/
Результат поиска


Емельянов Н. Н. Богословие в системе научного знания (по материалам дискуссии о высшем духовном образовании в 1905–1906 гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 2 (45). С. 7-19.
PDF
Статья посвящена принципиально важному вопросу для понимания как истории, так и современного состояния системы науки и образования. Вопрос о богословии в системе научного знания рассматривается на материале дискуссии в Предсоборном присутствии 1906 г. Автор предпринимает попытку выявить в дискуссии систематический взгляд на проблему.
Русская Православная Церковь, православные духовные академии, богословие как наука, богословие в системе научного знания
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей
Емельянов А. Н. Афонские письма архимандрита Кассиана (Безобразова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 3 (52). С. 81-125.
PDF
Письма с Афона архимандрита (с 1947 г. епископа) Кассиана (Безобразова) протоиерею Сергию Булгакову и Льву Александровичу Зандеру относятся ко времени Второй мировой войны, из-за которой автор писем оказался изолированным от своих коллег по преподаванию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С одной стороны, фрагмент переписки трех крупных церковно-общественных деятелей позволяет посмотреть изнутри на жизнь профессорской корпорации института и лучше понять атмосферу, в которой совершалось служение этой части русского зарубежья ХХ в. В документах упоминаются многие преподаватели, выпускники и студенты Богословского института, устанавливаются ранее неизвестные факты их биографии. Поновому предстают характерные особенности личностного и богословского становления о. Кассиана. В этом отношении важной является авторская характеристика замысла хранящейся в архиве Богословского института неопубликованной рукописи монографии о. Кассиана, посвященной исследованию новозаветных оснований христианского мировоззрения. Вместе с тем письма дают возможность оценить масштаб международных контактов Свято-Сергиевского института, расширяют представление о круге лиц, связанных с его корпорацией. Благодаря свидетельству этих документов становится возможным с новых позиций подвергнуть сомнению высказывавшиеся в адрес Богословского института обвинения в контактах с масонскими кругами, а также снять с архимандрита Кассиана (Безобразова) подозрения в сотрудничестве с фашистской властью во время войны. Письма находятся в архивных фондах протоиерея Сергия Булгакова и Л. А. Зандера Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.
архимандрит Кассиан (Безобразов), протоиерей Сергий (Булгаков), Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже, экуменизм

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей
Емельянов А. Н. «Иоанновская Пятидесятница» в работах архим. Кассиана (Безобразова) и прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 7-25.
PDF
Статья посвящена богословскому «диалогу» протоиерея Сергия Булгакова и архимандрита Кассиана (Безобразова), темой которого была гипотеза об «Иоанновской Пятидесятнице ». Анализ и реконструкция аргументации авторов выполнены на основе не публиковавшихся ранее документов из архива Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Оба участника обсуждения были связаны узами дружбы и многолетним сотрудничеством в корпорации богословского института. После начала «Спора о Софии» архимандрит Кассиан оказался вынужденным оппонентом своего старшего коллеги и духовного отца, но его возражения никогда не имели публичного и враждебного характера. Софиологическим построениям протоиерея Сергия Булгакова отец Кассиан старался найти положительную альтернативу. Экзегетические размышления привели его к идее об «Иоанновской Пятидесятнице», обосновывая которую библеист предложил специфическую модель пневматологии четвертого Евангелия. Ставя под сомнение устоявшееся мнение о том, что в Ин 20 говорится о некотором предварительном или подготовительном даровании Святого Духа Господом, которое предшествует основанию Церкви в день Пятидесятницы, архимандрит Кассиан старался передать особый иоанновский подход к тайне Воскресения и Вознесения Христова. Оба автора с разных сторон подошли к одним и тем же текстам из Евангелия от Иоанна и говорили об откровении пребывания в мире Христа в Святом Духе. Выполненный обзор позволяет констатировать недооценку отцом Сергием содержания экзегетической работы своего младшего коллеги. Изложение архимандрита Кассиана (Безобразова) лишено спорной софиологической терминологии в богословии явления ипостасей Сына и Духа в единстве. Акцент им делается на христоцентричности дара Святого Духа. Описанная в статье дискуссия позволяет охарактеризовать позиции авторов и дает дополнительные сведения для истории «парижского богословия».
