/
Результат поиска


Критский Б. Д. Художественно-педагогическая интерпретация музыкального текста (на материале занятий в классе дирижирования) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (-1). С. 199-212.
PDF
В статье представлена авторская концепция вероятностной модели интерпретации, основанной на резонансной природе музыкально-художественных текстов и вытекающие из нее типы интерпретации: имитационный, эскизный (ситуативный) и порождающий. Но эти типы раскрываются на примере обучения студентов в классе хорового дирижирования.
Критский Борис Дмитриевич
Крылова В. Д. Духовный путь С. И. Танеева // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2008. Вып. 2 (-3). С. 101-112.
PDF
Статья посвящена одному из аспектов мировоззрения С. И. Танеева —его отношению к христианству. Используя материалы дневников, писем композитора, воспоминания современников, автор рассматривает этот вопрос в контексте русской культуры рубежа XIX–X вв.
Крылова Вера Дмитриевна
Сарабьянов В. Д. Тема передачи Божественной Премудрости в росписях Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 7-25.
PDF
В подкупольном пространстве Спасской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке (около 1161 г.) расположены две композиции, посвященные теме передачи Божественной Премудрости. Эти сюжеты известны в византийской иконографии под названием «Источники Премудрости святителей» (или «Учительства святителей»). Сюжеты полоцкой церкви посвящены святителям Иоанну Златоусту и Григорию Богослову и на сегодняшний день являются самыми древними примерами включения этих композиций в программу храмовой декорации. Обе композиции многоплановы по своему значению: будучи элементами обширной программы монашеских изображений, они в то же время являют собой универсальный образ источников вечной жизни, что согласуется с предназначением храма как усыпальницы прп. Евфросинии Полоцкой и ее семьи.
иконографическая программа, византийская традиция, просвещение, книжная миниатюра, фреска, композиция, система росписи, храм-усыпальница, реликварий, структура росписи, древнерусская монументальная живопись.
Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Шапошникова Т. Д. Повышение роли и значения воспитания в современных условиях развития общества и образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 65-71.
PDF
В статье поднимаются такие вопросы современного воспитания, как повышение его роли в системе российского образования, связь православной педагогики и светского образования, просвещение учителей.
воспитание, духовно-нравственное воспитание, ценности, духовность, взаимосвязь школы и религиозных организаций
Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Мишина Г. А., Черничкина Ю. Д. Генезис вокализаций в дословесном периоде // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 150-155.
PDF
В статье рассматривается понятие «вокализация» с точки зрения разных научных подходов; анализируются имеющиеся научные данные относительно природы вокализаций и условий их формирования; представлены различные подходы к классификации речевого развития. Также в статье раскрывается содержание понятия функций вокализаций и их направленность, рассматриваются различные подходы к классификации функций. Авторы статьи подчеркивают, что определение в процессе диагностики уровня развития функций вокализаций позволяет дать объективную и более полную оценку дословесному и словесному периоду развития речи ребенка младенческого и раннего возраста.
вокализация, онтогенез, речь, периодизация, крик, гуление, лепет, функция
Мишина Галина Александровна
Черничкина Юлия Дмитриевна
Сарабьянов В. Д. История художественного убранства Благовещенского собора Казанского Кремля // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2012. Вып. 3 (9). С. 55-85.
PDF
Благовещенский собор является древнейшим памятником Казани. Его строительство было начато непосредственно после взятия города войсками Ивана Грозного. В 1552 г. был заложен первый деревянный собор, а в 1561–1562 гг. псковскими зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем был построен ныне существующий каменный шестистолпный пятиглавый храм. Собор пережил неоднократные перестройки, изменявшие его облик, а внутреннее убранство храма неоднократно гибло от многочисленных пожаров, разорения гражданской войны и небрежения последующих десятилетий. Данная работа посвящена истории иконостасов, икон и росписей Благовещенского собора на основании разнообразных источников.
архитектура, икона, иконостас, настенные росписи, поновления, реставрации, перестройки, источники
Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Дмитриев К. Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности у уровнем интернет-зависимости // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 99-102.
PDF
В статье автор описывает расчет корреляции между уровнями интернет-зависимости и коммуникативной толерантности, изучая проблему обострения нетерпимости людей с повышенным уровнем зависимости от сети Интернет.
интернет-зависимость, коммуникативная толерантность, общение
1. Gubler E. V., Genkin A. A. Primenenie neparametricheskih kriteriev statistiki v mediko-biologicheskih issledovanijah (Use of Non-Parameter Criteria of Statictics in Medical-Biological Studies), Leningrad, 1973.
2. Ermolaev O. Ju. Matematicheskaja statistika dlja psihologov: Uchebnik (Mathematical Statistics for Psycologists: Textbook), Moscow, 2004.
3. Mendelevich V. D. Psihologija deviantnogo povedenija: Uchebnoe posobie (Psychology of Deviant Behavior: Textbook), Saint-Petersburg, 2008.
4. Petlenko V. P. Osnovy valeologii (Grounds of Valeology), Kiev, 1998, vol. 2.
5. Nikoshkova E. V. (ed.) Anglo-russkij slovar' po psihologii (English-Russian Dictionary for Psychology), Moscow, 2009.
Дмитриев Кирилл Геннадьевич
Сарабьянов В. Д. Страстной контекст «Преображения» в византийском и древнерусском искусстве // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2010. Вып. 3 (3). С. 7-30.
PDF
Статья посвящена широко распространенному феномену хронологической перестановки сцены «Преображение», которая часто оказывается изъятой из последовательности евангельского повествования и включена в контекст страстных событий. Подобная инверсия «Преображения» прослеживается с начала послеиконоборческого периода и встречается в византийских и древнерусских памятниках вплоть до позднего Средневековья. Страстной символизм «Преображения» обусловлен как текстом самого Евангелия, так и многочисленными толкованиями этого евангельского события, которые встречаются у святых отцов и отражены в последовании богослужения.
инверсия, цикл "страстей Господних", евангельское повествование, хронологическая последовательность, символическое толкование, страстной контекст, иконографическая программа, праздничный ряд иконостаса
Сарабьянов Владимир Дмитриевич
Черепанов Д. Д. Искусство и трансцендентное начало у Й. фон Эйхендорфа // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 2 (37). С. 74-81. DOI: 10.15382/sturIII201437.74-81
Статья посвящена понятию искусства у Й. фон Эйхендорфа в сопоставлении с воззрениями иенских романтиков: Л. Тика, Новалиса и др. Особое внимание уделяется переосмыслению их специфически религиозного отношения к миру: для иенцев характерно представление об имманентном миру божественном начале, которое является художнику в феномене искусства. Вслед за Я. Бёме вселенная с ее светлыми и темными сторонами понимается как воплощение внутренней жизни абсолюта, поэтому в новеллах Л. Тика «Верный Эккарт и Тангейзер» (1799) и «Руненберг» (1804) герой-художник, погружаясь в фантастическую реальность, следует по единственно возможному для него пути. Однако Эйхендорф, принимая и трансформируя раннеромантическое представление о природе как об «иероглифе», символе невидимого, отмежевывается от метафизических представлений иенских романтиков: в его романе «Предчувствие и действительность» (1815) и новеллах «Осеннее колдовство» (1808/1809) и «Мраморная статуя» (1818) отражается более сложная картина мира, где различаются трансцендентный Бог и имманентная духовная реальность. Новое представление о «божественном» рассматривается как одна из причин возникающего у Эйхендорфа различия между сферами религии и искусства. Последнее являет скрытую красоту мира, указывающую на трансцендентное, и может таким образом возводить человека к Богу, но может и претендовать на абсолютное значение, пленяя художника в лабиринте имманентного. «Осеннее колдовство» дает образ художника, который сквозь «земные образы» не может прорваться к Богу; в новелле «Мраморная статуя» разрабатывается опасность заблуждения, обожествления одухотворенной природы. Сравнение с романом А. фон Арнима «Нищета, богатство, вина и покаяние графини Долорес» (1810), сильно повлиявшим на Эйхендорфа, позволяет четче выявить своеобразие его представлений об искусстве.
