/
Результат поиска


Дзоффоли С. Человек является открытостью. Анри де Любак и его полемика против дуализма природного и сверхприродного // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 27-37. DOI: 10.15382/sturI201561.27-37
Статья посвящена творчеству французского теолога А. де Любака (1896–1991). Де Любак особым образом интерпретирует теорию «естественного/сверхъестественного» в католическом богословии и философии и полагает, что ее развитие привело к современной секуляризации. Подобный дуализм, по мнению де Любака, не принимает во внимание категорию, лежащую в основании теории личности в католицизме — «открытость человека иному». Де Любак как один из основателей движения «новой теологии» призывает вернуться к отцам Церкви, чтобы вновь животворно открыть связь между мыслью и жизнью и не допустить превращения христианства в категоричную систему спекулятивных истин. «Открытостью» де Любак называет высшую характеристику человеческой природы, которая выявляется апофатическим методом.
де Любак, открытость, католичество, дуализм, человек, сверхприродное, неотомизм, Фома Аквинский, желание, человеческая природа, апофатизм.
1. Лосский В. Н. Богословские труды. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1972.
2. Мартинез Х. «По ту сторону секулярного разума» // Православное богословие и Запад в ХХ веке. История встречи. Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского Фонда «Христианская Россия». М., 2006. С. 11–43.
3. Проспери П. Возвращение к Отцам: «Sources chretiennes» // Там же. С. 75–94.
4. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). В начале сотворил Бог… О творении и грехопадении. М., 2009.
5. Ратцингер Й. Введение в христианство. М., 2006.
6. Bellandi A. Fede cristiana come «stare e comprendere». La giustifi cazione dei fondamenti della fede in Joseph Ratzinger, Roma, 1996.
7. Bertoldi F. De Lubac. Cristianesimo e modernità, Bologna, 1994.
8. Boyer C. 1947 “Nature pure et surnaturel”, in Gregorianum, 1947, vol. 28, pp. 379–395.
9. Boulnois O. 1998 “Surnaturel”, in Dictionnaire critique de la theologie, sous la direction de Lacoste J.Y., Paris, 1998, pp. 980–995.
10. Chantraine G. 1997 “La Théologie de Surnaturel selon Henri de Lubac”, in Nouvelle Revue Théologique, 1997, vol. 119/2, pp. 218–235.
11. Gherardini B. 1982 “Soprannaturale: ancora una precisazione”, in Doctor communis, 1982, vol. 35, pp. 336–348.
12. Gioia G. 1982 “Nota sul «Mistero del Soprannaturale». In margine agli scritti di Henri de Lubac”, in Schede Medievali, 1982, vol. 2, pp. 54–66.
13. Giussani L. Il movimento di Comunione e Liberazione. Conversazioni con Robi Ronza, Milano, 1987.
14. Guerriero E. 1991 “L’uomo ha desiderio di Soprannaturale. In memoria di Henri de Lubac”, in Communio. Rivista Internazionale di Teologia e Cultura, 1991, vol. 119, pp. 114–140.
15. Milbank J. The suspended Middle. Henri de Lubac and the Renewed Split in Modern Catholic Theology, Cambridge, 2014.
16. Prades J. 2005 “La «unidad dual» alma-cuerpo en la situacion cultural de nuestros dias”, in Sobre el alma. El Escorial 2004, Madrid, 2005, pp. 17–58.
17. Scola A., Marengo G., Prades Lopez J. La persona umana. Antropologia teologica, Milano, 2000.
18. Sesboué B. 1992 “Le surnaturel chez de Lubac. Un conflit autor d’une théologie”, in Recherches de Science Religieuse, Paris, 1992, vol. 80, pp. 373–408.