еп. Кассиан (Безобразов), прот. Сергий Булгаков, Пятидесятница, «Иоанновская Пятидесятница», Вознесение, пневматология, «парижское богословие», софиология, «Спор о Софии», Свято-Сергиевский равославный богословский институт в Париже, архив Свято-Сергиевс
1. Emel'janov A. (ed.) 2013. Afonskie pis'ma arhimandrita Kassiana (Bezobrazova). Vestnik PSTGU. II: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, vol. 3 (52), pp. 81–125.
2. Bulgakov S., prot. Agnec Bozhij. O Bogochelovechestve (The Holy Lamb. About God-man). Parizh, 1933. Ch. 1.
3. Bulgakov S., prot. Uteshitel' (The Teacher). Moscow, 2003.
4. Bulgakov S., prot. 1935. Pri reke Hovare (By the River Khabur). Put', vol. 47, pp. 66–70.
5. Bulgakov S., prot. 1930. Evharisticheskij dogmat (Eucharistic Dogmat), Put', vol. 20, pp. 3–46.
6. Bulgakov S. N. 2002. Pis'ma k G. V. Florovskomu. Prilozhenie / E. Evtuhova, predisl., izd. Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2001–2002, Moscow, pp. 224–226.
7. Vaganova N. A. Sofiologija protoiereja Sergija Bulgakova (Sophiology of pr. Sergey Bulgakov). Moscow, 2010.
8. Gennadij (Jejkalovich), ig. Delo prot. Sergija Bulgakova (Istoricheskaja kanva spora o Sofii) (Case of pr. Sergey Bulgakov). San-Francisko, 1980.
9. Evlogij (Georgievskij), mitr. Put' moej zhizni (The Way of my Life). Vospominanija. M., 1994.
10. Zen'kovskij V., prot. 1987. Delo ob obvinenii o. Sergija Bulgakova v eresi (Case of Accusation of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RHD, vol. 149, pp. 61–65.
11. Zander L. A. (ed.) 1971. Hronologicheskaja kanva zhizni o. Sergija Bulgakova (Chronological Way of Life of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 8.
12. Kassian (Bezobrazov), ep. 1950. Dvadcatipjatiletnij jubilej Pravoslavnogo Bogoslovskogo Instituta v Parizhe. Slovo Rektora (The 20th anniversary of the Orthodox Theological Institute in Paris. The Rector’s Word). Cerkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskogo jekzarhata, vol. 4.
13. Kassian (Bezobrazov), ep. 1949. Rodoslovie duha (pamjati K. V. Mochul'skogo) (Genealogy of Spirit (in Memory of K. Mochulsky)). Pravoslavnaja mysl', vol. 7, pp. 7–16.
14. Kassian (Bezobrazov), ep. Lekcii po Novomu Zavetu. Evangelie ot Ioanna (Lectures on New Testament. Gospel according to St. John). Moscow, 2006.
15. Kassian (Bezobrazov), ep. Vodoju i kroviju i Duhom (By Water, Blood and Spirit). Kiew, 2008.
16. Klimov A. E. 2003. G. V. Florovskij i S. N. Bulgakov. Istorija vzaimootnoshenij v svete sporov o sofiologii (G. Florovsky and S. Bulgakov. The History of their Relationship in Philosophical Context). S. N. Bulgakov: religiozno-filosofskij put'. Moscow, pp. 86–114.
17. Makarij (Bulgakov), mitr. Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie (Orthodox Dogmatic Theology), Saint-Petersburg, 1857, vol. 2.
