/
Результат поиска


Двойнин А. М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 3 (22). С. 139-151.
PDF
Статья посвящена исследованию уровня осмысленности жизни религиозной личностью. В качестве гипотезы высказано предположение, что вербально выражаемая религиозная ценностно-смысловая ориентация личности прямо не связана со степенью осмысленности личностью собственной жизни. Было проведено исследование среди студентов православного и светского вузов с использованием метода исследования религиозной ценностно-смысловой ориентации (модификация методики «ЦОЛ-8» Г. Е. Леевика) и теста смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев). Сравнительный и корреляционный анализ подтвердил гипотезу исследования.
смысложизненные ориентации, уровень осмысленности жизни, ценностно-смысловые ориентации, религиозная ценностно-смысловая ориентация, религиозная личность, студенты православного и светского вузов
Двойнин Алексей Михайлович
Двойнин А. М., Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 121-134.
PDF
В статье описываются результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и рефлексивности у студентов, обучающихся на психологическом факультете. Использовались следующие методы: «Опросник ЭмИн» (Д. В. Люсин), методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов). Полученные результаты подверглись сравнительному и корреляционному анализу. Было установлено, что эмоциональный интеллект студентов-психологов находится в целом на среднем уровне развития. По своей структуре он однороден, так как уровень выраженности отдельных компонентов эмоционального интеллекта примерно одинаков и практически не изменяется в процессе обучения. Рефлексивность студентов-психологов также выражена в средней степени и не претерпевает существенных изменений в процессе обучения. В целом, между эмоциональным интеллектом и рефлексивностью студентов психологического отделения взаимосвязь отсутствует.
эмоциональный интеллект, рефлексивность, студенты-психологи
Двойнин Алексей Михайлович
Данилова Галина Игоревна
Двойнин А. М., Данилова Г. И. Психологическое исследование религиозности современной православной молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 131-137.
PDF
В данной статье изложены результаты исследования психологических особенностей современной православной молодежи: основных типов религиозности верующих, структуры индивидуальной религиозности, смысложизненных ориентаций.
православная молодежь, психологические особенности православных верующих, религиозность, структура индивидуальной религиозности, типы религиозности верующих, смысложизненные ориентации
Двойнин Алексей Михайлович
Данилова Галина Игоревна
Двойнин А. М., Данилова Г. И. Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 121-130.
PDF
В статье обсуждаются различные методологические проблемы психологического исследования феномена веры. Обосновывается возможность психологического исследования веры, анализируются трудности исследования. Констатируется, что проблема веры находится в фазе ее постановки, формулируются конкретные вопросы, ставящие проблему веры. Проводится различие между философским и психологическим подходами к вере, раскрывается специфика психологического подхода. В рамках такого подхода авторами статьи формулируются положения ценностно-смыслового подхода и его требования к исследованию веры. Также в работе представлен критический анализ различных исследовательских стратегий при изучении веры, реализующихся в психологии и намечается продуктивная стратегия исследования.
методологические проблемы, феномен веры, философский подход, психологический подход, ценностно-смысловой подход, исследовательские стратегии
1. Skripkina T. P. Psihologija doverija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij (Psychology of Confidence: Texbook for Pedagogical Students), Moscow, 2000.
2. Petrovskij A. V., Jaroshevskij M. G. Teoreticheskaja psihologija (Theoretical Psychology), Moscow, 2001.
3. Dubrovskij D. I. 2002 “Vera i znanie” (Faith and Knowledge), in Problema ideal'nogo. Sub’ektivnaja real'nost', Moscow, 2002, pp. 271-310.
4. Borunkov Ju. F. Struktura religioznogo soznanija (Structure of Religious Consciousness), Moscow, 1991.
5. Platonov K. K. O sisteme psihologii (About System of Psychology), Moscow, 1972.
6. Bukin V. R., Erunov B. A. Na grani very i neverija: filosofsko-psihologicheskij ocherk (On the Brink of Faith and Unbelieve: Philosophical-Psychological Survey), Leningrad, 1974.
7. Fowler J. W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1995.
8. Kozyreva A. K. 1971 “Vera i znanie“ (Faith and Knowledge), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gercena, Leningrad, 1971, vol. 444, vol. 1, pp. 132—145.
