/
Результат поиска


Ермилов П. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 124-127. — Рец. на кн.: Richter G.Oikonomia: Der Gebrauch des Wortes Oikonomia im Neuen Testament, bei den Kirchenvätern und in der theologischen Literatur bis ins20. Jahrhundert. B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2005. (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 90). 753 S.
PDF
Ермилов Павел Валерьевич
Ермилов П. В. Анонимная заметка в рукописи Atheniensis graecus 2337 о подложности приписываемой прп. Иоанну Дамаскину "Главы о пречистом Теле, которого причащаемся" // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 91-102.
PDF
Подложность приписываемого св. Иоанну Дамаскину текста De immaculato corpore (CPG 8117) не вызывает сомнений. В анонимной заметке (σημε§ωμα), написанной после 1709 г. и содержащейся в рукописи Atheniensis gr. 2337 (XVIII–XIX вв.) суммируются аргументы, доказывающие не только подложность, но и еретичность De immaculato corpore и тождественного ему по содержанию «Послания Петра Мансура Захарии епископу Дора». Текст публикуется впервые и сопровождается русским переводом.
Ермилов Павел Валерьевич
Ермилов П. В. К вопросу об осуждении протэдикта Михаила на Константинопольских Соборах 1156-1157 годов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 59-72.
PDF
В настоящей публикации предлагается новое после 1658 г. издание «Признания вины» протэкдика Михаила, именуемого ó τοũ Θεσσαλονίκης, подготовленное на основании двух из трех известных рукописей текста. Во вступительной статье анализируется обрамляющий «Признание» текст, указываются позднейшие интерполяции. В статье показано также, что «Признание» содержит в себе важное и явное свидетельство, опровергающее сообщения историков Киннама и Хониата об осуждении Михаила.
Ермилов Павел Валерьевич
Ермилов П. В. История константинопольских соборов 1156-1157 годов в изложении Д. М. Судницына // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2010. Вып. 3 (31). С. 97-121.
PDF
В статье приводятся два фрагмента из диссертации Д. М. Судницына Царствование византийского императора Мануила I (Комнина) в церковно-историческом отношении, защищенной в 1896 г. в Московской духовной академии и хранящейся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Первый отрывок соответствует части диссертации, посвященной истории константинопольских соборов 1156–157 гг., во втором отрывке содержится критика мнения Ф. И. Успенского, высказанного им в Очерках по истории византийской образованности, о влиянии борьбы платонизма и аристотелизма на богословское движение в Византии. Оба фрагмента представляют большой интерес в контексте историографии споров 1156–157 гг.
Московская духовная академия, церковно-историческая наука, Ф. И. Успенский, константинопольские соборы 1156–1157 годов, византийское богословие, византийская философия, платонизм и аристотелизм
Ермилов Павел Валерьевич,
Ермилов П. В. Из истории взаимоотношений между церковной и светской наукой в России: два эпизода из биографии Ф. И. Успенского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 79-96.
PDF
Конфликт между светской и церковной наукой в России явился не результатом долгого атеистического периода, а наметился гораздо раньше. Два случая из научной биографии известного русского византиниста выбраны для иллюстрации сложных взаимоотношений между представителями духовных академий и «светскими» учеными в вопросах научной методологии. Автор обращает внимание на строго соблюдавшийся принцип компетентностного подхода в научном исследовании, абсолютизация которого привела к тяжелым последствиям, ощущаемым в российской науке вплоть до сегодняшнего дня.
