/
Результат поиска


Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184. — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
PDF
Егорова Марина Алексеевна
Егорова А. И., Егоров И. В. Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 129-138.
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию инфантилизма в философскопсихологических работах. Дается авторское определение психологического инфантилизма, выделяются составляющие последнего: нежелание брать на себя ответственность за собственное поведение, несамостоятельность, слабое развитие рефлексии, наивность. Подробно изучается один из факторов риска развития психологического инфантилизма в юношеском возрасте — тип семейного воспитания. Методологической основой исследования являются: 1) диспозициональный подход; 2) комплексный подход. В работе эти подходы проявляются в интеграции знаний об инфантилизме в различных направлениях и отраслях научных исследований. В эмпирическом исследовании представлено: выявление составляющих инфантилизма в юношеском возрасте, установление типа семейного воспитания в юношеском возрасте с выраженными показателями по составляющим инфантилизма; установление взаимосвязи между составляющими инфанти типом семейного воспитания в юношеском возрасте. Для решения этих задач использовались следующие методики: анкета, опросник «Уровень субъективного контроля», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, тест «Родитель — Взрослый — Ребенок», тест самоактуализации Э. Шострома, методика Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», корреляционный анализ. В результате проведенного исследования было установлено, что в группе молодых людей с высокими показателями по составляющим инфантилизма в межличностных отношениях преобладает экстернальный тип контроля, низкий уровень самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, доминирование позиции «ребенка». В ходе корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между инфантильными составляющими характера в юношеском возрасте и такими типами семейного воспитания, как потворствование и гиперпротекция.
инфантилизм, психологический инфантилизм, рефлексия, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, тип семейного воспитания, гиперпротекция, гипопротекция
1.Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznania (Man as an Object of Knowledge), Saint-Petersburg, 1999.
2. Egorov I. V. 2007, in Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 2/17, pp. 38-50.
3. Eidemiller E. G., Yustitskis B. Psihologia i psihoterapia semyi (Psychology and Psychotherapy of Family), Saint-Petersburg, 1999.
4. Fromm E. Human Soul, Moscow, 1998.
5. Garboozov V. I. Nervnie i trudnie deti (Nervous and Difficult Children), Saint Petersburg, 2008.
6. Kapustina A. N. Mnogofaktornaia lichnostnaia metodika R. Cettell (Multi-factor personality technique of R. Cattell), Saint-Petersburg, 2007.
7. Muzdybaev K. Psihologia otvetstvennosti (Psychology of Responsibility), Leningrad, 1983.
8. Shostrom E. Chelovek-manipulator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuljacii k actualizacii (Human-Manipulator. Inner Journey from Manipulation to Actualization), Moscow, 2008.
9. Vygotsky L. S. Izbrannie psihologicheskie issledovanya (Selected Psychological Studies), Moscow, 1956.
10. Yalom I. Jekzistencial'naja psihoterapija (Existential Psychotherapy), Moscow, 2000.
11. Yermolaev O. Y. Matematicheskaya statistika dlya psihologov (Mathematical Statistics for Psychologists), Moscow, 2003.