9. Petrushenko V. L., Shherbakova G. N. Vera v duhovnom mire lichnosti (Faith in Spiritual World of Person), L'vov, 1989.
10. Rubinshtejn S. L. 2003 “Bytie i soznanie” (Being and Consciousness), in Bytie i soznanie. Chelovek i mir, Saint-Petersburg, 2003, p. 45.
11. Vasiljuk F. E. Metodologicheskij analiz v psihologii (Methodological Analysis in Psychology), Moscow, 2003.
Двойнин Алексей Михайлович
Данилова Галина Игоревна
Двойнин А. М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 113-128.
PDF
Предпринятый в статье историко-теоретический обзор знакомит читателя с состоянием проблемы веры в психологии. На основе анализа зарубежных и отечественных исследований веры автор выявляет их теоретические предпосылки. Констатируется гносеологический «уклон» в трактовке веры как психологического феномена, фиксируются основные методологические ошибки в ее исследованиях: элементаризм, абстрактность и др. Критически анализируются различные определения веры в психологии и философии, раскрываются их ограничения и философские основания. Рассматривается предлагаемая учеными структура веры, анализируются свойства веры. Отмечается несходство таких понятий, как «вера», «уверенность», «доверие», «убеждение». Автор статьи считает наиболее перспективным исследование веры как отношения личности. Понятие «отношение » позволяет обобщить все феноменальные проявления веры в единый конструкт. Вера связана со смыслообразованием и является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности (Б. С. Братусь), она дает целостный образ будущего, который мотивирует человека, убеждая в реальности, достижимости планов. Проведенный теоретический анализ показал, что в психологии проблема веры не поставлена, а разнообразные интерпретации данного феномена психологами сложно концептуализировать. Психологические исследования веры не носят рефлексивный характер. Однако постановка проблемы возможна благодаря опоре на общенаучную и общепсихологическую методологию. Для современной психологии, считает автор статьи, необходимо ответить на вопрос: не является ли проблема веры в психологии «псевдопроблемой», а понятие веры — лишним?
вера, проблема веры, психологический подход, философский подход, гносеологизм, знание, сознание, убеждение, смысл, смыслообразование, структура веры
1. Aleksandrov A. D. Nauchniy poisk I religioznaja vera (Scientific Quest and Religious Faith), Moscow, 1974.
2. Argyle M. Religious Behavior, London, 1958.
3. Borunkov Yu.F. Struktura religioznogo soznanya (The Structure of Religious Consciousness), Moscow, 1991.
4. Bratus B. S. 1997, in Voprosy psihologii, vol. 5, pp. 3-19.
5. Bratus B. S. Anomalii lichnocti (Anomalies of Personality), Moscow, 1988.
6. Bukin V. R., Erunov B. A. Na grani very i neverya (On the Verge of Belief and Unbelief), Leningrad, 1974.
7. Clore V., Fitzgerald J. 2002, in Intentional faith: An alternative view of faith development. Journal of Adult Development, vol. 9/2, pp. 97-107.
8. Dzhejms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta (The Varieties of Religious Experience), Moscow, 1993.
9. Dzhejms U. 1997 “Volja k vere i drugie ocherki populjarnoy filosofii” (The Will to Believe, and Other Essays in Popular Philosophy), in Dzhejms U. Volja к vere, Moscow, 1997, pp. 3-206.
10. Erunov B. A. Mnenie v chelovecheskom poznanii (Opinion in Human Knowledge), Leningrad, 1974.
11. Evstifeeva E. A. 1984, in Filosofskie nauki, vol. 6, pp. 71-77.
12. Fowler J. W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1995.
13. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla (A Man Search for Meaning), Moscow, 1990.
14. Frankl V. Der Mensch von der Frage nach dem Sinn: eine Auswahl aus dem Gesamtwerk, Munchen, Zurich, 1979.
15. Fromm E. Imet' ili byt'? (To Have or to Be?), Moscow, 1986.
16. Fromm E. Psihoanaliz i etika (Psychoanalysis and ethics), Moscow, 1998.
17. Goryacheva A. I. 1971 “Problemy sotsialnoy psihologii v sovetskoy filosofskoy I psihologicheskoy literature” (The Problems of Social Psychology in Soviet Philosophical and Psychological Literature), in Uchenye zapiski TGU, vol. 273, pp. 138-139.
