/
Результат поиска


Егорова М. А. Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2 (5). С. 179-184. — Рец. на кн.: Священномученик Фаддей (Успенский; 1872—1937), архиепископ Тверской. Записки по дидактике
PDF
Егорова Марина Алексеевна
Егоров Г. В. Психолого-акмеологические условия достижения высшего этапа развития профессионализма в процессе профессиональной переподготовки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 113-126.
PDF
В статье рассматриваются требования к дополнительному профессиональному образованию и его содержанию. Предлагается новая модель образовательного пространства, отвечающего этим требованиям, включение в него новых субъектов. Также рассматривается формирование его ценностной составляющей как результата взаимодействия всех его субъектов на основании общего стремления к саморазвитию и самореализации в модусе служения.
профессиональная переподготовка, развитие профессионализма, построение образовательной среды, модус развития профессионализма.
Егоров Геннадий Викторович, протоиерей
Егоров И. В. Психологические закономерности зрительного восприятия символов и эмблем // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 136-142.
PDF
В статье представлено использование психологических законов зрительного восприятия в различных гербах городов России. Описаны психологические законы зрительного восприятия. Проведен анализ некоторых знаков, символов с точки зрения описанных законов зрительного восприятия.
психология, психология личности, зрительное восприятие, гербы, символика.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 131-141.
PDF
В статье описывается система занятий по изучению и формированию компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью. На основе формирующего эксперимента доказывается, что систематические занятия с младшими школьниками, обучающимися в специальной (коррекционной) школе VIII вида, повышают уровень развития эмпатических компонентов. Вместе с тем в статье приводятся данные о том, что уровень проявления компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью зависит от ситуации их проявления и от объекта, на который направлены проявления эмпатии.
эмпатия; сопереживание; стремление помочь другому; узнавание базовых эмоций; эмоциональная поддержка; эмоциональное развитие личности младшего школьника с умственной отсталостью; констатирующий срез; формирование / развитие эмпатии; контрольный срез
Егоров Илья Владимирович
Лесняк Марина Валерьевна
Егорова А. И., Егоров И. В. Исследование риска развития инфантильных черт в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 129-138.
PDF
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию инфантилизма в философскопсихологических работах. Дается авторское определение психологического инфантилизма, выделяются составляющие последнего: нежелание брать на себя ответственность за собственное поведение, несамостоятельность, слабое развитие рефлексии, наивность. Подробно изучается один из факторов риска развития психологического инфантилизма в юношеском возрасте — тип семейного воспитания. Методологической основой исследования являются: 1) диспозициональный подход; 2) комплексный подход. В работе эти подходы проявляются в интеграции знаний об инфантилизме в различных направлениях и отраслях научных исследований. В эмпирическом исследовании представлено: выявление составляющих инфантилизма в юношеском возрасте, установление типа семейного воспитания в юношеском возрасте с выраженными показателями по составляющим инфантилизма; установление взаимосвязи между составляющими инфанти типом семейного воспитания в юношеском возрасте. Для решения этих задач использовались следующие методики: анкета, опросник «Уровень субъективного контроля», 16-факторный личностный опросник Р. Кеттела, тест «Родитель — Взрослый — Ребенок», тест самоактуализации Э. Шострома, методика Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса «Анализ семейных взаимоотношений», корреляционный анализ. В результате проведенного исследования было установлено, что в группе молодых людей с высокими показателями по составляющим инфантилизма в межличностных отношениях преобладает экстернальный тип контроля, низкий уровень самостоятельности, независимости, самоконтроля, эмоциональная неустойчивость, доминирование позиции «ребенка». В ходе корреляционного анализа были обнаружены взаимосвязи между инфантильными составляющими характера в юношеском возрасте и такими типами семейного воспитания, как потворствование и гиперпротекция.
инфантилизм, психологический инфантилизм, рефлексия, интернальный локус контроля, экстернальный локус контроля, тип семейного воспитания, гиперпротекция, гипопротекция
1.Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznania (Man as an Object of Knowledge), Saint-Petersburg, 1999.
2. Egorov I. V. 2007, in Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta, vol. 2/17, pp. 38-50.
3. Eidemiller E. G., Yustitskis B. Psihologia i psihoterapia semyi (Psychology and Psychotherapy of Family), Saint-Petersburg, 1999.