Егорова Анастасия Ильинична
Егоров Илья Владимирович
Егорова А. С. Херувим из иллюстративного ряда Speculum theologiae // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 33-47. DOI: 10.15382/sturV201935.33-47
Коллекция иллюстраций-диаграмм «Зерцало теологии» (Speculum theologiae) — уникальный вид книжной миниатюры латинского Средневековья, представляющий собой предельно концентрированное визуальное воплощение католической дидактики XIII–XV вв. Статья посвящена одной из миниатюр иллюстративного ряда «Зерцало теологии» со схематичным рисунком херувима, который является не только изображением, но и одновременно таблицей, в которую вписаны основные положения трактата Алана Лилльского «О шестикрылом херувиме». На примере нескольких памятников подробно рассматривается становление и развитие иконографии. Детальный анализ каждой миниатюры позволяет понять и проследить, каким именно образом в этих специфических изображениях выражено сосуществование и взаимное влияние слова и образа. Помимо прочего, в статье показано соотношение рассматриваемой иконографической схемы с другими дидактическими визуальными диаграммами, входящими в коллекцию «Зерцала теологии» (Speculum theologiae). Лист со схематичным изображением херувима рассматривается в статье не как обособленная иллюстрация, сопровождающая богословское сочинение, но как часть целого комплекса миниатюр. Автором статьи были прочитаны и переведены на русский язык таблицы-иллюстрации с изображениями херувимов. Подробный перевод помог понять механизм, по которому работает здесь иллюстрация: как в ней сопоставлены изображения и тексты и как они занимают свои иногда взаимозаменяемые, иногда несводимые друг к другу позиции, как именно создается в этот золотой век схематического богословия схоластики столь исключительная иконография.
искусство западноевропейского Средневековья, средневековые иллюстрированные рукописи, средневековая миниатюра, средневековая иконография, визуальные диаграммы, херувим, искусство памяти в Средние века, cредневековое богословие, Алан Лилльский, Гуго Сен-Викторский
  1. Дионисий Ареопагит. Святого Дионисия Ареопагита о небесной иерархии / пер. с греч. 6-е изд. М.: Синодальная типография, 1898.
  2. Нестерова О. Е. Теория множественности «смыслов» Св. Писания в средневековой христианской экзегетической традиции // Жанры и формы в письменной культуре Средневековья. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 23–44.
  3. Alani de Insulis, “De sex alis Cherubim”. In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 210. P.: Migne, 1855. Col. 265–280.
  4. Carruthers M. The craft of thought: meditation, rhetoric and the making of images 400-1200. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  5. The Medieval Craft of Memory: An Anthology of Texts and Pictures / ed. by M. Carruthers, Jan M. Ziolkowski. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2004.
  6. Carruthers M. The Book of Memory. A Study of Memory in Medieval Culture. Second edition. N. Y.: Cambridge University Press, 2008.
  7. Carruthers M. Ars oblivionalis, ars inveniendi: The Cherub Figure and the Arts of Memory // Gesta. 2009. № 48. P. 99–117.
  8. Clopper Lawrence M. Inscribing Mentalities: Alan of Lille, the De Lisle Psalter Cherub, and Franciscan Meditation // Mindful Spirit in Late Medieval Literature: Essays in Honor of Elizabeth D. Kirk / ed. by Elizabeth D. Kirk, B. Wheeler. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 57–80.
  9. Evans Michael W. The Geometry of the Mind // AAQ. Architectural Association Quarterly. 1980. Vol. 12. № 4. P. 32–55.
  10. Fergusson G. Signs and symbols in Christian art. London: Oxford University Press, 1989.
  11. Freeman Sandler L. The Psalter of Robert de Lisle in the British Library. L.: Harvey Miller Publishers, 1999.
  12. Hugonis de S. Victore. «De arca Noe morali». In Opera omnia / ed. by J.-P. Migne. PL, t. 176. P.: Migne, 1854. Col. 681–703.
  13. Ladner Gerhart B. Images and ideas in the Middle Ages: Selected studies in history and art. Roma: Edizioni di storia e letteratura, 1983.
  14. Noell B. Medieval Representation of the Cherub and the Diagram in Beinecke MS 416. URL:http://brbl-archive.library.yale.edu/exhibitions/speculum/pdf/8r-noell.pdf (15.05.2019).
  15. Rudolph C. The Mystic Ark: Hugh of Saint Victor, Art, and Thought in the Twelfth Century. N. Y.: Cambridge University Press, 2014.
  16. Saxl F. A spiritual encyclopaedia of the later middle ages // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1942. № 5. P. 82–139.
Егорова Анастасия Сергеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27-4;
ORCID: 0000-0002-9356-2744;
Электронный адрес: eto.nastya@gmail.com.