романтизм, искусство, трансцендентное, Бог, Эйхендорф, Бёме, Новалис, Тик, Арним.
1. Berdjaev N. A. 1930 “Iz jetjudov o Ja. Bjome. Jetjud I. Uchenie ob Ungrund“ (From Essays about J. Boehme. Doctrine of Ungrund), in Put', 1930, vol. 20, pp. 47–79.
2. Bulgakov S. N. 1999 “Svet nevechernij“, in Pervoobraz i obraz, Moscow, 1999, vol. 1.
3. Zhirmunskij V. M. Nemeckij romantizm i sovremennaja mistika (German Romantics and Modern Mysticism), Moscow, 1915.
4. Zhirmunskij V. M. Religioznoe otrechenie v istorii romantizma (Religious Demise in History of Romantics), Moscow, 1919.
5. Il'in I.A. Aksiomy religioznogo opyta (Axioms of Religious Experience), Moscow, 1993.
6. Berchtenbreiter I. Achim von Arnims Vermittlerrolle zwischen Jakob Böhme als Dichter und seiner „Wintergesellschaft“, München, 1972.
7. Gunsky H. Jacob Boehme, Stuttgart, 1984.
8. Kern J. P. Ludwig Tieck: Dichter einer Krise, Heidelberg, 1977.
9. Lüthi H. J. Dichtung und Dichter bei Joseph von Eichendorff, Bern, München, 1966.
10. Lutz D. 2011 “Religion“, in Ludwig Tieck: Leben — Werk — Wirkung, Berlin, Boston, 2011.
11. Offermanns E. L. Der universale romantische Gegenwartsroman Achim von Arnims, Köln, 1959.
12. Riley T. A. 1959 “An Allegorical Interpretation of Eichendorff’s „Ahnung und Gegenwart““, in The Modern Language Review, 1959, vol. 54/2, pp. 204–213.
13. Stöcklein P. Joseph von Eichendorff, Reinbek bei Hamburg, 1963.
Черепанов Даниил Дмитриевич
Гальцова Е. Д. Малларме и радостная красота повседневности // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 2 (37). С. 85-90. — Рец. на кн.: Barbara Bohac. Jouir partout ainsi qu’il sied. Mallarmé et l’esthétique du quotidien. P.: Classiques Garnier, 2013
PDF

Гальцова Елена Дмитриевна
Тарадина Л. Д. Международные рейтинги университетов: влияют ли они на развитие университетов и стоит ли им доверять? // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 9-17. DOI: 10.15382/sturIV201433.9-17
Тема данной статьи — доверие к результатам международных рейтингов университетов. Рейтингование университетов изначально развивалось как инструмент независимой оценки достижений этих высших учебных заведений. Однако становится все более очевидно, что рейтинги трансформируются в инструмент, фиксирующий индикаторы успешности университетов и, таким образом, влияют на их поведение и в конечном счете — на формирование стратегий развития. Тема доверия к международным рейтингам рассматривается в связи с реализацией национальных инициатив академического превосходства ряда стран, в том числе России, так как в ряде случаев достижения университетов в рейтингах являются индикатором, подтверждающим академические достижения университетов — участников этих программ. На основании повышения позиций университетов в рейтингах принимаются многие управленческие и в том числе финансовые решения на уровне государства. В статье рассмотрены пять базовых аспектов доверия к результатам рейтинга: авторство методологии, источник финансирования, источник данных, определение весовых коэффициентов индикаторов, использование инструмента экспертных опросов. Автор подвергает сомнению соответствие идеи конкуренции миссии современных университетов и приходит к выводу, что, возможно, участие в рейтинговой гонке фиксирует жесткие рамки, не позволяющие университетам устанавливать собственные приоритеты, и тем самым ограничивает возможности для их академического развития.
рейтинги университетов, рейтинги вузов, рейтингование университетов, международные рейтинги университетов, доверие к рейтингам, шанхайский рейтинг, рейтинг THE, рейтинг U-Multirank, многомерное ранжирование университетов, критика рейтингов, международная
1. Салми Дж., Фрумин И. Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1.
2. Международная обсерватория по рейтингованию IREG, Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений. [Электронный ресурс.] URL: http://www.iregobservatory.org/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=60
3. Тарадина Л. Д. Рейтингованиие университетов // Отечественные записки. 2013. № 4.
Тарадина Лариса Дмитриевна
Корина Н. Д. Московское училище живописи, ваяния и зодчества как центр формирования московской школы живописи в сер. XIX - нач. XX в // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 2 (14). С. 117-135. DOI: 10.15382/sturV201414.117-135
Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на протяжении всей истории своего существования (1843–1918) являлось показательным примером учебного заведения, в основе которого были самые актуальные принципы общественного сознания. Начало было положено в 1843 г., когда на базе Художественного класса было создано Московское училище живописи и ваяния, затем процесс становления завершился присоединением в 1865–1866 гг. Кремлевского архитектурного училища. С этих пор окончательно закрепилось в принятом уставе название «Московское училище живописи, ваяния и зодчества». Прогрессивность Училища заключалась в особом подходе в работе с учащимися, в новаторских методах педагогической системы. С одной стороны, оно переняло от Академии художеств лучшие традиции классического европейского художественного образования, с другой — не отрицало и национальных особенностей отечественного искусства; было восприимчиво к новейшим течениям в живописи. Обладая огромным созидательным потенциалом, Училище требовало от своих воспитанников высочайшего профессионального мастерства и в то же время открыто предоставляло имвозможность для творческого самовыражения, свободного проявления индивидуальных талантов. В дальнейшем МУЖВЗ становится центром формирования уникального явления в русском искусстве сер. XIX — нач. XX вв. — московской школы живописи. В разное время преподавателями и учениками Училища были художники, составившие славу русского искусства: В. Е. Маковский, В. Г. Перов, Е. С. Сорокин, Н. В. Неврев, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, Н. А. Касаткин, А. М. Корин, Л. О. Пастернак, С. Д. Милорадович, А. Е. Архипов, С. М. Волнухин, В. А. Серов, И. И. Левитан, А. С. Степанов, В. Н. Бакшеев, С. В. Иванов, А. М. Васнецов, К. А. и С. А. Коровины, П. П. Трубецкой, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, Д. И. Митрохин, А. Я. Головин, Д. Д. Бурлюк и многие другие.
история, русское искусство, живопись, московская школа живописи, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, ученические выставки, художественные направления и течения, Товарищество передвижных художественных выставок, XIX век.