18. Gurevich P. S. Gumanizm i vera (Humanism and Faith), Moscow, 1990.
19. Kay J. B., Hatcher-Kay C. 2003 “Faith and health: Psychological perspectives”, in International Journal for Psychology of Religion, vol. 13/2, pp. 143-147.
20. Kozyreva A. K. 1968 “Priroda very” (The Nature of Faith), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena, vol. 365, pp. 152-171.
21. Kozyreva A. K. 1971 “Vera i znanie” (Faith and Knowledge), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gertsena, vol. 444/1, pp. 131-145.
22. Laurence L. W. de. “The Psychology of Faith and Doubt”, in Laurence L.W. de. Printed in the United States, pp. 335-346.
23. Leont'ev A. N. Dejatelnost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality), Moscow, 1975.
24. Nikinov K. I. Religiozen li chelovek po prirode? (Is a Person Religious by the Nature?), Moscow, 1990.
25. Nosovich V. I. Psihologija religii (The Psychology of Faith), Leningrad, 1970.
26. Petrushenko V. L., Scherbakova G. N. Vera v duhovnom mire lichnosti (Faith in a Spiritual World of a Person), Lvov, 1989.
27. Platonov K. K. 1968 “Vera” (Faith), in Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' (Philosophical Encyclopedic Dictionary), Moscow, vol. 1, pp. 240-241.
28. Platonov K. K. O sisteme psihologii (About System of Psychology), Moscow, 1972.
29. Platonov K. K. Psihologija religii. Fakty i mysli (The Psychology of Faith. Facts and Thoughts), Moscow, 1967.
30. Platonov K. K. Sistema psihologii i teorja otrazhenija (The System of Psychology and Reflection Theory), Moscow, 1982.
31. Popova M. A. Kritika psihologicheskoy apologii religii. Sovremennaja amerikanskaja psihologya religii (Criticism of Psychological Apologia of Religion. Modern American Psychology of Religion), Moscow, 1973.
32. Skripkina T. P. Psihologya doverya (The Psychology of Trust), Moscow, 2000.
33. Smith W. C. Belief and History, Charlottesville, 1977.
34. Smith W. C. Faith and Belief: The Difference between Them, Oxford, 1998.
35. Smith W. C. The Meaning and End of Religion. A New Approach to the Religious Traditions of Mankind, New York, 1964.
36. Tard G. Sotsialnaja logika (Social Logic), Saint-Petersburg, 1996.
37. Ugrinovich D. M. 1985, in Nauka i religya, vol. 2, pp. 32-40.
38. Ugrinovich D. M. Psihologya religii (The Psychology of Religion), Moscow, 1986.
39. Uznadze D. N. 2001 “Eksperimentalnye osnovy psihologii ustanovki” (Experimental Basics of the Psychogy of Attitude), in Psihologya ustanovki, Saint-Petersburg, 2001, pp. 5-254.
40. Yung K. G. Otvet Iovu (The Answer to Job), Moscow, 1999.
41. Zalesskiy G. E. Psihologya mirovozzrenya i ubezhdeniy lichnosti (The Psychology of Worldview and Beliefs of a Person), Moscow, 1994.
Двойнин Алексей Михайлович
Двойнин А. М. Психология религии в постсоветской России (с 2000-х гг. по настоящее время) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 118-135. DOI: 10.15382/sturI201877.118-135
В статье дается обзор развития психологии религии в постсоветской России в хронологических рамках с 2000-х гг. по настоящее время. Автор оценивает данный период как этап оживления исследований в области психологии религии. Выдвигается предположение, что эта тенденция связана в большей степени с действием личностного фактора и объективно существующим «белым пятном» в данной области знаний, нежели с появлением социального заказа или улучшением финансового положения российской науки по сравнению с 1990-ми гг. Отмечается положительная динамика защит диссертаций и существенное увеличение публикаций по психологии религии. Выделяются основные тематические направления исследований по психологии религии, обсуждается проблема разработки методического инструментария, анализируется выпущенная в 2000–2010-е гг. учебная литература, а также знаковые научные мероприятия и события. Утверждается, что психология религии в России в настоящий момент находится в фазе самоидентификации научного сообщества и начала консолидации исследовательских усилий психологов и религиоведов. Однако, несмотря на отчетливый, хотя и достаточно умеренный рост, психология религии до сих пор остается в тени, с одной стороны, институционализированной христианской психологии, а с другой стороны, ряда религиоведческих дисциплин.