4. Fromm E. Human Soul, Moscow, 1998.
5. Garboozov V. I. Nervnie i trudnie deti (Nervous and Difficult Children), Saint Petersburg, 2008.
6. Kapustina A. N. Mnogofaktornaia lichnostnaia metodika R. Cettell (Multi-factor personality technique of R. Cattell), Saint-Petersburg, 2007.
7. Muzdybaev K. Psihologia otvetstvennosti (Psychology of Responsibility), Leningrad, 1983.
8. Shostrom E. Chelovek-manipulator. Vnutrennee puteshestvie ot manipuljacii k actualizacii (Human-Manipulator. Inner Journey from Manipulation to Actualization), Moscow, 2008.
9. Vygotsky L. S. Izbrannie psihologicheskie issledovanya (Selected Psychological Studies), Moscow, 1956.
10. Yalom I. Jekzistencial'naja psihoterapija (Existential Psychotherapy), Moscow, 2000.
11. Yermolaev O. Y. Matematicheskaya statistika dlya psihologov (Mathematical Statistics for Psychologists), Moscow, 2003.
Егорова Анастасия Ильинична
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического ВУЗа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-134.
PDF
В статье описываются и анализируются результаты исследования восприятия студентами образа преподавателя педагогического ВУЗа. Выделяются основные составляющие этого образа: индивидуально-личностная, профессиональная и социальная, а также подробно изучается динамика изменений составляющих образа преподавателя педагогического вуза от первого к пятому курсу. Методологической основой исследования является социально-перцептивный подход к исследованию межличностных отношений. Результаты эмпирического исследования показали, что в процессе обучения студентов в вузе, их представления об образе педагога вуза претерпевают определенные изменения. У студентов каждого курса существуют дифференцированные показатели образа преподавателя, влияющие на оценку педагогов. Наиболее подвержены динамике такие характеристики образа педагога, как авторитарность, дружелюбие и альтруизм. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ документов, опросник Т. Лири (модификация А. А. Реана, Я. Л. Коломинского), ранжирование личностных качеств.
межличностные отношения, восприятие и понимание человека человеком, социальная перцепция, представления студентов о педагоге высшей школы, образ педагога высшей школы, личностные особенности, идеальный образ, реальный образ
1. Bodalev A. A. Lichnost' i obshhenie (Person and Contact), Moscow, 1995.
2. Busygina T. A. 2003 “Imidzh prepodavatelja vuza” (Image of High School Teacher), in Professor-professija: teorija proektirovanija obrazovanija prepodavatelja vuza, Samara, 2003.
3. Egorov I. V. 2006 “Osnovanija i principy sozdanija tehniki «tablica perevoda faz MMPI (minnesotskogo mnogofazovogo lichnostnogo perechnja) v social'no-psihologicheskie kachestva lichnosti” (Grounds and Principles of Creating of Technic of “Table of Transfer of Minnesota Multiphasic Personality Inventory in Social-Psychological Qualities of Person”), in Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2006, vol. 5, pp. 128–136.
4. Kaljuzhnyj A. A. Social'no-psihologicheskie osnovy imidzha uchitelja: dis. ... d-ra psihol. nauk (Social-Psychological Grounds of Teacher’s Image: Dissertation), Jaroslavl', 2007.
5. Kukosjan O. G. 1979 “O nekotoryh osobennostjah poznanija studentami prepodavatelja” (About Some Features of Perception of Teacher by Students), in Teoreticheskie i prikladnye problemy psihologii poznanija ljud'mi drug druga, Moscow, 1979, pp. 142-154.
6. Petrova E. A. Imidzhelogija: izbrannye trudy (monografija) (Imageology: Selected Works (Monography)), Moscow, 2011.
7. Rean A. A., Kolominskij Ja. L. Social'naja pedagogicheskaja psihologija (Social Pedagogic Psychology), Saint-Petersburg, 2000.
8. Surzhin V. V. 2013 “Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie osobennostej imidzha pedagoga vysshej shkoly” (Psychological-Pedagogical Study of Features of Image of Teacher of High School), in Egorov I. V., Filonov L. B. (eds.) Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: Sbornik nauchnyh statej, Moscow, 2013, vol. 3, pp. 103-112.
9. Chertykova I. P. Predstavlenija studentov ob imidzhe prepodavatelja vuza: dis. ... kand. psihol. nauk (Concepts of Students about Image of High School Teacher: Dissertation), Moscow, 2002.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 142-148. DOI: 10.15382/sturIV201539.142-148
В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.