1. Бакшеев В. Н. Воспоминания. М., 1963.
2. Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М., 1951.
3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М., 2007.
4. Дукшт В. Материалы к истории Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества. 1832–1866. М., 1904.
5. Какосян А. К 90-летию художника М. С. Сарьяна. М., 1970.
6. Калугина О. В. Основные проблемы эволюции русской скульптуры конца XIX — начала XX века в контексте взаимоотношений московской и петербургской школ: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 2012.
7. Касаткин Н. А. Тетрадь с записями // ОР ГТГ. Ф. 96. Ед. хр. 260.
8. Мастера искусств об искусстве. Т. 6. М., 1969.
9. Милорадович С. Д. Из моей автобиографии (рукопись) // ОР ГТГ. Ф. 45. Ед. хр. 37.
10. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. М., 1964.
11. Отечественные записки. 1859. № 1.
12. Сергеевич С. [Сергей Глаголь]. К двадцатипятилетию выставок картин учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Каталог 25-й выставки МУЖВЗ. М., 1902–1903.
13. Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния. Годы становления. Спб., 2005.
14. Яковлев Б. Н. К 75-летию Б. В. Иогансона // Художник. 1968. № 8.
Корина Наталия Дмитриевна
Корина Н. Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии - памятник русской воинской славе. История и современность // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1 (17). С. 145-156. DOI: 10.15382/sturV201517.145-156
Проблема сохранения монументальной живописи, созданной русскими художниками сер. XIX - нач. XX в., является ключевой в данной статье. Долгие годы исследователи не видели художественной ценности в храмовых росписях этого времени и не старались сохранить их для потомков. Из-за такого отношения многие памятники в России были навсегда утрачены. В этой связи интересны образцы религиозной живописи, сохранившиеся за пределами нашей страны. Одним из таких поистине уникальных памятников является храм Святого Александра Невского в Софии, построенный в честь тысяч русских солдат, погибших за освобождение Болгарии от османского владычества. К счастью, его не постигла участь храмов, возведенных в память этого события в других балканских странах, и он сохранился до наших дней практически в своем первозданном облике. Уцелели первоклассные росписи и иконы В. М. Васнецова, А. А. Киселева, А. М. Корина, П. Е. Мясоедова и других русских и болгарских художников. На данный момент из-за отсутствия должных условий содержания и недостаточности средств на реставрацию фрескам софийского храма грозит опасность, поэтому так важно именно сейчас обратить внимание на проблему сохранения этих памятников монументального религиозного искусства, которые являются частью нашего общего культурного наследия.
русские художники середины XIX — начала XX века, храм Святого Александра Невского в Софии, монументальная религиозная живопись, Русско-турецкая война 1877–1878 гг., утраченные памятники архитектуры, А. Н. Померанцев, В. М. Васнецов, А. А. Киселев, А. М.
1. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и Средний периоды. СПб., 2004. С. 178–179.
2. Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. М., 2014. С. 5, 47.
3. Решетникова О. Н. Храм как символ свободы. URL: http://www.liveinternet.ru/users/ adpilot/page412.html (дата обращения: 20.12.2014).
4. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. Мн., 1999. С. 279.
5. Тошо Пейков. Патриаршеската катедрала «Св. Александър Невски». Строители, приложници, художници. София, 2012. С. 146, 147, 151.
Корина Наталия Дмитриевна
Критский Б. Д. А. В. Свешников — исполнитель и педагог. К 125-летию со дня рождения мастера // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 146-156. DOI: 10.15382/sturV201518.146-156
Статья посвящена 125-летию со дня рождения мастера. На основе опыта, полученного во время обучения в Московском государственном хоровом училище, автор анализирует вокально-хоровое творчество А. В.Свешникова, которое сформировалось под непосредственным воздействием церковно-певческих традиций. Сохраняя верность отечественным традициям, педагог-дирижер приумножил их в руководимых им коллективах, подняв культуру хорового звучания на недосягаемую высоту. Уникальность свешниковской методы обучения состоит в том, что она ориентирована на культурную память отечественной школы хорового пения, которая держится на двух столпах — народном и церковном пении. Свешниковым выстроена система эстетических взглядов, которая определила его художественно-исполнительскую, педагогическую и организационную деятельность. Ее анализ позволил автору рассматривать вокально-хоровое звучание как особый текст, который характеризует эстетические свойства музыкально-интонационного, чувственно воспринимаемого материала. Он несет художественно-образную информацию, выполняя важную коммуникативную функцию. В вокально-хоровом тексте автор различает постоянные и переменные параметры звучания. Они отрабатывались Свешниковым в процессе овладения специальными способами деятельности: постоянные свойства — на вокальных упражнениях, переменные — непосредственно при разучивании и исполнении музыкальных произведений. В результате культура звучания, вокально-хоровая инструментовка исполняемых произведений обретали многослойную художественную семантику.
Свешников, вокальный педагог, исполнитель, церковно-певческие традиции, культура хорового звучания, постоянные и переменные вокально-хорового текста
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация / Избр. труды. Т. V. М.: АПН СССР, 1957.
2. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1951.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. М., 1998.
4. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для муз. вузов. 3-е изд. М.: Музыка, 1986.
5. Юрлов А. А. Некоторые вопросы учебно-репетиционной работы профессионального хора: Дис. … канд. искусств. М., 1953.
Критский Борис Дмитриевич
Потанина Л. Т., Мельников Т. Н., Кузнецова Г. Д. Развитие ценностно-смысловой сферы личности средствами социально-ролевых форм групповой деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 24-31. DOI: 10.15382/sturIV201643.24-31
Статья содержит описание эмпирических исследований по изучению влияния социальногрупповых форм деятельности на развитие ценностно-смысловой сферы личности у школьников разных возрастных групп. Ценностно-смысловая сфера личности школьника рассматривается авторами с позиции одного из ее существенных компонентов — нравственной сферы. Развитие ценностно-смысловой сферы личности изучается с позиции сформированности у школьника смысловых структур, в том числе и характера взаимодействия его с миром на уровне поведения. В качестве критериев ценностносмысловой сферы личности анализируются способы смыслового отражения школьником мира, включенность школьника в события жизни и широта круга значимых для него объектов, явлений окружающего мира. Подробное описание получили педагогические возможности предложенных методик, технология их проведения. Представлены результаты эмпирических исследований по уровням сформированности нравственной сферы личности школьника, подтвердившие эффективность влияния социально-групповых форм деятельности на развитие нравственных качеств личности в образовательном процессе младшей, средней и старшей школы.
ценностно-смысловая сфера личности, нравственная сфера личности, сопричастность к событиям жизни, социально-ролевые формы групповой деятельности, включенность в ситуацию жизни, широта круга значимых объектов
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, сост. М., 2009.
2. Потанина Л. Т. Образно-символическое мышление как средство развития ценностно-смысловой сферы личности школьника: Автореф. дис. ... д-р психол. наук. М., 2015.
3. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики. М., 2008.
4. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для школьного педагога. Владимир, 1993.