теология, церковная история, научные компетенции, методология, богословский метод, духовные академии, Академия наук, Макарьевская премия, премия им. Ахматова, Ф. И. Успенский, И. Е. Троицкий, А. П. Лебедев, Н. Н. Глубоковский, В. В. Четыркин
Ермилов Павел Валерьевич,
Ермилов П. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 158-161. — Рец. на кн.: Peng-Keller S. Alte Passionen im neuen Leben. Postbaptismale Konkupiszenz als okumenisches Problem und theologische Aufgabe. Herder, 2011
PDF
Ермилов Павел Валерьевич,
Ермилов П. В. Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 36-53. DOI: 10.15382/sturI201451.36-53
       Настоящая статья открывает собой серию публикаций, посвященных проблеме лидер­ства в Православной Церкви. Расхождение позиций по данному вопросу между Русской и Константинопольской Церквями, проявляющее себя в достаточно острых дискуссиях, побуждает к переоценке существующих моделей, очевидно не позволяющих прийти к согласию, и одновременно поискам новых подходов. С этой целью автор обращается к истории формирования позиции о всеправославном лидерстве Константинопольского патриарха и ее богословского обоснования. По мнению автора, участники современных дискуссий уделяют недостаточное внимание истории вопроса, в то время как именно тщательное изучение хода «споров о первенстве» вскрывает причины нынешних про­тиворечий и намечает пути выхода из кризиса. В статье показано, какие факторы ока­зали влияние на изменение церковной политики Константинопольского патриархата в 1920-е гг. Источники этого периода недвусмысленно свидетельствуют о зависимости Константинопольского патриархата от греческой национальной политики и о том, что многие его действия определялись вовсе не церковными мотивами. Разрабатывавшаяся в эти годы идея Константинополя как «центра мирового православия» была частью стра­тегии по сохранению патриархата на территории Турции. А теория о всеправославном лидерстве Вселенского патриарха использовалась для расширения собственной канони­ческой территории в связи с фактической утратой средств для своего существования.
Константинопольский патриархат, Фанар, Турция, центр Православной Церкви, первенство, лидерство, всеправославные инициативы, Мелетий Метаксакис, Венизелос, Лозаннская мирная
1. Alexandris A. “The Expulsion of Constantine VI: The Ecumenical Patriarchate and Greek-Turkish Relations, 1924–1925” in: Balkan Studies, 1981, vol. 22/2, pp. 333–363.
2. D’Herbigny M. “Anglicans et “orthodoxes”” in : Etudes, 1921, vol. 168, pp. 415–425.
3. DeVille A. “Orthodoxy, Catholicism, and Primacy: A Plea for a New Common Approach” in: Ecumenical Trends, 2008, vol. 37/4, pp. 5–7.
4. Douglas J. A. “The Oecumenical Patriarchate” in: Christian East, 1923, vol. 4/4, pp. 188–191.
5. Geffert B. “Anglican Orders and Orthodox Politics” in: Journal of Ecclesiastical History, 2006, vol. 57/2, pp. 270–300.
6. Ἐλπιδόφορος, μητρ. Primus sine paribus: Ἁπάντησις εἰς τὸ περὶ πρωτείου κείμενον το´ Πατριαρχείου Μόσχας in: http:in:www.ec-patr.org/arxeio/elp2014-01-gr.pdf.
7. Janin R. “La destinee du patriarcat oecumenique” in : Echos d’Orient, 1925, vol. 24, no. 138, pp. 202–211.
8. Lacombe J. “La recente evolution des Eglises orthodoxes (1914–1934)” in : Echos d’Orient, 1935, vol. 34, pp. 71–83; 167–178.
9. Lausanne Conference on Near Eastern Affairs (1922–1923). Records of Proceedings and Draft Terms of Peace. L., 1923.
10. “Le Patriarchat oecumenique vu d’Egypte” in : Echos d’Orient, 1925, vol. 24, pp. 40–55.
11. Mews S. “Anglican Intervention in the Election of an Orthodox Patriarch, 1925–1926” in: Baker D. (ed.) The Orthodox Churches and the West, Oxford, 1976, pp. 293–306.
12. Miller W. “The Changing Role of the Orthodox Church” in: Foreign Affairs, 1930, vol. 8/2, pp. 274–281.
13. Nanakis A. “Venizelos and Church-State Relations” in: Kitromilides P. (ed.) Eleftherios Venizelos: The Trials of Statesmanship, Edinburgh, 2006, pp. 346–373.
14. Psomiades H. “The Ecumenical Patriarchate Under the Turkish Republic: The First Ten Years” in: Balkan Studies, 1961, vol. 2/1, pp. 47–70.
15. Rustem Bey A. “The Future of the Oecumenical Patriarchate” in: Foreign Affairs, 1925, vol. 3, pp. 604–610.
16. “The Present Danger to the Oecumenical Patriarchate” in: Christian East, 1925, vol. 6/2, pp. 78–83.
