/
Результат поиска


Дивногорцева С. Ю. Смысл, сущность и цель воспитания в контексте православной педагогической культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 68-87.
PDF
Без постановки определенной цели невозможно понимание смысла и сущности воспитания, равно как невозможна и полноценная воспитательная деятельность. Автор рассматривает смысл, сущность и цель воспитания человека не только с точки зрения православно ориентированной педагогики, но дает сравнительный анализ ее со светской, гуманистической педагогикой. Это позволяет прийти к выводу о том, что принципиальная разница православной и секуляризованной педагогики не в противоположности целей, а в целевой недостаточности последней, в отсутствии у нее цели «высшего уровня».
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания обрзования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 21-38.
PDF
В своей работе автор обозначает и анализирует шесть основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания: ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; включение во все обязательные дисциплины учебного плана духовно-нравственного компонента; взаимосвязь базового образовательного курса, а также других школьных предметов с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Кроме того, полноценная система духовно-нравственного воспитания в школе, по мнению автора, невозможна без взаимосвязи с системой дополнительного образования, а работа с семьей, совместная работа школы, учреждений дополнительного образования и семьи в деле духовно-нравственного воспитания выступает пятой позицией в построении этой системы. И, наконец, шестая позиция – это необходимость формирования духовно-нравственной окружающей среды. В этой статье, представляющей первую часть исследования, представлены три основные позиции в построении системы духовно-нравственного воспитания.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Церковнославянский язык как способ развития познавательной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 3 (6). С. 197-199. — Рец. на кн.: Архипова И.Г. «Церковнославянский язык. 5 класс». Учебно-методическое пособие. М., 2006. 206 с.
PDF
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 41-63.
PDF
Статья продолжает тему исследования основных позиций в построении системы духовно-нравственного воспитания. Если в первой части исследования анализировались такие позиции, как: 1) ориентация детей на нравственные (религиозные) ценности; 2) включение духовно-нравственного компонента во всеобязательные дисциплины учебного плана и 3) взаимосвязь базового образовательного курса (а также других школьных предметов) с системой внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе, то во второй части затрагиваются: 4) проблемы взаимосвязи с системой дополнительного образования; 5) формирование окружающей среды и 6) работа с семьей.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Влияние христианского вероучения на становление идеалов духовно-нравственного воспитания в русской педагогике // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 42-49.
PDF
Автор статьи, рассматривая период принятия и становления православия в Древней Руси, затрагивает проблему влияния идей христианства на развитие отечественной педагогики. Православие, будучи государство- и культурообразующей религией наших предков, привнесло идеи духовно-нравственного становления личности в педагогическую практику древнерусского человека, стало побудительной причиной получения им образования. Целью образования наши предки видели приобретение знаний о православной вере и благочестии. Средствами ее реализации стали церковные по своему характеру школы, монастыри и книги.
православие, духовно-нравственное становление личности, православная составляющая древнерусской педагогики.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Этика учителя в православной педагогической традиции русской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 31-40.
PDF
Принятие святым равноапостольным князем Владимиром православного вероучения и возникновение в связи с этим событием потребности древнерусского народа в постижении его основ через чтение и изучение книг Священного Писания, творений святых отцов Церкви стало причиной появления отечественной системы школьного образования и породило особый вид общественно необходимой деятельности —профессионально-педагогической. Одновременно с ее возникновением зарождается педагогическая этика как важнейший ее элемент.
история образования, школьное образование и воспитание, педагогическая этика, этические нормы, учитель.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Становление государственной системы педагогического образования в дореволюционной России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 42-48.
PDF
Несмотря на то, что устроение первых школ на Руси воспринималось как дело государственное, долгое время специально подготовленного педагогического сословия в нашей стране не было. Это объясняется, с одной стороны, церковным, вплоть до конца XVII в., характером русской школы, для преподавания в которой вполне соответствовала подготовка священнослужителей. Другой объективной причиной была неразвитость педагогики как науки и методик преподавания отдельных предметов как ее составляющих. Государственная подготовка учительского сословия в России зарождается с конца XVIII в., в начале следующего она начинает складываться в систему, претерпевая интенсивное реформирование и развитие.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, подготовка учителей, церковный характер преподавания
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX - XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 70-80.
PDF
С момента возникновения отечественная школа, ставя своей целью духовно-нравственное воспитание личности, выстраивает содержание образования на постижении истин православного вероучения. После длительного периода увлечения идеей профессиональной, светской школы, начавшегося с петровских реформ, свое второе рождение идея церковной школы получает во второй половине XIX в. Высказанная философами- славянофилами, она была поддержана многими видными педагогами, писателями и общественными деятелями того времени. Среди принимавших непосредственное участие в теоретическом обосновании и практической реализации данной идеи — К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев и др. В русской эмиграции идеи «воцерковления школы» и «обучающего воспитания» развивались в трудах профессора протоиерея Василия Зеньковского.