методика диагностики мировосприятия, мировосприятие, гражданское мировосприятие, личность, культура, территории, пространство, время, события, взаимоотношения, группа
1. Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
2. Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.
3. Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1 (URL: www.psyedu.ru).
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5. Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 138.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М., 2005.
7. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006.
8. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
9. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282–285.
10. Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591–592.
11. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.
12. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14–15.
13. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.
15. Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве… С. 133–137.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 119.
17. Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25–40.
18. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010.
19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Светлой памяти Льва Борисовича Филонова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 125-129.
PDF
Егоров Илья Владимирович
Дорофеева Н. В., Егоров И. В. Психологический анализ склонности ко лжи у дошкольников в контексте морально-нравственного развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 120-131. DOI: 10.15382/sturIV201643.120-131
В статье обсуждается проблема морально-нравственного развития личности ребенка и склонности ко лжи в психолого-педагогической науке. В эмпирическом исследовании были выявлены два основных способа поведения детей, условно названные «лживым» и «правдивым» и, в свою очередь, два промежуточных варианта, проявляющихся в ситуации мотивационного конфликта, когда с одной стороны у ребенка присутствует желание выиграть, а с другой — правдивая оценка своей успешности в решении заданий. Изучение особенностей самооценки дошкольников показало, что дети с наименьшей степенью склонности ко лжи адекватнее, они более точно дают себе оценку. У детей с ярко выраженной склонностью ко лжи, напротив, наблюдается завышенная, недифференцированная самооценка. По качеству взаимоотношений дошкольники, склонные ко лжи, занимают весьма благополучное положение среди сверстников, дети же, отличающиеся правдивым поведением, испытывают трудности в общении со сверстниками. В заключение авторы статьи приводят анализ данных и результатов, полученных ранее и в настоящее время, который позволяет сравнить динамику проявления лживого поведения и его взаимосвязи с межличностными отношениями.
морально-нравственное развитие ребенка, склонность к лживому поведению, ситуация мотивационного конфликта, дифференцированная/недифференцированная самооценка, межличностные отношения детей
1. Авхач Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Cб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 18–29.
2. Асланбекова Э. Н. Особенности невербального поведения при сообщении ложной информации // Известия Саратовского университета. 2013. Т. 13. № 4–1. С. 42–46.
3. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
4. Бурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения с взрослыми и сверстниками // Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Сб. науч. тр. / В. С. Мухина, ред. М., 1981. С. 47–56.
5. Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника // Вестник социально-педагогического института. 2013. № 1. С. 220–227.
6. Голубева С. А. Роль нравственного воспитания в становлении личности дошкольника // Обучение и воспитание: Методики и практика. 2013. № 6. С. 81–83.
7. Диагностика и коррекция психического развития / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, ред. Минск, 1997.
8. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40–48.
9. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
10. Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 9–16.
11. Знаков. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 38–50.
12. Малявкина А. М. Эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману: Дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2003.
13. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006.
14. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В Столин, ред. М., 1997.
15. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 106–108.
16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
17. Платонова М. В. Психологический анализ феномена лжи на примере детей старшего дошкольного возраста: Дипломная работа. М., 2000.
18. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
19. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
20. Субботский Е. В. Психология отношения партнерства у дошкольников. М., 1976.
21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 2011.
22. Черная Е. В., Арсеньева Ю. Ю. Психолого-педагогические аспекты лживого поведения в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: Вопросы педагогики и психологии. 2015. № 3. С. 15–21.
23. Экман П. Почему дети лгут. М., 1993.
24. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1994.
25. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana. 1963. № 6. P. 11–35.
26. Monin V. Holier than me? Threatening social comparison in the moral domain // International Review of Social Psychology. 2008. № 20. P. 53–68.
27. Wilhelm M. Helping Behavior, Dispositional Empathic Concern, and the Principle of Care // Social Psychology Quarterly. 2010. № 1. P. 11–32.
Дорофеева Нина Владимировна
Егоров Илья Владимирович
Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72. DOI: 10.15382/sturIV201850.57-72
В статье анализируются результаты изучения идеалов как динамической основы аттитюдов студенческой молодежи. Исходя из полученных эмпирических результатов автор рассматривает различия в личностном становлении студенческой молодежи — имеющей и не имеющие идеалов. На основе сравнительного анализа групп студенческой молодежи, имеющей идеалы и не имеющей идеалов, показаны различия в таких личностных характеристиках, как: личностная зрелость, рефлексия, ответственность за свою жизнь, насыщенность временной трансспективы, отношение к стране. Показано сходство обеих групп в направленности совершенствования себя и других; отношения и следования социальным нормам. Полученные результаты позволили автору показать, как происходит переход от внешне задаваемого образца (идеала) к внутреннему процессу саморегулирования на основе индивидуального личностного образца.
