/
Результат поиска


Дамте Д. С. Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 101-111.
PDF
В нашей статье центральным является вопрос о том, как стало возможным сближение психоаналитической теории и теологии. Изначально психоанализ был чисто психологической теорией, в задачи которой не входил анализ проблем культуры и моральных ценностей. Однако в ходе своего развития психоаналитическая теория постепенно охватывает все больше и больше сфер человеческой жизнедеятельности, касаясь вопроса о психологической природе религии. Немаловажную роль в этом процессе сыграла метапсихология Фрейда и психоаналитическая антропология. На этой основе стало возможно взаимодействие психоанализа и различных направлений философии, а также неожиданное сближение психоанализа и теологии, которое нашло выражение в трудах Пфистера, Мюллера — Брауншвейга, Юнга, Нибура, Герреса, Рудина, Древермана. Это встречное движение психоанализа и теологии исследователи понимают по-разному. Многие западные исследователи считают, что сближение психоанализа и теологии, кроме метапсихологических и антропологических психоаналитических построений, основывается на идее любви, которая рассматривается в работах названных выше мыслителей как мощное созидательное начало. Другую сторону этого вопроса раскрывают советские исследователи, которые говорят о том, что целый ряд положений психоаналитической теории имеют слишком общий, а иногда противоречивый характер и потому допускают различные интерпретации, в том числе философские и теологические. В статье мы соглашаемся с идеей советских психологов о противоречивости и широте положений психоаналитического учения и рассматриваем конкретные примеры, в частности фрейдистскую теорию происхождения религии и морали. Методологическим основанием нашей работы являются сравнительно-исторический метод, дескриптивный и аналитический подходы.
З. Фрейд, К. Юнг, О. Пфистер, психоанализ, метапсихология, теология, религия, бессознательное, душепопечение, нравственность
1. Boas F. 2006. Metody jetnologii (Methods of Etnology). Mostovaja L. A. (ed.). Antologij a issledovanij kul’tury. Interpretacii kul’tury (Anthology of cultural studies. The interpretations of culture). Saint-Petersburg, 2006, pp. 519–527.
2. Bukina I. N. 1968. Vozniknovenie i razvitie zapadnoj psihologii religii (Genesis and Development of the Western psychology of Religion).Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 5, pp. 253–282.
3. Bukina I. N., Popova M. A. 1971. Vozniknovenie i razvitie burzhuaznoj psihologii religii (Genesis and Development of the Bourgeois psychology of Religion). Voprosy nauchnogo ateizma, vol. 11, pp. 113–147.
4. Chebotarev S. N. Ponologicheskaja teorija religii. Opyt postroenija social’no-trudovoj teorii (Ponological theory of the religion. Experience of constructing the social-labor theory). Leningrad, 1928.
5. Daim W. Tiefenpsychologie und Erlosung. Wien, 1954.
6. Drewermann E. Psychoanalyse und Moraltheologie. Mainz, 1983.
7. Ekentajte L. 1976. Frejdizm i sovremennoe hristianstvo (Freudism and Modern Christianity). Voprosy filosofii, vol. 11, pp. 150–157.
8. Frejd Z. Vvedenie v psihoanaliz: Lekcii (Introduction to Psychoanalysis). Мoscow, 1989.
9. Frejd Z. 1989. Budushhee odnoj illjuzii (The Future of an Illusion). Jakovlev A. A. (ed.) Sumerki bogov (Twilight of gods). Мoscow, 1989, pp. 94–142
10. Fromm Je. 1989. Psihoanaliz i religija (Psychoanalysis and Religion). Jakovlev A. A. (ed.) Sumerki bogov (Twilight of gods). Мoscow, 1989, pp. 143–221.