психология религии, христианская психология, история психологии, религиоведение, постсоветская Россия, направления исследований, научное сообщество
  1. Азербайджани М., Мусави-Асл С. М. Введение в психологию религии. М., 2012.
  2. Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сборник материалов Третьего конгресса российских исследователей религии (7–9.10.2016, Владимир, ВлГУ): В 6 т. Владимир, 2016. Т. 3.
  3. Альпер М. Бог и мозг: Научное объяснение Бога, религиозности и духовности / У. Сапцина, пер. М., 2014.
  4. Антонов К. М., Горевой Д. С., Дамте Д. С. и др. Отечественная и зарубежная психология: параллели и пересечения в прошлом и настоящем: коллективная монография / К. М. Антонов, сост., А. В. Андреев, Е. В. Логинов, ред. М., 2017.
  5. Ардашкин И. Б. Психология религий: учебное пособие. Томск, 2009.
  6. Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии: учеб. пособие для студентов специальности «Религиоведение»: В 2 ч. Владимир, 2005. Ч. 1.
  7. Астахова Л. С., Политова С. П. Психология религии (Часть 1: возникновение и становление): конспект лекций. Казань, 2014.
  8. Белик А. А. Культура и личность: Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии: Учеб. пособие. М., 2001.
  9. Борисова О. А., Копейко Г. И., Малевич Т. В. Нейробиологический подход к изучению религиозно-мистических переживаний // Психиатрия. 2015. № 1 (65). С. 39–43.
  10. Буайе П. Объясняя религию: природа религиозного мышления. М., 2017.
  11. Василюк Ф. Е. Молитва и переживание (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.
  12. Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Б. С. Братусь, ред. М., 2017. С. 50–69.
  13. Вихорев С. А. История, теория и психология религии: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск, 2010.
  14. Грановская Р. М. Психология веры. СПб., 2004; СПб., 2010.
  15. Грошева Л. Н., Тобалов Ю. П. Трудные жизненные ситуации и социальные страхи у верующих и атеистов. М., 2004.
  16. Груздев Н. В., Спивак Д. Л. Религиозно-психологические ориентации современных россиян и американцев: новые данные // Puncta. 2004. Т. 4. № 3–4. С. 274–284.
  17. Гуревич П. С. Религиоведение: учебник для бакалавров. М., 2016.
  18. Двойнин А. М. Психология верующего: ценностно-смысловые ориентации и религиозная вера личности. СПб., 2011.
  19. Костылев П. Н. Психология религии в российской системе высшего профессионального образования. URL: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (дата обращения: 24.04.2018).
  20. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. М., 2016.
  21. Малевич Т. В. Нейротеология: теории религии и наука о мозге // Религиоведческие исследования. 2012. № 7–8. С. 62–83.
  22. Малевич Т. В. Эволюционное значение религии: между адаптацией и побочным продуктом // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 84–104.
  23. Малевич Т. В. Эмпирические методы исследования религиозного опыта в психологии религии: история и современные тенденции (вторая половина XX — начало XXI в.) // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. 2015. № 1 (27). С. 83–95.
  24. Малевич Т. В., Кожевников Д. Д. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 2. С. 373–398.
  25. Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. «Бог как каузальный агент»: религиозная атрибуция в православном контексте // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 13. № 3. С. 60–70.
  26. Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67–90.
  27. Медведева Е. Н. Адаптация методики «Шкала религиозного решения проблем». URL: https://medconfer.com/node/8520 (дата обращения: 24. 04. 2018).
  28. Медведева Е. Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 4–1. С. 78–83.
  29. Михельсон О. К. Подходы к изучению религии в современной эволюционной психологии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31. № 3. С. 63–76.
  30. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 119–122.
  31. Ньюберг Э., Д’Аквили Ю., Рауз В. Тайна Бога и наука о мозге. Нейробиология веры и религиозного опыта. М., 2013.
  32. Ньюберг Э., Уолдман М. Р. Как Бог влияет на ваш мозг: Революционные открытия в нейробиологии / У. Сапцина, пер. М., 2012.