17. Μαμάλος Γ.–Σ. Το πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως στο επίκεντρο διεθνών ανακατατάξεων (1918–1972). Εξωτερική πολιτική και οικουμενικός προσανατολισμός. Διατρίβη επι διδακτορία. Πανεπιστόμιο Αθηνων, 2009.
18. “Ο Γέρων Χαλκηδόνος κατά του Πατριαρχείου Μόσχας” in: http:in:www.romfea.gr/oikoumeniko-patriarxeio/oikoumeniko-patriarxeio/20060-2013-11-02-08-12-11.
19. Αλεξανδρής Α. Τό αρχείον του εθνομάρτυρος Σμύρνης Χρυσόστομου, Αθήνα, 2000, vol. 3. pp. 188–189.
20. Χριστοφόρου, μητρ. “Ἡ ἐν τῇ Ἐκκλησίᾳ θέσις τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου” in: Πάνταινος, 1924, vol. 316. Ἀριθ. 39 (27 Σεπτ.); Ἀριθ. 40 (4 Ὀκτ.); Ἀριθ. 41 (11 Ὀκτ).
21. Кострюков А. А. К истории взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Константинопольской патриархией в 1920-1924 годах // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 6(43). С. 58-69.
22. Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1960. Т. 7.
23. Православная Церковь в Турции // Вера и жизнь. Харбин, 1925. № 4. С. 84-86.
Ермилов Павел Валерьевич,
Ермилов П. В. Secundus sine paribus: Cоображения по поводу критики ≪Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви≫ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 145-158.
PDF
Ермилов Павел Валерьевич,
Ермилов П. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 5 (67). С. 137-141. — Рец. на кн.: Primacy in the church: the offi ce of primate and the authority of councils. Vol. 1: Historical and theological perspectives / J. Chryssavgis, ed. St Vladimir’s Seminary Press, 2016
PDF
Ермилов Павел Валерьевич,
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ст. преп. кафедры систематического богословия и патрологии Богословского фак-та ПСТГУ;
Электронный адрес: email: pavel_ermilov@mail.ru.
Ермилов П. В. О правде и неправде Православия Рец. на сб.: Правда Православия / С. В. Троицкий, ред. ФИВ, 2015 // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 70. С. 138-145.
PDF
Ермилов Павел Валерьевич,
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ст. преп. кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: pavel_ermilov@mail.ru.
Работа подготовлена в рамках проекта «Исторические и богословские предпосылки со- временных расхождений по вопросу о первенстве в Православной Церкви» при поддержке Фонда развития ПСТГУ
Пермиловская А. Б. Деревянные часовни в православных традициях Русского Севера и Арктики // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 69-88. DOI: 10.15382/sturV201727.69-88
Часовни одно из наиболее ярких проявлений традиционной культуры и его деревянного зодчества XVIII начала XX веков. Они прочно вошли в сложившуюся систему сакрального и культурного ландшафта Русского Севера и Арктики. В статье рассматриваются причины постановки часовен по историко-типологическим признакам место проведения богослужения, поминовения, часовни-усыпальницы, обетные «обыденные», промысловые и то, как это отразилось на формировании их архитектурно-конструктивных особенностей. Эмпирической базой исследования послужил материал 34 архитектурных экспедиций, в которых были обследованы 368 поселений. Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской, Вологодских областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, НАО, а также материалы, составившие основу личного опыта, приобретенного в результате многолетнего изучения экспозиций музеев под открытым небом и памятников народной архитектуры «in situ» в России и Западной Европе.
Русский Север, Арктика, часовня, деревянное зодчество, православие, типология часовен
  1. Алмазов А. И. К истории молитв на разные случаи: Заметки и памятники. Одесса, 1896.
  2. Власова И. В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII–XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения. М., 2006. С.177–187.
  3. Григорьев С. Г. Полуостров Канин. М., 1929. Т. 1.
  4. Евсюгин А. Д. Ненцы архангельских тундр. Архангельск, 1979.
  5. Зеленин Д. К. «Обыденные» полотенца и обыденные храмы // Живая старина. 1911. Вып. 1/2. С. 1–20.