Потанина Лейла Тахировна
Мельников Тимур Николаевич
Кузнецова Галина Дмитриевна
Cуслова Е. Д. Карельский священник-самозванец перед лицом церковных властей в первой трети XVIII века // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 74. С. 63-79. DOI: 10.15382/sturII201774.63-79
Статья посвящена малоизученной в историографии проблеме регламентации церковной властью процедуры комплектования причтов в приходах Заонежской десятины Новгородской митрополии в раннее Новое время. Вопрос рассматривается сквозь призму исследования материалов судебного дела, разобранного епископом Карельским и Ладожским Аароном в 1716–1721 гг. и связанного с фактом служения в церкви ставленника, уверившего приходскую общину в своем рукоположении в сан. В основу исследования положен анализ социальных, родственных и фамильных связей ставленника, членов церковного причта и прихожан на протяжении нескольких десятилетий. Житейская ситуация изучается в широком контексте, с учетом действовавших норм законодательства и в русле мер, предпринятых новгородскими митрополитами по организации низшего церковного управления во второй половине XVII — первой трети XVIII в. Реконструкция особенностей выбора ставленника на должность священнослужителя в Фоймогубском приходе позволила заключить, что общины Заонежья активно пользовались своими традиционными правами. В то же время церковная администрация с целью реализации требований законодательства по регламентации процедуры комплектования причтов предприняла комплекс мер, направленных на организацию более эффективной системы управления округами с целью выстраивания более жесткой вертикали власти. Новгородским митрополитам в значительной степени удалось добиться проведения в жизнь определений церковных соборов в карельских приходах не только путем постепенного усложнения аппарата управления, но и благодаря опоре на избранных представителей из числа местных клириков, занявших должности поповских старост.
традиции общинного самоуправления, крестьянская община, приходские выборы духовенства, священнослужитель, хиротония, православный церковный приход, Новгородская митрополия, Заонежская десятина, Олонецкий уезд, Русская Православная Церковь, раннее Новое в
Богословский М. М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 2: Деятельность земского мира. Земство и государство. М., 1912.
Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской церкви в конце XVII в.: Церковно-исторический очерк. СПб., 1908.
Греков Б. Д. Новгородский дом Святой Софии (опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины). СПб., 1914.
Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. СПб., 2003 (переизд. с изд. 1867 г.).
Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003 (переизд. с изд. 1873 г.).
Камкин А. В. Традиционные крестьянские сообщества Европейского Севера России в XVIII веке: Автореф. дис. … д-р ист. наук. М., 1993.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Т. 2. М., 1992 (переизд. с изд. 1959 г.).
Миронов Б. Н. Российская империя: от традиции к модерну: В 3 т. Т. 1. СПб., 2014.
Перов И. Ф. Епархиальные учреждения в Русской Церкви в XVI—XVII вв. Рязань, 1882.
Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009.
Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV — первая треть XX в.). М., 1999.
Старицын А. Н. Просопография северной деревни времен церковной реформы XVII в. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2014. № 2 (56). С. 5–10.
Суслова Е. Д. Церковь и крестьянское сообщество в Карелии в конце XV — начале XVIII в.: Автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб., 2012.
Суслова Е. Д. Церковно-приходская система в Карелии конца XV — начала XVIII века. Петрозаводск, 2013. URL: http://carelica.petrsu.ru/Reading_hall/Suslova/Titul.pdf (дата обращения 17.10.2016).
Суслова Е. Д. Служители церкви в Карелии раннего Нового времени: складывание династий. Петрозаводск, 2013. URL: http://carelica.petrsu.ru/CARELICA/Suslova_2.html (дата обращения 17.10.2016).
Тимошенкова З. А. Приходские церкви и крестьянский мир на северо-западе России во второй половине XVII — начале XVIII в. // Средневековая и новая Россия: Сб. науч. ст. к 60-летию проф. И. Я. Фроянова. СПб., 1996. С. 474–493.
Freeze Gregory L. The Russian Levites: parish clergy in the eighteenth century. Cambridge; L., 1977.
Cуслова Евгения Дмитриевна
Критский Б. Д., Драмбян А. Хормейстер и регент. Грани профессионального мастерства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 152-161. DOI: 10.15382/sturV201726.152-161
Авторы анализируют хормейстерскую и регентскую деятельность с позиции стиля. Если деятельность «дирижера хора» и «регента» сходны по своему значению, то стилевое наполнение этой деятельности остается различным. В процессе сопоставления светского и церковно-певческого хорового искусства дается толкование термина «исполнительский стиль», раскрывается связь вокально- хорового интонирования с религиозным опытом верующих как характерной особенностью церковного стиля хорового пения. Авторы выделяют учительскую функцию регента, привлекают внимание к духовно-практической стороне стилевой атрибуции, основанной на взаимодействии различных сенсорных модальностей, формирующих многоуровневые связи и отношения.
хормейстер, регент, исполнительский, церковно-певческий стиль, традиции, религиозный опыт, слово в церковно-певческом и светском вокально-хоровом интонировании, символика, звуковое пространство, учительские функции регента, сенсорные модальности
Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие / Отв. ред. О. П. Коловский. Л.: Музыка, 1988.
Краткий обзор воспитательного плана для поющих церковное пение (как в гигиеническом, так и в музыкальном отношении). Посвящается Гг. церковным старостам учителем пения Г-мъ Пекокомъ. М.: Типография Т. Рись, у Яузской ч., Л. Медынцевой, 1875. С. 9.
Музыкальная энциклопедия. Т. 2: Гондольера — Корсов / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1974.
Музыкальная энциклопедия. Т. 4: Окунев — Симович / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1978.
Н. К. Заметки регента // Хоровое и регентское дело. 1909. № 1. С. 13–14.
Критский Борис Дмитриевич
Драмбян Аэлита
Дмитриев М. В. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 78. С. 22-45. DOI: 10.15382/sturII201778.22-45
Предмет статьи - представления об иконопочитании и «иконическом» в православной культуре Восточной Европы; их типологические отличия от западнохристианских представлений о сакральных образах и изображениях; трансформация православных дискурсов иконического во второй половине XVI – начале XVII вв. Анализ полемических текстов русского и украинско-белорусского происхождения этого времени приводит к выводу, что в текстах нормативной культуры сосуществовали два подхода к пониманию иконопочитания и, может быть, «иконического» вообще. Один опирался на представление о том, что священное изображение (в том числе и икона) есть не более, чем именно изображение того или иного святого или самих Христа и Богородицы. Другой подразумевал, что икона как именно икона существует и необходима потому, что есть факт и тайна Бовоплощения, и икона предстает перед верующим, соответственно, как нечто много большее, чем просто изображение святого; самым адекватным словом тут было бы ипостась.
иконопочитание, икона, православная культура, Московская Русь, иконическое, полемика с инославными
  1. Безансон А. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества / Пер. с фр. М. Розанова. М., 1999.
  2. Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002.
  3. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание в православии // Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Paris, 1985. С. 297–307.
  4. Бычков В. В. Феномен иконы. История. Богословие. Эстетика. Искусство. М., 2009.
  5. Голубев С. Т. Предисловие // Архив ЮЗР, ч. 1, вып. 8, вып. 1.
  6. Делюмо Ж. Историк и его религия // Французский ежегодник. 2004. М., 2004. С. 56–75.
  7. Дмитриев М. В. Тема иконопочитания в посланиях старца Артемия и в «Послании против люторов» (в контексте процессов «православной конфессионализации») // Православие Украины и Московской Руси в XV — XVII веках: общее и различное / Под ред. М. В. Дмитриева. М., 2012. С. 40–57.