11. Groddeck G. Das Buch vom Es: Psychoanalytische Briefe an eine Freundin. Frankfurt am Main, 1990.
12. Gurev G. 1929. Religija v svete frejdizma (Religion in the Light of Freudizm). Antireligioznik, vol. 1, pp. 40–60;
13. Jevans-Pritchard Je. Teorii primitivnoj religii (Theories of primitive religion). Мoscow, 2004.
14. Jung K. G. Bog i bessoznatel’noe (On God and Unconscious). Мoscow, 1998.
15. Jung K. G. Bog i bessoznatel’noe (On God and unconscious). Мoscow, 1998
16. Kroeber A. L. 1920. Totem and Taboo: An Ethnologic Psychoanalysis. American Anthropologist, vol. 22.1, pp. 48–55.
17. Levi-Stros K. Strukturnaja antropologija (Structural anthropology). Мoscow, 1985.
18. Lukachevskij A. T. Proishozhdenie religii: obzor teorij (Origin of religion: overview of theories). Мoscow, 1929;
19. Majskij V. I. Frejdizm i religij a. Kriticheskij ocherk (Freudianism and religion. Critical essay).Мoscow, 1930.
20. Malinovskij B. Seks i vytesnenie v obshhestve dikarej (Sex and exclusion in the society of savages). Мoscow, 2011.
21. Mamleev V. Z. 1930. Frejd «Budushhnost' odnoj illjuzii» (Freud and his «The Future of an Illusion»). Antireligioznik, vol. 7, pp. 119–124;
22. Mihajlov F. T. 1999. Bog «antihrista» Frejda (The God of Freud the «Antichrist»). Ovcharenko V. I., Lejbin V. M. (eds.). Antologij a rossij skogo psihoanaliza (Anthology of the Russian psychoanalysis), vol. 1, pp. 799–805.
23. Pfister O. Analytische Seelsorge. Einführung in die praktische Psychoanalyse für Pfarren und Laien. Gottingen, 1927.
24. Pfister O. Psychoanalyse und Weltanschauung. Leipzig, 1928
25. Pfister O. Die Frommigkeit des Grafen Lüdwig von Zinzendorf. Eine psychoanalytische Studie. Leipzig, 1925;
26. Pfister O. 1922. Die primären Gefühle als Bedingungen der höchsten Geistesfunktionen. Imago. Zeitschrift für Anwendung der Psychoanalyse auf die Geisteswissenschaften, vol. 8.1, pp. 46–53;
27. Popova M. A. Frejdizm i religija (Freudianism and religion). Мoscow, 1985.
28. Popova M. A. 1977. Psihoanaliz i religija (Psychoanalysis and Religion). Bogomolov A. S. (ed.). Sovremennaja burzhuaznaja filosofija i religija (Modern bourgeois philosophy and religion). Мoscow, 1977, pp. 91–138.
29. Portnov A. A. Shahnovich M. I. Psihozy i religija (Psychosis and religion). Leningrad, 1967.
30. Rank O., Zaks G. Znachenie psihoanaliza v naukah o duhe (Signifi cance of psychoanalysis in studies on the spirit). Saint-Petersburg, 1913;
31. Rejsner M. A. 1924. Frejd i ego shkola o religii (Freud and his School on Religion). Pechat’ i revoljucija, vol. 1, pp. 40–60; vol. 3 (2), pp. 81–106;
32. Reik T. Dogma und Zwangsidee. Eine psychoanalytische Studie zur Entwicklung der Religion. Leipzig, 1927.
33. Rubinshtejn S. L. Principy i puti razvitija psihologii (Principles and ways of psychological development). Мoscow, 1959.