Дзоффоли Сара
Дзоффоли С. Современный антропологический кризис в творчестве Л. Джуссани // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 69. С. 87-104. DOI: 10.15382/sturI201769.87-104
В статье производится анализ творчества малоизученного итальянского священника и мыслителя Луиджи Джуссани по отношению к кризису современного общества. Мысль Джуссани (1922–2005) анализируется в контексте католического антропологического богословия, представленного периодом XX–XXI вв. и такими авторами, как Й. Ратцингер, А. Милано, Х. М. Бергольо, А. Скола. В трудах Джуссани обнаруживается особенное созвучие с творчеством Й. Ратцингера. Близость между ними опирается на утверждение неразрывной связи между христианством и признанием величия человека, поскольку первое — это встреча, которая раскрывает человека в человеке и, таким образом, спасает его. Основными темами размышлений изучаемого автора являются концепция человека как образа Божьего и понятие persona как напряжение между отношением и индивидуальностью. В связи с этим автор исследует вопросы об экзистенциальности христианства, о Христе как новом Адаме, который завершает образ Бога, о зависимости от Бога как самой непосредственной онтологической истине сотворенного человека. При этом проявляются следующие особенности мысли Джуссани: христианство как встреча, принадлежность Иному, эпоха Возрождения как период, когда обнаруживаются первые признаки искажения христианской концепции человека, современная власть как сила, предпринимающая попытки отчуждения человеческой природы, современный нигилизм как порабощение властью.
католичество, Л. Джуссани, Й. Ратцингер, антропологический кризис, отношение, индивидуальность, экзистенциальность, католическая антропология, встреча, власть, гуманизм
Dzhussani L. V poiskakh chelovecheskogo litsa. Milan; M., 1997.
Dzhussani L. Zachem tserkov'? ≪Put'≫ Kniga tret'ia. M., 2004.
Dzhussani L. Mozhno li zhit' tak? M., 2007.
Dzhussani L. Put' k istine iavliaetsia opytom. M., 2006.
Dzhussani L. Religioznoe chuvstvo. ≪Put'≫ Kn. 1. M., 2004.
Dzhussani L. Riskovannoe delo vospitaniia. Seriate (Bg), 1997.
Dzhussani L. U istokov khristianskogo pritiazaniia. ≪Put'≫ Kn. 2. M., 2010.
Dzhussani L. Khristianstvo kak vyzov. M., 1993.
Dzhussani L. Chuvstvo Boga. Milan; M., 1996.
Dzhussani L. Ia, vlast', dela. Razmyshleniia, pocherpnutye iz opyta. M., 2004.
Makintair A. Posle dobrodeteli. Issledovaniia teorii morali. M., 2000.
Shmonin D.V. V teni Renassansa: vtoraia skholastika v Ispanii. SPb., 2006.
A Generative Thought. An Introduction to the Works of Luigi Giussani (ed. by Buzzi E.) Montreal, 2003.
Bellandi A. Fede Cristiana come “stare e comprendere”. La giustifi cazione dei fondamenti dellafede in Joseph Ratzinger. R., 1996.
Benedetto XVI. Udienza ai partecipanti all’assemblea generale della Fraternita sacerdotale di San Carlo Borromeo (6 febbraio 2013). https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/speeches/2013/february/documents/hf_ben-xvi_spe_20130206_san-carlo.html (data obrashcheniia 14.11.2016).
Camisasca M. Comunione e Liberazione. Le origini (1954–1968). Cinisello Balsamo, 2001
Camisasca M. Comunione e Liberazione. La ripresa (1969–1976). Cinisello Balsamo, 2003.
Camisasca M. Comunione e Liberazione. Il riconoscimento (1976–1984). Cinisello Balsamo, 2006.
Camisasca M. Don Giussani. La sua esperienza dell’uomo e di Dio. Cinisello Balsamo, 2009.
De Lubac H. Il mistero del soprannaturale. Milano, 1978.
Francesco. Incontro con i rappresentanti del V Convegno nazionale della Chiesa italiana (10 novembre 2015). http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2015/november/documents/papa-francesco_20151110_fi renze-convegno-chiesa-italiana.html (data obrashcheniia 14.11.2016)
Giussani L. All’origine della pretesa cristiana. Volume secondo del PerCorso. Milano, 2001.
Giussani L. Alla ricerca del volto umano. Milano, 1995.
Giussani L. Certi di alcune grandi cose (1979–1981). Milano, 2007.
Giussani L. Cio che abbiamo di piu caro (1988–1989). Milano, 2011.
Giussani L. Dall’utopia alla presenza (1975–1978). Milano, 2006.
Giussani L. Il cammino al vero e un’esperienza. Torino, 1995.