18. Skaballanovich M. Hristianskie prazdniki (Christian Feasts), Kiew, 1916, vol. 5.
19. Shmeman A. prot. 1971. Tri obraza (Three Images). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 9–24.
20. Cassian (Bеsobrasoff), archim. 1939. Kirche oder Reich Gottes? (Zur johanneischen Eschatologie). In Extremis, vol. 6–8, pp. 186–202.
21. Cassien (Bеsobrasoff), archim. La Pentecote johannique (Jo XX. 19–23). Valence-sur-Rhone, 1939.
22. Lialine С. 1936. Le debat sophiologique. Irenikon, vol. 13, pp. 168–205, 328–329.
23. Schultze В. 1940. Der gegenwartige Streit um die Sophia, die gottliche Weisheit, in der Orthodoxie. Stimmen der Zeit, vol. 137, pp. 318–324.

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей
Емельянов Н. Н., Павлюткин И. В. Университет и дар: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 21-37. DOI: 10.15382/sturI201456.21-37
В статье предлагается ввести понятие дара в теорию и практику  университетской жизни. Предположение авторов состоит в том, что реализация идеи  университета связана с особым типом его организации, который предполагает отношения дара в качестве связующего элемента в процессе передачи знания. Если знание дается как дар и в ситуации дара, то университетская среда  неизбежно должна включать в себя отношения дара. Дар писывается как богословская и антропологическая категория, а затем соотносится с  концепциями образования зарубежных богословов и идеями современных экономистов. Опираясь на понятие дара, формулируется проблема современного университета, которая заключается в его экономической обусловленности и проникновении рыночного мышления в академическую среду. Знание как безусловная ценность, обращающееся в круге обмена дарами, на практике смешивается с утилитарным обменом, в котором знание приобретает свою цену, что неизбежно отражается на взаимодействии преподавателей, студентов и администрации.
университет, знание, богословие, экономика, теология высшего образования, рынок, сообщество, Дж. Г. Ньюмен, формальная организация
1. Becker G. S. 1962 “Investment in human capital: A theoretical analysis”, in Journal of Political Economy, 1962, vol. 70/5/2, pp. 9–49.
2. Clark B. R. 1972 “The Organizational Saga in Higher Education”, in Administrative Science Quarterly, 1972, vol. 17/2, pp. 178–184.
3. Derrida J. 1992 “Donner la mort”, in L’éthique du don. Cоlloque de Royaumont, Paris, 1992.
4. Derrida J. Donner le temps. 1. La fausse monnaie, Paris, 1991.
5. Derrida J. Foi et savoir, suivi par Le siècle et le pardon, Paris, 2000.
6. Derrida J. L’impardonnable et l’imprescriptible, Paris, 2005.
7. Frey B. S. 2003 “Publishing as prostitution? — Choosing between one’s own ideas and academic success”, in Public Choice, 2003, vol. 116, pp. 205–223.
8. Gregory C. Gifts and Commodities, London; New York, 1982.
9. Higton M. A. Theology of Higher Education, New York, 2012.
10. Krücken G., Meier F. 2006 “Turning the University into an Organizational Actor”, in Drori G. S., Meyer J. W., Hwang H. (eds.) Globalization and Organization, Oxford, 2006, pp. 241–257.
11. Marion J.-L. Au lieu de soi. L’approche de Saint Augustin, Paris, 2008.
12. Melkumyan E., Prutskova E., Pavlyutkin I. 2014 “Religiosity, Social Capital and Civic Engagement: Cluster Effects on Russian Undergraduate Programs”, in Paper presented in track 5 at the EAIR 36th Annual Forum in Essen, Germany 27–30 August 2014, in http://eairaww.websites.xs4all.nl/forum/essen/PDF/1514.pdf (Date: 23.10.2014)).
13. Milbank J. Being Reconciled: Ontology and Pardon, London, 2003.
14. Ramirez F. O. 2006 “The Rationalization of Universities”, in Djelic M.-L., Shalin-Andersson K. (eds.) Transnational Governance: Institutional Dynamics of Regulation, Cambridge 2006, pp. 225–244.