34. Rudin J. Psychotherapie und Religion. Seele — Person — Gott. Freiburg im Breisgau, 1960.
35. Rutkevich A. M. Psihoanaliz i religija (Psychoanalysis and religion). Мoscow, 1987.
Дамте Давид Соломонович
Дамте Д. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 2 (52). С. 142-145. — Рец. на кн.: Кюнг Г. Фрейд и будущее религии / О. Хмелевская, пер. Издательство ББИ, 2013
PDF
Дамте Давид Соломонович
Дамте Д. С. Психология религии М. А. Поповой // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 89-101. DOI: 10.15382/sturI201558.89-101
В этом году известному советскому ученому-религиоведу Марте Анатольевне Поповой (1940-1980) исполнилось бы 75 лет. Юбилей - хороший повод для переосмысления идей ученого. В ходе анализа мы показываем, что ее теоретические воззрения в значительной степени подводят итог наработкам советских исследователей в сфере психологии религии. В статье раскрывается актуальность задач и направлений исследований в области психологии религии, которые определяет М. А. Попова, а также теоретическая и практическая значимость критического осмысления ею богатого наследия зарубежной психологии религии. В последнем аспекте особенная заслуга Поповой заключается в детальном анализе англо-американской традиции в психологии религии и психоаналитической теории религии и культуры. Пытаясь проследить логику движения исследовательской мысли Поповой, мы исходим из взаимосвязи четырех выделяемых ею основных направлений работы в сфере психологии религии. К их числу относится, во-первых, исследование психологии конкретного верующего и групп и в этом контексте решение вопросов методологического характера, связанное, во-вторых, с необходимыми уточнениями основных принципов и понятий психологии религии. Логическим завершением такой работы являются вопросы практического применения полученных в ходе научных исследований результатов (третье направление). Эти три направления исследований невозможны без осмысления и разработки теоретического багажа зарубежной и отечественной психологии религии, без изучения ее истории, которое образует собой четвертый аспект исследований в области психологии религии. В нашей статье анализ проводится с привлечением в том числе малоизвестных работ М. А. Поповой, которые дают возможность более глубокого и полного понимания сути ее теоретических воззрений.
история религиоведения, психология религии, советское религиоведение, методология религиоведения, М. А. Попова, психология религии в США, вера, религиозное чувство, психоанализ, бессознательное
1. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
2. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., 1969.
3. Гурев Г. А. Религия в свете фрейдизма // Антирелигиозник. Ежемесячный научно-методический журнал. 1929. №1. С. 40–60.
4. Летопись Московского университета. М., 2004. Т. 2.
5. Лукачевский А. Т. Происхождение религии: Обзор теорий. М., 1929.
6. Мамлеев В. И. Фрейдизм и религия: Критический очерк. М., 1930.
7. Памяти Марты Анатольевны Поповой // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 1981. № 2. С. 87.
8. Платонов К. К. Психология религии: Факты и мысли. М., 1967.
9. Портнов А. А., Шахнович М. И. Психозы и религия. Л., 1967.
10. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция: Журнал литературы, искусства, критики и библиографии. 1924. № 1. С. 40–60; № 3(2). С. 81–106.
11. Руткевич А. М. Психоанализ и религия. М., 1987.
12. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986.
13. Элбакян Е. С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение: Научно-теоретический журнал. 2011. № 3. С. 141–162.
Дамте Давид Соломонович
Дамте Д. С. Психология религии в Московском университете: Троицкий, Грот, Астафьев // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 97-111. DOI: 10.15382/sturI201668.97-111
В отечественной философии религии и психологии религии второй половины XIX — начала XX в. отчетливо прослеживаются два направления — духовно-академическое и университетское. В рамках данной статьи мы рассматриваем вторую из названных традиций, обращаясь к наследию Матвея Михайловича Троицкого (1835–1899), Николая Яковлевича Грота (1852–1899) и Петра Евгеньевича Астафьева (1846–1893) — трех крупных русских философов, представителей Московского университета и Московского психологического общества, которые своими трудами способствовали развитию в России не только философии, но также и тогда еще совсем молодой психологической науки. Мы рассматриваем связь их общефилософских взглядов с подходом к анализу религии, выделяя в рамках нашего исследования психологический аспект их анализа и подробно обсуждая проблемы религиозных чувств и психологических функций религии, а также рассматривая их оригинальные взгляды на эволюцию религиозных представлений. Мы показываем, что три мыслителя, рассмотренные нами в статье, едины в признании внутреннего опыта в качестве важнейшего (но не единственного) источника религиозной веры и религиозных представлений. При этом мы отмечаем важное различие между ними в понимании источников и форм проявления внутреннего опыта: если Троицкий отводит решающее место в формировании религиозного сознания механизмам ассоциации и абстрагирования, то у Грота можно зафиксировать смещение акцентов в сторону чувства как источника религиозного мировоззрения, тогда как Астафьев развивает оригинальную концепцию воли как конституирующего элемента религиозного сознания.
русская философия, философия религии, психология рели- гии в России, история религиоведения, Троицкий, Грот, Астафьев, религиозная вера, религиозное чувство
1. Авдеев О. А. Проблема личности в русском консерватизме: Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев, П. Е. Астафьев: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2011.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: В 2 т. СПб., 2007. Т. 1.
