G. Cereti et al., eds. Wiesbaden, 2003. P. 167–173.
  29. Le livre de la Chasteté composé par Jésudenah, évêque de Baçrah / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1896.
  30. Mar Barhadbešabba ʻArabaya, évêque de Halwan. Cause de la fondation des écoles / A. Scher, éd., trad. // Patrologia Orientalis. P., 1908. T. 4. Fasc. 4.
  31. Narsai. Metrical Homilies on the Nativity, Epiphany, Passion, Resurrection and Ascension / F. G. McLeod, ed., transl. // Patrologia Orientalis. Turnhout, 1979. T. 40. Fasc. 1.
  32. Payne R. E. A State of Mixture: Christians, Zoroastrians, and Iranian Political Culture in Late Antiquity. Oakland, [2015]. P. 100–126.
  33. Sachau E. Syrische Rechtsbücher. Berlin, 1914. Bd. 3.
  34. Synodicon Orientale ou recueil de synodes nestoriens / J. B. Chabot, éd., trad. P., 1902.
  35. The «Historia Monastica» of Thomas, Bishop of Marga / E. A. Wallis Budge, ed., transl. L., 1893. 2 vol.
  36. Vööbus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture. Louvain, 1958–1988. 3 vol. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 184, 197, 500. Subsidia; 14, 17, 81).
  37. Vööbus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. (Corpus scriptorum christianorum orientalium; 266. Subsidia; 26).
Заболотный Евгений Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: МГУ имени М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991 г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000–0002–0629–747X;
Электронный адрес: e.zabolotnyj20@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19–29–07549.