  33. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998.
  34. Ольшанский Д .В. Психология масс. СПб., 2002.
  35. Павлова О. С. Психология религии в исламской парадигме: состояние и перспективы развития // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11. № 4. С. 207–222.
  36. Плотникова Л. И. Психология религии: учеб. пособие: В 2 ч. Чита, 2009. Ч. 2.
  37. Психология религии: между теорией и эмпирией: Сб. научных статей / К. М. Антонов, Т. В. Малевич, Т. А. Фолиева, ред. М., 2015.
  38. Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия / К. В. Сельченок, ред. Минск; М., 2001.
  39. Сафронов А. Г. Психология религии: монография. К., 2002.
  40. Смирнов Д. О. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности: Дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2001.
  41. Смирнова (Дубова) Е. Т. Введение в религиозную психологию: учеб. пособие. Самара, 2003.
  42. Современная западная психология религии: Хрестоматия / Т. В. Малевич, К. М. Антонова, К. А. Колкунова, ред., сост. М., 2017.
  43. Спилка Б., Лэдд К. Л. Психология молитвы: научный подход. Харьков, 2015.
  44. Фолиева Т. А. Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 101–104.
  45. Фолиева Т. А., Малевич Т. В. Психология религии в XX веке: основные вехи развития // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2016. Т. 34. № 4. С. 83.
  46. Чумаков М. В. Интервью как метод диагностики религиозности личности // Современная психодиагностика в изменяющейся России: Сб. тезисов Всероссийской научной конференции, 9–10 сентября 2007 г., г. Челябинск / Н. А. Батурин, ред. Челябинск, 2008. С. 105–106.
  47. Чумаков М. В. История психологии религии: Тексты. Курган, 2001.
  48. Чумакова Д. М. Взаимосвязь религиозности и социального взаимодействия в семье: Дис. … канд. психол. наук. Курган, 2014.
  49. Чумакова Д. М. Психология религиозности личности. Курган, 2015.
  50. Шахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. Т. 31. № 3. С. 32–62.
  51. Handbook of the Psychology of Religion and Spirituality / R. F. Paloutzian, C. L. Park, eds. N. Y., 2005.
  52. Hood R. W., Jr., Hill P. C., Spilka B. The Psychology of Religion: An Empirical Approach. N. Y., 2009.
  53. Wulff D. M. Psychology of Religion: Classic & Contemporary. N. Y., 1997.
Двойнин Алексей Михайлович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-0530-740X;
Электронный адрес: alexdvoinin@mail.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного грантом РФФИ (РГНФ) научного проекта № 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — нач. XXI века».
Двойнин А. М. Психология религии в постсоветской России (1990-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 114-134. DOI: 10.15382/sturIV201851.114-134
В статье анализируются социально-исторические условия исчезновения советской психологии религии и появления психологии религии новой формации в 1990-е гг. Отмечается то, что советская психология религии была в большей степени аффилирована не с официальной психологической наукой, а с советским вариантом религиоведения — историей и теорией атеизма и религии. Ее исчезновение связано с общественно-политическими изменениями в России в начале 1990-х гг. Констатируется, что завязавшийся в 1990-е гг. в России диалог психологов и представителей религиозной сферы привел в большей мере к развитию альтернативного психологии религии проекта — христианской психологии. Утверждается, что это создало трудности дифференциации двух направлений и привело к формированию в российском академическом сообществе ложных представлений о предмете, методах и проблемах психологии религии. Автором выделяются причины, объясняющие отсутствие всплеска академических психологических исследований религии в России в 1990-е гг.: фокусировка на иных внутринаучных задачах; социально-экономические проблемы науки и финансовая непритягательность данного направления; обращение многих представителей академического сообщества к религии преимущественно не как к объекту исследования, а как к духовному источнику. Приводятся основные публикации по данному направлению в рассматриваемый период, и отмечается появление первых университетских учебных курсов. Утверждается, что зарождение в 1990-е гг. в России новой, постсоветской психологии религии обусловлено не столько социальным заказом со стороны российского общества, переживавшего значительный подъем уровня религиозности, сколько личным интересом исследователей к психологическим вопросам религии, а также когнитивной свежестью и неразработанностью данной области знаний.