студенческая молодежь, идеал, аттитюды, личностный образец, личностная зрелость, рефлексия, ответственность, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране
  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
  4. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. … канд. психол. н. М., 1998.
  5. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016.
  6. Гусева Е. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». URL: www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1–11.
  7. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  8. Королева А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253–261.
  9. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
  10. Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3. С. 93–103.
  11. Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62–67.
  12. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
  13. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.
  15. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  16. Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26 / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
  17. Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  18. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2016.
  19. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-513-00003 Бел_а «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи»
Егоров И. В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 97-113. DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113
В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу — выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу — выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе — низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе — высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе — низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе — средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе — средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.
студенческая молодежь, идеал, личностные характеристики, личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования, социальная идентичность, психосоциальный тип личности
  1. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2.
  3. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  4. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988.
  6. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научнометодологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67–77.
  7. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  8. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  9. Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988.
  10. Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  11. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
  12. Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // N. Datan & L. H. Ginsberg, eds. Life-span developmental psychology: Normative life crisis. New York: Academic press, 1975. P. 346–370.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Данный текст является продолжением статьи «Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи (Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 59–74).
Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113-127. DOI: 10.15382/sturIV201952.113-127
В статье анализируются результаты изучения профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте социальных установок на отъезд из страны. Автор рассматривает взаимообусловленность профессиональной и гражданской идентичности молодежи в связи с таким нежелательным для российской действительности явлением, как интеллектуальные потери, так называемая утечка мозгов. В статье обосновывается значимость внутриличностных конфликтов в системе социальных установок как фактора детерминирующего развитие профессионального и гражданского самосознания личности молодого человека, его профессиональную и гражданскую идентичность.На основе эмпирического исследования студенческой молодежи (возраст от 17 до 25 лет) России (общее количество 397 человек) и Республики Беларусь (РБ; общее количество 196 человек) автор показывает схожие черты в группах студенческой молодежи РФ и РБ. А именно, что в обеих группах высокий уровень профессиональной идентичности; в обеих группах преобладает позитивная гражданская идентичность; и в обеих группах большинство молодых людей выбирают социальные установки, характеризующие внутриличностный конфликт, связанный с отъездом из страны (между «Не могу/могу и не хочу/хочу» уехать из страны). Последующее сравнение профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи РФ и РБ показало, что значимые отличия между группами отмечаются в уровнях негативной и гиперпозитивной гражданской идентичности. У респондентов РБ выше уровень гиперпозитивной и негативной гражданской идентичности по сравнению с респондентами из РФ. У студенческой молодежи РФ при низкой профессиональной идентичности чаще встречается социальная установка «не могу и не хочу уезжать из страны».
кросс-культурное исследование, студенческая молодежь, профессиональная идентичность, гражданская идентичность, аттитюды отъезда из страны, внутриличностный конфликт нереализованного желания, развитие личности
  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. СПб., 2009.
  2. Борисов Р. В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. Вып. 4. С. 95–99.
  3. Борисов Р. В. Теоретико-концептуальное осмысление феномена гражданской идентичности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 4. № 24. С. 5–12.
  4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005.
  5. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография: в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марцинковская и др. / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011.
  6. Кораблин Ю. А. «Утечка мозгов»: эмпирический анализ (по материалам инициативного социологического исследования: февраль-март 2017 г.). // Социодинамика. 2018. № 4. С. 29–42. URL: http://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23494 (дата обращения: 18.12.2018)
  7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008.
  10. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков / М. Барретт, Т. Рязанова, М. Воловикова, отв. ред. М., 2001.
  11. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  12. Филонов Л. Б., Ананьева Н. А. Словарь-компендиум психолого-антропологической диагностики. М., 2006.
  13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.
  14. Шнейдер Л. Б. Аттитюды патриотизма в оценке желания и возможности отъезда из своей страны: кросс-культурное исследование // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3 (48). С. 101–112.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред. и предисл. М., 1996.
Егоров Илья Владимирович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.