  6. Иванова А. И. Священная ономастика часовен в местах поморских промыслов. // Поморские чтения по семиотике культуры: Вып. 2: Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера России: Сб. науч. ст. / Н. М. Теребихин, сост. Архангельск, 2006. С. 161–178.
  7. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.
  8. Колпакова Н. П. У золотых родников: записки фольклориста. Л., 1975.
  9. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: В 3 вып. / изд. Арханг. епарх. церк.-археол. комитета. Архангельск, 1894–1896. Вып. 1: Уезды Архангельский и Холмогорский. 1894.
  10. Меньшикова Е. Г. К вопросу о православных часовнях в тундрах европейского Северо-Востока в XIX–XX вв. // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. Сыктывкар, 2015. № 2 (30). С. 48–61.
  11. Мильчик М. И. По берегам Пинеги и Мезени. Л., 1971.
  12. Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1855.
  13. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни, церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М., 2009.
  14. Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
  15. Памятная книжка Вологодской губернии на 1896–1897 гг.: В 2 ч. Вологда, 1897. Ч. 1.
  16. Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура: работы разных лет. СПб., 2008.
  17. Переписная книга часовен Важской волости и Устьянских сох // РИБ. 1692. Т. XXV.
  18. Пермиловская А. Б. Русский Север как особая территория наследия. Архангельск; Екатеринбург, 2010.
  19. Пермиловская А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера: Екатеринбург; Архангельск, Ярославль, 2013.
  20. Пермиловская А. Б. Культурный код в горизонте понимания народной архитектуры Русского Севера // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле: Сб. ст. / сост. и подгот. И. В. Мельников. Петрозаводск, 2014. С. 79–98.
  21. Пермиловская А. Б. Культура поморов как адаптивная система организации жизни северных и арктических территорий // Природные ресурсы и комплексное освоение прибрежных районов Арктической зоны: Сб. науч. трудов / Отв. ред. д. э. н., проф. В. И. Павленко. Архангельска, 2016. С. 379–385.
  22. Пермиловская А. Б. Русский Север — специфический код культурной памяти // Культура и искусство. 2016. № 2. С. 155–163.
  23. Платонов Е. В. Часовни Тихвинского уезда (рубеж XIX –XX вв.) СПб., 2011.
  24. Теребихин Н. М. Метафизика Севера. Архангельск, 2004.
  25. Пулькин М. В. Строительство часовен в XVIII — начале ХХ в.: Законодательство и приходская традиция (по материалам Олонецкой епархии) // Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск, 2004. С. 123–138.
  26. Резниченко О. П. Свадебные причитания Беломорья в контексте изучения народной религиозности // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы теории и истории христианского искусства. М., 2013. Вып.1(10). С. 169–180.
  27. Сказание о построении обыденного храма в Вологде «во избавление от смертоносныя язвы». М., 1893. Отт. из: Чтения в о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те.
  28. Скопин В. В. Рец. на кн.: Шургин И. Н. Исчезающее наследие: Очерки о русских деревянных храмах XV–XVIII веков. М., 2006 // Искусство христианского мира: Сб. ст. М., 2007. С. 600–602.
  29. Соснина Л. М. Артемиево-Веркольский монастырь. Архангельск, 2007.
  30. Шабунин Н. А. Северный край и его жизнь: Путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии художника Н. А. Шабунина // Сборник Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. СПб., 1908. Т. 84. № 1. С. 1–44.
  31. Яницкий Н. Ф. Севернорусская часовня в конце XVII века (по переписи часовен 1692 г.) // Юбилейный сборник историко-этнографического кружка при Императорском университете св. Владимира. Киев, 1914. С. 123–143.
  32. Permilovskaya Anna. Cultural Meanings of the Russian North Folk Architecture / Zeszyty Naukowe (Science Journals), Poland, 2014. № 4. P. 193–203.
Пермиловская Анна Борисовна
Ученая степень: доктор культурологии;
Место работы: ФГБУН “Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики Российской академии наук”; Российская Федерация, 163000 г. Архангельск, наб. Северной Двины, 23; главный научный сотрудник;
Электронный адрес: permikh@mail.ru.
