/
Результат поиска


Дробот В. Г. Учение о вкушении Тела Христова в евхаристическом богословии Жана Кальвина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 1 (51). С. 9-22. DOI: 10.15382/sturI201451.9-22
Статья посвящена проблеме толкования понятия вкушения Тела Христова в учении Ж. Кальвина о Евхаристии. Современные западные богословы при рассмотрении ука­занной проблемы на первое место ставят идею о благодатном приобщении ко Христу. В данном исследовании позиция Кальвина рассматривается с учетом важнейшего прин­ципа его богословия — идеи божественного суверенитета. Влияние этого принципа при­водит к умалению значимости Боговоплощения, явно выраженному в учении Кальвина о приобщении ко Христу в ветхозаветные времена и вне таинства причастия. Таким обра­зом, Евхаристия в первую очередь представляет собой образное повествование о Христе и Его жертве, а в меньшей степени — самостоятельную реальность. В статье показывается, что Кальвин не признавал участие во вкушении Тела Христова всего духовно-телесного естества причастников. Его учение о вкушении имеет исключительно духовное измере­ние, а ключом для интерпретации его реалистичных высказываний является метонимия. Основываясь на пространственной или смысловой сопряженности евхаристических хлеба и вина с Телом и Кровью Христовыми или Тела Христова со спасительной благо­датью, Кальвин считал возможным говорить о вкушении, подразумевая только духовный процесс возрастания в вере. Само Тело Христово он называл «каналом», по которому передаются духовные блага достойным причастникам. Редкие высказывания Кальвина о приобщении тел причастников к Телу Христову представляют собой указание на гряду­щее всеобщее воскресение в преображенных телах.
Жан Кальвин, Евхаристия, вкушение Тела Христова, таинство, метонимия, суверенитет Бога, Боговоплощение
1. Кальвин Ж. Наставления в христианской вере: В 3 т. М., 1997-1999.
2. Кальвин Ж. Толкование на Евангелие от Иоанна. Минск, 2007.
3. Козлов М., прот. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009.
4. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Минск, 2007.
5. МитерХ. Г. Основные идеи кальвинизма. СПб., 1995.
6. Назаревский С. Иоанн Кальвин — реформатор XVI века // Православное обозрение. 1878. № 5-6. С. 43-68; № 8. С. 675-701; № 10. С. 222-245; 1879. № 5-6. С.143-204; № 9. С. 44-78; № 12. С. 635-713.
7. Остроумов С., прот. Мысли о Святых Тайнах // Мысли о Святых Тайнах. К., 2004.
8. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия. К., 1897. Т. 4.
9. Успенский Е. Обличительное богословие. СПб., 1895.
10. Шарапов В., прот. Что находится в чаше причастия? М., 2011.
11. Botica D. A. “The Eucharist in the theology of Martin Luther and John Calvin” in: Perichoresis, 2010, vol. 8, no. 2, pp. 279–302.
12. Davis T. J. The clearest promises of God. The development of Calvin’s Eucharistic teaching, New York, 1995.
13. Davis T. J. This is my body: the presence of Christ in Reformation thought, Grand Rapids, 2008.
14. Gerrish B. A. Grace and gratitude. The Eucharistic theology of John Calvin, Eugene, 2002.
15. Gerrish B. A. “The Lord's Supper in the Reformed Confessions” in: Theology today, 1966, vol. 23, no. 2, pp. 224–243.
16. Hunsinger G. The Eucharist and ecumenism, Cambridge, 2008.
17. G. Baum et al. (eds.) Ioannis Calvini opera quae supersunt omnia, Braunschweig, 1863–1900.
18. Janse W. “Calvin’s doctrine of the Lord’s Supper” in: Perichoresis, 2012, vol. 10, no. 2, pp. 137–163.
19. Mathison K. A. Given for you: reclaiming Calvin’s doctrine of the Lords Supper, Phillipsburg, 2002.
20. McDonnell K. John Calvin, the Church and the Eucharist, Princeton, 1967.
21. McGrath A. E. A life of John Calvin, Oxford, 2006.
22. Niesel W. The theology of John Calvin, Philadelphia, 1956.
23. Selderhuis H. J. (ed.) The Calvin handbook, Grand Rapids, 2009.
24. McKim D. K. (ed.) The Cambridge companion to John Calvin, Cambridge, 2004.
25. Wolterstorff N. “John Calvin” in: Wandel L. P. (ed.) A companion to the Eucharist in the Reformation, Leiden, 2013, pp. 97–114.
Дробот Владимир Георгиевич