/
Результат поиска


Дементьев А. В. Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013. Вып. 3 (12). С. 25-52.
PDF
Иерархичность, присущая церковным празднованиям, в древнерусском богослужении проявлялась в его отдельных составляющих, благодаря чему формировался целостный чин того или иного праздника. Эта сторона древнерусского восприятия богослужения получила свое органичное воплощение и развитие в созданном в XVIII — 1-й пол. XIX в. богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства. В ряд признаков, определяющих степень торжественности той или иной службы, были включены стилистика богослужебных песнопений, виды колокольного звона, наличие или отсутствие определенных разделов богослужения (канона на молебне перед часами и литии), степень участия в богослужении всей братии монастыря, использование церковной утвари (шитых пелен, свечей у икон). В результате выговская система иерархии праздников оказалась более детализированной и гибкой, чем система, зафиксированная в печатных изданиях Иерусалимского устава: если выговская система включает до пятнадцати различных степеней, то в печатных дореформенных Уставах их шесть. При сохранении общего подхода, заложенного еще в ранних памятниках выговского Устава, в более поздних его редакциях происходит дальнейшее развитие и усложнение системы праздников. Основой для создания собственного Устава выговцам послужили монастырские Обиходники XVII в. (особое внимание в статье уделяется связи с Соловецким Обиходником) и весь комплекс старопечатных богослужебных книг. Однако существенным шагом вперед явилась их собственная литургическая деятельность. Так, в выговской системе указания о звонах и молебнах, а также указания на роспевы (ориентированные на конкретную певческую традицию, зафиксированную в круге поморских певческих книг) стали выполнять в формировании степени праздничности службы совершенно определенную функцию и оказались напрямую связанными с другими уставными особенностями богослужений
богослужебный устав, всенощное бдение, монастырские обиходники, соборные чиновники, степени торжественности праздников, знаки праздников месяцеслова, Выго-Лексинское общежительство
1. Vanjukov Sergij, svjashh. 2011 “Znaki prazdnikov mesjaceslova i sostav sluzhb sutochnogo kruga pri nih” (Feast Marks of Calendar and System of Services of Day Cycle by Them), in Moskovskie Eparhial'nye Vedomosti, 2011, vol. 11–12.
2. Danilenko B., svjashh. Okozritel'nyj ustav v istorii bogosluzhenija Russkoj Cerkvi (Okozritel’nyj Regulations in History of Service of Russian Church), München, 1990.
3. Golubcov A. P. Sobornye Chinovniki i osobennosti sluzhby po nim (Cathedral Chinovniks and Features of Their Services), Moscow, 1907.
4. Golubcov A. P. Chinovniki moskovskogo Uspenskogo sobora i vyhody patriarha Nikona: s predisloviem i ukazatelem (Chinovniks of Moscow Uspenskij Cathedrals and Exits of Patriarch Nikon: with Foreword and Index), Moscow, 1908.
5. Lukashevich A. A. 2009 “Znaki prazdnikov mesjaceslova” (Marks of Calendar Feasts), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moscow, 2009, vol. 20, pp. 268-271.
6. Mansvetov I. Cerkovnyj ustav (Tipik). Ego obrazovanie i sud'ba v grecheskoj i russkoj Cerkvi (Church Regulations. Their Forming and Destiny in Greek and Russian Chirch), Moscow, 1885.
7. Nikol'skij N. K. Kirillo-Belozerskij monastyr' i ego ustrojstvo do vtoroj chetverti XVII veka (1397-1625) (Kirillo-Belozerskij Monastery and Its Structure till the Second Quarter of XVII Century (1397–1625)), Saint-Petersburg, 2006, vol. 2.
8. 1857 “Osvjashhenie Danilovskoj staroobrjadcheskoj chasovni i prinjatie ee v vedenie cerkvi” (Consecrating of Danilovskaja Old Belivers’ Chapel and Its Acceptance in Church), in Oloneckie gubernskie vedomosti, 1857, vol. 21, pp. 113-117.
9. Panchenko F. V. Rukopisnoe nasledie vygovskih masteropevcev: istorija, tradicija, tvorchestvo (Manuscript Heritage of Vygovskie Master Singers: History, Tradition, Creativity), Saint-Petersburg, 2002.
10. Panchenko F. V. 2005 “Pevcheskoe iskusstvo v Vygo-Leksinskom obshhezhitel'stve: Stanovlenie mestnoj tradicii” (Singing Art in Vygo-Leksinskoje Coenobium: Forming of Local Tradition), in Pravoslavnaja jenciklopedija, Moskva, 2005, vol. 10, pp. 61-65.
11. Sokolovskaja M. L. 1992 “Skladyvanie instituta «uchitel'stva» v Vygo-Leksinskom obshhezhitel'stve: «ob ispolnenii kelejnogo pravila» skitskimi starostami” (Forming of “Teaching” Institute in Vygo-Leksinskoje Coenobium: “About Making of Private Order” by Heads of Skit), in Mir staroobrjadchestva, Moscow, Saint-Petersburg, 1992, vol. 1: Lichnost'. Kniga. Tradicija, pp. 28-45.
12. Juhimenko E. M. Literaturnoe nasledie Vygovskogo staroobrjadcheskogo obshhezhitel'stva (Literary Heritage of Vygo-Leksinskoje Coenobium of Old Believers), Moscow, 2008, vol. 1.
13. Juhimenko E. M. 2003 “Novonajdennye sochinenija vygovskih pisatelej” (New Founded Works of Vygovskije Writers), in TORDL, Saint-Petersburg, 2003, vol. 53, pp. 289-417.
Дементьев Андрей Владимирович