история образования, отечественное образование, учебные заведения, народная школа, церковный характер преподавания, духовно-нравственное воспитание и образование
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Наследие русского зарубежья: религиозная педагогика протоиерея В. В. Зеньковского и «Педагогика культуры» С. И. Гессена // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 68-75.
PDF
В историко-педагогическом наследии русской эмиграции особое место занимают два имени — прот. Василия Зеньковского и Сергея Иосифовича Гессена. Несмотря на общность интересующих их проблем и подходов к их решению, основные позиции двух крупнейших педагогов Российского Зарубежья концептуально различны. Зеньковский рассматривает историю педагогики ХХ в. сквозь призму православного религиозного миросозерцания, основанного на христианской антропологии и философии. Гессен как представитель «педагогики культуры» опирается на аксиологический подход.
наследие русского зарубежья, религиозная (православная) педагогика, педагогика культуры, воспитание, образование, антропология, христианская философия, трансцендентализм, богословие
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Православная педагогическая культура России // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 71-80.
PDF
В связи с приоритетностью проблемы духовно-нравственного развития личности в образовательном пространстве современной России актуальной темой педагогических исследований становится обоснование соответствующих путей и способов воспитательной работы, обращение к историческому опыту, который, в том числе, предлагает православная культура. Пройдя тысячелетний период становления и развития в нашей стране, выявляя ошибки и заблуждения, обобщая лучшие опыт и традиции, вырабатывая и удерживая научные знания о педагогическом процессе и его закономерностях, православная педагогическая культура может способствовать лучшему пониманию современных педагогических проблем, нахождению эффективных способов их решения. Предлагаемая статья посвящена целостному отображению феномена православной педагогической культуры России в его историческом развитии и формах, рождающихся в современных реалиях.
православная культура, педагогическая культура, воспитание
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Подготовка учителей религиозной культуры и светской этики в системе современного отечественного педагогического образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 57-68.
PDF
Введение в 2012 г. в российские школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. В статье описан накопленный в отечественном образовательном пространстве за последние двадцать лет опыт подготовки учителей православной культуры, приведены данные об имеющихся на сегодняшний день формах подготовки учителей религиозной культуры и этики, обозначены перспективы обучения педагогов.
религиозная культура и светская этика, подготовка педагогов, образовательная программа
1. Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii (Concept of Spiritual-Moral Development and Education of Person of Russian Citizen), Moscow, 2009.
2. Janushkjavichene O. L. 2004 “O vozrastnyh osobennostjah detej i metodike prepodavanija Osnov pravoslavnoj kul'tury” (About Age-Related Features of Children and Methodic of Teaching of Basics of Orthodox Culture), in Obrazovanie, 2004, vol. 9, pp. 9-17.
3. Rozina O. V. 2011 “Kljuchevye i predmetnye kompetencii v mirovozzrenii i samosoznanii prepodavatelej «pravoslavnoj kul'tury»” (Key and Subject Competences in World View and Consciousness of Teachers of “Orthodox Culture”), in Vestnik PSTGU. Serija: Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2011, vol. 3/22, pp. 10—11.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. К. Д. Ушинский и православная педагогическая культура России середины XIX в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 2 (33). С. 102-110. DOI: 10.15382/sturIV201433.102-110
В марте 2014 г. педагогическая общественность России отметила 190-летие со дня рождения выдающегося отечественного ученого и педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870). Его личности и творчеству посвящено множество исследований: в конце XIX в. они в основном были направлены на описание жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушинского (В. А. Волкович, М. Л. Модзалевский, Н. К. Маккавейский, М. Л. Песковецкий и др.); в советский период подробно изучался архив К. Д. Ушинского (В. Я. Струминский), рассматривались антропологические идеи ученого (Б. Г. Ананьев, В. Ю. Бельский), общие вопросы его педагогического учения (Д. О. Лордкипанидзе); в постперестроечное время внимание исследователей привлекли философские идеи К. Д. Ушинского (В. Ю. Бельский, А. В. Зацепин), идеи о народности воспитания и организации русской школы (Е. П. Белозерцев, М. Ю. Гвоздецкий, В. М. Меньшиков), христианские мотивы в его педагогическом наследии (С. В. Шевчук), собственно учебные книги К. Д. Ушинского (И. А. Горячева) и методика обучения по ним (Л. Н. Исаев, Н. Г. Медведева и др.). При этом одни исследователи считали и продолжают характеризовать воззрения К. Д. Ушинского как материалистически направленные, близкие к французскому Просвещению, другие горячо отстаивают принадлежность ученого православной культуре. Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос: насколько вписывается творчество К. Д. Ушинского в православную педагогическую культуру России вообще и XIX в. в частности?
К. Д. Ушинский, христианство, православная педагогическая культура, религиозно-нравственное влияние, народность воспитания, церковь и школа, наука и религия
1. Архив К. Д. Ушинского: В 4 т. Т. 1 / Струминский В. Я., сост. и подгот. к печати. М., 1959.
2. К. Д. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. Биографический очерк М. Л. Песковецкаго. СПб., 1893.