3. Астафьев П. Е. Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893.
4. Бердникова А. Ю.  Неолейбницианство в России: два проекта монадологии // История философии. 2016. No 1. С. 86–95.
5. Гаврюшин Н. К. Забытый русский мыслитель. К 150-летию со дня рождения П. Е. Астафьева // Вопросы философии. 1996. No 12. С. 75–83.
6. Грот Н. Я. Джордано Бруно и пантеизм: Философский очерк. Одесса, 1885.
7. Грот Н. Я. О душе в связи с современными понятиями о силе. Одесса, 1886.
8. Грот Н. Я. Понятия души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. 1897. Год VIII. Кн. 2 (37). С. 239–300; Год VIII. Кн. 4 (39). С. 800–811.
9. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 1879–1880.
10. Грот Н. Я. Философия и ее общие задачи. СПб., 1904.
11. Грот Н. Я. Что такое метафизика? // Вопросы философии и психологии. 1890. Год 1. Кн. 2. С. 107–128.
12. Ждан А. Н. История психологии. М., 2012.
13. Ивановский В. Н. К характеристике М. М. Троицкого // Вопросы философии и психологии. 1900. Год XI. Кн. II (52). С. 183–213.
14. Козырев А. П. М. М. Троицкий // Розановская энциклопедия / А. Н. Николюкин,  сост., ред. М., 2008. С. 1013.
15. Маслин М. А., Черников Д. Ю. Московское психологическое общество (персоналии, проблематика, традиции) // Историко-философский альманах. М., 2007. Т. 2. С. 247–267.
16. Павлов А. Т. М. М. Троицкий в умственной истории и философском образовании // Философская Россия. 2007. No 3. С. 152–171.
17. Павлов А. Т. Н. Я. Грот — профессор философии Московского университета // Философские науки. 2003. No 4. С. 103–116.
18. Павлов А. Т. Н. Я. Грот в Московском университете // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2009. No 5. С. 99–112.
19. Павлов А. Т. Николай Яковлевич Грот, его место в истории русской философии // Вопросы философии. 2003. No 10. С. 114–123.
20. Павлов А. Т. Профессор философии Московского университета Матвей Михайлович Троицкий // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2003. No 1. С. 55–69.
21. Прасолов М. А. «Внутренний опыт — это я сам»: проблема внутреннего опыта в философии П. Е. Астафьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. No 6. С. 100–105.
22. Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. СПб., 2007.
23. Соловьев В. С. Три характеристики: М. М. Троицкий — Н. Я. Грот — П. Д. Юркевич // Собрание сочинений. СПб., Б. г. Т. 9. С. 380–397.
24. Троицкий М. М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. М., 1882. Т. 1. С. 119–120.
25. Троицкий М. М. Немецкая психология в текущем столетии: Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка: В 2 т. М., 1867. 1883
26. Черников Д. Ю. Московское психологическое общество в истории русской философии: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2008.
Дамте Давид Соломонович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: науч. редактор издательства «Академический Проект»;
Электронный адрес: email: damte_d@mail.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект No 16-03-00799 «Психология религии в России: XIX — начало XXI век
Дамте Д. С. Психология религии В. И. Мамлеева // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 80. С. 83-96. DOI: 10.15382/sturI201880.83-96
В статье анализируются взгляды психолога В. И. Мамлеева (1902–1943) на природу религии. Рассматриваются основные элементы его концепции — критика зарубежных теорий (в частности, Л. Леви-Брюля и З. Фрейда), разграничение религиозной идеологии и религиозной психологии, представления о бессознательном и его влиянии на религиозные представления, а также проект исследования деконверсии — и указывается, какие из них в дальнейшем были востребованы советской психологией религии. Таким образом, ученый вписывается в определенную традицию отечественного религиоведения. Наиболее значительное место в теоретическом наследии В. И. Мамлеева занимает критика западных религиоведческих подходов, которые он классифицирует по ряду оснований. Этому аспекту в статье уделяется особое внимание и показывается, какие моменты его критики могут оцениваться как рациональные (неправомерность некоторых обобщений психоаналитиков, неисторичность теорий Леви-Брюля и Фрейда и т. д.), а какие связаны с идеологическими установками ученого (например, идеи о классовой обусловленности и идеалистическом характере зарубежных теорий, их «буржуазном» характере). Такое разграничение представляется важным в контексте истории гуманитарных исследований в СССР 1920-х гг. В ходе работы над статьей привлекались редкие и архивные источники, которые позволяют проследить эволюцию В. И. Мамлеева как ученого — от исследований в области истории и теории права к изучению религиозной психологии. Его интересовали как процессы, характерные для религиозного сознания, так и психологические особенности перехода от веры к неверию, что подтверждается планом работы по исследованию этого явления, обнаруженным автором среди архивных документов В. И. Мамлеева и проанализированным в конце работы.