  8. Евдокимов П. Введение в икону // Евдокимов П. Православие. М., 2002. С. 307–338.
  9. Запаско Я. П. Исаэвич Я.Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародрукiв, виданих на Украiнi. Кн. 1. (1574-1700). Львiв, 1981.
  10. Зубрицький В. М. Рецензия на Архив Юго-Западной России. Т. 8 (полемика) // Украiна. Кн. 3. Киев, 1914.
  11. Калугин В. В. Артемий // Православная энциклопедия. Том 3. Анфимий — Афанасий. М., 2001. С. 458–462.
  12. Калужняцкий Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южнорусской полемической литературы // ЧОИДР. 1886. Кн. IV. Отд. II. С. 1–36.
  13. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.
  14. Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. Москва: Канон+, 2007.
  15. Криза А. Исихазм и иконопочитание. Анагогическая функция иконы в богословских трудах Московской Руси и Киевской митрополии в XV–XVI вв. // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В. Дмитриева. М.: «Индрик», 2012.
  16. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.). М.; Л., 1962.
  17. Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия, 1970.
  18. Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Книгописец Ефросин. Дьяк Федор Курицын. Ленинград, 1988.
  19. Лурье Я. С. Элементы Возрождения на Руси в конце XV — первой половине XVI в. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967.
  20. Озолин Н. Икона // Православная энциклопедия. Т. 22. М., 2009. С. 8–13.
  21. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии. Новосибирск, 1998.
  22. Опарина Т. А. «Кириллова книга» // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 682–684.
  23. Острогорский Г. А. Гносеологические основы византийского спора о св. иконах //
  24. Seminarium Kondakovianum. II. Praha. 1928.
  25. Острогорский Г. А. Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Seminarium Kondakovianum. I. Praha. 1927.
  26. Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х гг. XVI в. М., 1972.
  27. Савельева Н. В. К вопросу о допечатной традиции «Книги о вере» иеромонаха Гедеона, игумена Бизюкова монастыря // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). Вып. 5. М., 2013. С. 15–38.
  28. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна, 1997.
  29. Цветаев Д. В. Литературная борьба с протестантством в Московском государстве. М., 1887.
  30. Чумичева О. В. Киев и Москва в борьбе с протестантским влиянием: две книги в защиту иконного образа (конец 16 – первая половина 17 в.) // Православие Украины и Московской Руси в XV–XVII веках: общее и различное / Под ред. М.В. Дмитриева. М., 2012. С. 59–65.
  31. Barasch M. Icon. Studies in the History of an Idea. New-York, 1992.
  32. Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalter der Kunst. München, 1990
  33. Belting, Hans. Likeness and Presence. A History of the Image before the Era of Art. Chicago and London, 1994;
  34. Besançon A. l’Image interdite. Une histoire intellectuelle de l’icоnoclasme. Paris: Gallimard, 2000
  35. Bushkovitch P. Religion and Society in Russia. The 16th and 17th Centuries. New York; Oxford, 1992.
  36. Delumeau J. Le Catholicisme entre Luther et Voltaire. Paris, 1971 (Nouvelle Clio).
  37. Delumeau J. Un chemin d’histoire. Chrétienté et christianisation. Paris, 1981.
  38. Dmitriev M. Dissidents russes. II. Matvej Baskin, le starec Artemij . Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Ed. par A. Séguenny. T. XX).
  39. Kämpfer F. “Russland an der Schwelle Neuzeit”. Kunst, Ideologie und historisches Bewusstsein unter Ivan Groznyj // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 23 (1975). № 4. S. 504–524.
  40. Kriza A. A középkori orosz képvédö irodalom. I.rész. Bizànci forràsok. Криза А. Древнерусские тексты в защиту икон. Часть 1. Византийское наследие. Budapest, 2011
  41. Lilienfeld F.v. Nil Sorskij und seine Schriften. Die Krise der tradition im Russland Ivans III. Berlin, 1963.
  42. Miller D. B. The Viskovatyi aff aire of 1553-1554: Offi cial Art, the Emergence of Autocracy, and the Desintegration of Medieval Russian Culture // Russian History, VIII (1981).
  43. Schulz G. Die theologiegeschichtliche Stellung des Starzen Artemij innerhalb der Bewegung der
  44. Besitzlosen in Russland der ersten Hälfte des 16. Jahrhunderts. Erlangen, 1980 (=Oikonomia. Quellen and Studien zur Orthodoxen Theologie. XV).
  45. Seebohm T. M. Ratio und Charisma, Ansätze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschaftlichen Weltverständnisses im Moskauer Russland. Bonn, 1977.
  46. Stökl G. Das Echo von Renaissance und Reformation im Moskauer Russland // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Neue Folge. 7 (1959).
  47. Stökl G. Der Russische Staat im Mittelalter und Früher Neuzeit. Wiesbaden, 1981;
  48. Wirth J. L’image médiévale. Naissance et développement (VIe- XVe siècles). Paris, 1989;
  49. Wirth J. Théorie et pratique de l’image sainte à la veille de la Réforme // Bibliothèque d’humanisme et Renaissance. 48 (1986). № 2. Р. 319–358;
Дмитриев Михаил Владимирович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Место работы: МГУ им. М. В. Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27;
Должность: профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета;
Электронный адрес: dmzdtp@gmail.com.
Колкунова К. А., Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67-90. DOI: 10.15382/sturI201774.67-90
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности. Гипотеза о наличии имплицитных, интуитивных антропоморфных понятий у знающих догматику верующих проверялась на выборке православных студентов-теологов (N = 28, средний возраст — 24,93±5,36) посредством классической экспериментальной парадигмы, предложенной Дж. Барреттом и Ф. Кейлом. Процент корректных ответов на вопросы, служившие мерой имплицитного неантропоморфного мышления, оказался значительно ниже процента корректных ответов на контрольные вопросы, несмотря на высокий показатель эксплицитного неантропоморфного мышления. Эти данные подтверждают кросскультурную универсальность и устойчивость феномена теологической некорректности: при когнитивной нагрузке сложные и затратные для когнитивной обработки теологические понятия подвергаются систематической деформации и оптимизации и приобретают качества, соответствующие имплицитному уровню. Подобная деформация, по-видимому, не зависит от теологических репрезентаций и наблюдается, несмотря на высокий уровень эксплицитной «неантропоморфной» концептуализации Бога.
антропоморфизм, религиозные агенты, религиозные понятия, когнитивное религиоведение, психология религии, когнитивные схемы, когнитивные искажения
  1. Андреева Л.А. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян, 2010 // ReligioPolis – Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований [http://www.religiopolis.org/documents/840-la-andreeva-religioznost-molodezhi-rossijskih-vysshih-uchebnyh-zavedenij-v-kontekste-religioznosti-rossijan-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avg, доступ от 16.07.2017].
  2. Гарнак А. История догматов // Библиотека Якова Кротова [http://www.krotov.info/history/04/alymov/harn_00.html, доступ от 30.06.2017];
  3. Горевой Д.А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5(61). С. 75–90.
  4. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XVII // Азбука веры [http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17, доступ от 30.06.2017].
  5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Бровары: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  6. Малевич Т.В., Фолиева Т.А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. Т. 11(83). С. 1605–1617.