3. Л. Н. Толстой / Егоров С. Ф., сост. и авт. предисл. М., 1997.
4. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Пирогова // Собрание сочинений. В 11 т. Т. 3. М.; Л., 1948–1952.
5. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1, 2 / С. Ф. Егоров, сост. М., 1988.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89-97. DOI: 10.15382/sturIV201537.89-97
Статья посвящена актуальной проблеме преподавания религиозной культуры и светской этики в современной российской общеобразовательной школе. Автор акцентирует внимание на необходимости организации и проведения научно-педагогических исследований для решения общих проблем методики преподавания религиозных культур. На примере методики преподавания православной культуры определены основные направления этих исследований.
дидактика, религиозное образование, методика преподавания православной культуры, научное исследование, учебная дисциплина
1. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Дивногорцева С. Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. 2009. № 1. С. 30–37.
3. Дивногорцева С. Ю. Принципы воспитания в православно-ориентированной педагогической концепции // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. 2007. № 1. С. 70–90.
4. Козырев Н. Ф. Религиозное образование в светской школе: Теория и международный опыт в отечественной перспективе. СПб., 2005.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1993.
6. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания православной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 7–12.
7. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988. С. 194–257.
8. Grimmitt Michael. 1981 “When is Commitment a Problem in Religious Education?”, in British Journal of Religious Studies, 1981, vol. 29/1, pp. 42–53.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Дивногорцева С. Ю. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви: их педагогическая деятельность и взгляды на рубеже XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 92-104. DOI: 10.15382/sturIV201848.92-104
В статье анализируется педагогическая деятельность и взгляды некоторых иерархов Русской Православной Церкви, причисленных позднее к лику святых. Основой статьи стала компьютерная база данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в.» (база данных «За Христа пострадавшие»), разработанная в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, научные работы, издания проповедей и педагогических работ священномучеников. Вывод, который сделан в конце статьи, позволяет утверждать, что, осознавая сложности и риски сложившейся в России на рубеже XIX–XX вв. политической и социокультурной ситуации, священнослужители Русской Церкви предпринимали усилия, направленные на преодоление индифферентного и негативного отношения населения к православию. В результате анализа их деятельности выделены три основных направления работы: меры по повышению эффективности преподавания и воспитательного воздействия «Закона Божия», усиление общественно-методического и научного-методического направлений в решении этого вопроса; расширение религиозно-просветительской деятельности среди всех слоев населения; обращение к будущим священникам и учителям, к пастве через проповедь-призыв к духовному и нравственному совершенствованию, через печатное слово, издание работ по религиозному обучению и воспитанию.
новомученики и исповедники Русской Православной Церкви, педагогическая деятельность, религиозное обучение, воспитание, просвещение
  1. Канонизированные новомученики и исповедники Русской Православной Церкви. URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/mcanonf.html?/ans
  2. Козлов В. Ф. Епархиальный дом в Москве. Хроника жизни дома и Князь-Владимирского храма. 1902–1918 гг. М., 2015.
  3. Кривошеева Н. А. Мысли святителя Тихона об образовании и воспитании. URL: http:// www.taday.ru/text/1240402.html
  4. Митрофанов Георгий, прот. История Русской Церкви (1900–1927) годов. СПб., 2002.
  5. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2017.
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).
Дивногорцева С. Ю. Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 9-19. DOI: 10.15382/sturIV201953.9-19
Автор статьи поднимает проблему необходимости глубокой и фундаментальной подготовки учителей по основам религиозного вероучения и религиозной культуры. Практика преподавания этих предметов в современной российской школе насчитывает около тридцати лет, и для эффективного развития этого процесса становится недостаточным наличие и обобщение опыта. Автор статьи высказывает убеждение в том, в отечественном образовательном пространстве настало время научных исследований и появления науки о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, которая ляжет в основу подготовки соответствующих педагогических кадров. На примере разработки методики преподавания основ православного вероучения и православной культуры показана позиция автора и его научной школы в отношении постановки целей обучения этим предметам в школе, которые «диктуют» подходы к формулировке принципов, методов обучения и выявления его результатов. Во второй части статьи автором приведены примеры некоторых проблем методики преподавания православного вероучения и православной культуры, которые выявлены им на сегодняшний день и которые могут стать предметом научно-педагогических исследований: логика построения программ, особенности работы с терминологией, отбор содержания учебных книг и формулировки вопросов и заданий. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что научные разработки методики преподавания православного вероучения и право- славной культуры не должны отставать от школьного обучения или идти вслед за ним, но удовлетворять его запросы, ориентировать школьных учителей на обоснованные, эффективные технологии и методики обучения.
методика преподавания, православное вероучение, православная культура, учебный предмет, духовно-нравственное воспитание, педагогическая деятельность, научно-педагогическое исследование
  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
  3. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в.). Калининград, 2013.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  6. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
  8. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  9. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. пед. н. М., 2017.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 17.01.2019).
Дивногорцева Светлана Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».