/
Результат поиска


Денисов Д. В. Практика личного благочестия на руси в XVI в.: Статьи, посвященные евхаристической дисциплине и келейному правилу в рукописи РГБ. ТСЛ-осн. (ф. 304-1). 793, XVI в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 162-168.
PDF
В настоящей публикации помещены главы, посвященные вопросам евхаристической дисциплины и келейного правила, по одной из рукописей собрания Троице-Сергиевой Лавры. Эти главы являются интересным свидетельством о практике благочестия на Руси в XVI в.
Денисов Дионисий Владимирович
Денисова П. В. Т. С. Элиот. Возможна ли драма в стихах сегодня? // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2011. Вып. 1 (23). С. 159-165.
PDF
Денисова Полина Викторовна
Глазунова О. Н., Денисов С. А. Меднолитые иконы с изображением Св. Николая Можайского из Ново-Иерусалимского монастыря // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 4 (24). С. 111-119. DOI: 10.15382/sturV201624.111-119
Статья посвящена атрибуции двух меднолитых икон с изображением св. Николая Можайского, найденных в ходе археологических исследований в Ново-Иерусалимском монастыре в 2011 и 2014 гг. Первая из них — малый трехчастный створ «Николай Можайский. Избранные святые», датируемый 2-й пол. XVIII в. и изготовленный предположительно в центральных районах России. Второй предмет — прорезная икона с одиночным изображением святого — также датируется 2-й пол. XVIII в. и происходит из центральных губерний страны. Находка таких икон в Ново-Иерусалимском монастыре подчеркивает его культурные связи с другими регионами Российской империи.
Ново-Иерусалимский монастырь, археологические исследования, меднолитый створ, складень, иконография, св. Николай Можайский, прорезная икона
1. Беляев Л. А. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь как памятник археологии начала Нового времени // РА. 2013. № 1. С. 30–41.
2. Беляев Л. А. Керамические иконы Христа в Ново-Иерусалимском монастыре // В созвездии Льва: сб. ст. по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица / [Отв. ред. М. А. Орлова]. М., 2014. С. 48–61.
3. Беляев Л. А. Фляга патриарха Никона и ее европейские аналоги // Живая старина. 2014. № 4. С. 2–5.
4. Беляев Л. А. Новый Иерусалим и другие эталонные памятники Нового времени в России // От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI–XVIII вв. М., 2016 (в печати).
5. Беляев Л. А., Глазунова О. Н. Маркёры Запада: новые элементы европейской художественной и технологической традиции в археологических материалах Ново-Иерусалимского монастыря // Традиции и инновации в истории и культуре. М., 2015. C. 147–154.
6. Берестецкая Т. В. О некоторых проблемах изучения выговского литья // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Cб. науч. ст. и мат-лов / Отв. ред. и сост. А. Л. Пашков. СПб., 2003. С. 231–237.
7. Бурганова М. А. Русская сакральная скульптура. М., 2003.
8. Величков А. Н. Город Можайск, его святыня и окрестности. М., 1880.
9. Винокурова Э. П. Поморские датированные складни // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, искусство, археология. 1988. М., 1989. С. 338–345.
10. Винокурова Э. П. Литая медная пластика конца XVII — начала XX вв.: Введение в типологию // Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуция: сб. ст./ Ред-сост. А. В. Рындина. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 188–216.
11. Винокурова Э. П. О типологии медной художественной пластики конца XVII–XIX вв.: Принципы формирования научного каталога // Русское медное литье / Сост. С. В. Гнутова. М., 1993. Т. 1. С. 34–42.
12. Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XII–XX веков из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. М., 2000.
13. Зотова Е. Я. Мастера-литейщики Преображенской общины в Москве — продолжатели традиций Выговской пустыни // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: сб. науч. ст. и мат-лов / Отв. ред. и сост. А. Л. Пашков. СПб., 2003. С. 238–243.
14. Зотова Е. Я. Гуслицкое и загарское медное литье: Проблема классификации // Гуслица старая и новая: Мат-лы конференции / Ред.-сост. С. С. Михайлов. М., 2004. С. 50–57.
15. Калишева Г. П. Коллекция медного литья Кемеровского краеведческого музея // Разыскания: историко-краеведческий альманах / Сост. Л. Ф. Кузнецова. Кемерово, 1999. Вып. 5. С. 114–121.
16. Карпенко Е. В. «Образ литой, старинный…» Медное художественное литье XII–XX веков из собрания Национального музея республики Беларусь. Минск, 2002.
17. Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII–XVII вв. в собрании Загорского музея: Каталог. Загорск, 1966.
18. Принцева М. Н. Коллекция медного литья Ф. А. Калинкина в собрании Отдела истории русской культуры Эрмитажа // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, история, археология. 1984. М., 1986. С. 396–408.
19. Рындина А. В. Основы типологии русской деревянной скульптуры «Никола Можайский». Икона и святые мощи // Искусство христианского мира. М., 2002. Вып. 6. С. 99–115.
20. Рындина А. В. Символические и иконографические аспекты древней статуи «Николы Можайского» // Искусство христианского мира: Cб. ст. / Гл. ред. протоиерей А. Салтыков. М., 2005. Вып. 9. С. 133–150.
21. Савина Л. Н. К истории производства и бытования медного художественного литья в XIX — начале XX вв. // Русское медное литье / Сост. С. В. Гнутова. М., 1993. Т. 1. С. 48–55.
22. Собрание постановлений по части раскола. Т. 1. СПб., 1860.
23. Шевченко Э. В. Василий Парийский. Иконография // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004. С. 88.
Глазунова Ольга Николаевна
Денисов Сергей Александрович
Денисов Д. Н. Новые факты к биографии преподобномученика Палладия (Хроненко): о жизни святого в Оренбургском крае // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 55-59. DOI: 10.15382/sturII201775.55-59
В статье на основе недавно выявленных архивных документов впервые в исторической науке приводятся новые факты из биографии преподобномученика Палладия (Хроненко) (1867–1937), касающиеся его служения в Оренбургском крае. Автор показывает, что именно на Южном Урале святой готовился к иночеству и делал первые шаги монашеской жизни: в 1905 г. стал послушником, в 1907 г. принял постриг, а в 1907 и 1909 гг. — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, участвовал многими трудами в первоначальном становлении трех местных обителей: Успенско-Макарьевской, Николаевской и Георгиевской. Опровергается сообщение жития мученика о его настоятельстве в Оршином Вознесенском монастыре Тверской епархии. Все эти новые подробности существенно уточняют и дополняют биографию преподобномученика Палладия (Хроненко), придавая ей стройный, последовательный и непротиворечивый характер. Обнаруженные факты должны способствовать распространению почитания святого в Оренбургском крае, где его связь с регионом пока неизвестна.
православие, Церковь, монашество, Оренбургская епархия, репрессии, Собор Черкасских новомучеников, преподобномученик Палладий (Хроненко)
Вознесенский Оршин монастырь: Страницы истории. Тверь, 2012.
Дивен Бог во Святых Своих: Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. Оренбург, 2011. Кн. 4.
Михайлов А., Кузьмин А. Неурочная обитель // Курган и курганцы. 2012. 29 марта. № 33. С. 7.
Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост. Саракташ, 1999. Кн. 2.
Мученики и исповедники Оренбургской епархии / Е. Банникова, сост. Саракташ, 2014. Кн. 5.
Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост. Оренбург, 2000. Кн. 3.
Новомученики Черкаські: життя, подвиги, страждання // Видання Черкаської єпархії Української Православної Церкви. Черкаси, 2009. С. 354–356.
Сведения по епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. Часть офиц. 1909. 26 февраля. № 9. С. 83–85.
Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1.
Денисов Денис Николаевич
Денисов Д. В. К вопросу о происхождении иконографии «Великий вход» в русской монументальной живописи храмов XVI – 1-й пол. XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 62-76. DOI: 10.15382/sturV201933.62-76
В древнерусской живописи композиция «Великий вход» становится известной с XVI в. Она иллюстрирует перенос Святых Даров с жертвенника на престол, являющийся важным моментом в православной литургии. Одно из мнений, встречающееся в литературе, что «Великий вход» подобен композиции «Небесная литургия». Но если сравнивать в деталях, становится ясно, что между этими двумя сценами есть существенные различия. Исследователи писали об изображении «Великого входа» в контексте иконографических нововведений, которые московский митрополит Макарий вводил во 2-й пол. XVI в. Так же эту композицию рассматривали в контексте росписей 2-й пол. XVII в. Однако происхождение иконографии «Великий вход» еще не получило необходимого научного обоснования. Из всех известных памятников только во фресках Успенского собора Московского Кремля эта тема находит свой логический «контекст», поскольку она изображена как продолжение «Страстного цикла». Из литургического толкования, предложенного византийским богословом XIV в. Николаем Кавасилой, видно, что в Великом входе мы подражаем праведным Никодиму и Иосифу Аримафейскому, погребающим Спасителя. Это же отражено в сценах, находящихся в алтарной зоне Успенского собора, — «Великий вход», «Распятие» и «Оплакивание» — они подтверждают эту интерпретацию, поскольку свидетельствуют об образе Церкви, земной и небесной, совершающей погребение Спасителя на Божественной литургии. До сих пор не выяснено, сколько художников, которые поновляли Успенский собор в 1642–1643 гг., точно следовали программе нач. XVI в., на что ссылается летописец. В статье, в частности, показано, что именно в Успенском соборе Московского Кремля эта фресковая композиция могла появиться впервые, однако причины ее создания в России в нач. XVI в. до сих пор остаются неясными.