15. Webb S. H. The Gifting God: A Trinitarian Ethics of Excess, New York, 1996.
16. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
17. Годелье М. Загадка дара. М., 2007.
18. Даймонд А. М., мл. Поведение университетов и ученых: экономические объяснения // Экономика университета: институты и организации / М. В. Семенова, ред. М., 2007. С. 8–48.
19. Димаджио П., Пауэлл У. В. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях // Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 1. C. 34–56.
20. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / Ф. Дж. Альтбах, Дж. Салми, пер. М., 2012.
21. Емельянов Н. Н., Мелкумян Е. Б., Павлюткин И. В. Православный университет и общество в России. Выпускники православного университета: поведение, ценности, установки. М., 2013.
22. Забаев И. В., Павлюткин И. В. Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета) // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202–221.
23. Каллист Диоклийский, еп. Священное Писание и святые Отцы о богословском образовании // Богословский сборник. Вып. 1. М., 1997. С. 142–152.
24. Мейендорф И., протопр. Православное богословие сегодня // Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013. С. 712–730.
25. Мейендорф И., протопр. Свет с Востока? «Богословствование» в перспективе Восточного христианства // Пасхальная тайна. Статьи по богословию. М., 2013. С. 745–764.
26. Мейер Д., Роуэн Б. Институционализированные организации: формальная структура как миф и церемониал // Экономическая социология. Т. 12. № 1. 2011. С. 43–67.
27. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. С. 797–838.
28. Нуссбаум М. Не ради прибыли: Зачем демократии нужны гуманитарные науки / М. Бендет, пер. М., 2014.
29. Ньюмен Дж. Г. Идея университета. Минск, 2006.
30. О Даре. Дискуссия между Ж. Деррида и Ж.-Л. Марионом / В. Р. Рокитянский, пер. // Логос. 2011. № 3 (82). С. 144–171.
31. Павлюткин И. В. Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета // Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 47–64.
32. Павлюткин И. В. Конструирование университета как организации // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 1. С. 104–123.
33. Радаев В. В. Пять принципов построения нового университета // Pro et сontra. 2010. Т. 14. № 3. С. 6–18.
34. Ридингс Б. Университет в руинах / А. М. Корбут, пер. М., 2010.
35. Ссорин-Чайков Н. В. Медвежья шкура и макароны: о социальной жизни вещей в сибирском совхозе и перформативности различий дара и товара // Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 59–81.
36. Фрумин И. Д. Создание нового исследовательского университета: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия // Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / Ф. Дж. Альтбах, Дж. Салми, пер. М., 2012. С. 309–340.
37. Эренберг Р. Г. Теория Адама Смита и университеты: экономист становится управляющим вуза // Экономика университета: институты и организации / М. В. Семенова, ред. М., 2007. С. 78–107.
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей
Павлюткин Иван Владимирович
Емельянова А. В. Мемуары об обучении детей духовного сословия в России XVIII в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 90-102. DOI: 10.15382/sturIV201435.90-102
В статье на основании мемуаров рассматривается обучение детей духовного сословия в России XVIII в. Из 100 мемуаров, проанализированных нами, только в шести имеются сведения об этом обучении: мемуарах митрополита Платона, надворного советника И. Г. Григорьева, губернского прокурора Г. И. Добрынина, поэта и переводчика И. И. Мартынова, сенатора Ф. П. Лубяновского и профессора Санкт-Петербургского университета Я. В. Толмачева. Дается краткая биографическая справка каждому из перечисленных авторов. Все они выросли в семьях священников или дьячков центральной России и Украины. Как правило, начальные знания дети получали от отцов или других родственников, а затем отдавались на обучение в духовные школы. Примечательно, что пять из шести авторов воспоминаний продолжили свое обучение в семинариях, коллегиуме, Славяно-греко-латинской академии, Московском университете и информация об этом обучении ярко отражает сложные условия, в которых им приходилось овладевать знаниями. Описывается процесс, условия и методы обучения в Славяногреко-латинской академии, Полтавской семинарии и Харьковском коллегиуме. Использование мемуаров позволяет увидеть процесс обучения глазами учеников, специфику получения начальных знаний в домашних условиях и последующего обучения детей в духовных школах. Кратко анализируется состав предметов, условия и методы обучения, отразившиеся на страницах воспоминаний.