психология религии, христианская психология, советская психология, история психологии, религиоведение, религия, научный атеизм, научные исследования, научные институты, постсоветская Россия
  1. Акулич А. Л. Возможность влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера: дис. … канд. психол. наук. М., 1996.
  2. Белорусов С. А. С точки зрения православного психотерапевта // Альфа и Омега. 1996. № 4 (11). С. 296–309.
  3. Братусь Б. С. К истории создания Московской школы христианской психологии: конец XX века // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Братусь Б. С., ред. М., 2017. С. 15–49.
  4. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
  5. Братусь Б. С. Российская психология на перепутье // Начала христианской психологии: учеб. пособие / Братусь Б. С., отв. ред.; С. Л. Воробьев, науч. ред. М., 1995. С. 57–80.
  6. Братусь Б. С. Христианская психология как научное направление: к истории вопроса // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 4–14. DOI: 10.11621/npj.2015.0301
  7. Василюк Ф. Е. Предпосылки периодизации новейшей истории христианской психологии // Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / Братусь Б. С., ред. М., 2017. С. 50–69.
  8. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76–83.
  9. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // Журнал практического психолога. 1996. № 2. С. 87–94.
  10. Воловикова М. И., Махнач А. В. Психология, психотерапия и христианство («круглый стол») // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 1. С. 176–178.
  11. Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971.
  12. Гараджа В. И. Религиеведение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М., 1995.
  13. Дубин Б. В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х гг.) // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004. № 3 (71). С. 35–44.
  14. Дубова (Смирнова) Е. Т. Психология религии и религиозная психология: опыт философского анализа: Дис. … канд. филос. наук. М., 1999.
  15. Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 2009.
  16. Зенько Ю. М. Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник / Ю. М. Зенько, сост. и ред. СПб., 2009.
  17. Зуев Ю. П. Институт научного атеизма (1964–1991) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения: Сборник / Ю. П. Зуев, В. В. Шмидт, сост. и общ. ред. Ч. 1: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. М., 2009. С. 9–36.
  18. Зуев Ю. П., Шмидт В. В. От Института научного атеизма к кафедре государственно-конфессиональных отношений: становление религиоведческой школы (1964–1991, 1992–2010) // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 2: Исследования: Сборник / В. В. Шмидт, И. Н. Яблоков, сост. и общ. ред.; при участии Ю. П. Зуева, З. П. Трофимовой. Кн. 1(I): Религиоведение в России в конце XX — начале XXI в. М., 2010. С. 15–27.
  19. Колбановский В. Н. Роль научной психологии в атеистической пропаганде: (Стенограмма лекции, прочит. на Всесоюзном семинаре по пропаганде науч. атеизма). М., 1963.
  20. Колбановский В. Н. Совещание по проблемам психологии религии // Вопросы психологии. 1969. № 4. С. 178–183.
  21. Костылев П. Н. Психология религии в системе высшего профессионального образования. URL: http://hentiamenti.livejournal.com/409331.html (дата обращения: 08.05.2018).
  22. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, сост.; А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, общ. ред. М., 1985.
  23. Лоскутов В. В., Иванов М. Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности // Психологические проблемы саморегуляции личности / А. А. Крылов, Л. А. Коростылева, ред. СПб., 1997. С. 157–165.
  24. Лоскутов В. В., Иванов М. Д. К проблеме влияния духовно-религиозного опыта на трансформацию личности // Психология духовности: Хрестоматия / Н. И. Татаркин, сост. Липецк, 2002. С. 255–264.
  25. Мазилов В. А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3–21.
  26. Материалы дискуссии в журнале «Человек» (1998, № 1–4), опубликованы в качестве отдельного издания: Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.
  27. Махнач А. В. Психология и христианство: путь интеграции // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 146–151.
  28. Митрохин Л. Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 79–81.
  29. Мусхелишвили Н. Л., Спивак Д. Л., Шрейдер Ю. А. В поисках общего значения. Сравнительный анализ восточных и западной молитв // Страницы. 1996. № 4. С. 80–91.
  30. Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Некоторые замечания к психологии молитвы: когнитивный аспект // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 1. С. 24–46.
  31. Мусхелишвили Н. Л. Психология отношения к нуменальному: Личностные предпосылки религиозного опыта: дис. … д-ра психол. наук. М., 1994.