Работа выполнена за счет средств инициативного проекта УрО РАН № 15-15-5-57 «Социокультурное пространство и использование биоресурсов в Арктической зоне Европейского Севера России»
Ермилов П. В. Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 75. С. 28-47. DOI: 10.15382/sturI201875.28-47
Главным направлением в развитии учения о Церкви в православном богословии XX в. закономерным образом стала так называемая евхаристическая экклесиология, в рамках которой структурообразующим элементом церковной организации мыслится евхаристическая община во главе с епископом. Большой вклад в становление данного подхода внесли русские богословы, жившие за рубежом. На фоне получивших широкую известность идей богословов-эмигрантов и их последователей несколько в тени оказались другие модели Церкви, разрабатывавшиеся в первой половине XX в. русскими новомучениками. Пребывая в ссылках и тюрьмах, вдали от храмов, нередко скрываясь от людей или живя в атмосфере недоверия и подозрительности, многие верующие и представители духовенства оказывались в ситуации невозможности регулярного участия в одном общем евхаристическом собрании и зачастую пребывали вне общения со своими епископами. Очевидно, что их церковную жизнь трудно было описать с помощью классической модели евхаристической экклесиологии, подразумевающей жизнь церковной общины в нормальных условиях. Возможно поэтому в среде новомучеников предпринимались попытки сформулировать иные подходы к описанию природы церковного общения, приложимые к ситуации гонения и внутренних церковных нестроений. Нечто похожее можно встретить в творениях епископа Дамаскина (Цедрика), принявшего мученическую кончину в 1937 г. В его представлениях можно усмотреть подобие пастырской модели Церкви, в которой Церковь мыслится как таинственный союз верующих, образуемый через «духовно-благодатные связи между пастырями и пасомыми». Епископ представлен здесь как архипастырь, не просто администрирующий, а реально руководящий духовной жизнью верующего народа. Большое внимание при таком подходе уделяется «массе верующих», которую св. Дамаскин считал «живым телом Церкви», способным выражать в своей совокупности всецерковное сознание. Данная статья является попыткой привлечь внимание к малоизвестным богословским представлениям русского новомученика.
Дамаскин Цедрик, правая церковная оппозиция, экклесиология новомучеников, пастырская модель Церкви, духовные отношения, церковная иерархия, епископское служение, масса верующих, всецерковное сознание, духовное чувство, авторитет в Церкви
  1. Аксаков И. С. Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. 4.
  2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
  3. Бергсон А. Собрание сочинений. СПб., 1914. Т. 3.
  4. Бердяев Н. А. Философия неравенства / О. А. Платонов, сост. М., 2012.
  5. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений XX в. / А. В. Журавский, сост. М., 2004.
  6. Дамаскин (Орловский), иером. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Тверь, 1997.
  7. Е. А. А. Наши практический папизм и практическое протестантство: (К современным церковным вопросам). Б. м., Б. г.
  8. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М., 2009.
  9. Лопушанская Е. Епископы-исповедники. Сан Франциско, 1971.
  10. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  11. Мазырин А., свящ. Вопрос о призвании служителей Церкви в эпоху гонений: два взгляда современников // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 43. С. 70–82.
  12. Мазырин А., свящ. К вопросу о богословии новомучеников // Церковь. Богословие. История: Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5–6 февраля 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 81–91.
  13. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М., 2008.
  14. Киреев А. А. Сочинения: Ч. 1–2. СПб., 1912.
  15. Озерская М. В. Иосифляне и последователи митрополита Кирилла (Смирнова) о соборности в церковном управлении и проблеме евхаристического единства Русской церкви // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2016. № 19. С. 103–120.
  16. Сщмч. Сергий Мечев. Тайны богослужения: духовные беседы, письма из ссылки. М., 2001.
  17. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. М., 18863. Т. 2.
  18. Шкаровский М. В. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви, особенности положения среди других церковных течений // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. С. 307–315.
  19. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.
Ермилов Павел Валерьевич, священник
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Заведующий Лабораторией исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0003-0881-2866;
Электронный адрес: pavel_ermilov@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Модели Церкви в русском богословии XX века» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.