Российская империя, XVIII в., домашнее обучение, мемуары, духовенство, Славяно-греко-латинская академия, Полтавская семинария, Харьковский коллегиум
1. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2011.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII в. до учреждения министерств. СПб., 1874.
3. Григорьев И. Г. Современные записки надворного советника Ивана Григорьевича Григорьева, им самим написанные. Детям моим // Лященко А. Записки И. Г. Григорьева. СПб., 1899. С. 11–18.
4. Добрынин Г. И. Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная. 1752–1827 // Русская старина. 1871. № 2. С. 119–160.
5. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
6. Коллегиум (Харьковский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVa. СПб., 1895. С. 694–695.
7. Лубяновский Ф. П. Воспоминания // Русский архив. 1872. Вып. 1. С. 55–99.
8. Мартынов Иван Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XVIIIa. СПб., 1896. С. 701.
9. Миропольский С. И. Очерк истории церковноприходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып. 1–3. СПб., 1894–1895.
10. Автобиография Платона, митрополита Московского. М., 1887.
11. Попов М. Лубяновский Федор Петрович // Русский биографический словарь. Спб., 1914. Т.: Лабзина-Лященко. С. 710.
12. Рункевич С. Платон (П. Г. Левшин) // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Плавильщиков-Примо. С. 49–54.
13. Теплова В. А. Мартынов Иван Иванович // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. СПб., 1999. С. 273–276.
14. Толмачев Я. В. Автобиографическая записка // Русская старина. 1892. № 9. С. 699–724.
15. Феодоровский Д. Очерк истории Харьковского духовного коллегиума // Духовная беседа. 1863. Т. XVIII. С. 169–202.
16. Чистович И. А. История С.-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857.
17. Добрынин Гавриил Иванович // Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.: Дабелов-Дядьковский. С. 485.
Емельянова Анна Вячеславовна
Емельянов Н. Н. Проблема изменения численности священников в США и Англии во второй половине ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 3 (65). С. 89-111. DOI: 10.15382/sturI201665.89-111
В статье анализируются подходы к проблеме изменения количества священников в Католической церкви и в протестантских деноминациях в США и в Церкви Англии. Рассматриваются три нарратива, в рамках которых ставилась данная проблема: «демография духовенства», «рынок труда священников», «распределение имеющегося количества священников по территории». Модель Шоенхерра (1993) построена на основании подходов «организационной демографии» и теории рационального выбора и ставит вопрос о том, что произойдет с популяцией католических священников США в последующие 20 лет. Длительные демографические тенденции приводят к существенному изменению всей структуры популяции организации, и выявление таких тенденций и факторов, их определяющих, крайне важно для организационного планирования. Протестантские деноминации США в конце XX в. оказались в ситуации переизбытка пасторов. Исследование Керрола (1980) выстроено в логике рынка труда. Рассматриваются соотношения трех показателей: количество членов церкви, количество священников, количество церквей. Рассчитывается, сколько нужно взносов, чтобы обеспечить постоянную зарплату священника. Анализируются факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда священников. В исследовании ставится вопрос о функциях священника.Еще одна линия исследований о количестве духовенства существует в Церкви Англии и связана с вопросом об оптимальном распределении священников по приходам. Ключевой работой является так называемый «Отчет Пола» (1964), в котором ставится вопрос о влиянии на вовлеченность в религиозные практики в определенном месте жительства в зависимости от трех факторов: количества полностью или частично занятых пасторской деятельностью в данном месте жительства; численности населения в месте жительства; количества храмов в месте жительства. В статье указывается на отсутствие в христианском дискурсе критерия определения нормативной численности священников. Сформулирован вопрос о влиянии количества священников на религиозность в стране, на процессы в других общественных сферах (экономика, политика, демография и др.). В разделе «Дискуссия» ставится вопрос о возможности соотнесения данных с ситуацией в России.