  7. Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев / Сост. В.А. Губанов // Бесплатная православная библиотека художественной литературы [http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-2/, http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-3/, доступ от 30.06.2017].
  8. Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы // Официальный сайт книги архимандрита Тихона [http://www.ot-stories.ru/book.htm, доступ от 30.06.2017]
  9. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных районах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 40–52.
  10. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism// Trends in Cognitive Sciences. 2002. 6(6). P. 248–254.
  11. Barrett J.L. Cognitive constraints on Hindu concepts of the divine// Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. 37(4). P. 608–619.
  12. Barrett J.L. The naturalness of religious concepts: An emerging cognitive science of religion// P. Antes et al. (eds.) New Approaches to the Study of Religion. Berlin: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. P. 403.
  13. Barrett J.L. Theological correctness: Cognitive constraint and the study of religion// Method & Theory in the Study of Religion. 1999. 11. P. 325–339
  14. Barrett J.L., Keil F. Conceptualizing a nonnatural entity: Anthropomorphism in God concepts// Cognitive Psychology 1996. 31. P. 219–247.
  15. Barrett J.L., Richert R.A. Anthropomorphism or preparedness? Exploring children’s God concepts// Review of Religious Research. 2003. 44. P. 300–312;
  16. Boyer P. What makes anthropomorphism natural: intuitive ontology and cultural representations// The Journal of the Royal Anthropological Institute. 1996. 2(1). P. 83–97.
  17. Bransford J.D., McCarrell N.S. A sketch of a cognitive approach to comprehension: Some thoughts about understanding what it means to comprehend// W. Weimer and D. Palermo (eds.) Cognition and the symbolic processes. New York: Lawrence Erlbaum, 1974. P. 189–229
  18. Caporael L.R., Heyes C. Why anthropomorphize? Folk psychology and other stories// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, Anecdotes, and Animals. Albany, NY: SUNY Press, 1997. P. 59–73.
  19. Chilcott T., Paloutzian R.F. Relations between Gauḍīya Vaiṣṇava devotional practices and implicit and explicit anthropomorphic reasoning about Kṛṣṇa// Journal of Cognition and Culture. 2016. 16. P. 107–121.
  20. Ester E.F., Vogel E.K., Awh E. Discrete resource limits in attention and working memory// M.I. Posner (ed.) Cognitive neuroscience of attention. New York: The Guilford Press, 2012. 2nd ed. P. 99–110.
  21. Guthrie S.E. Animal animism: evolutionary roots of religious cognition// I. Pyysiäinen and V. Anttonen (eds.) Current approaches in the cognitive science of religion. London: Continuum, 2002.
  22. Guthrie S.E. Faces in the clouds: a new theory of religion. New York: Oxford University Press, 1993.
  23. Heider F., Simmel M. An experimental study of apparent behavior// The American Journal of Psychology. 1944. Vol.57(2). P. 243–259.
  24. Herzog H.A., Galvin, S. Common sense and the mental lives of animals: An empirical approach// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, anecdotes, and animals. New York: SUNY Press, 1997. P. 237–253;
  25. Hutson M. The 7 laws of magical thinking: How irrational beliefs keep us happy, healthy, and sane. New York: Hudson Street Press, 2012. P. 165–181.
  26. Peirce J.W. PsychoPy – psychophysics software in Python// Journal of Neuroscience Methods. 2007. 162(1–2). P. 8–13.
  27. Piaget J. Child’s Conception of the World. London: Routledge, 2001.
  28. Scheele D., Schwering C., Elison J.T., Spunt R., Maier W., Hurlemann R. A human tendency to anthropomorphize is enhanced by oxytocin// European Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 25(10). P. 1817–1823.
  29. Serpell J.A. Anthropomorphism and anthropomorphic selection – beyond the “cute response”// Society & Animals. 2003. 11(1). P. 83–100.
  30. Slone D.J. Theological incorrectness: Why religious people believe what they shouldn’t. Oxford: Oxford University Press, 2004
  31. Tam K.P., Lee S.L., Chao M.M. Saving Mr. Nature: Anthropomorphism enhances connectedness to and protectiveness toward nature// Journal of Experimental Social Psychology. 2013. 49(3). P. 514–521;
  32. Urquiza-Haas E.G., Kotrschal K. The mind behind anthropomorphic thinking: attribution of mental states to other species// Animal Behaviour. 2015. Vol. 109. P. 167–176.
  33. Waytz A., Cacioppo J., Epley N. Who sees human? The stability and importance of individual differences in anthropomorphism// Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 219–232
  34. Waytz A., Heafner J., Epley N. The mind in the machine: Anthropomorphism increases trust in an autonomous vehicle// Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol.52. P. 113–117.
Колкунова Ксения Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Малевич Татьяна Владимировна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3928-6248;
Электронный адрес: t.v.malevich@gmail.com.
Кожевников Денис Дмитриевич
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-0602-2908;
Электронный адрес: coffeegirl@inbox.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 "Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте"
Алташина В. Д. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 54. С. 145-151. — Рец. на кн.: «Генезис зарубежной массовой литературы и ее судьба в России». Сборник научных трудов ИМЛИ РАН. Под ред. К. А. Чекалова, М. Р. Ненароковой. М.: Изд-во ИМЛИ, 2015. 320 с.
PDF
Алташина Вероника Дмитриевна
Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9;
Должность: профессор кафедры истории зарубежных литератур;
ORCID: 0000-0002-8134-3923;
Электронный адрес: nikaalt@bk.ru.
Черепанов Д. Д. От проектов приходской реформы к вопросу о «верном»: рецепция идей Братства Святителей Московских в творчестве С. И. Фуделя // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 37-51. DOI: 10.15382/sturI201880.37-51
В статье исследуется влияние взглядов, сформулированных членами Кружка ищущих христианского просвещения и Братства святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа в ходе дискуссии о приходской реформе, на понятие о Церкви в работах С. И. Фуделя, известного церковного писателя ХХ в. Сергей Иосифович был близок ряду видных членов кружка и братства, среди основателей которого находился и его отец, протоиерей Иосиф Фудель. Одни из них, как Н. Д. Кузнецов, отстаивали необходимость восстановления самостоятельности приходов как основных единиц церковной жизни, отталкиваясь от сформулированного еще Д. Ф. Самариным понятия о самостоятельной общине. Другие, как Л. А. Тихомиров и Д. А. Хомяков, считали основной единицей церковной жизни не приход, а епархию и подчеркивали важность иерархического устройства, опасаясь обособления приходов. Обе точки зрения посвоему выявляли неоднородность «прихода» как территориальной общности и недостаточность понятия «мирянин». От проектов, основанных на этом понятии, члены братства переходили к мысли о необходимости выделения реальных членов общины из числа номинальных прихожан. Уже после революции в «Письмах к друзьям» М. А. Новоселова эта проблема оформилась в представление о внутренней границе Церкви, которое было с большой яркостью выражено в работах С. И. Фуделя, использовавшего традиционное представление о члене Церкви как о «верном».
экклесиология, приход, приходская реформа, С. И. Фудель, Ф. Д. Самарин, М. А. Новоселов, Братство святителей Московских, Кружок ищущих христианского просвещения
  1. Беглов А. Л. Земские проекты переустройства православного прихода в 1860–1890-е гг. // Государство. Религия. Церковь. 2014. Вып. 1 (32). С. 172–200.