  32. Мчедлов М. П., Нуруллаев А. А., Филимонов Э. П., Элбакян Е. С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 9–13.
  33. Мягков И. Ф., Щербатых Ю. В., Кравцова М. С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности // Психологический журнал. 1996. № 6. С. 119–122.
  34. Начала христианской психологии: учеб. пособие / Б. С. Братусь, отв. ред.; С. Л. Воробьев, науч. ред. М., 1995.
  35. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М., 1994.
  36. Основы религиоведения: учебник / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
  37. Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971. С. 58–81.
  38. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981.
  39. Платонов К. К. Психологические корни религии // Вопросы научного атеизма. Вып. 11.
  40. Психология и религия. Редколлегия сборника: А. Ф. Окулов, отв. ред. и др. М., 1971. С. 29–42.
  41. Платонов К. К. Психология религии и атеистическое воспитание // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 18–26.
  42. Платонов К. К. Психология религии. Факты и мысли. М., 1967.
  43. Платонов К. К. Человек и религия. Минск, 1984.
  44. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье личности человека // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 93–97.
  45. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / А. В. Брушлинский, ред. М., 1997.
  46. Психология и христианство: путь интеграции: материалы Международной конференции, 7–9 сентября 1995 г., г. Москва / А. В. Махнач, ред. М., 1995.
  47. Психология и христианство: путь интеграции: сборник тезисов 3-й Международной конференции, 10–13 мая 1997 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 1997.
  48. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара, 1999.
  49. Разумова М. А. К вопросу о социально-психологических особенностях личности священнослужителя // Психология и христианство: путь интеграции: сборник тезисов
  50. 3-й Международной конференции, 10–13 мая 1997 г., г. Санкт-Петербург. СПб., 1997. С. 51–54.
  51. Разумова М. А. Социальные представления о священнослужителе (На материале сравнительного анализа, проведенного в России и Германии): дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 1998.
  52. Разумова М. А., Новиков В. В. Личность священнослужителя как объект социально-психологического исследования // Педагогическая практика: опыт и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Саратов, 1998. С. 150–156.
  53. Религия и политика в посткоммунистической России / Л. И. Митрохин, отв. ред. М., 1994.
  54. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
  55. Смирнов В. Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: На материале методик чань, дзэн-буддизма: дис. … канд. психол. наук. Рязань, 1998.
  56. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5. С. 44–55.
  57. Флоренская Т. А. К. Г. Юнг и проблема духовной активности личности // Гуманистические проблемы психологической теории / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, отв. ред. М., 1995. С. 70–82.
  58. Чумаков М. В. Введение в психологию религии: учебное пособие. Курган, 1997.
  59. Чумаков М. В. Психология и религия: точки соприкосновения // Религия, человек, общество: доклады Международного научного религиоведческого конгресса: 2000-летию христианства посвящается / И. Н. Степанов, отв. ред. Курган, 1998. С. 134–139.
  60. Чумаков М. В. Психология религии в Зауралье // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы: Сборник материалов 3-го конгресса российских исследователей религии (7–9.10.2016, Владимир, ВлГУ): в 6 т. Владимир, 2016. Т. 3. С. 171–176.
  61. Чумаков М. В. Пути взаимодействия психологии и религии // Наука и образование Зауралья. 1999. № 3–4. С. 244–247.
  62. Швейцер Г. Возможно ли возрождение науки в России? // Вопросы экономики. 1995. № 9. С. 64–70.
  63. Шеховцова Л. Ф. III Международная конференция «Психология и христианство: пути интеграции» // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 147–151.
  64. Щербатых Ю. В. Структура индивидуальной религиозности // Справочник практического психолога. Психодиагностика / С. Т. Посохова, общ. ред. М.; СПб., 2005. С. 457–466.
  65. Элбакян Е. С. Современное российское религиоведение — в горе и в радости… // Религиоведческие исследования. 2015. № 1 (11). С. 191–199.
  66. Юревич А. В. Умные, но бедные: ученые в современной России. М., 1998.
  67. Mirskaya E. Z. Russian academic science today: Its societal standing and situation within scientifi c community // Social studies of science. 1995. № 25. P. 705–725.
Двойнин Алексей Михайлович
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-0530-740X;
Электронный адрес: alexdvoinin@mail.ru.