/
Результат поиска


Ершова М. А. Роль творчества С. С. Глаголева в изменении отношения русского духовно-академического теизма начала XX в. к проблеме человека // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 80-95. DOI: 10.15382/sturI201451.80-95
В статье кратко представлены результаты исследования творчества одного из выдающих­ся профессоров Московской духовной академии — Сергея Сергеевича Глаголева. Твор­чество С. С. Глаголева поражает своей многогранностью, оригинальностью постановки проблем и неординарностью их решений, непреходящей актуальностью. Несмотря на это, его эпистолярное наследие до сих пор остается малоизученным. Автор данной ра­боты сосредоточила свое внимание на анализе Глаголевым проблемы человека. Данный выбор обусловлен тем, что сам Сергей Сергеевич считал проблему человека наиглавней­шей точкой столкновения науки и религии начала ХХ века. Поиск решения этой пробле­мы осуществляется С. С. Глаголевым через постановку и решение таких более частных вопросов, как происхождение человека, взаимодействие духа и тела, бессмертие души, происхождение религии, условия возникновение религиозной веры. Важным аспектом рассмотрения проблемы человека Глаголевым является его критика дарвинизма и эво­люционизма вообще. Профессор Глаголев подвергает эволюционную концепцию кри­тике, как со стороны ее принципиальных положений, так и со стороны конкретных вы­водов. В процессе полемики с эволюционной концепцией антропогенеза С. С. Глаголев формулирует основные положения собственного подхода к истории человеческого рода. Позиция Сергея Сергеевича Глаголева по данному вопросу отличается самобытностью. История человечества объясняется им через категорию деградации, что позволяет ему органично увязывать библейский взгляд на человека с современными научными дан­ными. Делается вывод о значительности вклада Глаголева в развитие русского духовно­академического теизма начала ХХ века.
религия, религиоведение, проблема человека, духовноакадемический теизм, С. С. Глаголев, концепция деградации, двойственность природы человека, эволюция
1. Абрамов А. И. Сборник научных трудов по истории русской философии. М., 2005.
2. Алексеев П. А. Философы России XIX-XX столетий. М., 2002.
3. Антонов К. М. Историческое изучение религии в духовно-академической традиции в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. 1(33). С. 39-55.
4. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX — нач. ХХ века. Дис. ... д-ра философ. наук. М., 2008.
5. Глаголев С. С. Астрономия и богословие: [Рец. на:] Astronomie et Theologie par Le K. P. Th. Ortolan. Paris, 1894 // Богословский вестник. 1897. Т. 3. № 9. С. 311-342; Т. 4. № 10. С. 150-168, № 11. С. 304-327.
6. Глаголев С. С. Вера и знание // Вера и разум. 1909. № 21 С. 344-370.
7. Глаголев С. С. Взгляд Васманна на происхождение человека // Богословский вестник. Т. 1. № 4. С. 621-642; Т. 2. № 5. С. 1-16; № 7/8. С. 417-450; Т. 3. №10. С. 233-265.
8. Глаголев С. С. Вопрос о бессмертии души // Вопросы философии и психологии. М., 1893. Кн. 19. С. 1-19; Кн. 20. С. 1-26.
9. Глаголев С. С. Древо знания и древо жизни. СПб., 1916.
10. Глаголев С. С. Естественнонаучные вопросы в их отношении к христианскому миропониманию. СПб., 1914.
11. Глаголев С. С. К вопросу о происхождении человека // Богословский вестник. 1909. Т.1. № 3. С. 450-478.
12. Глаголев С. С. Мнимое открытие: [Pithecanthropus erectus] // Богословский вестник. 1896. Т. 3. № 10. С. 109-122.
13. Глаголев С. С. Об одном пастыре // Богословский вестник. 1916. Т. 2. № 9. С. 103-139.
14. Глаголев С. С. Об отношении философии и естественных наук к науке Введения в Богословие: Пробная лекция // Богословский вестник. 1892. Т. 3. № 12. С. 370-390.
15. Глаголев С. С. Потребность в апологетических трудах в настоящее время: Речь перед защитой магистерской диссертации «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого». М., 1894 // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 8. С. 167-180.
16. Глаголев С. С. Прошлое человека // Вера и разум. 1916. № 5. С. 547-586; № 6/7, С. 712— 734; № 8/9, С. 922-945; № 10, С. 1124-1155.
17. Глаголев С. С. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему XX столетию: Вступительные чтения по Введению в богословие в МДА // Богословский вестник. 1899. Т. 3. № 11. С. 359-385; № 12 С. 585-613; 1900. Т. 1. № 1. С. 37-74.
18. Глаголев С. С. Чудо и наука // Богословский вестник. 1893. Т. 2. №. 6. С. 477-514.
19. Диваков М., диак. Богословские труды профессора МДА С. С. Глаголева. Загорск, 1972.
20. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. М., 1997.
21. «Железный век» русской мысли / Б. В. Емельянов, сост. Екатеринбург, 2004.
22. Кесарий (Георгеску), иером. Краткое изложение главнейших апологетических трудов Н. П. Рождественского, В. Д. Кудрявцева-Платонова и С. С. Глаголева и их значение для богослова. Загорск, 1960.
23. Кузьмина Е. В. Античное религиозное мировоззрение в отечественной исторической мысли XIX — 20-х гг. XX в. Томск, 2002.
24. Несмелов В. И. Наука о человеке. СПб., 2000.
25. Пинчук В. Ю. Метафизическая психология в русском духовно-академическом теизме XIX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Уссурийск, 2003.
26. Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? (http://www.ontology.pu.ru/index.php?id=62 (дата обращения: 04.11.2013)).
27. Сергий (Страгородский), архиеп. Разбор инославных учений об оправдании // Богословский вестник. 1895. № 4. С. 1-26; № 6. С. 346-364; № 8. С. 141-156.
28. Тареев М. М. Основы христианства. Сергиев Посад, 1910. Т. 4.
Ершова Марьяна Анатольевна