  2. Беглов А. Л. Приходской вопрос в истории и в трудах Священного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. М., 2017. Т. 14. С. 5–81.
  3. Дашевская З. М. Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909–1917 гг.) // Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. М., 2012. Вып. 5. С. 131–150.
  4. Дубинин А., свящ. Переписка В. А. Кожевникова с Ф. Д. Самариным и деятельность Кружка ищущих христианского просвещения // Богословские труды. 2005. Вып. 40. С. 274–288.
  5. Дурылин С. Н. Приход: его задачи и организация. М., 1917.
  6. Дурылин С. Н. Церковный Собор и Русская Церковь. М., 1917.
  7. Заозерский Н. А. Братское дело в Православной России: По поводу брошюр господина Папкова и священника Фуделя о церковных братствах и приходских попечительствах: [Рец. на:] Папков А. А. Церковные братства. СПб., 1893; Фудель И. И., свящ. Основы церковно-приходской жизни. М., 1894; Он же. К реформе приходских попечительств. М., 1894 // Богословский вестник. 1894. Т. 4. № 10. С. 174–197 (2-я пагинация).
  8. Кузнецов Н. Д. К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России. М., 1907.
  9. Новоселов М. А. Письма к друзьям / Е. С. Полищук, предисл., коммент. М., 1994.
  10. Ореханов Ю. Л. Ф. Д. Самарин и его архив // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. М., 1997. URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/or.htm (дата обращения: 20.09.2018).
  11. Паромов К. Я. Епископ Феодор (Поздеевский) и «Кружок ищущих христианского просвещения»: по переписке участников // Христианское чтение. 2012. №3. С. 66–108.
  12. Письма мученика Михаила Новоселова Ф. Д. Самарину, 1905–1913 гг. / Е. С. Полищук, публ., коммент. // Богословские труды. 2013. № 45. С. 425–473.
  13. Письма С. И. Фуделя к М. Ф. Мансуровой (1960–1970-е гг.). / Прот. В. Воробьев, Н. Ф. Тягунова, публ. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 3(32). С. 142.
  14. Полищук Е. С. Михаил Александрович Новоселов и его «Письма к друзьям» // Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994. С. V–LIII.
  15. Самарин Д. Ф. Собрание статей, речей и докладов. М., 1908. Т. 2.
  16. Самарин Ф. Д. О задачах Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и о способах разрешения этих задач (1909) // История церковных братств в России / Ю. В. Балакшин, Н. Д. Игнатович, сост. М., 2018. С. 114—127.
  17. Тихомиров Л. А. Современное положение приходского вопроса. М., 1907.
  18. Устав Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа // История братств в России. М., 2018. С. 110–113.
  19. Флоренский П., свящ. Сочинения: В 4 т. М., 1996.
  20. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины: В 2 т. М., 1914.
  21. Фудель С. И. Собрание сочинений: В 3 т. / Прот. Н. В. Балашов, Л. И. Сараскина, сост., коммент.; прот. В. Н. Воробьев, предисл. М., 2001–2005.
  22. Хомяков Д. А. Собор, соборность, приход и пастырь. М., 1917.
Черепанов Даниил Дмитриевич
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: МГУ имени М.В.Ломоносова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинские горы, 1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0001-9665-6108;
Электронный адрес: ddcherep@gmail.com.
Шеко Е. Д. Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 112-131. DOI: 10.15382/sturV201832.112-131
В статье рассматриваются вопросы развития церковного искусства в ХХ в., главным образом в 1920–30-е гг. В эти годы после массированных разрушений Первой мировой войны в Европе возникла необходимость реконструкции и строительства большого количества новых храмов. Религиозная и художественная чуткость той эпохи требовала от проектов новых католических церквей определенного набора декоративных элементов, даже если их архитектура была простой и функциональной. Однако в проектах воссоздания церквей в 1920-е гг. стали все чаще предлагаться варианты обновления материалов и конструкций с очевидными признаками новаторских решений — с точки зрения плана, формообразования поверхностей, используемых технологий. Основным инновационным материалом стал бетон, широко использовавшийся как для строительства новых храмов, так и для их украшения. В Бельгии в 20-х гг. впервые возникает модернизм как архитектурный стиль, который затем получает широкое развитие в мировом масштабе в 30-е гг. в конкуренции со стилем Art-Déco. Модернизм, в отличие от Art-Déco, поворачивается спиной к архитектурным традициям прошлого, отвергает любые украшения и уделяет основное внимание обеспечению функции здания. Именно эти характеристики сделали архитектуру модернизма востребованной сторонниками «литургического движения» в Католической Церкви в ХХ в.
церковная архитектура, история искусства, стиль Art-Déco, декоративное искусство, скульптура, интерьер, модернизм, Католическая Церковь, литургическое движение
  1. Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ веке. Христианская Россия. 2005. С. 46.
  2. Документы II Ватиканского собора. М., 2004.
  3. Cappronnier J-С. L’art sacré entre les deux guerres: aspects de la Première Reconstruction en Picardie // In Situ. Revue des patrimoines. 12/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  4. Cordeiro P. Sacraal beton. De Sint-Augustinuskerk te Vorst // M&L, 13, 3. 1994. Р. 41–56.
  5. Culot М. D. Les frères Perret: l’oeuvre complète. Paris: Institut français d’architecture, Ed. Norma, 2000.
  6. Culot М. D. Archives d’architecture moderne. Bruxelles: AAM, 1999.
  7. Dumoulin A. Reconnaître Paris d'église en église. Paris, France: Massin, 2008.
  8. Dupré C. Notre-Dame-du-Travail (Paris), une église au tournant du XIXe siècle et du XXe siècle // In Situ. Revue des patrimoines. 11/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  9. Frémaux C. La construction d’églises dans la seconde moitié du XXe siècle: une aff aire d’État? De Georges Clémenceau à Jacques Chirac: l’Etat et la pratique de la loi de séparation. Villeneuved’Ascq: CEGES-IRHiS, Université Lille, 2008.
  10. Lambrichs A. Religieuze Art Deco. Art Deco architectuur. Brussel 1920–1930 (Catalogue d’exposition), Archives d’Architecture Moderne, Bruxelles, 1996.
  11. Spapens C. L'église Sainte-Suzanne à Schaerbeek. CIDEP, 2003.
  12. Travaux du Centre national des constructions d’églises (CNCE). Rapport général présenté à l’Épiscopat «Pour une politique d’équipement religieux», février 1970.
Шеко Екатерина Дмитриевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: зав. кафедрой иконописи;
ORCID: 0000-0001-8976-8814;
Электронный адрес: katja_sheko@mail.ru.
Тимофеева Е. Д. Балладные традиции в ранней поэзии Н. С. Гумилева // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2019. Вып. 58. С. 11-23. DOI: 10.15382/sturIII201958.11-23
В статье предпринимается попытка проследить признаки романтизма в ранней поэзии Николая Гумилева и выявить балладные черты, свойственные его стихотворениям по мнению современников автора. Главным источником романтических элементов и мотивов для Гумилева стали баллады Василия Жуковского, хорошо знакомые ему не только благодаря программам учебных заведений, но и по хрестоматиям русской и европейской литературы, входившим в круг его чтения в ранние годы. Выявляются наиболее важные для Гумилева тексты и темы поэта XIX в. и анализируется обращение к ним как в первых сборниках лидера акмеистов («Путь конквистадоров» и «Романтические цветы»), так и в более зрелых книгах («Жемчуга» и «Колчан»). В статье разбираются уровни заимствования сюжетов, тем и отдельных формул и трансформация этих приемов с течением времени. Кроме того, в работе прослеживается эволюция отношения Гумилева к рассматриваемым мотивам и анализируется их роль в контексте его творчества и современного ему литературного процесса: взаимодействие этих сюжетов с важными темами символистской поэзии этого периода, а также полемика его с Жуковским (важным для русских модернистов поэтом) и сложившейся литературной традицией.