Giussani L. Il movimento di Comunione e Liberazione. Conversazioni con Robi Ronza. Milano, 1987.
Giussani L. Il rischio educativo. Come creazione di personalita e di storia. Torino, 1995.
Giussani L. Il senso di Dio e l’uomo moderno. Milano, 1994.
Giussani L. Il senso religioso. Volume primo del PerCorso. Milano, 1997.
Giussani L. Il tempo e il tempio. Dio e l’uomo. Milano, 1995.
Giussani L. In cammino (1992–1998). Milano, 2014.
Giussani L. L’avvenimento cristiano. Uomo, Chiesa, Mondo. Milano, 1993.
Giussani L. L’io rinasce in un incontro. (1986–1987). Milano, 2010.
Giussani L. L’io, il potere, le opere. Contributi da un’esperienza. Genova, 2000.
Giussani L. L’uomo e il suo destino. In cammino. Genova, 1999.
Giussani L. Perche la Chiesa? Volume terzo del PerCorso. Milano, 2003.
Giussani L. Porta la speranza. Primi scritti. Genova, 1997.
Giussani L. Qui e ora (1984–1985). Milano, 2009.
Giussani L. Realta e giovinezza. La sfi da. Torino, 1995.
Giussani L. Si puo (veramente?!) vivere cosi? Milano, 1996.
Giussani L. Si puo vivere cosi? Uno strano approccio all’esistenza cristiana. Milano, 1994. / L. Giussani.
Giussani L. Teologia protestante americana. Genova, 2003.
Giussani L. Un avvenimento di vita, cioe una storia. Itinerario di quindici anni concepiti e vissuti. Roma, 1993.
Giussani L. Un evento reale nella vita dell’uomo (1990–1991). Milano, 2013.
Giussani L. Uomini senza patria (1982–1983). Milano, 2008.
Giussani L., Alberto S., Prades J. Generare tracce nella storia del mondo. Nuove tracce d’esperienza cristiana. Milano, 1998.
Konrad M. Tendere all’ideale. La morale in Luigi Giussani. Genova; Milano, 2010.
Lortz J. Storia della Chiesa in prospettiva di storia delle idee. Vol. I–II. Milano, 1987.
Milano A. Persona in teologia. Alle origini del signifi cato di persona nel cristianesimo antico. Roma, 1996.
Milano A. Sull’idea di persona nella teologia e nella fi losofi a occidentale. / Identita e persona
nello spazio mediterraneo. Napoli, 1999. P. 17–41.
Papa Francesco. Lettera a chi non crede. Papa Francesco risponde al giornalista Eugenio Scalfari sul quotidiano “La Repubblica”. / Papa Francesco. 4.09.2013. URL: http://www.vatican.va/holy_father/francesco/letters/2013/documents/papa-francesco_20130911_eugenio-scalfari_it.html (data obrashcheniia 14.11.2016)
Ratzinger J. Dogma e predicazione. Brescia, 1974.
Ratzinger J. Elementi di teologia fondamentale. Brescia, 2005.
Ratzinger J. Fede, verita, tolleranza: il cristianesimo e le religioni del mondo. Siena, 2005.
Ratzinger J. Introduzione al cristianesimo. Brescia, 2005.
Savorana A. Vita di Luigi Giussani. Milano, 2013.
Scola A. Un pensiero sorgivo. Sugli scritti di Luigi Giussani. Genova, 2004.
Scola A., Marengo G., Prades Lopez J. La persona umana. Antropologia teologica. Milano, 2000.
Sperare nell’uomo. Giussani, Morin, MacIntyre e la questione educativa / G. Chiosso, ed. Torino, 2009.
Una certezza per l’esistenza / E. Belloni, A. Savorana. Milano, 2011.
Ventorino F. Luigi Giussani. La virtu dell’amicizia. Genova, 2012.
Ventorino F. Luigi Giussani. La virtu della fede. Genova, 2012.
Voegelin E. Ordine e storia. Volume I: Israele e la rivelazione. Milano, 2009.
Дзоффоли Сара
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Новосибирский государственный университет 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1;
Электронный адрес: email: sara.zopholi@gmail.com.