Социология клира (духовенства), отношение количества священников к членам Церкви, сокращение числа священников после Второго Ватиканского собора, демографическая модель сокращения клира (духовенства), рынок труда священников, «отчет Пола», распределение
1. Greeley A. M. The Catholic Priest in the United States: Sociological Investigations, Washington, 1972.
2. Kennedy E. C., Heckler V. J. The Catholic Priest in the United States: Psychological Investigations, Washington, 1972.
3. Hoge D. R. 2009 “The Sociology of the Clergy”, in Clark P. B. (ed.) The Oxford Handbook of the Sociology of Religion, Oxford, 2009, pp. 581–598.
4. Froehle B. T. 2011 “Research on Catholic Priests in the United States since the Council: Modeling the Dialogue between Theology and Social Science”, in United States Catholic Historian, 2011, vol. 29/4, pp. 19–46.
5. Carroll J. W., Wilson R. L. Too Many Pastors?: The Clergy Job Market, New York, 1980.
6. Miskin A. B. 1963 “The Shortage of Clergy: a Scientific Answer”, in Prism, 1963, pp. 14–22.
7. Paul L. A. The Deployment and Payment of the Clergy: a Report, Westministry, 1964.
8. The Paul Report Considered, Chester, 1964.
9. Paul L. 1972 “The Role of the Clergy Today — an Organizational Approach: Problems of Deployment”, in Mitton C. L. (ed.) The Social Sciences and the Churches, Edinburgh, 1972.
10. Lenz K. Katholischer Priester in der individualisierten Gesellschaft, 2009.
11. Knobloch S. 1996 “Der Pastorale Notstand“, in Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral, Herder, 1996, pp. 27–160.
12. Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. 1971 “Priester für Morgen. Pastoraltheologische Aspekte“, in Klostermann F. Priestertum — Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen, Aschaffenburg, 1971, pp. 71–100.
13. Klostermann F. (ed.) Der Priestermangel und seine Konsequenzen, Düsseldorf, 1977.
14. Zulehner P. M. Priestermangel praktisch, München, 1983.
15. Zulehner P. M. 2009 “Wirklich ein Priestermangel? Zur Lage der pastoralen Berufe im deutschsprachigen Raum“, in Herder Korrespondenz Spezial, 2009, vol. 1, pp. 36–40.
16. 2011 “Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/-referenten“, in Die deutschen Bischöfe, 2011, vol. 96.
17. Burgalassi S. Preti in crisi? Tendenze sociologiche del clero italiano, Fossano, 1970.
18. Dalla Zanna G., Ronzoni G. Meno preti, quale Chiesa? Per non abbandonare le parrocchie, Bologna, 2003.
19. Diotallevi L. (ed.) La parabola del clero. Uno sguardo socio-demografi co sui sacerdoti diocesani in Italia, Torino, 2005.
20. Strark R. 2001 “Gods, Rituals, and Moral Order”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2001, vol. 40/4, pp. 619–636.
21. Schoenherr R. A., Young L. Full Pews, Empty Altars: Demographic of the Priest Shortage in United States Catholic Dioceses, Madison (WI), 1993.
22. Hoge D. The First Five Years of the Priesthood: A Study of Newly Ordained Catholic Priest, Collegeville, 2002.
23. Schoenherr R. A., Yamame D. (eds.) Goodbye Father: The Celibate Male Priesthood and the Future of the Catholic Church, New York, 2002.
24. Young L. A. 1998 “Assessing and Updating the Schoenherr-Young Projections of Clergy Decline in the United States Roman Catholic Church”, in Sociology of Religion, 1998, vol. 59/1, pp. 7–23.
25. Sullins P. 2001 “Empty Pews and Empty Altars: A Reconsideration of the Catholic Priest Shortage”, in The Catholic Social Science Review, 2001, vol. 6, pp. 253–269.