Великий вход, Успенский собор Московского Кремля, церковь Николы Надеина в Ярославле, древнерусское искусство, монументальная живопись, церковные росписи, Страстной цикл, гроб Христов, литургия Великой Субботы, Да молчит всякая плоть, толкование на Божественную литургию
  1. Белова Л. Ю., Быкова М. А., Вахтанов С. Н. и др. Собор Рождества Богородицы в Суздале. Владимир, 2014.
  2. Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Затоустаго. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.
  3. Данилова О. Е. Концепция «Москва — осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля (к постановке проблемы) // Искусство христианского мира. Вып. 3. М., 1999. С. 58–68.
  4. Зверев А. С.Тема Страстей Христовых и Литургия в росписи церкви Перивлепты в Мистре // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 3. М., 1999. С. 52–57.
  5. Зонова О. В. Стенопись Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. XVII век: Сб. статей. М., 1964. С. 128–137.
  6. Кочетков И. А. Словарь русских иконописцев XI–XVII веков. М., 2009.
  7. Крылова В. Отчет о реставрации настенной росписи в алтарной части Успенского собора. (Рукопись) // Научный архив гос. музеев Московского Кремля. М., 1962.
  8. Никитина Т. Л. Иконография Великого входа в русской монументальной живописи XVII века // XIV научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Cб. статей / Ярославский художественный музей. Ярославль, 2010. С. 43–53.
  9. Никитина Т. Л. Русские церковные росписи 1670–1680-х годов. М., 2015.
  10. Николай Кавасила, архиеп. Фессалоникийский. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 2003.
  11. Пискаревский летописец под 1547, 1550 годами // Материалы по истории СССР. М., 1955. Т. II. С. 57, 65.
  12. Покровский Н. В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Изд. 2. М., 1900.
  13. Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М., 1890.
  14. Преображенский А. С. К вопросу о датировке росписей собора Успенского монастыря в Свияжске // Свияжские чтения. Т. 1. Свияжск, 2009. С. 30–42.
  15. Преображенский А. С. О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции 2009 г. М.: Изд-во Московского университета, 2009. С. 268–308.
  16. Саенкова Е. М. О некоторых особенностях иконографии Великого входа в древнерусском монументальном искусстве // Искусство христианского мира: Сб. статей. Вып. 8. М., 2004. С. 144–145.
  17. Сарабьянов В. Д. Символико-аллегорические иконы Благовещенского собора и их влияние на искусство XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 164–217.
  18. Симеон Солунский. Книга о храме // Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993 (репринт).
  19. Тафт Р. Ф. Великий вход: история перенесения Даров и других преданафоральных чинов / С. Голованов, пер. с англ. Омск, 2011.
  20. Тихомиров М. Н. Из «Владимирского летописца» // Исторические записки. Т. 15. М., 1945. С. 278–300.
  21. Толстая Т. В. История иконостасов Успенского собора Московского Кремля. Успенский собор Московского Кремля. Иконостасы: Каталог. М., 2011.
  22. Успенский А. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1913.
  23. Karger M. Les portraits des fondateurs dans les peintures murales du monastere de Svij azk // L'art byzantin chez les Slaves. Recueil Uspenskij . P., 1930. Vol. 2.
Денисов Денис Владимирович
Место работы: Музей им. А.Рублева (МиАР); Российская Федерация, 105 120 Москва, Андроньевская пл. 10; Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР); 107014, Москва, ул. Гастелло, 44, стр 1;
Должность: специалист;
ORCID: 0000-0003-0158-9964;
Электронный адрес: denisov_dionisii@mail.ru.
Автор выражает искреннюю благодарность Н. И. Комашко, Ж. Г. Белик, Г. А. Назаровой, д. Сергию Баранову за сделанные ими в ходе работы над статьей замечания и рекомендации