психология религии, история науки, религиоведение, научный атеизм, мышление, психоанализ, культура, бессознательное
  1. Антонов К. М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 5 (55). С. 56–58.
  2. Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966.
  3. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.
  4. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
  5. Дамте Д. С. Психоанализ и религия: взгляд советских исследователей // Отечественная и зарубежная психология религии: параллели и пересечения в прошлом и настоящем / К. М. Антонов, ред. М., 2017. С. 149–166.
  6. Дамте Д. С. Психология религии М. А Поповой // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 89–101.
  7. Дулуман Е. К., Лобовик Б. А., Танчер В. К. Современный верующий: Социально-психологический очерк. М., 1970.
  8. Ждан А. Н. История психологии. М.: Академический Проект, 2012.
  9. Лазурский А. Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900. Кн. 53. С. 217–263.
  10. Лейбин В. М. Фрейд и Россия. М.; Воронеж, 2000.
  11. Майский В. И. Фрейдизм и религия: Критический очерк. М., 1930.
  12. Малахова И. А. Анатомия религиозной веры. М., 1980.
  13. Мамлеев В. И. З. Фрейд. Будущность одной иллюзии // Антирелигиозник. 1930. № 7. С. 119–124.
  14. Мамлеев В. И. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление // Антирелигиозник. 1930. № 4. С. 99–101.
  15. Мамлеев В. И. Наука и религия о поведении животных и человека. М., 1931.
  16. Мамлеев В. И. Поведение без инстинкта и «религиозный инстинкт» // Атеист. 1930. № 56–57. С. 113–127.
  17. Мамлеев В. И. Проблема дарвинизма в психологии в связи с исследованием Келера // Антирелигиозник. 1930. № 11. С. 44–53.
  18. Мамлеев В. И. Проблема первобытной примитивной психики // Антирелигиозник. 1930. № 5. С. 30–42; № 6. С. 46–53.
  19. Мамлеев В. И. Фрэйдизм и религия // Атеист. 1930. № 52. С. 30–68.
  20. Очиров Д. Д. От религиозной веры к атеизму. Улан-Удэ, 1981.
  21. Попова М. А. Критика психологической апологии религии: Современная американская психология религии. М., 1973.
  22. Попова М. А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
  23. Поппер К. Р. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1983.
  24. Райк Т. Ритуал. Психоаналитическое исследование. Введение // Magnum ignotum. М., 2017. Т. 4. С. 29–50.
  25. Рейснер М. А. Любовь, пол и религия. Рязань, 1924.
  26. Рейснер М. А. Нужна ли вера в бога? О вере, церкви и государстве. М., 1925.
  27. Рейснер М. А. Фрейд и его школа о религии // Печать и революция. 1924. № 1. С. 40-60; № 3(2). С. 81–106.
  28. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  29. Руткевич А. М. Научный статус психоанализа // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 9–14.
  30. Руткевич А. М. Психоанализ и религия. М., 1987.
  31. Свободный П. П. Религиозные чувства и пути их преодоления. Ровно, 1967.
  32. Угринович Д. М. О специфике и структуре религиозного сознания // Вопросы научного атеизма. 1966. № 1. С. 36–68.
  33. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986.
  34. Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. М., 1965.
  35. Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 22–51.
  36. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Минск, 1997.
  37. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Т. 1.
  38. Thurnwald R. Psychologie des primitiven Menschen. München, 1922.
Дамте Давид Соломонович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0002-9480-694X;
Электронный адрес: damte_d@mail.ru.