26. Hoge D. The Future of Catholic Leadership: Responses to the Priest Shortage, Kansas City, 1987.
27. Hoge D. R., Marti Jewell R. The Next Generation of Pastoral Leaders: What the Church Needs to Know, Chicago, 2010.
28. Kuhrt G. Ministry Issues for the Church of England: Mapping the Trends, London, 2001.
29. Blizzard S. The Protestant Parish Minister: A Behavioral Science Interpretation, Storrs (CT), 1985.
30. Zulehner P. M. Priester im Modernisierungsstress, Ostfildern, 2001.
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: pr_nikolay@mail.ru.
Емельянов Н. Н. Значение семьи православного священника в пастырском служении: богословский подход // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 82. С. 34-50. DOI: 10.15382/sturI201982.34-50
Статья посвящена богословской проблематизации вопроса о семье священника. На основании анализа русских курсов пастырского богословия как дореволюционных, так и разработанных в русских богословских академиях и семинариях в советское время в России и в эмиграции, легко видеть, что семья священника рассматривается исключительно в перспективе практических вопросов выбора невесты, допустимого и желательного участия женысвященника в приходской жизни, специфических проблем семейной жизни священника и т. п. Богословское осмысление семьи священника и ее значения в пастырском служении в русской литературе практически отсутствует. В статье предлагается попытка такого осмысления через понятие отцовства, а также через охраняющую, ограничивающую и сопутствующую роли и миссионерское значение семьи священника. В качестве дискуссионного вывода предлагается тезис о семье священника как одной из детерминант пастырского служения.
пастырское богословие, богословие священства, богословие семьи, семья священника, пастырское служение, баланс жизни и труда, баланс семьи и труда, богословие брака, брак в православии, таинство Брака, исследования семьи
  1. Александр (Семенов-Тян-Шанский), еп. Успение Пресвятой Богородицы // Вестник Русского Христианского Движения. 1979. № 3 (129). С. 37–43.
  2. Алексий, Святейший Патриах Московский и всея Руси. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г. // Архив официального сайта Московского Патриархата 1997–2009. URL: https://mospat.ru/archive/page/sobors/2000-2/369.html (дата обращения: 02.01.2015).
  3. Антоний, митрополит Сурожский. Беседы на конференции жён священников в Питерборо 11-12 мая 1971 г. // Альфа и Омега. 2006. № 2 (46). С. 289–302.
  4. Антоний (Храповицкий), архим. Лекции по пастырскому богословию. Казань, 1900.
  5. Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. М., 2002.
  6. Голева М. А., Павлюткин И. В. Социальные сети и рождаемость // Экономическая социология. 2016. №1 (17). С. 83–98.
  7. Евдокимов П. Н. Таинство любви. Тайна супружества в свете православного предания. М.: Лепта книга, 2011.
  8. Забаев И. В., Емельянов Н. Н., прот., Павленко Е. С., Павлюткин И. В. Семья и деторождение в России: Категории родительского сознания. М.: ПСТГУ, 2012.
  9. Иоанн (Крестьянкин), архим. Рассуждение с советом: Собрание писем. М.: Правило веры, 2014.
  10. Каледа Г., прот. Домашняя Церковь // Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2007.
  11. Катехизис Католической Церкви. М.: Рудомино, 1996.
  12. Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. Свято-Троицкая Православная Миссия, 2000.
  13. Константин (Зайцев), архим. Пастырское богословие. Джорданвилль, 1960–1961. Т. 1–2.
  14. Мейендорф И., прот. Брак в православии. Клин, 2004.
  15. Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия, епископа Ковровского / О. В. Косик, сост. М., 2000.
  16. Настольная книга священнослужителя. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. Т. 8.
  17. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 декабря 1998 года «Об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью “вязать и решить” (Мф 18. 18)» // Архив официального сайта Московского Патриархата 1997–2009. URL: https://mospat.ru/archive/sr291281/ (дата обращения: 02.01.2016).