Н. С. Гумилев, В. А. Жуковский, романтизм, баллада, реминисценции, русская литература, символизм
  1. Анисимова Е. Е. «Мистицизм» и «Черный синодик» русской литературы: В. А. Жуковский в критике И. Ф. Анненского // Вестник Томского государственного универститета. Филология. 2014. № 5 (31). С. 66–85.
  2. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму. СПб., 2000.
  3. Белый А. Начало века. М., 1990.
  4. Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286–304.
  5. Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М., 1998–2007.
  6. Гумилевские чтения. Материалы международной конференции филологов-славистов. СПб., 1996.
  7. Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919.
  8. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. М., 1999.
  9. Лукницкий П. Н. Труды и дни Н. С. Гумилева. СПб., 2010.
  10. Максимов Д. Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л., 1969.
  11. Немецкие поэты в биографиях и образцах. СПб., 1877.
  12. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья...»: Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив...». М., 1987. С. 155–264.
  13. Немзер А. С. При свете Жуковского: Очерки истории русской литературы. М., 2013.
  14. Николай Гумилев: Pro et Contra. СПб., 2000.
  15. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1959–1962.
  16. Тименчик Р. Д. Анненский и Гумилев // Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М., 2017. C. 258–279.
  17. Топоров В. Н. Тяга к бездне (к рецепции поэзии Жуковского в начале XX в. Блок — Жуковский: проблема реминисценций) // Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003. С. 583–610.
  18. Трутнева Е. Н. От волшебного к ироническому. Опыт наблюдений над авторедактированием «Неоромантической сказки» Н. С. Гумилева // Новый филологический вестник. 2011. № 2. С. 19–34.
  19. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013.
Тимофеева Елизавета Дмитриевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, Москва, 101000, ул. Мясницкая, д. 20;
ORCID: 0000-0003-2391-2793;
Электронный адрес: elizaveta084@gmail.com.
Вашевко О. Д. Тема проскомидии в росписях северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 45-61. DOI: 10.15382/sturV201933.45-61
В статье дана попытка анализа росписи северной апсиды cобора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и ее тематическо-богословского содержания. Приводится описание иконографической программы в соответствии с регистровыми членениями архитектурного объема. Тематический подбор сюжетов дает подробный богословский комментарий священнодействию проскомидии. Источники происхождения сцен лежат в области Священного Писания и являют собой вероучительный, исторический и экзегетический ряд относительно формирования и святоотеческого понимания чина проскомидии. В статье обозначаются смысловые связи содержания сюжетов и их композиционного строя. В верхнем регистре Жертвоприношение Авраама сопоставляется с изображением Пресвятой Троицы. Средний регистр содержит подборку библейских сцен из Ветхого и Нового Заветов. Нижний регистр представлен фигурами святых, часть из которых атрибутированы. Иконографическая программа анализируется в соотношении с основами христианского вероучения и традициями литургической практики, приводится богословская интерпретация содержания росписи. Часть сюжетов призвана пояснить догматическое значение совершающегося в северной апсиде священнодействия. Часть сюжетов показывает историческое развитие и традицию принесения Богу жертвы и Даров. Некоторые изображения святых связаны с чинопоследованием текстологически. Их имена упоминаются в ходе совершения проскомидии, поэтому они появляются в росписи жертвенника. В статье оговариваются письменные источники, искусствоведческие аналоги и богослужебные особенности, лежащие в основе формирования сюжетов. Посвящение росписи северной апсиды темам Искупления, жертвоприношения, приготовления Даров исключительный для начала XIV в. факт. Приготовление Агнца комментируется в библейско-историческом, символическом, прообразовательном, текстологическом ракурсах. Изучение росписи по принципу богословского анализа позволило обозначить влияние христианского вероучения и литургической практики на монументальное искусство Древней Руси. Исследование показало, что искусствоведческие особенности памятника сформировались в первую очередь под влиянием христианского вероучения и богослужебной практики. При этом особенности подбора некоторых сюжетов указывают их опору на богослужебную традицию, распространенную в Новгороде, в юрисдикцию которого входил Псков. К XIV в. завершается богослужебное формирование чина проскомидии, и в Снетогорском соборе мы встречаемся с наиболее ранней богословско-художественной интерпретацией этого священнодействия в древнерусском искусстве.
проскомидия, жертвенник, северная апсида, Агнец, Евхаристия, прообраз, иконографическая программа, чинопоследование, фреска, сюжет, литургический контекст, богословское значение
  1. Августин, блж. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским. URL: http://www.orthlib.ru/Augustine/2emm.html
  2. Ветелев А. А. Выдержка из статьи «Богословское содержание иконы Святая Троица преподобного Андрея Рублева» // Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1989. С. 124–128.
  3. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323
  4. Давыденков О., прот. Догматическое богословие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Коляда В., иерей. Образ Неопалимой Купины в творениях святых Отцов. URL: http://217.23.115.9/article/161.html#sl5
  6. Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.: Северный паломник, 2004.
  7. Муретов С. Чин проскомидии в Русской Церкви с XII по XIV в. // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1894. Сентябрь. С. 485–528.
  8. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев: Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва папы Римского, 2003.
  9. Сарабьянов В. Д. Патрональные и ктиторские изображения во фресках собора Снетогорского монастыря. Опыт реконструкции // Археология и история Пскова и Псковской земли. Семинар им. академика В. В. Седова: Материалы 54-го заседания. Псков, 2009. С. 151–163.
  10. Симеон Солунский, свт. Книга о храме. // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии / И. Дмитревский, сост. Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 375–424.
  11. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Изд-во Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997.
  12. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки. М.: Скит, 1993.
  13. Хью Уайбру. Православная литургия. Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2000.
  14. Царевская Т. Ю. Некоторые особенности иконографической программы росписей церкви Благовещения на Мячине («в Аркажах»), близ Новгорода // ДРИ: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С.
  15. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 2001.
Монахиня София (Вашевко О. Д.)
Место работы: Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы; Российская Федерация, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1;
ORCID: 0000-0001-7819-320X;
Электронный адрес: inparaskeva@rambler.ru.
Выражаю благодарность Елене Олеговне Новиковой, - научному руководителю дипломной работы, в рамках которой статья была подготовлена. Её поддержка, комментарии и консультации укрепляли надежду в плодотворном исследовании выбранной темы.Сердечную признательность выражаю приснопамятному Владимиру Дмитриевичу Сарабьянову. Благодаря его монографиям и многолетним реставрационным трудам, древнерусские памятники все более и более открываются современникам как живые свидетельства религиозного и культурного менталитета наших предков. Этот неравнодушный человек охотно делился опытом своих исследований и знаний, прививая собеседникам любовь и понимание древнерусской культуры.