  18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Москва, 13–16 августа 2000г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 18.10.2018).
  19. Певницкий В. Священник. Приготовление к священству и жизнь священника. Киев, 1885.
  20. Покровский С. И. Курс практического руководства для пастырей. СПб., 1896.
  21. Попов С. Ректор Московской Духовной академии прот. Александр Васильевич Горский // Богословский вестник. 1896. № 5.
  22. Самуйлова С., Самуйлова Н. Отцовский крест. Жизнь священника и его семьи в воспоминаниях дочерей. 1908–1931. М.: Никея, 2014.
  23. Соколова Н. Н. Под кровом Всевышнего. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1998.
  24. Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII — начало XX в.) // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2009. № 25. С. 25–43.
  25. Сухова Н. Ю., Хондзинский П., прот. Пастырское богословие в системе дореволюционного духовного образования на примере Московской духовной академии // Богословский вестник. 2010. Т. 11. С. 291–341.
  26. Тихон (Агриков), архим. Пастырское богословие // Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pastyrskoe-bogoslovie-agrikov/ (дата обращения: 15.11.2017).
  27. Хондзинский, П., прот. Приходское духовенство конца XIX — начала ХХ века в русской духовной традиции // ПСТБИ. URL: http://pstbi.ru/news/show/132-doklad_prot_Pavel_Khondsinskiy (дата обращения: 15.11.2017).
  28. Черный А. И. Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 26–40.
  29. Четверухин И. Н. [Воспоминания] / запись Е. Л. Четверухиной // Четверухин Серафим. И. Толмачи: Воспоминания об отце / С. Четверухин, доп. и ред. М.: Музей Библии, 1992.
  30. Aphenagoras (Kokkinakis), Bishop of Elaia. Parents and Priests as Servants of Redemption. An Interpretation of the Doctrines of the Eastern Orthodox Church of the Sacraments of Matrimony and Priesthood. N. Y.: Morehouse-Gorham Co., 1958.
  31. Beauregard T. A., Henry L. C. Making the link between work-life balance practices and organizational performance // Human resource management review. 2009. Vol. 19. Is. 1. P. 9–22.
  32. Dulles A. Models for Ministerial Priesthood // Origins Document: CNS — Catholic News Service. Vol. 20. Is. 18. Date 1990–10–11.
  33. Dulles A. The Priestly Offi ce. A Theological Refl ection. N.Y., 1997.
  34. Greenhaus J. H., Powell G. N. When work and family are allies: A theory of work-family enrichment //Academy of Management Review. 2006. № 31(1). P. 72–92.
  35. McCann C. M., Beddoe E., McCormick K., Huggard P., Kedge S., Adamson C., Huggard J. Resilience in the health professions: A review of recent literature // International Journal of Wellbeing. 2013. № 3(1). P. 60–81.
  36. Papademetriou A. Presbytera. The Life, Mission, and Service of the Priest’s Wife. Boston, Massachusetts: Somerset Hall Press, 2004.
  37. Vested in Grace: Priesthood and Marriage in the Christian East / J. J. Allen, ed. Brookline, Massachusetts. 2001.
  38. Vogel C. La femme du prêtre // Revue des Sciences Religieuse. Jan. 1983. T. 57. 1. P. 57–63.
Емельянов Николай Николаевич, протоиерей
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6, научный сотрудник лаборатории исследований церковных институтций;
Должность: научный сотрудник лаборатории исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0001-5940-9140;
Электронный адрес: pr_nikolay@mail.ru.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10089). Организация выполнения проекта — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
Емельянов А. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 84. С. 138-142. — Рец. на кн.: Bauckham R. The Christian World Around the New Testament. Collected Essays II. Tübingen: Mohr Siebeck, 2017 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament; 386). X, 757 p.
PDF
Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей
Место работы: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий кафедрой библеистики;
ORCID: 0000-0002-3885-9721;
Электронный адрес: protae@list.ru.